Напоминание

"Общеразвивающая программа для детей с ОВЗ"


Автор: Бобылева Елена Владимировна
Должность: Преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Общеразвивающая программа для детей с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Адаптированная общеразвивающая

образовательная программа

в области музыкального искусства

для детей с ОВЗ

Программа

по учебному предмету

«Музыкальный инструмент» (фортепиано)

3 – летний срок обучения (начальный курс)

Нижний Тагил

2017

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

Методическое обеспечение учебного процесса

Список учебной и методической литературы

- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

Пояснительная записка

2

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного

образования

является

одной

из

важнейших

задач

государственной

образовательной

политики.

Основополагающим

законодательным

актом,

регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный

закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

Получение

детьми-инвалидами

и

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

дополнительного

образования

способствует

социальной

защищенности

на

всех

этапах

социализации,

повышению

социального

статуса,

становлению

гражданственности

и

способности

активного участия в общественной жизни, расширяет рамки свободы выбора

(социа льные

пробы)

при

определении

сво его

жизненного

и

профессионального пути.

Адаптированная

общеразвивающая

образовательная

программа

разработана

для

детей

с

нарушениями

опорно–двигательного

аппарата

(НОДА).

По

степени

тяжести

нарушений

двигательных

функций

и

по

сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.

В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых

из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки

самообслуживания;

другие

с

трудом

передвигаются

с

помощью

ортопедических

приспособлений,

навыки

самообслуживания

у

них

сформированы частично.

Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень

выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может

самостоятельно

передвигаться,

хотя

и

на

ограниченное

расстояние.

Они

владеют

навыками

самообслуживания,

которые

н ед о с т аточ н о

автоматизированы.

Данная программа разработана для детей, составляющих третью

группу.

Это

дети,

имеющие

легкие

двигательные

нарушения:

они

3

передвигаются

самостоятельно,

владеют

навыками

самообслуживания,

однако, некоторые движения выполняют неправильно.

Адаптированная общеразвивающая образовательная программа

составлена

с

целью

организации

работы

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

МБУ

ДО

«Детская

школа

искусств

№1».

Адаптированная

общеразвивающая

образовательная

программа

в

области

исполнительской

подготовки

«Фортепиано»

имеет

художественно-

эстетическую направленность, представляет собой документ, определяющий

особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения

образовательного процесса.

Актуальность создания такой общеразвивающей образовательной

программы

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

продиктована

поиском

новых

возможностей

развития,

реабилитации

и

социализации

детей

с

ОВЗ,

возможностью

выбора

ребенком

своего

индивидуального

образовательного

пути,

увеличения

пространства,

в

котором может развиваться личность ребенка, обеспечивая ему «ситуацию

успеха».

Дополнительная

общеразвивающая

образовательная

программа

предлагает модель обучения, направленную на формирование как отдельных

качеств,

так

и

в

целом

способности

учащихся

к

приобретению

новых

навыков,

умений

и

знаний;

на

наиболее

успешное

и

устойчивое

формирование

эмоционально

волевой

сферы,

коммуникативной

составляющей поведения детей и подростков с нарушениями развития.

Целью дополнительного образования является развитие мотивации

детей

к

познанию

и

творче ству,

содействие

лично стному

и

профессиональному

самоопределению

обучающихся.

Отсюда,

целью

педагога-музыканта является создание условий для личностного развития и

реализации

творческих

способностей

детей

с

самыми

различными

музыкальными данными. Главной задачей музыкального воспитания является

не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на весь

4

духовный

мир

человека,

на

его

нравственность.

Постепенно

развиваясь,

ребенок

расширяет

круг

знаний,

умений

и

навыков,

что

позволяет

ему

прикоснуться

к

художественным

произведениям,

представляющим

подлинные

ценности

искусства.

Важной

задачей

педагога-музыканта

является воспитание музыкального вкуса. Решению этой задачи способствует

включение в репертуар лучших образцов классической, русской и зарубежной

музыки, произведений современных композиторов, в том числе Уральских

композиторов.

Индивидуальные

занятия

с

ребенком

являются

основой

саморазвития личности. Исследования показали, что дети, которые учатся

играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на жизнь, чем их

«немузыкальные»

сверстники,

что

помогает

им

легче

решать

многие

жизненные проблемы. Обучение игре на фортепиано воспитывает волю и

дисциплину, помогает правильно распределять свое время. Занятия музыкой

способствуют развитию математических способностей, логики, зрительно

-пространственного

восприятия,

абстрактного

мышления

ребенка.

