Напоминание

Программа "Моя малая родина"


Автор: Пузикова Надежда Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: УДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: пгт Промышленная, Кемеровской области
Наименование материала: Проект дополнительной образовательной программы
Тема: Программа "Моя малая родина"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологии и социально – педагогического сопровождения общего

и специального (коррекционного)образования

(название структурного подразделения)

Моя малая родина

программа дополнительного образования

Итоговая работа

Срок обучения с «08» августа 2018 г. по «24» августа 2018г.

Исполнитель:

Пузикова Надежда Ивановна,

педагог дополнительного образования

УДО «Дом детского творчества»

пгт. Промышленная

(контактный телефон: 8-905-067-41-89)

Консультант:

Приходько Надежда Ивановна,

доцент кафедры

Кемерово 2018

3

Содержание

I. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

пояснительная записка………………………………………………………..3

1.1. Цели и задачи программы………………………………………………..8

1.2. Содержание программы…………………………………………………8

1.3. Ожидаемые результаты образовательной программы………….........22

II. Комплекс организационно-педагогических условий…………………..25

2. Календарный учебный график……………………………………...........25

2.2 Условия реализации программы………………………………………..27

2.3. Формы проверки результатов освоения программы………………….29

2.4. Оценочные материалы………………………………………………….30

2.5. Методические материалы………………………………………………34

III. Литература ………………..…………………………………..…………38

3.1. Список литературы для педагога ……………………………..............38

3.2. Список литературы для учащихся……………………………………40

4

1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

В

настоящее

время

остро

ощущается

необходимость

возрождения

духовности,

изучения

культуры

своего

народа,

изучения

прошлого

и

настоящего

своей

“малой

родины”,

восстановление

духовности

для

формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –

познания

личности

самого

ребенка,

жизни

его

семьи.

Воспитание

патриотических

чувств,

следует

проводить

через

осознание

ребенком

причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор

активной

жизненной

позиции,

через

осознание

своей

значимости,

неповторимости. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного

наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И

успешное

их

решение

возможно

только

при

наличии

любви,

знаний

и

понимания истории своей Родины, своего края.

Традиции

наиболее

прочно

связаны

с

жизнью

и

бытом

человека.

Чем

сознательнее

ребёнок

усвоит

определённую

систему

историко-

обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому

человеку

личностно-гражданскую

позицию,

тем

более

ответственно

и

осознанно он будет принимать решения.

Образовательная

программа

«Моя

малая

родина»

предполагает

изучение

тем прошлого

и настоящего

народов, проживающих в нашем

районе,

их обычаев, традиций и духовной культуры.

Реализация

программы

представляет

широкие

возможности

для

творческой

деятельности

педагога,

использование

межпредметных

связей

с

учебными дисциплинами.

Образовательная

программа

«Моя

малая

родина»

имеет

туристско-

краеведческую направленность и разработана в соответствии с:

5

•Конвенцией о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН

20.11.1989

• Конституцией Российской Федерации

Приказом

МОиН

РФ

от

29.08.2013

№1008

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»

Законом

«Об

основных

гарантиях

прав

ребенка

в

Российской

Федерации»;

Национальной

доктриной

образования

в

Российской

Федерации

на

период до 2025 года;

Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Решением Коллегии Министерства образования Российской Федерации

от

18.01.2000

½

«О

повышении

роли

системы

дополнительного

образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Приказом

Министерства

образования

и

науки

РФ

от

29.08.2013

г.

№1008

«Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г

№1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

Постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации

от

04.07.2014г

№41

г.Москва

«Об

утверждении

СанПин

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных

организаций дополнительного образования детей»

Уставом УДО «Дом детского творчества» Промышленновского района;

Образовательная программа «Моя малая родина» является вариативной.

Педагог

может

вносить

изменения,

дополнения

в

содержание

тем,

в

зависимости от желания и интересов учащихся, дополнять практические

занятия новыми приемами практического исполнения.

6

Новизна

и

оригинальность

программы

заключается

в

комплексном

изучении родного края, в реализации деятельностного подхода на занятиях

краеведения,

опирается

на

понимание

приоритетности

воспитательной

работы, направленной на развитие

интеллекта гражданина, знающего и

любящего

свою

страну,

свой

родной

край,

его

морально-волевых

и

нравственных качеств перед работой, направленной на освоение предметного

содержания.

Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании

комплексно-системного

подхода к родному краю как некой целостности,

представленной

во

всем

многообразии

составляющих

ее

процессов

и

явлений,

что

позволяет

рассматривать

природные,

экономические,

социальные и культурные факторы.

Актуальна и экологическая направленность занятий, так как вопросы

экологии стоят очень остро и в нашем крае.

Программа является общеразвивающей и познавательной, так как

через

изучение родного края восстанавливаются культурно-исторические

связи своей малой Родиной.

Педагогическая

целесообразность

реализации

программы

заключается

в

следовании следующим принципам:

признание

приоритета

воспитательных

задач

краеведения,

его

нацеленности на формирование

патриотов страны, края,

района

рачительных хозяев;

выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с

возрастом, с определением

конкретных

образовательных

и

воспитательных

задач

этих

этапов

при

соблюдении

преемственности

в

подготовке

учащихся

от

ступени

к

ступени,

сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей

и принципов;

краеведение

позволяет

учащимся

увидеть

край

как

сложный,

многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;

о б р а щ е н и е

к

р е а л и я м

п о в с е д н е в н о й

ж и з н и

ж и т е л е й

Промышленновского

района,

решение

воспитательных

и

7

образовательных

задач

программы

с

помощью

содержания,

актуального

для

ребят,

осуществление

личностно-ориентированного

подхода при определении сущности изучаемого материала;

Отличительные

особенности

программы

в

том,

что

она

носит

интегрированный

характер,

адаптирована

к

конкретному

Промышленновскому району, Кемеровской области.

К особенностям данной программы

можно отнести также и ее

концентрированный

принцип

изучения

учебного

материала,

который

основывается на возвращении к уже пройденным темам, их повторяемости с

постепенным усложнением технологии.

В

о снове

ре ализации

программы

лежит

л и ч н о с т н о –

ориентированный подход к учащимся.

Программа «Моя малая родина» предназначена для учащихся от 10 до

14 лет.

Образовательная программа «Моя малая родина» рассчитана на 3

года обучения. Первый год – 144 часа, 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа);

второй, третий – по 216 часов в год, 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа).

Наполняемость групп: первый год – 15, второй – 12, третий – 10 человек.

Такое количество учащихся является оптимальным

для

организации

учебно-воспитательной

деятельности,

осуществления

возможности

индивидуального

подхода

в

обучении

учащихся,

создания

творческой

атмосферы

на

занятиях.

