"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста"
Автор: Лобашева Вероника Иннокентьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Хатынчаан" Населённый пункт: село Усун, Вилюйского района, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
дошкольного возраста
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств,
радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга
учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом
себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на
развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература
открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений.
Она
обогащает
эмоции,
воспитывает
воображение
и
дает
ребенку
прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему
воздействию:
в
рассказах
дети
познают
лаконичность
и
точность
слова;
в
стихах
улавливают
музыкальность,
напевность,
ритмичность
русской
речи;
народные
сказки
раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная
речь
юмором,
живыми
и
образными
выражениями,
сравнениями.
Главная
задача
ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание
интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать
художественный
текст,
т.е.
всего
того,
что
составляет
основание,
фундамент
для
воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека
Произведения
художественной
литературы
раскрывают
перед
детьми
мир
человеческих
чувств,
вызывая
интерес
к
личности,
к
внутреннему
миру
героя.
Научившись
сопереживать
с
героями
художественных
произведений,
дети
начинают
замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться
гуманные
чувства
—
способность
проявить
участие,
доброта,
протест
против
несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность,
настоящая
гражданственность.
«Чувство
предшествует
знанию;
кто
не
почувствовал
истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка
развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его
воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной
речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует
его этические (нравственные) представления.
Знакомство
ребенка
с
художественной
литературой
начинается
с
миниатюр
народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая
человечность,
предельно
точная
моральная
направленность,
живой
юмор,
образность
языка
—
особенности
этих
фольклорных
произведений-миниатюр.
Наконец,
малышу
читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный
учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете
такого
идеального
расположения
труднопроизносимых
звуков,
такого
удивительно
продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к
сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети
и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и
слабых
и
наказывая
злых.
И
эстетические,
и
особенно
нравственные
(этические)
представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из
нравоучительных
рассуждений
воспитателей
по
поводу
прочитанных
произведений,
подготовленных
выспрашиваний
по
вопросам.
Педагог
должен
помнить:
излишнее
морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред;
«разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в
глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться
воспитательным возможностям художественного текста.
Ф едера ль ны е
го сударственны е
т ребования
к
ст руктуре
о с н о в н о й
общеобразовательной
программы
устанавливают
основополагающий
принцип
–
интеграции образовательных областей. Интеграция - это взаимопроникновение разделов
программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и
образовательных технологий. В основе интеграции лежит единая проблема или тема
занятий.
Согласно
принципу
интеграции
задачи
одной
из
образовательных
областей
осуществляются не только в процессе организации образовательной деятельности данной
области,
но
и
при
организации
всех
видов
деятельности
других
областей.
Так
образовательная область «Чтение художественной литературы» по задачам и содержанию
психолого-педагогической
работы
интегрирует
с
областями
«Социализация»,
«Коммуникация», «Познание». Одна из первоочередных задач образовательной области
«Чтение художественной литературы» - формирование интереса и потребности в чтении
(восприятии) книг. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей
привычку
к
постоянному
интеллектуальному
труду,
способствует
развитию
речи
мышления.
Именно
поэтому
в
стандартах,
обязательных
при
реализации
основных
образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в
качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Значение
художественной
литературы
в
воспитании
детей
определяется
её
общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа.
Полноценная
работа
по
данному
направлению
необходима
в
качестве
важнейшего
средства развития детей, так как художественная литература с одной стороны расширяет
представление дошкольников об окружающем мире, формирует первичные представления,
содействует
развитию
литературной
речи,
приобщению
к
словестному
творчеству,
с
другой стороны она вводит детей в особый исключительный мир чувств, переживаний и
эмоциональных открытий.
Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление
«Познавательно-речевое развитие» не случайно. Художественная литература выполняет
эстетическую
и
этическую
функции
образования
детей
дошкольного
возраста,
что,
безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-
эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста
художественного текста такова, что с помощью книги ребёнок в первую очередь открывает
мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает лучше и больше понимать
жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная мысль области - воспитание в
ребёнке читателя, который начинается в детстве. Процесс общения с книгой является
определяющим
в
интеллектуальном
и
личностном
(в
том
числе
мировоззренческом)
становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передачи
опыта, накопленного человечеством.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и
художественной
формы.
Восприятие
литературного
произведения
будет
полноценным
только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить
внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки,
рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Сознавая
актуальность
данной
проблемы,
я
определила
основные
задачи
своей
педагогической деятельности - развитие всех компонентов устной речи детей, приобщение
их к словесному искусству, развитие их художественного восприятия и эстетического
вкуса.
Знакомство
ребенка
с
художественной
литературой
начинается
с
миниатюр
народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая
человечность,
предельно
точная
моральная
направленность,
живой
юмор,
образность
языка
–
особенности
этих
фольклорных
произведений-миниатюр.
Наконец,
малышу
читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Так, в младшей группе, мы
приучили детей слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения. Воспитывали умение
воспроизводить последовательность событий с помощью наводящих вопросов. Учили
выразительно
читать
небольшие
по
объёму
стихотворения.
Заучивание
наизусть,
сопровождалось демонстрацией игрушек, предметов, картинок и картин. Например, читая
стихотворение
«Лошадка»
А.
Барто,
воспитатель
приглаживал
шёрстку.
То
есть,
наглядность, в сочетании с игровыми действиями, побуждает детей к высказываниям.
В средней группе мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Так,
после чтения сказки «Зимовье зверей» можно задать следующие вопросы: «Какие в этой
сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?». Такие вопросы приучат детей
самостоятельно находить нужные характеристики персонажам. Большинство наших детей
умеют
находить
для
характеристики
персонажей
четыре
-
пять
определений,
умеют
заканчивать
начатую
педагогом
фразу,
замечают
новые,
незнакомые
слова
в
произведениях.
При чтении стихотворений, педагог, выделяем ритмичность, подчёркиваем образные
выражения, развиваем у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя
за нами текст, дети в начале подражают выразительности взрослого, потом начинают
проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим
своё
отношение
к
стихотворению,
свои
чувства
и
настроение.
Хотя
творческие
способности в выразительном чтении проявляются ещё в элементарной форме.
Мы обращаем внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и
слов, стремимся добавить проговаривание детьми полных фраз и предложений, чтобы эти
навыки
были
перенесены
в
обычную
разговорную
речь.
То
есть,
в
средней
группе,
продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то,
что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это
является основой для последующего развития всех сторон речи.
В интегрированных занятиях концентрируются разнообразные виды деятельности
дошкольников, основанные на игре. Так при работе со сказкой «Репка» мы с ребятами не
только познакомились с её содержанием, но и драматизировали сказку с музыкальным
сопровождением, лепили этот овощ, помогли внучке собрать картинку из пазлов. При
выполнении задания развивалась не только речь, но и мышление, творческие способности
детей.
Таким образом, реализация принципа интеграции образовательной области «Чтение
художественной литературы», раскрывает творческий потенциал детей, объединяет в одно
целое элементы, изодеятельности, ручного труда, аппликации и развития речи. Большой
плюс интегрированного занятия в том, что они проводятся в игровой форме, соединяя
познавательный
и
эмоциональный
опыт
ребенка,
поэтому
каждый
малыш
в
каждом
занятии находит близкие для себя темы. В итоге интегрируемая деятельность сводится к
полноценному развитию детей.
Список использованной литературы
1.
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку
дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008.
2.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004.
3.
3. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада.
М.:
Просвещение, 2002.
4.
Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. – М., 2000г.
5.
Конина
М.М.
Художественная
литература
как
средство
нравственного
воспитания. //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960г.
6.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972г.