На

занятиях фортепиано ребенок знакомится с музыкальным языком, где, как и в

литературном языке есть предложения, фразы, мотивы. Учится при помощи

звуков

произносить

выразительно

музыкальную

фразу,

передавая

разные

настроения.

Описывая

на

первом

этапе

музыкальную

пьеску,

ребенок

расширяет свой словарный запас. Замечено - играющие и поющие дети

лучше разговаривают и пишут. Игра на инструменте требует координации

рук и глаз, что улучшает общую координацию человека, что, особенно, важно

для детей с ОВЗ. Основным критерием эффективности образования, как

социального

процесса,

в

данном

случае

является

степень

подготовки

(приобретение

им

способности)

к

жизни

в

условиях

современной

цивилизации.

Новизна:

5

Развитие современной педагогики требует использования новых

современных

технологий,

таких,

как

технология

здоровъесбережения

и

технология

личностно-ориентированного

подхода,

нацеленного

на

приоритеты

индивидуальности,

самобытности,

самоценности

ребенка.

Умение взрослого и ребенка вести диалог, сообща разглядывать проблему,

вместе

правильно

ее

проанализировать

и

совместно

определить

верное

решение

очень

часто

оказывается

дефицитом

педагогики.

Элементы

«Технологии педагогической поддержки О.С.Газмана», как составной части

личностно-ориентированного подхода могут быть успешно использованы в

работе педагога-музыканта.

В процессе педагогической практики мы часто сталкиваемся с такой

проблемой,

как

нарушение

координации

между

внутренним

слухом

и

интонированием,

или

взаимосвязью

двигательных

процессов

и

слуховых

представлений. На начальном этапе обучения очень важно игровой аппарат

ребенка

привести

в

согласованную

систему.

Этому

способствует

использование пособия для начинающих «Пальчиковая гимнастика» - авторы:

Иванов

А.А.,

Рудашевская

О.В.,

которое

представляет

собой

систему

упражнений для развития мелкой моторики рук, речевого, интонационно -

ритмического и музыкального слуха, развития ребенка на основе синтеза

движения, поэтического слова и музыки. Пособие предусматривает игровой и

музыкальный

характер

упражнений,

которые

являются

прекрасным

средством

развития

интеллектуальных,

эмоциональных

и

когнитивных

способностей ребенка.

Успеваемость и развитие воспитанника зависит от целесообразно

составленного

индивидуального

репертуарного

плана,

в

котором

должно

быть

предусмотрено

последовательное,

гармоничное

развитие

ребенка,

учтены

его

индивидуальные

особенности,

как

физические,

так

и

психологические.

Следовательно,

педагогические

требования

к

воспитанникам

должны

быть

дифференцированы.

В

зависимости

от

6

индивидуальных

способностей

ребенка,

педагог

может

корректировать

программные требования.

К новизне программы можно отнести и то, что с ее помощью педагог

воспитывает

не

профессионала

музыканта

узкой

направленности,

а

прививает культуру и музыкальную компетенцию детям с ОВЗ для успешной

социализации в жизни.

В

программе

учитываются

индивидуальные

особенности

и

физиологические

возможности

пианистического

аппарата

ребенка,

его

возрастные и индивидуальные характеристики.

Данная программа является модифицированной. В ее основе лежат

«Программа

для

детских

музыкальных

школ»

Министерства

культуры,

методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных

общеобразовательных программ.

Адаптированная

общеразвивающая

образовательная

программа

в

области

исполнительской

подготовки

«Фортепиано»

основывается

на

следующих принципах:

принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего

творческое и духовно-нравственное самоопределение обучающегося;

принцип

вариативности

образования

для

различных

возрастных

категорий детей, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития

личности;

принцип

творческой

самореализации,

направленный

на

создание

условий

для

выявления

одаренности

и

дальнейшего

творческого

самоопределения.