При

большем

количестве

в

объединениях

невозможно индивидуально работать с каждым ребенком.

Основной формой реализации программы являются учебные занятия,

где сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Наряду с традиционной формой обучения – учебным занятием – с целью

расширения

кругозора

учащихся

и

углубления

знаний,

поддержания

интереса к занятиям программой предусмотрены также экскурсии в природу,

на предприятия, музеи, библиотеку, викторины,

конференции, конкурсы и

другое.

Методика проведения занятий строится в направлении:

сотрудничества с учащимися;

8

постоянного создания ситуации успеха;

радости от преодоления возникших трудностей при выполнении

практических работ;

создания ситуации занимательности;

использования познавательных игр;

подготовки учащимися проектов, сообщений, рефератов, докладов и

другое.

Обязательным

условием

для

реализации

программы

является

соблюдение техники безопасности.

Для оптимального сочетания

учебной, психологической и

физической нагрузки учащихся при изучении

программы предусмотрены

различные здоровьесберегающие мероприятия.

В основу

образовательно-воспитательной деятельности положены

следующие принципы и идеи:

доступность, адаптивность к уровню подготовки и развития

учащихся;

свобода выбора и самореализации;

дифференциация и индивидуализация;

сотрудничество педагога и учащихся;

последовательность,

вариативность,

успешность в обучении;

приоритет практической деятельности;

Цель

программы:

формирование

и

воспитание

нравственной

личности

гражданина и патриота России и своей малой родины.

Задачи программы:

Образовательные: Дать определенные знания по истории, культуре, природе,

традициях. Углубить знания об истории, традициях народа населяющего

наш район, область.

9

Воспитательные:

Способствовать

формированию

личности

учащихся

усвоивших духовные ценности и традиции народностей родного края и

имеющих сознательную и нравственную позицию.

Развивающие: Развивать

индивидуальные

и

творческие

способности

учащихся

через

проектную

деятельность.

Вовлекать

в

практическую

деятельность по сохранению и восстановлению наследия наших предков –

культурных памятников.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые

формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о

родном крае.

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Знай и люби свой край

8

6

2

1.1

Введение

в

образовательную

программу.

Знакомство

с

содержание

программы,

правилами

поведения

в

кабинете.

Организационные

вопросы.

Правила

техники

безопасности

на

занятиях

2

2

0

1.2.Краеведение

наука

о

родном

крае.

Археология и краеведение

4

3

1

1.3. Историко- краеведческие

источники. Науки их изучающие

2

1

1

II.

Географическое краеведение

42

32

10

2.1.Мира

не

узнаешь,

не

зная

края

своего

6

4

2

2.2. По дорогам родного края. Экология

и краеведение

6

4

2

2.3.Река Иня

2

2

0

2.4. Топонимы моего края.

Легенды и время

6

4

2

2.4.

Положение

Промышленновского

района на карте Кемеровской области

2

1

1

2.5.

Административные

территории

района

20

18

2

III

Историческое краеведение

26

24

6

3.1. С чего всё начиналось

Наши древнейшие земляки

4

3

1

3.2. Занятие населения нашего района

4

3

1

3.3. Традиции и обычаи. Обряды

4

3

1

3.4. Народные приметы : хоть верьте,

хоть проверьте

2

1

1

3 . 5 .

Кул ь т у р а

и

б ы т

н а р о д о в

4

3

1

10

п рож и ва ю щ и х

в

н а ш е м

р а й о н е

В н е к л а с с н о е

м е р о п р и я т и е

«Толерантность: что это такое»

3.6.

Промышленновский

район

в

произведениях литературы

8

7

1

IV

Моя семья

6

2

4

4.1 Откуда пошел мой род

2

1

1

4.2. Реликвии моей семьи

О

чем

рассказали

фотографии

из

старого альбома

4

1

3

V

Война… страшное слово.

12

7

5

5.1.Мои

земляки

во

время

Великой

Отечественной войны

6

4

2

5.2.

Учитель

равен

солдату-герою.

Война.

Учителя

нашего

р а й о н а

участники ВОВ

2

1

1

5.2. Воины интернационалисты

2

1

1

5.3. Участники чеченской войны

2

1

1

VI

Творчество народов малой родины

50

6

44

6.1.Знакомство с народными умельцами

района

2

2

0

6.2. Обереги:

Изготовление

оберегов

из

природного

материала

18

1

17

6.3. Изготовление кукол из ткани

22

1

21

6.4.

Изготовление

сувениров

и з

природного материала

10

1

9

Итого:

144

77

67

Содержание первого года обучения

I.

Знай и люби свой край. (8 часов)

Тема: Введение. Проведение игр на знакомство. Введение в образовательную

программу. Знакомство с содержание программы, правилами поведения в

кабинете. Организационные вопросы.

Правила техники безопасности на

занятиях.

Тема: Краеведение наука о родном крае. Археология и краеведение.

Теоретическая

часть:

Беседа

о

краеведении,

археологии.

Изучение

материалов по археологии района.

Практическая

часть.

Оформление

археологической

карты

района.

Викторина.

Тема: Историко – краеведческие источники. Науки их изучающие.

Теоретическая

часть:

Беседа:

Историко

краеведческие

источники

Краеведение принадлежит

к

типу

комплексных наук. ... Этнография

это историческая наука,

поэтому изучает этно сы

в

их

и с тори ч е с ком

11

развитии на всём временном протяжении истории человечества. Этнография,

в

отличие

от

истории,

шире,

так

как изучает и

историю

дописьменных

народов.

В краеведении письменные источники

и г р а ю т

в е д у щ у ю

роль. ... Среди методов исследования в репрезентативных изданиях, как уже

говорило сь,

го сподствует

опис ательный

(историко-генетический,

идеографический).

Практическая часть.

Оформление

материалов по краеведению района.

Интеллектуальная игра.

II.

Географическое краеведение (42 часа)

Цель раздела: познать природы родного края, прививать любовь к родной

природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

Тема: Мира не узнаешь, не зная края своего.

Теоретическая часть: Беседа о районе.

Практическая часть. Работа с физическими картами района. Викторина.

Тема: По дорогам родного края. Экология и краеведение

Теоретическая часть: Беседа об экологическом состоянии района.

Практическая часть. Отметить на карте места требующие охраны природы.

Животные района, создание видеофильма о природе родного края.

Тема. Река Иня.

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Провести исследование воды в реке. Очистка берега.

Тема: Топонимы моего края. Легенды и время

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Легенды сел района.

Тема: Положение Промышленновского района на карте Кемеровской области

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Изучение физической карты района

Тема: Административные территории района.

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Изучить административные территории района.

12

Викторина по теме административные территории района.

III.

Историческое краеведение (26 часов)

Тема: С чего всё начиналось. Наши древнейшие земляки.

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть.

