Напоминание

Татарский орнамент в изделиях по войлоку


Автор: Нигматуллина Эльфира Талгатовна
Должность: преподаватель рисунка, живописи, композиции, прикладного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДХШ №5
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая работа по декоративно–прикладному искусству
Тема: Татарский орнамент в изделиях по войлоку
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

по декоративно-прикладному искусству

по теме

«Татарский орнамент в изделиях по войлоку»

преподавателя МБОУ ДОД ДХШ №5 г. Казани

Нигматуллиной Эльфиры Талгатовны.

Казань 2018г.

Аннотация

Вид занятий: практическая работа по прикладному искусству в технике

валяния войлоком в 1классе Детской художественной школы по теме:

«

Татарский орнамент в изделиях по войлоку

».

Возраст учащихся 10-11лет.

Выполнить работу - свалять войлочный квадратик размером 10х10см.

в технике мокрого валяния (фельтинга) и украсить его элементом татарского

орнамента в технике сухого валяния (фильцевания).

Тема урока:

«

Татарский орнамент в изделиях по войлоку

»

Количество часов по теме – 3 академических часа

Продолжительность занятия – 1 академический час в неделю

Тип урока: традиционный

Цель урока:

Знакомство с татарским народным искусством. Изучение образцов татарского

орнамента.

Формирование навыков и умений по декоративно-прикладному искусству.

Азы изучения техники мокрого валяния.

Азы изучения техники сухого валяния.

Задача:

Плоскостная композиция.

Стилизация изделия.

Последовательное, поэтапное видение работы.

Умение завершать работу.

Оборудование.

Для преподавателя:

Образцы работ из войлока.

Различные виды шерсти для валяния.

Клеёнка для стола.

Мыльный раствор.

Для учащихся:

Эскиз в цвете по образцам татарского орнамента.

Москитная сетка.

Мягкая тряпочка, хорошо впитывающая воду.

Войлок светло-синего и темно-синего цвета в виде гребенной ленты.

Цветной войлок в виде гребенной ленты.

Поролоновая подушечка.

Иглы для фильцевания №25, 50 и №70.

План урока:

1. Организационная часть – 2 мин.

2. Инструктаж по технике безопасности – 3 мин.

3. Теоретическая часть – объяснение учебного материала и техники

выполнения работы – 10 мин.

4. Практическая часть – самостоятельная работа, выполняемая учащимися –

25 мин.

5. Подведение итогов – 5 мин.

Пояснительная записка.

Декоративно-прикладное искусство в программе ФГТ занимает особое место.

Это изучение народного искусства, история прикладного искусства разных

народов и национальное искусство, а также обучение техники использования

различных материалов в работе.

С давних времен люди создавали не только удобную для себя одежду, но и

старались сделать ее красивой, украсить ее орнаментом, вышивкой.

То же касалось и изделий из глины, войлока, дерева и т.д. Это значит

что, к практическому назначению вещей прибавлялось и искусство

украшения. Каждая вещь, которой касалась рука мастера, становилась

произведением прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство Казанских татар тесно связано

с украшением бытовых предметов, одежды, ювелирных украшений.

В своих работах они пользовались различными материалами: глиной,

металлом, войлоком, деревом, тканью. Из войлока создавали теплую одежду,

попоны, которыми укрывали лошадей, ковры, головные уборы и многое

другое. В деревнях татары создавали цветные войлочные ковры, которые

вешали на стены или стелили на саке. Войлочные ковры обычно были

выполнены в сдержанной цветовой гамме с использованием овечьей

шерсти черного, белого и серого цвета, а также в цветовую гамму добавляли

шерсть, окрашенную в красный, коричневый и синий цвета. Мастерицы

создавали узоры на войлочных коврах двумя способами: технологией

введения цветного узора в процессе валяния или применяли приём

аппликации.

Одежду, ковры, ювелирные украшения, полотенца, скатерти татарские

мастерицы украшали орнаментом.

В разные периоды своего развития орнамент в творчестве народа имел

различное значение.

Раньше орнаментам, украшающим одежду, ювелирные украшения,

полотенца, покрывала и т.д. придавали значение оберега. Со временем

значение орнаментов, как солярных знаков (стилистическое изображение

солнца, воды, рогов животных и т.п.) утратилось и стало носить

декоративный характер.