Адаптированная

общеразвивающая

образовательная

программа

в

области исполнительской подготовки «Фортепиано» направлена на:

создание

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

7

приобретение

детьми

знаний,

умений

и

навыков

музицирования,

позволяющих

исполнять

музыкальные

произведения

в

соответствии

с

необходимым уровнем музыкальной грамотности;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение

детьми

духовными

и

культурными

ценностями

народов

мира.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе

репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не

ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих

получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на

принципе вариативности для различных возрастных категорий детей с ОВЗ,

обеспечивает

развитие

творческих

способностей,

формирует

устойчивый

интерес к творческой деятельности.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный

инструмент

(фортепиано)»

для

детей

с

ОВЗ,

срок

обучения

3

года,

продолжительность

учебных

занятий

первый

год

34

недели,

второй

и

третий годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Учебный план

по адаптированной общеразвивающей образовательной программе

8

в области исполнительской подготовки «Фортепиано»

Срок обучения – 3 года.

Трудоёмкость в часах

Распределение по годам обучения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

Количество недель аудиторных

занятий

34

35

35

Индивидуальные занятия

(в часах)

104

Недельная нагрузка в часах

1

1

1

Самостоятельная работа (в часах)

312

3

3

3

Максимальная учебная нагрузка по предмету

416

4

4

4

Всего:

аудиторная нагрузка – 104 часов;

максимальная нагрузка – 416 часов.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент

(фортепиано)» при 3-летнем сроке обучения составляет 416 часов. Из них:

104 часа – аудиторные занятия, 312 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1

- 3 классы – 1 час в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

9

1-3 классы – 3 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия

проводятся

в

индивидуальной

форме.

Эта

форма

создает

необходимые условия для всестороннего изучения, развития и воспитания

каждого

ребенка,

объективной

оценке

его

возможностей

с

учетом

психофизических особенностей. Распространенной формой работы является

игра

в

ансамбле

с

учеником

или

педагогом.

Индивидуальная

и

мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального подходов.

Цели и задачи учебного предмета

Цель адаптированной общеразвивающей образовательной программы

в области исполнительской подготовки «Фортепиано»:

нравственное

и

эстетическое

воспитание

личности

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

через

развитие

творческих

способностей ребенка, способствующих адаптации его в социуме,

развитие

личности

ребенка,

способного

к

творческому

самовыражению

на

основе

овладения

теоретическими

знаниями

и

практическими навыками игры на фортепиано, формирование устойчивого

интереса к музыке,

создание

условий

для

художественного

образован и я,

эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся.

Задачи:

создание условий для гармоничного развития обучающихся (целостного

процесса психического и физического, умственного и духовного развития

личности и творческой самореализации);

приобщение обучающихся к культурным ценностям;

формирование музыкально-исполнительских навыков игры на фортепиано;

развитие индивидуальных способностей обучающихся;

10

формирование

позитивной

мотивации

обучающихся

к

творческой

деятельности;

формирование ранней профессиональной ориентации обучающихся;

формирование личностных качеств, способствующих:

- освоению учебной информации;

- приобретению навыков творческой деятельности;

- умению планировать свою домашнюю работу;

-

осуществлению

самостоятельного

контроля

за

своей

учебной

деятельностью;

- умению давать объективную оценку своему труду;

-

формированию

навыков

взаимодействия

с

преподавателями

и

обучающимися в образовательном процессе;

-

уважительного

отношения

к

иному

мнению

и

художественно-

эстетическим взглядам;

-

определению

наиболее

эффективных

способов

достижения

результатов.

развитие их творческого мышления;

создание

условий

для

возможности

профессиональной

ориентации

в

сфере

культуры

и

искусства

для

детей,

проявляющих

склонности

к

определенным видам художественной деятельности;

воспитание любви к искусству через освоение отечественных и мировых

культурных ценностей, традиций, лучших образцов народного творчества.

Минимум

содержания

адаптированной

общеразвивающей

образовательной

программы в

области

исполнительской

подготовки

«Фортепиано» обеспечивает

развитие

значимых

для

образования,

социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных

и

художественно-творческих

способностей

ребенка,

его

личностных

и

духовных качеств.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

11

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Адаптированные

общеразвивающие

образовательные

программы в

области исполнительской подготовки «Фортепиано» реализуются посредством:

- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и

духовно-нравственное

самоопределение

ребенка,

а

также

воспитания

творчески

мобильной

личности,

способной

к

успешной

социальной

адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию

развития личности;

-

обеспечения

для

детей

с

ОВЗ

свободного

выбора

общеразвивающей

образовательной программы в области того или иного вида искусств, а также,

при

наличии

достаточного

уровня

развития

творческих

способностей

ребенка,

возможности

его

перевода

с

дополнительной

общеразвивающей

программы

в

области

музыкального

искусства

на

обучение

по

предпрофессиональной программе в области музыкального искусства.