Тема: Занятие населения нашего района

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Профессии наших земляков. Оформление кроссвордов.

Тема: Традиции и обычаи. Обряды

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Праздник «Троица», «Масленица»

Тема: Народные приметы: хоть верьте, хоть проверьте.

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Народные приметы. Оформление народных примет в

альбоме.

Тема: Культура и быт народов проживающих в нашем районе.

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Мероприятие «Толерантность: что это такое?»

Тема: Промышленновский район в произведениях литературы.

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Знакомство с местными поэтами

IV.

Моя семья

Цель

раздела:

изучить

историю

своей

семьи,

показать

историю

происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей

семье,

её

истории,

предкам,

воспитывать

толерантность, содействовать

ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Тема: Откуда пошел мой род.

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Изучение истории своей семьи

Тема:

Реликвии моей семьи. О чем рассказали фотографии из старого

альбома

13

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Составление генеалогического древа семьи.

V.

Война… страшное слово.

Цель блока: Изучить вклад земляков в дело приближения Победы. Вклад

земляков в годы Великой Отечественной войны.

Тема: Мои земляки во время Великой Отечественной войны

Теоретическая часть: Беседа об участии земляков в ВОВ.

Практическая часть. Оформление альбома

Тема:

Учитель

равен

солдату-герою.

Война.

Учителя

нашего

района

участники ВОВ.

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Оформление альбома

Тема: Воины интернационалисты

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Встреча с воинами интернационалистами.

Тема: Участники чеченской войны

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Встреча с воинами участниками чеченской войны.

VI.

Творчество земляков малой родины.

Цель раздела: Изучить творчество народных умельцев, научить изготавливать

простейшие сувениры.

Тема: Знакомство с народными умельцами района

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Работа в краеведческом музее.

Тема: Обереги: Изготовление оберегов из природного материала

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Изготовление оберегов из бересты, травы, семян

Тема: Изготовление кукол из ткани

Теоретическая часть: Беседа

14

Практическая часть. Изготовление кукол из ткани с руками и головой из

теста.

Тема: Изготовление сувениров из природного материала

Теоретическая часть: Беседа

Практическая

часть. Изготовление

сказочных

героев

из

природного

материала.

Учебно-тематический план второго года обучения

№ Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Знай и люби свой край

12

3

9

1.1.Введение

в

о б р а з о в ат е л ь н у ю

программу

второго

года

обучения.

Организационные вопросы.

Правила

техники

безопасности

на

занятиях.

Инструктажи ППД

3

1

2

1.2.Краеведение

наука

о

родном

крае.

Археология и краеведение

3

1

2

1.3. Музеи и его виды

3

1

2

1.4 Экскурсия в музей

3

3

II.

Географическое краеведение

24

5

19

2.1.Мира не узнаешь, не зная края своего

6

1

5

2.2. Промышленновский район на карте

Кемеровской области

3

1

2

2.3.Природа Промышленновского района

9

1

8

2 . 4 .

О х р а н я е м ы е

т е р р и т о р и и

Промышленновского района

3

1

2

2.4. Анализ природных богатств района.

Экологическая игра

3

1

2

III

Историческое краеведение

39

5

34

3.1.

История

России

на

улицах

п.

Промышленная

9

1

8

3.2Легенды о п. Промышленная

3

1

2

3.3. История п.Промышленная

6

1

5

3 . 4 . Н а р о д н о с т и

н а с е л я ю щ и е

Промышленновский район

6

1

5

3.5. Экскурсия в краеведческий музей

3

3

3.6. Проектная деятельность

12

1

11

IV

Моя семья

9

3

6

4.1.

Родословная

моей

семьи.

Мои

родственники,

добившиеся

высоких

результатов

6

1

5

4.2.Мои

родственники

на

обширной

3

1

2

15

российской территории

V

Война… страшное слово

15

2

13

5.1.п.Промышленная

в

годы

Великой

Отечественной войны

9

1

8

5.2. Наши земляки – орденоносцы

6

1

5

VI

Творчество народов малой родины

117

11

106

6.1.Изготовление кукол оберегов

42

5

37

6.2. Лоскутное одеяло

27

2

25

6.3. Вырезанка

18

2

16

6.4. Панно из листьев

30

2

28

Итого:

216

28

188

Содержание второго года обучения

I.

Знай и люби свой край. (12 часов)

Тема:

Введение

в

образовательную

программу

второго

года

обучения.

Знакомство

с

содержание

программы,

правилами

поведения

в

кабинете.

Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях.(3

часа)

Тема: Краеведение –наука о родном крае. Археология и краеведение. (3 часа)

Теоретическая часть: Человек и его окружение, Что изучает краеведение.

Источники изучения родного края

Практическая часть. Подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о

родном крае

Тема: Краеведение наука о родном крае. Археология и краеведение. (3 часа)

Что такое археология. Прошлое и настоящее. Краеведение. Краеведы нашей

местности.

Практическая часть. Рабата с материалами по краеведению

Тема: Музеи и его виды (6 часов)

Теоретическая часть:

Понятие о музее. Понятие о музее. Знакомство с

видами музеев. Правила поведения в музее

Практическая часть. Посещение музея железнодорожников

II.

Географическое краеведение (24 часа)

Тема: Мира не узнаешь, не зная края своего.

16

Теоретическая часть:

Рассказы об истории родного края. Пословицы и

поговорки о родном крае. Народные приметы.

Практическая часть. Викторина.

Тема:

Промышленновский

район

на

карте

Кемеровской

области

Теоретическая

часть:

Характеристика

географического

положения

Промышленновского района

Практическая

часть.

Работа

с

картой

Промышленновского

района.

Особенности рельефа

Тема. Природа Промышленновского района

Теоретическая часть: Особенности природы Промышленновского района,

климат природные условия.

Практическая часть. Поле-чудес «Природа моего края»

Тема: Охраняемые территории Промышленновского района

Теоретическая часть: Охрана природы Промышленновского района

Практическая часть. Презентация «Любимые уголки природы»

Тема: Природные условия и ресурсы.

Теоретическая часть: Анализ природных богатств района

Практическая часть. Экологическая игра

III.

Историческое краеведение (39 часов)

Тема: История России на улицах п. Промышленная

Теоретическая часть: Происхождение названий улиц. Их значение

Практическая часть. Работа с литературой

Тема: Легенды о п. Промышленная

Теоретическая часть: Характеристика легенд и преданий о возникновении

п. Промышленная.

Практическая часть. Составление буклета.

Тема: История п. Промышленная

Теоретическая часть: История развития п. Промышленная

Практическая часть. Встреча со старожилами поселка.

Тема: Народности населяющие Промышленновский район

17

Теоретическая часть: Многонациональный

район. Первые поселенцы, их

быт и культура.