Особенностью татарского орнамента являются цветочно-растительные,

геометрические и зооморфные мотивы.

Основной цветочный декоративный мотив – это тюльпан.

Цель учебной дисциплины: получить теоретические и практические знания

по предмету – прикладное искусство. Изучение особенностей декоративного

искусства разных стран и народов. Изучение основных видов декоративно-

прикладного искусства, его особенности и специфики. Знакомство с

народными художественными промыслами.

Основные задачи.

1. Обучающие:

Использование знаний полученных на уроках композиции. Знакомство с

такими понятиями как симметрия – асимметрия, силуэт, контраст и нюанс,

ритм, пластика т.д. Обучение принципам и приёмам стилизации.

Приобретение навыков конструирования. Обучение приёмам работы с

различными текстильными материалами. Развитие образного мышления,

цветового решения работы.

2. Воспитательные:

Развивать эстетические чувства у учащихся.

Изучать и сохранить традиции своего народа.

Изучать народное творчество разных стран и народов и формировать

уважительное отношение к их творчеству.

Развивающие:

Развитие у детей памяти, внимания, глазомера, твердости и гибкости рук.

Развивать потребность у детей к занятиям творчеству к получению новых

знаний и умений.

Педагогические задачи:

Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Воспитывать доброжелательность в коллективе, чувство товарищества и

терпимости друг к другу.

Работа выполняется в 2 этапа с изучением двух видов войлоковаляния.

1 этап.

Техника мокрого валяния – фельтинг.

Материалы и инструменты для техники мокрого валяния:

1.

Москитная сетка,

2.

войлок темно-синего и светло-синего цвета (гребенная лента),

3.

клеенка,

4.

мыльный раствор,

5.

мягкая тряпочка, хорошо впитывающая воду.

Ход урока.

Начинаем работу с организации рабочего места.

Ничего лишнего на столе не должно находиться, стол должен быть чистым.

В пластиковой посуде готовим мыльный раствор, для чего в теплую воду

добавляем жидкое мыло или средство для мытья посуды.

Важно чтобы средства были безопасны для детей.

На столы стелем клеенку и сверху кладем сетку.

На сетку нужно выложить квадрат из шерсти чуть больше размером 10х10

сантиметров, учитывая, что шерсть при валянии садится, уплотняется.

Для этого мы берем гребенную ленту и, придерживая руками, вытягиваем

тонкий слой шерсти нужного размера.

Чтобы квадратик был плотный, равномерный по толщине каждый новый слой

нужно положить перпендикулярно предыдущему слою.

Всего положите 10 слоев.

Накрываем квадратик сверху сеткой и всухую, очень осторожно, круговыми

движениями руки вместе с сеткой начинаем путать шерсть. Переворачиваем и

повторяем те же движения с другой стороны. Это нужно сделать для того,

чтобы при валянии работа не деформировалась.

Смачиваем изделие мыльным раствором, чтобы оно хорошо пропиталось

водой.

Следующий шаг – это притирание шерсти в разных направлениях до тех пор,

пока она окончательно не сваляется. Иногда нужно снимать сетку от

шерстяного квадратика, чтобы изделие не прилипало к сетке.

Проверяем плотность валяния, для этого кончиками указательного и

большого пальцев приподнимаем ворсинки шерсти, если вслед за ними

приподнимается слой шерсти, то изделие нужно довалять.

Готовое изделие отжимаем от лишней пены и очень аккуратно промываем

теплой водой. После чего сушим простой тряпочкой, хорошо впитывающей

воду, и досушиваем на батарее.

2 этап.

Нанесение узора в технике сухого валяния – фильцевания.

Материалы и инструменты для сухого валяния:

1.Сливер или шерсть разных цветов в виде гребенной ленты.

2. Поролоновая подушечка.

3. Иглы для сухого валяния, фильцевания – 2 шт.

4. Эскиз в цвете по образцам татарского орнамента.

Ход урока.

Начинаем работу с организации рабочего места.

Ничего лишнего на столе не должно находиться, стол должен быть чистым,

иглы должны лежать в небольшой коробочке, чтобы лежали всегда под рукой

и не терялись.