Каче ство

реализации

адаптированной

общеразвивающей

образовательной

программы

в

области

исполнительской

подготовки

«Фортепиано» обеспечивается за счет:

доступности, открытости, привлекательности для обучающихся и их

родителей

(законных

представителей)

содержания

общеразвивающей

программы;

наличия комфортной развивающей образовательной среды.

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

12

- Объяснительно-иллюстративный – ознакомление с инструментом, с

клавиатурой,

организация

игрового

аппарата,

объяснение

музыкальных

терминов;

- Репродуктивный – показ (исполнение) педагогом целиком или его

части (музыкальной фразы) и просьба к воспитаннику повторить;

- Проблемный метод – работа над произведением по этапам (разбор,

выявление

особенностей

музыкального

изложения,

динамика,

форма,

темповые особенности);

-

Частично

поисковый

(эвристический)

учащийся

разбирает

произведение

самостоятельно,

определяет

способы

его

разучивания,

подбирает мелодии по слуху;

- Словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- Организуя деятельность по развитию образно – эмоциональной сферы,

педагог использует следующие методы: игра (работа с начинающими по

приобретению навыков постановки руки – рукой создать образы «Капли»,

«Краба», «Шагающего экскаватора»)

- Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-

Организуя

деятельность

по

развитию

навыков

сценического

поведения,

педагог

использует

объяснительно-иллюстративный

метод

объясняет и демонстрирует этические нормы поведения на сцене. Педагог

старается

правильно

настроить

воспитанника

на

успешное

публичное

выступление

и

затем,

используя

метод

наблюдения,

отслеживает

психологический настрой ребенка.

- Практический (освоение приемов игры на инструменте);

- Формирование общей и музыкальной культуры ребенка достигается

методом

убеждения:

педагог

корректирует

поведение

воспитанника,

способствует формированию общечеловеческих ценностей;

-

Эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления);

13

-

Метод

поощрения

для

поддержания

интереса

к

занятиям,

для

успешной

самореализации

воспитанника

очень

важно

вовремя

стимулировать интерес с познавательной деятельности: похвалить, рассказать

родителям об успехах, поощрить грамотой;

-

Социальной

адаптации

детей

способствует

метод

коллективного

творческого дела: игра в ансамблях, классные концерты.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент

(фортепиано)» обеспечивается:

доступом

каждого

учащегося

к

библиотечным

фондам

и

фондам

фонотеки, аудио и видеозаписей;

учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не

менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино;

В образовательной организации должны быть созданы условия для

содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.

Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными,

электронными

изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

График образовательного процесса

14

График образовательного процесса определяет его организацию и

отражает

продолжительность

учебного

года,

регламентирование

образовательного

процесса,

режим

учебных

занятий,

организацию

промежуточной и итоговой аттестации.

Годовые требования

Адаптированная

общеразвивающая

образовательная

программа

по

предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 3 года. В

распределении

учебного

материала

по

годам

обучения

учтен

принцип

систематического

и

последовательного

обучения.

Последовательность

в

обучении

поможет

учащимся

применять

полученные

знания

и

умения

в

изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков

происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной

грамотой

до

самостоятельного

разбора

и

исполнения

музыкального

произведения.

Содержание

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)»

соответствует

направленности

адаптированной

общеразвивающей образовательной программы на приобщение учащихся к

любительскому музицированию.

Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских

программ,

разработанных

с

учетом

индивидуальных

и

возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для

продвинутых

учащихся,

а

также

с

учетом

их

возрастных

возможностей

может

разрабатываться

и

использоваться

более

высокий

уровень сложности программных требований.