Практическая часть. Викторина

Тема: Экскурсия в краеведческий музей

Посещение краеведческого музея. Культурное наследие района.

Тема: Проектная деятельность

Практическая часть.

Работа над проектами по разделу

«Историческое

краеведение».

IV.

Моя семья (9 часов)

Тема:

Родословная моей семьи. Мои родственники, добившиеся высоких

результатов

Теоретическая часть: Беседа

«Успешный человек. Какой он? Как стать

успешным

Практическая часть. Анкета «Успешный ли ты человек? Мои родственники

добившиеся высоких результатов. Проектная работа.

Тема: Мои родственники на обширной российской территории

Теоретическая часть: Беседа «Генеалогическое древо»

Практическая часть. Составление генеалогического древа семьи.

V.

Война… страшное слово.(15 часов)

Тема: п.Промышленная в годы Великой Отечественной войны

Теоретическая часть: Беседа об участии земляков в ВОВ. Завод СМД.

Практическая часть. Характеристика вклада земляков в ВОВ. Экскурсия к

мемориалу.

Тема: Наши земляки – орденоносцы.

Теоретическая часть: Знакомство с Героями Советского Союза уроженцами

Промыщленновского района

Практическая часть. Изучение судеб и подвигов героев.

VI.

Творчество земляков малой родины.(117 часов)

Тема: Изготовление кукол оберегов

Теоретическая часть: Беседа Значение кукол-оберегов

18

Практическая часть. Изготовление кукол – оберегов: божье Око, куватка,

ангелочек, берегиня, день и ночь , девка-баба, 12 лихорадок , колокольчик

бессонница, желаньица.

Тема: Лоскутное одеяло

Теоретическая часть: Беседа о рукоделии в семьях.

Практическая часть. Изготовление лоскутного одеяла.

Тема: Вырезанка

Теоретическая часть: Беседа

Практическая часть. Изготовление картинок методом «Вырезанка»

Тема: Панно из листьев

Теоретическая

часть:

Беседа

Техника

безопасности

при

работе

с

инструментами, клеем, пластилином

Практическая часть. Изготовление панно из листьев.

Учебно-тематический план третьего года обучения

№ Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Знай и люби свой край

6

4

2

1.1.Введение

в

о б р а з о в ат е л ь н у ю

программу

третьего

года

обучения.

Организационные вопросы.

Правила

техники

безопасности

на

занятиях.

Инструктажи ППД. Викторина

3

1

2

1 . 2 .

.

П р е з е н т а ц и и

у ч а щ и х с я

объединения «Мой край»

3

3

0

II.

Географическое краеведение

33

5

28

2.1.Мира не узнаешь, не зная края своего.

Географическое положение Кемеровской

области

3

1

2

2.2. Особенности рельефа Кемеровской

области. Геологическое строение

3

1

2

2.3.Полезные ископаемые Кузбасса

3

1

2

2.4.

Особо

охраняемые

природные

территории федерального значения

9

1

8

2.4. Красная книга Кемеровской области.

Экологическая игра

9

1

8

2.5. Итоговое занятие. Защита проектов

6

6

III

Историческое краеведение

36

5

31

19

3.1. Виртуальное путешествие в Томскую

Писаницу

3

1

2

3.2.

.

Виртуальное

путешествие

в

Кузнецкий Алатау

3

1

2

3.

3.Виртуальное

путешествие

по

городам Кузбасса

9

1

8

3.4. Экскурсия в Томскую Писаницу

9

1

8

3.5. Экскурсия в город Кемерово

9

1

8

3.6. Повторение по теме «Историческое

краеведение» Защита проектов

6

6

IV

Моя семья

18

2

16

4.1. Семейные реликвии

6

1

5

4.2.Мероприятие «Семейные ценности»

3

1

2

4.3.Конкурс «Юная хозяйка»

3

3

4.4.Моя семья. Семейные праздники

3

3

Итоговое занятие

3

3

V

Война… страшное слово.

27

2

25

5.1.Мои родственники в годы Великой

Отечественной войны

6

1

5

5.2. Детство, опаленное войною

6

1

5

5.3.

Мероприятие

«Я

знаю,

что

такое

война»

3

3

5.4

.

Организация

шефской

помощи

ветеранам

3

3

Конкурс «А ну-ка мальчики!»

3

3

Итоговое занятие. Защита проектов

6

6

VI

Творчество народов малой родины

96

5

91

6.1.Плетение из лозы уличных клумб

18

1

17

6.2. Хохломская роспись

54

3

51

6.3. Вышивка лентами

21

1

20

6.4.Итоговое занятие

3

3

Итого

216

Содержание третьего года обучения

I.

Знай и люби свой край (6 часов)

Тема:

Введение

в

образовательную

программу

третьего

года

обучения.

Теоретическая

часть:

Знакомство

с

содержание

программы,

правилами

поведения

в

кабинете.

Организационные

вопросы.

Правила техники

безопасности на занятиях.

Практическая часть. Викторина

Тема: Презентации учащихся объединения «Мой край».

Практическая часть. Просмотр презентаций «Мой край», с последующим

обсуждением.

20

II.

Географическое краеведение (33 часа)

Тема: Мира не узнаешь, не зная края своего.

Теоретическая часть: Географическое положение Кемеровской области на

карте России. Характеристика особенностей географического положения

Практическая часть. Работа с картой.

Тема: Особенности рельефа Кемеровской области. Геологическое строение

Теоретическая часть: Характеристика рельефа Кемеровской области.

Практическая часть. Работа с картой.

Тема. Полезные ископаемые Кузбасса

Теоретическая часть: Полезные ископаемые Кузбасса

Практическая часть: Поле-чудес «Полезные ископаемые Кузбасса»

Тема: Особо охраняемые природные территории федерального значения

Теоретическая часть: Охрана природы Кемеровской области

Практическая часть. Презентация «Красота родного края»

Тема: Красная книга Кемеровской области.

Теоретическая часть: Краснаяч книга

Практическая

часть.

Изготовление

Красной

книги

Промышленновского

района.

III.

Историческое краеведение (36 часов)

Тема: Виртуальное путешествие в Томскую Писаницу

Теоретическая часть: История Томской Писаницы.

Практическая

часть. Работа с литературой, просмотр

видеофильма

с

последующим обсуждением

Тема: Виртуальное путешествие в Кузнецкий Алатау

Теоретическая

часть:

Просмотр

видеофильма

с

последующим

обсуждением.

Практическая часть. Проект «Кузнецкий Алатау»

Тема: Виртуальное путешествие по городам Кузбасса

Теоретическая

часть:

Знакомство с городами Кемеровской области, их

особенностями.

21

Практическая часть. Индивидуальная работа. Оформление буклета одного

из городов.

Тема: Экскурсия в Томскую Писаницу

Практическая часть. Посещение Томской писаницы..