Большое значение имеет здесь техника безопасности, так как иглы для

валяния имеют зазубрины и кончик иглы очень острый.

Чтобы избежать поломки иглы и травмы пальцев руки нужно проявлять

осторожность при работе с иглами. Иглу нужно держать перпендикулярно к

изделию и при процессе валяния быть аккуратным и осторожным, нельзя

отвлекаться от работы.

В качестве поверхности, на которой приваливается изделие можно

использовать поролоновую подушечку, толщина которой должна быть такой,

чтобы конец иглы не касался поверхности стола. Можно использовать и

толстую губку для мытья посуды, так как наше изделие имеет небольшой

размер. Очень удобно и то, что у губки с одной стороны есть более плотная

поверхность, которая позволяет игле не касаться поверхности стола.

Начинаем работу с того, что наносим на сухой квадратик войлока узор

татарского орнамента с готового эскиза.

Итак, на поверхность поролоновой подушечки (или губки) мы кладем наше

изделие (квадратик из войлока) и, отрывая небольшие, тонкие кусочки

цветного войлока выкладываем узор на квадрате. Прикрепляем полоски

цветного войлока к изделию, для чего строго перпендикулярно к

поролоновой подушечке, начинаем втыкать иглу, вбивая войлок в квадрат.

Начинаем выкладывать узор с внешней стороны рисунка, постепенно

добавляя полоски войлока до завершения узора. Добавлять узор можно

бесчисленное количество раз пока линия узора не получит своё завершение и

не будет нужной вам длины и толщины. Чтобы полоски войлока хорошо

прикрепились к изделию, сначала мы используем иглу более грубого толстого

сечения (№25).

Для завершения работы нам нужна более тонкая игла (№50, 70).

После окончания работы мы собираем все иглы и убираемся в классе.

После чего раскладываем все изделия на столе и обсуждаем работы.

Заключение.

Татарские ковры – киез в наше время утратили свою актуальность.

Но всё больше современных мастеров начинают интересоваться валянием

больших декоративных объемных работ – панно, настенных ковров, одежды,

а так же и небольших изделий – сумок, игрушек, бижутерии.

В наше время валяние становится всё актуальнее, принимая различные виды

и техники.

С появлением большой цветовой гаммы шерсти расширились возможности

для творчества из войлока.

В заключении можно сказать, что войлоковаляние это очень интересный и

увлекательный процесс, погружающий детей в искусство через народное

декоративно-прикладное творчество.

Прикладное – это значит, приложено умение.

В декоративно-прикладном искусстве используются все умения и навыки

полученные на уроках по композиции, рисунка, живописи и истории

искусств.

Итогом проведения занятий является получение детьми выше перечисленных

знаний, умений и навыков в виде готового элемента ковра.

Литература:

1. Алишев Сальям «Казанское ханство». Казань. Татарское книжное

издательство. 2002г.

2. Валеев Ф.Х. «Орнамент Казанских татар». Академия наук СССР. Институт

языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова. Татарское книжное

издательство. Казань. 1969г.

3. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. «Древнее искусство Татарстана».

Издание второе, дополнительное. Казань. Татарское книжное издательство.

2002г.

4. Валеева-Сулейманова Г.Ф. «Декоративное искусство Татарстана».

Издательство «Фэн». Казань. 1995г.

5. Каменева Е. «Какого цвета радуга». Москва. «Детская литература». 1987г.

6. Кокарева Ия «Живописный войлок». Москва. Аст-Пресс Книга. 2011г.

7. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство». Москва. «Просвещение».

2012г.

8. Смирнова Елена «Чудеса из войлока. Уроки мокрого валяния». Серия

«Своими руками». Издательство «Питер» 2014г.

9. Шамси Султан, Измайлов Искандер «Волжская Булгария в рассказах для

детей». Учебное пособие для начальных классов по истории и культуре

Татарстана. Казань. Издательство «Слово». Издательство «Магариф» 1995г.

10. Шинковская Ксения «Художественный войлок». Москва. Аст-Пресс

Книга. 2011г.

11. МеШинковская Ксения «Войлок. Все способы валяния». Москва. Аст-

Пресс Книга. 2016г.



В раздел образования