15

Для учащихся с хорошим продвижением разработаны требования по

гаммам

к

техническому

зачету

гаммам

добавляется

этюд

на

любую

технику):

1 класс: гаммы: C-dur, G-dur, F-dur

-объем две октавы (двумя руками вместе)

-аккорды (двумя руками вместе)

-короткое арпеджио (отдельно каждой рукой)

2 класс: к уже пройденным гаммам добавляются минорные гаммы

(объем две октавы)

-короткое арпеджио (двумя руками вместе)

-длинное арпеджио (отдельно каждой рукой)

3 класс: к пройденным гаммам добавляется B-dur

-гаммы играются в четыре октавы

-короткое и длинное арпеджио (двумя руками вместе)

-добавляется хроматическая гамма

С третьего класса проходит школьный конкурс на лучшее исполнение

танцевальной музыки:

3 класс - Менуэт

Первый год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами

игры,

знакомство

со

штрихами non

legato,

legato,

staccato.

Знакомство

с

нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных

16

попевок,

песенок.

Упражнения

на

постановку

рук,

развитие

пальцевой

техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10 -12 разнохарактерных произведений из

«Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1

класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на

фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство

со

строением

мажорной

и

минорной

гамм,

строением

тонического

трезвучия.

Знание

понятий:

скрипичный

и

басовый

ключи,

длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые

знаки и другие.

Гаммы: До, Соль, Ре отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд -

тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.

За

год

учащийся

может

выступать

на

классных

и

академических

вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных

выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.

Второй год обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов

игры

на

фортепиано,

звукоизвлечением.

Работа

над

упражнениями,

формирующими

правильные

игровые

навыки.

Чтение

с

листа. Игра

в

ансамбле.

Аттестация

может

проводиться

в

конце

каждой

четверти:

в

1

и

3

четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2

и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного

урока или зачета с оценкой или академического концерта.

17

За год учащийся изучает:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2-3 произведения полифонического стиля,

1-2 ансамбля,

Гаммы: До, Ре, Соль, Ля, Ми мажор двумя руками в 2 октавы, аккорды,

арпеджио к ним двумя руками в одну октаву.

Третий год обучения

В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль

является

неотъемлемым

элементом

выразительного

исполнения

(П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа.

Игра в ансамбле.

За год учащийся должен освоить:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть произведения крупной формы,

1-2 ансамбля,

Гаммы: Ля, Ре, Ми, Соль минор, аккорды и арпеджио к ним двумя

руками в 2 октавы.

Примерная программа академического концерта

1 класс

18

1полугодие

Вариант 1

Польская народная песня «Висла»

Вариант 2

В. Кессельман «Вальс»

2 полугодие

Вариант 1

Л. Шукайло «Цыплята»

Вариант 2

Н. Потоловский «Песенка с вариациями»

2

класс

1 полугодие

Вариант 1

А.Гедике «Пьеса»

Вариант 2

В.А.Моцарт «Менуэт»

2полугодие

Вариант 1

И.Королькова «Воробьишки»

Вариант 2

М.Зив «Старинный танец»

3 класс

Вариант 1

А.Красильщикова «Зимний вечер»

Вариант 2

Т.Хаслингер «Сонатина»

2 полугодие

19

Вариант 1

В.А.Моцарт «Менуэт»

Вариант 2

А.Бейл «Сонатина»

Краткий репертуарный список

I-й класс

Произведения полифонического склада

1. Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах»

2. Корелли А. Сарабанда ре минор

3. Моцарт В. Менуэт Фа мажор

4. Моцарт Л. Бурре Ре минор

5. Моцарт Л. Менуэт Ре минор

6. Перселл Г. Ария

7. Скарлатти Д. Ария

Пьесы

1.

Абелев Ю. «Осенняя песенка»

2.

Вейсберг Ю. «Про Машу»

3.

Весняк Ю. «Вечерняя песня»

4.

Весняк Ю. «Дождь»

5.

Весняк Ю. «Полька»

6.

Весняк Ю. «Праздник»

7.

Весняк Ю. «Танец»

8.

Весняк Ю. «Хоровод»

9.

Владинкина-Благинская И. «Украинская песенка», Этюды

10.Волков В. «Первые шаги»

11.Волков В. «Солнечный зайчик»

12.Кершнер Л. «Весёлый паренёк»

13.Лещинская Ф. «Маляр»

14.Пирумов А. «Кукушка»

15.Русская народная песня «Как по лугу по лужочку»

16.Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Ю. Щуровского

20

17.Словенская народная песня «Маленькая Юлька»

18.Филиппенко А. «По малину в сад пойдем»

19.Филиппенко А. «Цыплята»

20.Флерковский А. «Прогулка»

Этюды

1.