Тема: Экскурсия в город Кемерово

Посещение города Кемерово. Музей «Красная горка»

Тема: Повторение по теме «Историческое краеведение».

Практическая

часть.

Защита

проектов

по разделу

«Историческое

краеведение».

IV.

Моя семья (18 часов)

Тема: Семейные реликвии

Теоретическая часть: Что такое семейные реликвии

Практическая часть. Написание сочинений.

Тема: Мероприятие «Семейные ценности»

Практическая часть: Подготовка и проведение мероприятия

Тема: Конкурс «Юная хозяйка»

Практическая часть. Организация конкурсной программы

Тема: Моя семья. Семейные праздники

Практическая часть. Написание сочинений. Оформление альбомов.

Итоговое занятие.

V.

Война… страшное слово (27 часов)

Тема: Мои родственники в годы Великой Отечественной войны

Теоретическая часть: Беседа об участии в ВОВ

Практическая

часть.

Выполнение проекта

«О той войне я знаю по

рассказам»

Тема: Детство, опаленное войною.

Теоретическая часть: Просмотр видеофильма о концлагерях.

Практическая часть. Сочинение «Детство моей бабушки».

Тема: Мероприятие «Я знаю, что такое война»

Теоретическая часть: Беседа « ВОВ в судьбах земляков»

Практическая

часть.

Подготовка

и

сбор

материалов.

Проведение

исследовательских работ.

22

Тема: Организация шефской помощи ветеранам.

Практическая

часть.

Изготовление подарков для ветеранов. Шефская

помощь.

Тема: Конкурс «А ну-ка мальчики!»

Практическая часть. Подготовка и проведение конкурса.

Итоговое занятие. Защита проектов.

VI.

Творчество земляков малой родины (96 часов).

Тема: Плетение из лозы уличных клумб

Теоретическая часть: Беседа Плетение. Виды плетения.

Практическая

часть. Заготовка

лозы. Изготовление клумб для цветов на

участке УДО ДДТ

Тема: Хохломская роспись

Теоретическая часть: Просмотр презентации «Хохломская роспись».

Практическая

часть. Роспись

кухонной

доски,

вазочек,

шкатулок

хохломской росписью ( под фон, кудрино, травка).

Тема: Вышивка лентами.

Теоретическая часть: Просмотр презентации «Вышивка лентами».

Практическая часть. Изготовление панно «Цветы».

Итоговое занятие.

1.4. Ожидаемые результаты образовательной программы

Результативность

и

практическая

значимость

программы

определяется

перечнем универсальных учебных действий, которыми обладают учащиеся

по окончанию прохождения программы.

Личностные УУД:

умеют правильно и точно выражать свои мысли;

умеют

соотносить поступки с принятыми

морально-эстетическими

нормами;

ведут здоровый образ жизни, бережно относятся к себе и природе;

самостоятельно делают свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и

отвечают за этот выбор, трудолюбивые, активные, терпеливые.

Регулятивные УУД:

23

определяют

цель

деятельности

на

занятиях

с

помощью

педагога

и

самостоятельно;

умеют планировать практическую деятельность;

знают методику работы над исследовательской работой;

выделяют главное из потока информации.

Познавательные УУД:

умеют планировать практическую деятельность;

знают особенности быта, основные традиции и обычаи земляков;

знают населенные пункты Промышленновского района;

историю пгт. Промышленная;

составляют генеалогическое древо;

готовят исследовательские работы;

создают мультимедийные презентации;

выступают перед аудиторией;

используют

приобретенные

умения

и

навыки

в

практической

деятельности и реальной жизни;

участвуют

в

учрежденческих

и

районных

конференциях,

выставках;

Коммуникативные УУД:

правильно и точно выражают свои мысли;

умеют участвовать в беседе, дискуссии на занятиях и в жизни;

выполняют работу в группах, индивидуально.

Результатом будет применение учащимися полученных навыков при

подготовки проектов, изготовлении разнообразных сувениров.

Результатом успешной реализации предлагаемой программы также

следует

считать

изменения,

связанные

с

формированием

личностных

качеств учащихся:

Формирование интеллектуальных качеств характеризуется:

усвоением знаний, предусмотренных программой;

развитием воображения, внимания, памяти, мышления;

расширением кругозора (информированности).

Формирование эмоционально –волевых качеств характеризуются:

воспитанием гражданских качеств личности;

формированием отношения к народному творчеству как к

национальному богатству своей страны;

формированием положительной мотивации к совместной

24

творческой деятельности.

Формирование действенно-практических качеств характеризуется:

р а с ш и р е н и е м

с о ц и а л ь н о го

о п ы т а

( ко м м у н и к а т и в н о с т ь ,

толерантность);

овладением этическими нормами поведения в обществе.

Изменения в сфере здоровья характеризуются:

знанием и соблюдением техники безопасности во время занятий;

осознанием детьми бережного отношения к своему здоровью;

Диагностика всех изменений формирований осуществляется через анализ

данных, полученных в результате бесед и наблюдений за деятельностью

учащихся в различных ситуациях: на занятиях и праздниках, во время игр,

экскурсий, выполнении творческих заданий, в общении педагога с детьми.

Предлагаемая программа позволяет учащимся выбирать и создавать среду

общения

развития

культурного

роста,

формировать

личностные

и

мировоззренческие качества.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график первого года обучения

Наименование раздела

Количество

недель

Количество дней

1

2

3

4

I

«

Знай

и

люби

свою

малую

родину»

2

4

II

«Географическое краеведение»

10.5

21

III

«Историческое краеведение»

6.5

13

IV

«Моя семья»

1.5

3

V

«Война, страшное слово…»

3

6

VI

Творчество

народов

малой

родины

12.5

25

Итого:

36

72

2.2. Календарный учебный график второго года обучения

Наименование раздела

Количество

недель

Количество дней

1

2

3

4

I

«

Знай

и

люби

свою

малую

родину»

2

4

II

«Географическое краеведение»

4

8

25

III

«Историческое краеведение»

6.5

13

IV

«Моя семья»

1.5

3

V

«Война, страшное слово…»

2.5

5

VI

Творчество

народов

малой

родины

19.5

39

Итого:

36

72

2.3. Календарный учебный график третьего года обучения

Наименование раздела

Количество

недель

Количество дней

1

2

3

4

I

«

Знай

и

люби

свою

малую

родину»

1

2

II

«Географическое краеведение»

5.5

11

III

«Историческое краеведение»

6

12

IV

«Моя семья»

3

6

V

«Война, страшное слово…»

4.5

9

VI

Творчество

народов

малой

родины

16

32

Итого:

36

72

2.2.

Условия

реализации

программы

Для

успешной

реализации

данной

программы

используются

современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у

обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

1.

Словесные

методы:

рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.

2.

