Напоминание

"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста"


Автор: Лобашева Вероника Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Хатынчаан"
Населённый пункт: село Усун, Вилюйского района, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

дошкольного возраста
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и
слабых и наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста. Ф едера ль ны е го сударственны е т ребования к ст руктуре о с н о в н о й общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей. Интеграция - это взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий. В основе интеграции лежит единая проблема или тема занятий. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляются не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов деятельности других областей. Так образовательная область «Чтение художественной литературы» по задачам и содержанию психолого-педагогической работы интегрирует с областями «Социализация», «Коммуникация», «Познание». Одна из первоочередных задач образовательной области «Чтение художественной литературы» - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественная литература с одной стороны расширяет представление дошкольников об окружающем мире, формирует первичные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словестному творчеству, с другой стороны она вводит детей в особый исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Художественная литература выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно- эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста такова, что с помощью книги ребёнок в первую очередь открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает лучше и больше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная мысль области - воспитание в ребёнке читателя, который начинается в детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом)
становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передачи опыта, накопленного человечеством. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Сознавая актуальность данной проблемы, я определила основные задачи своей педагогической деятельности - развитие всех компонентов устной речи детей, приобщение их к словесному искусству, развитие их художественного восприятия и эстетического вкуса. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Так, в младшей группе, мы приучили детей слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения. Воспитывали умение воспроизводить последовательность событий с помощью наводящих вопросов. Учили выразительно читать небольшие по объёму стихотворения. Заучивание наизусть, сопровождалось демонстрацией игрушек, предметов, картинок и картин. Например, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, воспитатель приглаживал шёрстку. То есть, наглядность, в сочетании с игровыми действиями, побуждает детей к высказываниям. В средней группе мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Так, после чтения сказки «Зимовье зверей» можно задать следующие вопросы: «Какие в этой сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?». Такие вопросы приучат детей самостоятельно находить нужные характеристики персонажам. Большинство наших детей умеют находить для характеристики персонажей четыре - пять определений, умеют заканчивать начатую педагогом фразу, замечают новые, незнакомые слова в произведениях. При чтении стихотворений, педагог, выделяем ритмичность, подчёркиваем образные выражения, развиваем у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за нами текст, дети в начале подражают выразительности взрослого, потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение. Хотя творческие способности в выразительном чтении проявляются ещё в элементарной форме. Мы обращаем внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, стремимся добавить проговаривание детьми полных фраз и предложений, чтобы эти навыки были перенесены в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.
В интегрированных занятиях концентрируются разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре. Так при работе со сказкой «Репка» мы с ребятами не только познакомились с её содержанием, но и драматизировали сказку с музыкальным сопровождением, лепили этот овощ, помогли внучке собрать картинку из пазлов. При выполнении задания развивалась не только речь, но и мышление, творческие способности детей. Таким образом, реализация принципа интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы», раскрывает творческий потенциал детей, объединяет в одно целое элементы, изодеятельности, ручного труда, аппликации и развития речи. Большой плюс интегрированного занятия в том, что они проводятся в игровой форме, соединяя познавательный и эмоциональный опыт ребенка, поэтому каждый малыш в каждом занятии находит близкие для себя темы. В итоге интегрируемая деятельность сводится к полноценному развитию детей. Список использованной литературы 1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 3. 3. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002. 4. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. – М., 2000г. 5. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960г. 6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972г.


В раздел образования