Весняк Ю. «Этюд»

2.

Гнесина Е. «Этюд До мажор»

3.

Жилинскис А. «Этюд»

4.

Лемуан А. «Этюд G-dur»

5.

Любарский Н. «Этюд C-dur»

6.

Николаев А. «Этюд C-dur»

7.

Слонов Ю. «Этюд»

8.

Шмидт А. «Этюд C-dur»

II-й класс

Произведения полифонического склада

1.Арман Ж. Пьеса Ля минор

2.Аглинцова Е. Русская песня

3. Кригер И. Менуэт

4. Курочкин Д. Пьеса

5. Левидов Д. Еьеса

6. Бах И. С. Полонез Соль минор

7. Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт

8. Гендель Г. Ф. Менуэт Ре минор

9. Гедике А. Ригодон

10. Телеман Г. Ф. Гавот

Пьесы

1.

Белорусская народная песня «Бульба»

2.

Белорусская полька «Янка»

3.

Весняк Ю. «Колыбельная»

4.

Волков В. «Ласковая песенка»

5.

Волков В. «Незабудка»

21

6.

Волков В. «Пришла весна»

7.

Курочкин В. «Вальс»

8.

Орлянский Г. «За селом, за селом»

9.

Островский А. «Спят усталые игрушки»

10.Парусинов А. «Эхо»

11.Пирумов А. «Юмореска»

12.Русская народная песня «Вдоль да по речке»

13.Русская народная песня «Во поле березонька стояла»

14.Самотринская Т. «Ивушка»

15.Французская народная песня «Кукушка»

16.Фрид Г. «Птенец»

17.Холминов А. «Дождик»

18.Холминов А. «Ирочкина песенка»

19.Шукайло Л. «Воробей»

20.Шуман Р. «Марш»

Этюды

1.

Волков В. «По лесенке»

2.

Волков В. «Этюд Соль мажор»

3.

Гурлит К. «Этюд Фа мажор»

4.

Любарский Н. «Этюд e-moll»

5.

Николаев А. «Этюд ре минор»

6.

Черни К. «Этюд Ля мажор»

7.

Шитте Л. «Этюд C-dur»

8.

Шитте Л. «Этюд F-dur»

9.

Эшпай Э. «Этюд ля минор»

III-й класс

Пьесы

1.

Бетховен Л. «Танец»

2.

Весняк Ю. «Полька»

3.

Гладков Г. «Колыбельная»

4.

Глинка М. «Полька»

5.

Жилинскис А. «Латвийская народная полька»

6.

Казачан Т. «Прощание»

7.

Левидова Д. «Колыбельная»

8.

Левитин Ю. «Марш»

9.

Лукомский А. «Полька»

10.Раутио В. «Танец»

11.Русская народная песня «Калинка»

22

12.Сен-Люк Я. «Бурре»

13.Тетцель Э. «Прелюдия»

14.Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне» обр. И. Берковича

15.Фрид Г. «Дождик»

16.Хренников Т. «Колыбельная»

17.Чайковский П. «Старинная французская песенка»

18.Чешская народная песня «Аннушка» обр. В. Ребикова

19.Шуберт «Эскиз»

20.Щуровский Ю. «Вальс-шутка»

Крупная форма

1.

Беркович И. «Светлячок» (вариации)

2.

Весняк Ю. «Тема с вариациями» op. 1 № 1

3.

Весняк Ю. «Тема с вариациями» op. 1 № 3

4.

Дюбюк А. «Русская песня с вариациями»

5.

Кабалевский Д. «Лёгкие вариации на тему русской народной песни»

6.

Потоловский Н. «Песенка с вариациями»

7.

Прач И. «Тема и вариация»

8.

Хаслингер Т. «Сонатина До мажор» I-я часть

Полифония

1.

«Шорский напев» обр. Н. Гольденберг

2.

Кригер И. «Менуэт»

3.

Левидова Д. «Двое поют»

4.

Любарский Н. «Украинская народная песня»

5.

Ляпунов С. «Пьеса»

6.

Майкапар С. «Канон» op. 16 № 5

7.

Моцарт В. А. «Менуэт C-dur»

8.

Моцарт Л. «Полонез»

9.