Наглядные

методы:

и с п ол ь зо ва н и е

ка рт, экспонатов,

подлинных

вещей.

Про смотр

фотографий,

видеофильмов,

картин,

схем,

плакатов.

3.

Практические

методы: ролевые игры; работа над проектами

экскурсии на природу, в музеи, на выставки.

4.

Методы

стимулирования и мотивации цели:

-

формирование

опыта

эмоционально-ценностных

отношений

у

обучающихся,

интереса

к деятельности

и

позитивному

26

поведению

(соревнования,

познавательные

и

ролевые

игры,

участие в конференциях, конкурсах);

-

воспитание

долга и

ответственности

(учить

проявлять

у п о р с т в о

и

н а с т о й ч и в о с т ь , предъявлять

конкретные

требования, разъяснять положительное в получении

знаний).

5.

Методы контроля: практические

задания,

тестирование,

самоконтроль,

контрольные срезы, КВН.

Методы

обучения

на

занятиях

характеризуются

постепенным

переходом

от

репродуктивных

к

проблемным

и

саморазвивающимся.

Наряду

с

традиционными

формами

организации

учебной

деятельности,

такими

как

дискуссии,

экскурсии,

программой

предусмотрены

и

нетрадиционные:

-

интегрированные

занятия,

основанные

на

межпредметных

связях;

-

сюжетно-ролевая

игра;

-

работа в библиотеке;

-

игры;

-

беседы;

-

обсуждение

работ

обучающихся;

-

самостоятельная

работа;

-

выставка

персональных

работ

обучающихся;

-

работа коллективного творчества.

В основу всех форм учебных занятий заложены общие идеи:

-

каждое

занятие

имеет

цель,

конкретное

с од е ржа ние ,

определенные

методы

организации

учебно-педагогической

деятельности;

-

любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из

отдельных

взаимосвязанных

этапов;

-

п о с т р о е н и е

у ч е б н о г о

з а н я т и я

о с у щ е с т в л я е т с я

п о

определенной

логике,

каждый

тип

занятия

соответствует

его

цели и задачам.

27

Основная

форма

обучения

комплексное

учебное

занятие,

включающее в себя вопросы теории и практики.

Для

реализации

данной

программы

необходимы

следующие

комплексы:

Методические комплексы, состоящие из:

-

информационного материала

и

конспектов;

-

технологических и инструкционных карт;

-

методических разработок и планов - конспектов занятий;

Материалы

для

контроля

и

определения

результативности

занятий:

тесты,

вопросники,

контрольные

упражнения;

схемы

и

алгоритмы

заданий, деловые и развивающие игры.

Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, кроссворды.

Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).

6.

Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, книги, карты.

7.

Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания.

8.

Музыка льный

ря д:

аудиокасс еты

с

подбором

м е л од и й ,

соответствующих

темам

занятий

и

способствующих

созданию

и

поддержанию способностей и творческой атмосферы.

9.

Техническое и материальное оснащение.

Оборудование: Ноутбук, видеомагнитофон,

музыкальный центр.

Материалы:

природный материал,

ткань,

нитки,

различные

аксессуары, крепеж для растительного материала, фанера, краски,

калька,

проволока, лаки, растворитель и др.

Перед

началом

работы

с

инструментами

каждый

обучающийся

проходит специальный инструктаж по технике безопасности.

2.3. Формы проверки результатов освоения программы

Для

отслеживания

динамики

освоения

образовательной

программы

осуществляется промежуточная и итоговая диагностика.

Текущий

контроль

осуществляется

в

процессе

проведения

каждого

учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по

изучаемой теме и на формирование практических умений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

тематический контроль (тестовые задания);

28

проверочная работа обучающего характера;

взаимопроверка;

защита проектов;

участие в конкурсах, выставках;

электронное портфолио.

Критерии оценки по уровням.

1.

Знание теории:

Высокий: дается полный ответ на поставленный

вопрос;

Достаточный : знание в основном теоретического

материала, допускаются ошибки;

Низкий: ответы на вопросы почти не даются.

2.

Выполнение практических заданий.

Высокий: правильное выполнение задания

полностью;

Достаточный: выполнение задания с

незначительными ошибками.

Низкий: задание выполнено на 30 процентов.

3. Критерии оценки на выполняемые работы

Эстетичность;

Аккуратность;

Правильность;

Оригинальность.

2.4. Оценочный материал

Тест на усвоение

дополнительной образовательной программы

1. Промышленновский район образован в:

а) 1931 году; б). 1936 году; в) 1935 году;

2. Дата

образования Кемеровской области:

а). 1 января 1943 году; б) 26 января 1946 году; в) 26 января 1943 году;

29

3. Когда был учрежден орден Победы?

а) В 1943 году; б) В 1942 году; в) В 1944 году;

4. Кому, прежде всего, вручали орден Победы?

а) высшему генеральскому составу;

б) рядовым, солдатам, старшинам, матросом;

в) подполковникам, полковникам, майорам.

5. Кому за боевые заслуги вручался орден Славы?

а) высшему генеральскому составу;

б) рядовым, солдатам, старшинам, матросом;

в) подполковникам, полковникам, майорам.

6. В каком году был учрежден флаг Российской Федерации?

а) 1989 год 12 декабря;

б) 1991 год 22 августа;

в) 1993 год 7 ноября.

7. Как называл Суворов «Дисциплину»?

а) матерью Победы;

б) родной брат;

в) мать и отец.

8. Какова площадь Промышленновского района?

а) 5.2 тыс.кв.км;

б) 4.2 тыс.кв.км;

в) 3.1 тыс.кв.км.

9. Какова площадь Промышленновского района?

а) 95.7тыс.кв.км;

б) 63.4 тыс.кв.км;

в) 92.6 тыс.кв.км.

10. Как переводится с тюркского языка река Иня?

а) мать –река;

б) родной брат;

в) отец –река.

Кузбасс – мой край родной

30

Как называется наша область?

В каком городе мы живём!

Чем ещё богат наш край? (полезными ископаемыми - уголь, золото,

железная руда, гранит, мрамор)

Самое главное полезное ископаемое? (уголь)

«Наш Кузбасс»

Какой город является областным центром Кузбасса? (Кемерово).

Какие народы издавна населяют Кемеровскую область? (шорцы,

телеуты, колмаки, татары).

Назовите символ Кузбасса и символ нашего города? (уголь, вишня).

Какой город является стальным сердцем Сибири? (Новокузнецк).

Как раньше назывался город Осинники? (Улус на осиновых горах

Осинновка).

«Люди Кузбасса»

Кто

открыл

на

территории

Кузбасса

каменный

уголь?

(Михайло

Волков, 1721г.).

Кто из лётчиков-космонавтов жил в Кузбассе? (Алексей Леонов, Борис

Волынов).