Павлюченко С. «Фугетта»

10.Парусинов А. «Хоровод»

11.Свиридов Г. «Колыбельная песенка»

12.Украинская народная песня «Хмель лугами» обр. Я. Степового

23

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом

освоения

программы

по

учебному

предмету

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)»

является

приобретение

учащимися следующих знаний, умений и навыков:

навыков

исполнения

музыкальных

произведений

(сольное

исполнение,

ансамблевое исполнение);

умений

использовать

выразительные

средства

для

создания

художественного образа;

умений

самостоятельно

разучивать

музыкальные

произведения

различных жанров и стилей;

знаний основ музыкальной грамоты;

знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном

искусстве;

знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

навыков публичных выступлений;

навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.

Планируемые результаты освоения

образовательной программы

Результатом

освоения

адаптированной

общеразвивающей

образовательной

программы

в

области

исполнительской

подготовки

«Фортепиано»

является

приобретение

обучающимися

следующих

знаний,

умений и навыков:

навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,

коллективное исполнение);

24

умение

использовать

выразительные

средства

для

создания

художественного образа;

умений

самостоятельно

разучивать

музыкальные

произведения

различных жанров и стилей;

навыков публичных выступлений;

навыков

общения

со

слушательской

аудиторией

в

условиях

музыкально-просветительской деятельности школы;

знаний

основных

средств

музыкальной

выраз ительно сти,

используемых в классе специального фортепиано;

знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,

проверочную,

воспитательную

и

корректирующую

функции.

Разнообразные

формы

контроля

успеваемости

учащихся

позволяют

объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными

видами

контроля

успеваемо сти

по

п ред м ету

«Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:

текущий контроль успеваемости учащихся,

промежуточная аттестация,

итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством

освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена

на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету,

на

ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

носить

стимулирующий характер.

Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

отметки

выставляются

в

журнал

и

дневник

учащегося.

В

них

учитываются:

25

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,

так и во время домашней работы;

темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные

оценки.

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации

являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также

концерты,

тематические

вечера

и

прослушивания

к

ним.

Отметка,

полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и

итоговую оценки.

Итоговая аттестация

При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать

знания,

умения

и

навыки

в

соответствии

с

программными требованиями.

Форма

и

содержание

итоговой

аттестации

по

учебному

предмету

«Музыкальный инструмент (фортепиано)» устанавливаются образовательной

организацией самостоятельно.

При

проведении

итоговой

аттестации

может

применяться

форма

экзамена.

Критерии оценки

Критерии

оценки

качества

подготовки

учащегося

позволяют

определить

уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

26

программой.

Основным

критерием

оценок

учащегося,

осваивающего

общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского

текста, художественная выразительность, владение техническими приемами

игры на инструменте.

При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:

формирование

устойчивого

интереса

к

музыкальному

искусству,

к

занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Для аттестации обучающихся созданы критерии оценочных средств,

включающие:

Оценка 5

Яркое и содержательное исполнение, безупречная фортепианная техника,

культура звукоизвлечения, чувство стиля, убедительное понимание формы.

Оценка 5-

Продемонстрировано осмысленное исполнение, достаточно свободное

владение

пианистиче ским

аппаратом,

необходимой

кул ьту р о й

звукоизвлечения, отсутствие излишней напряжённости. Имеются некоторые

погрешности

(технические,

либо

динамические,

либо

интонационные

неточности).

Оценка 4+

27

Выразительное,

осмысленное

исполнение,

но

есть

напряжённость,

небольшие технические погрешности.

Оценка 4

Хорошая игра с ясным художественно-музыкальным намерением, но

имеется

незначительная

нестабильность

психологического

поведения

на

сцене, не всё технически проработано.

Оценка 4-

Игра достаточно выразительная, но есть симптомы зажатости игрового

аппарата

и

скованности

движений,

что

влияет

на

звукоизвлечение.

Есть

предположение, что ученик уделяет недостаточно внимания самостоятельной

работе.