Кто из поэтов сказал о Новокузнецке

«Я знаю – город будет

Я знаю – саду цвесть

Когда такие люди

В стране Советской есть» (В. Маяковский).

Назовите единственную женщину Героя Советского Союза в Кузбассе?

(Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко).

Назовите любимое блюдо Сибиряков? (пельмени).

«Животный мир Кузбасса»

Сколько весит новорождённый медвежонок? (500гр.).

Какая рыба нашего края нерестится зимой? (налим).

Из какого отряда млекопитающих встречается наибольшее число видов

животных в нашей области? (грызунов).

31

Назовите

диких

животных

ценных

пушных

пород

обитающих

в

Кузбассе? (норка, бобр, лиса, ондатра, выдра)

«Реки и озёра»

Какая река в Кемеровской области является самой главной? (Томь).

Притоком какой реки является Томь? (Обь).

Назовите 5 наиболее крупных рек нашей области? (Томь, Иня, Чумыш,

Кия, ЯЯ).

На

реке

Иня

построена

плотина

и

создано

водохранилище.

Какое

название оно получило у жителей области? (Беловское море).

Какие рыбы водятся в водоёмах Кузбасса? (щука, карп, окунь, ёрш,

пескарь, сорожка, налим)

«Зелёное богатство Кузбасса»

Сколько лет живёт сосна? (350-500 лет).

Какое растение заготавливают в Сибири и отправляют в Японию?

(папоротник).

Сколько лет живёт Кедр? (800 лет).

Какие лекарственные растения можно встретить в нашей области?

Назовите не менее 5 (душица, зверобой, клевер, ромашка, подорожник,

мать-и-мачеха).

Назовите деревья нашего края?

(берёза, тополь, кедр, сосна, ель, лиственница, пихта, осина, верба, карагач)

Разложить в хронологическом порядке карточки (6 штук) со

следующими историческими событиями и указать время их совершения.

Основание Кузнецкого острога (1618г.).

Пуск первой угольной копи Кузбасса (1851г.).

Первая плавка чугуна на КМК (1932г.).

Образование Кемеровской области (1943г.).

Открытие Д. Поповым полиметаллических руд Салаира (1781г.).

Образование города Кузнецка (1622г.).

Образование города Мариинска (1956г.).

32

Путешествие геолога П.А.Чихачева (1842г.).

Открытие каменного угля в Кузбассе (1721г.).

Первая плавка стали на КМК (1932г.).

Основание Кузнецкого острога (1618г.).

Образование города Кузнецка (1622г.).

2.5. Методические материалы

Наименование раздела и темы

Первый год обучения

« Знай и люби свою малую родину»

Подборка материала:

–Атлас

Кемеровской

области

[Карты]

/

-

Кемерово-Новосибирск, 1996. – 31 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области [Текст]: учебно -методический

комплекс / О. В. Петунин. – Кемерово: изд-

во КРИПК и ПРО 2018. – 155 с.

– Ильичев, А. И. География Кемеровской

области

[Текст]

/

А.

И.

Ильичев,

Л.

И.

Соловьев. - Кем. кн. изд-во, 1994. – 143 с.

«Географическое краеведение»

Подборка материала:

–Атлас

Кемеровской

области

[Карты]

/

-

Кемерово-Новосибирск, 1996. – 31 с.

–Ильичев,

А.

И.

География

Кемеровской

области

[Текст]

/

А.

И.

Ильичев,

Л.

И.

Соловьев. - Кем. кн. изд-во, 1994. – 143 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области

[Текст]:

рабочая тетрадь для

учащихся, учебно- методический комплекс /

О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК

и ПРО 2018. – 48 с.

«Историческое краеведение»

Подборка материала:

–Атлас

Кемеровской

области

[Карты]

/

-

Кемерово-Новосибирск,

1996.

31

с. –

Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области

[Текст]:

рабочая тетрадь для

учащихся, учебно- методический комплекс /

О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК

и ПРО 2018. – 48 с.

«Моя семья»

–Подборка материалов о семье.

–Сценарий мероприятия «День мамы»

33

«Война, страшное слово…»

–Подборка стихов о войне

Творчество народов малой родины

–Евстратова Л. М. Цветы из ткани. - М.:

Культура и традиции, 1997

–Никоненко, Н.М. Декоративно-прикладное

творчество,

оформление

интерьера.

Практическое руководство для взрослых и

детей.

– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. –

128 с.

–И н ф о р м а ц и я

о

р а з н о в и д н о с т я х

материалов;

–Нагибина М. И. Природные дары для

п о д е л о к

и и г р ы . -

Ярославль

:

Академия развития, 1997

–Презентации «Вырезанка»

Наименование раздела и темы

Второй год обучения

« Знай и люби свою малую родину»

Подборка материала:

–Атлас

Кемеровской

области

[Карты]

/

-

Кемерово-Новосибирск, 1996. – 31 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области [Текст]: учебно -методический

комплекс / О. В. Петунин. – Кемерово: изд-

во КРИПК и ПРО 2018. – 155 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области

[Текст]:

рабочая тетрадь для

учащихся, учебно- методический комплекс /

О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК

и ПРО 2018. – 48 с.

«Географическое краеведение»

Подборка материала:

–Атлас

Кемеровской

области

[Карты]

/

-

Кемерово-Новосибирск, 1996. – 31 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области [Текст]: учебно -методический

комплекс / О. В. Петунин. – Кемерово: изд-

во КРИПК и ПРО 2018. – 155 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области

[Текст]:

рабочая тетрадь для

учащихся, учебно- методический комплекс /

О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК

и ПРО 2018. – 48 с.

«Историческое краеведение»

Подборка материала:

34

–Атлас

Кемеровской

области

[Карты]

/

-

Кемерово-Новосибирск, 1996. – 31 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области [Текст]: учебно -методический

комплекс / О. В. Петунин. – Кемерово: изд-

во КРИПК и ПРО 2018. – 155 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области

[Текст]:

рабочая тетрадь для

учащихся, учебно- методический комплекс /

О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК

и ПРО 2018. – 48 с.

«Моя семья»

–Конкурс сценария «А ну-ка, девочки!»

«Война, страшное слово…»

–Викторина «Даты, события, героизм»

Творчество народов малой родины

–Никоненко,

Н.М.

Декоративно-

прикладное

творчество,

оформление

интерьера.

Практическое

руководство

для

взрослых

и

детей.

Ростов-на-Дону:

Феникс, 2003. – 128 с

Наименование раздела и темы

Третьий год обучения

« Знай и люби свою малую родину»

Подборка материала:

–Атлас

Кемеровской

области

[Карты]

/

-

Кемерово-Новосибирск, 1996. – 31 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области [Текст]: учебно -методический

комплекс / О. В. Петунин. – Кемерово: изд-

во КРИПК и ПРО 2018. – 155 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области

[Текст]:

рабочая тетрадь для

учащихся, учебно- методический комплекс /

О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК

и ПРО 2018. – 48 с.