Требования по репертуару включают в себя обязательный минимум

исполняемых произведений:

по специальности фортепиано:

1 класс

в I полугодии: этюд, пьеса, ансамбль

во II полугодии: этюд, пьеса, ансамбль

2 класс

в I полугодии: этюд, пьеса, ансамбль

во II полугодии: этюд, пьеса, ансамбль

3 класс

в I полугодии: этюд, пьеса, ансамбль

во II полугодии: этюд, пьеса, ансамбль

При переходе на предпрофессиональную образовательную программу

ученик должен сдать экзамен, исполнив 3 произведения: полифонию или

крупную форму, пьесу и конструктивный этюд.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:

перейти

на

обучение

по

предпрофессиональной

программе,

продолжить

28

самостоятельные

занятия,

приобщиться

к

любительскому

сольному

и

ансамблевому музицированию.

Важнейшие

педагогиче ские

принципы

по степенно сти

и

последовательности

в

изучении

материала

требуют

от

преподавателя

применения

различных

подходов

к

учащимся,

учитывающих

оценку

их

интеллектуальных,

физических,

музыкальных

и

эмоциональных

данных,

уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих

способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и

личностные

особенности

ребенка

позволяют

следующие

методы

дифференциации и индивидуализации:

разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

разная

мера

помощи

преподавателя

учащимся

при

выполнении

учебных заданий;

вариативность темпа освоения учебного материала;

индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной

задачей

применения

принципов

дифференциации

и

индивидуализации

при

объяснении

материала

является

актуализация

полученных

учениками

знаний.

Важно

вспомнить

именно

то,

что

будет

необходимо

при

объяснении

нового

материала.

Часто

на

этапе

освоения

нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной

информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую

может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное

время

на

уроке

отводится

практической

деятельности,

поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

29

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее

развитие

музыкально-исполнительских

данных

ученика

зависят

непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,

глубоко

продуман

выбор

репертуара.

Целесообразно

составленный

индивидуальный

план,

своевременное

его

выполнение

так

же,

как

и

рационально

подобранный

учебный

материал,

существенным

образом

влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые

репертуарные

списки,

программы

к

зачетам

и

контрольным

урокам,

включающие

художественный

и

учебный

материал

различной

степени

трудности,

являются

примерными,

предполагающими

варьирование,

дополнение

в

соответствии

с

творческими

намерениями

преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для

изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,

что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени

завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях

класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание

индивидуального учебного плана учащегося.

На

заключительном

этапе

ученики

имеют

опыт

исполнения

произведений

классической

и

современной

музыки,

опыт

сольного

и

ансамблевого

музицирования.

Исходя

из

этого

опыта,

они

используют

полученные

знания,

умения

и

навыки

в

исполнительской

практике.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся

получает

знания

музыкальной

грамоты,

основы

гармонии,

которые

применяются, в том числе, при подборе на слух.

30

Методы

работы

над

качеством

звука

зависят

от

индивидуальных

способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального

слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование

практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Список рекомендуемой учебной литературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1

классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003

Альбом

легких

переложений

для

ф-но

в

4

руки.

Вып.2/сост.

Э.Денисов,1962

Альбом

юного

музыканта.

Педагогический

репертуар

ДМШ

1-3

кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:

Российское музыкальное издательство, 1996

Бах И.С.

Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

31

Бах И.С.

Маленькие

прелюдии

и

фуги

для

ф-но.

Под

ред.

И.А.Браудо. СПб: Композитор, 1997

Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.

Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

Ветлугина

Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-

метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка,

2011

Гедике А.

40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.

пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,

1999

32

Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ:

Уч.

пос.

/

редакторы

составители

А.Г.Руббах

и

В.А.Натансон

М.:

Государственное музыкальное издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ:

Уч. пос. /сост. А.Руббах и В.Натансон. М.: Государственное музыкальное

издательство, 1960

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:

Союз художников, 2008

Лемуан А.

Соч.37.

50

характерных

и

прогрессивных

этюдов.

М.:

Музыка, 2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

Лешгорн

А. Избранные этюды. Соч.65, 66

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994

Милич Б.

Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006

Милич Б.

Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б.

Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.

Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008

Музыка

для

детей.

Фортепианные

пьесы:

вып.2,

издание

4.

Сост.

К.С.Сорокина М.: Современный композитор, 1986

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах.

М., 1972

33

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова.

М.: Советский композитор, 1973

Музыкальная

коллекция,

2-3

классы

ДМШ.

Сборник

пьес

для

ф-

но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д:

Феникс, 2008

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие.

Сост. Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:

Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976

34

35



В раздел образования