«Географическое краеведение»

Подборка материала:

–Атлас

Кемеровской

области

[Карты]

/

-

Кемерово-Новосибирск, 1996. – 31 с.

Красная

книга

Кемеровской

области.

Редкие

и

находящиеся

под

угрозой

исчезновения

виды

растений

и

грибов

[Текст] / - Кем. кн. изд-во, 2000. – 248 с.

35

Красная

книга

Кемеровской

области.

Редкие

и

находящиеся

под

угрозой

исчезновения

виды

животных

[Текст]

/

-

Кем. кн. изд-во, 2000. – 240 с.

Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области

[Текст]:

рабочая тетрадь для

учащихся, учебно- методический комплекс /

О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК

и ПРО 2018. – 48 с.

«Историческое краеведение»

Подборка материала:

–Атлас

Кемеровской

области

[Карты]

/

-

Кемерово-Новосибирск, 1996. – 31 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области [Текст]: учебно -методический

комплекс / О. В. Петунин. – Кемерово: изд-

во КРИПК и ПРО 2018. – 155 с.

–Петунин

О.В.

Экология

Кемеровской

области

[Текст]:

рабочая тетрадь для

учащихся, учебно- методический комплекс /

О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК

и ПРО 2018. – 48 с.

«Моя семья»

–Подборка фотографий, видеофильмов

«Война, страшное слово…»

–Проекты учащихся прошлых лет обучения

Творчество народов малой родины

Дубровский В. М. Тридцать два урока

плетения из лозы. - М.: Русс*

книга,

2001.

–Дубровский

В.

М.,

Логинов

В.

М.

Плетение

из

ивового

прута. 2001.

Нагибина М. И. Плетение для детворы из

н и т о к ,

п р у т ь е в

и

к о р ы .

-

Ярославль : Академия холдинг, 2000.

–Презентации

«Хохломская

роспись»,

«Цветы из атласных лент»

Раздаточный и дидактический материал

Первый год обучения

Карточки

Карточки с индивидуальными заданиями по темам

Шаблоны

Деревья;

Человечки;

Листья;

Детали животных

36

образцы

Панно к темам:

-

«Аппликация из листьев».

-

Аппликация из сухоцветов, семян соломки.

-

Сувениры из природного материала.

-

Лоскутные панно.

Объемная новогодняя открытка.

Другие типы

Книги с изображением поэтапной работы изготовления аппликации

Второй год обучения

Карточки

Задания по темам «Заготовка и хранение природного материала»,

«Мягкая игрушка». «Плоское панно»

Шаблоны

Выкройки мягкой игрушки:

Животные,

Человечки.

Объемное панно «Церковь» , «Каравелла» «Букет».

Подставки и вазочки из упаковочной ленты.

Мягкая игрушка.

Мастер – класс «Праздничная объемная открытка ».

Третий год обучения

Карточки

Хохломская роспись. Кудрино.

Шаблоны

Выкройки кукол – оберегов.

Открытки

Хохломская роспись.

Кудрино

Сибирская

Образцы

Лоскутное одеяло с объемной аппликацией»

Корзинки и вазы из шпона.

Корзинки и вазы из упаковочной ленты.

Шкатулки, оформленные семенами.

Сувениры из еловых и сосновых шишек.

Кукольный домик с мебелью из упаковочной ленты

Посуда с хохломской росписью.

Другие типы

Мастер – класс по изготовлению объемной новогодней газеты.

Мастер –класс по изготовлению уличной клумбы.

Список литературы для педагогов

1.

Атлас Кемеровской области [Карты] / - Кемерово-Новосибирск, 1996. –

31 с.

2.

Атлас для школьников. Кемеровской области [Карты]: Региональные

образовательные

программы

/

-

Кемерово:

Изд-во

«Просвещение»,

2002. – 31 с.

37

3.

Заповедник Кузнецкий Алатау [Текст.] [Фото.] / - Кемерово: Изд. дом

«Азия», 2003.

4.

Ильичев, А. И. География Кемеровской области [Текст] / А. И. Ильичев,

Л. И. Соловьев. - Кем. кн. изд-во, 1994. – 143 с.

5.

Красная

книга

Кемеровской

области.

Редкие

и

находящиеся

под

угрозой исчезновения виды растений и грибов [Текст] / - Кем. кн. изд-

во, 2000. – 248 с.

6.

Красная

книга

Кемеровской

области.

Редкие

и

находящиеся

под

угрозой исчезновения виды животных [Текст] / - Кем. кн. изд-во, 2000.

– 240 с.

7.

Петунин, О. В. Экология Кемеровской области

[Текст]:

учебно

-методический комплекс / О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК и

ПРО, 2018. – 155 с. Петунин, О. В. Экология Кемеровской области

[Текст]:

рабочая

тетрадь

для

учащихся,

учебно-

методический

комплекс / О. В. Петунин. – Кемерово: изд-во КРИПК и ПРО, 2018. –

48 с.

8.

Сборник

докладов

научно-практического

семинара

«Зоны

экологического бедствия: пути выхода из чрезвычайной экологической

ситуации» [Текст] / Кемерово, 2002.

9.

Сборник

докладов

научно-практического

семинара

«Проблемы

утилизации

и

переработки

промышленных

и

бытовых

отходов»,

«Сохранение биологического разнообразия» [Текст] / Кемерово, 2002

С. 65-67.

10.Соловьев, Л.И. Краеведческие игры [Текст]: учеб, пособие / Л. И.

Соловьев. – Кемерово: Кузбасс вузиздат, 1998. - 297 с.

38

11.Соловьев, Л. И. География Кемеровской области в вопросах и ответах

[Текст]: сборник задач и упражнений / Л. И. Соловьев. – Кемерово: изд-

во, КРИПК и ПРО 2016. – 114 с.

12.Соловьев,

Л.

И.

География

Кемеровской

области.

Природа

[Текст]:

учеб, пособие для обучающихся / Л. И. Соловьев. – Кемерово: «СКИФ»

- «Кузбасс», 2006. – 382 с.

Список литературы для обучающихся

1. Атлас для школьников. Кемеровской области [Карты]: Региональные

образовательные программы / - Кемерово: Изд-во «Просвещение», 2002. – 31

с.

2. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой

исчезновения виды растений и грибов [Текст] / - Кем. кн. изд-во, 2000. – 248

с.

3. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой

исчезновения виды животных [Текст] / - Кем. кн. изд-во, 2000. – 240 с.

4. Свидание с природой [Текст] / Сост. Н. Зеленин. - Кем. кн. изд-во, 1980. -

431 с.

39



В раздел образования