Напоминание

"Языковые компетенции на уроке русского языка"


Автор: Валиева Гузалия Флоридовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МБОУ СОШ с. Ябалаково НОШ с. Старотатышево
Населённый пункт: Илишевский район, с. Старотатышево
Наименование материала: Статья
Тема: "Языковые компетенции на уроке русского языка"
Раздел: высшее образование





Назад




Тема : Языковые компетенции школьников в процессе

обучения русскому языку

Аннотация:

Тема является довольно актуальной в связи с тем, что в последнее

время все чаще отмечается влияние на литературный язык ненормированной

разговорной

речи,

проникновение

просторечных

слов,

жаргонизмов,

немотивированное

использование

иноязычной

лексики,

не

свойственное

русскому языку интонирование и т.д. Вот почему современная концепция

содержания

обучения

русскому

языку

в

школе

предусматривает

формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной

(речевой) компетенции школьников. Работа по развитию речи проводится на

всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных

уроках

развития

связной

речи,

где

отрабатываются

в

соответствии

с

программой определенные коммуникативно-речевые умения.

В

статье

рассматривается

наиболее

распространенная

типология

упражнений, применяемых учителем-словесником на уроках развития речи.

Первый тип упражнений – аналитические, суть которых заключается в том,

что

учащийся

анализирует

готовый

лингвистический

материал

по

определенным критериям.

В т о р а я

г р у п п а

э т о

з а д а н и я аналитико-синтетического

т и п а ,

представляющие собой преобразование исходного языкового материала.

Третий

тип

- синтетические

упражнения,

при

выполнении

которых

школьник практикуется в создании собственного высказывания.

Подобные задачи придется решать нашему ученику в его будущей взрослой

жизни, поскольку практически любой вид деятельности предполагает речевое

взаимодействие и проявление коммуникативной компетенции.

Именно поэтому воспитание речевой культуры на уроках русского языка

предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы

языка

и

ее

функционирования,

формирование

на

этой

основе

умений

и

навыков

нормативного,

уместного

и

этичного

использования

языковых

средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Ключевые слова:

Языковая

компетенция,

речевая

компетенция,

язык,

развитие

речи,

коммуникативно-речевые

умения

и

навыки,

типология

упражнений

(аналитические,

аналитико-синтетические,

синтетические),

текст,

лингвистический анализ, учебная деятельность, восприятие и создание речи,

устная и письменная форма.

В настоящее время вопросы речевой культуры широко обсуждаются не

только

специалистами

(лингвистами,

методистами

и

преподавателями

русского языка), но и широкой общественностью. Этой теме посвящаются

радио-

и

телепередачи,

статьи

в

газетах

и

журналах.

Речь

наших

современников

многими

воспринимается

и

оценивается

как

сниженная,

ненормативная. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной

разговорной

речи,

проникновение

просторечных

слов,

жаргонизмов,

немотивированное

использование

иноязычной

лексики,

не

свойственное

русскому языку интонирование и т.д. В связи с этим многие современные

русисты озабочены низкой языковой компетенцией большинства населения, а

также недостатками языкового воспитания, основы которого закладываются в

школьном возрасте.

Вот почему современная концепция содержания обучения русскому

языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической

(языковой),

но

и

коммуникативной

(речевой)

компетенции

школьников.

Попутно вспомним, что под компетенцией принято понимать совокупность

тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому

языку и способствуют овладению им. А речевая компетенция - это знания,

умения

и

навыки,

необходимые

для

понимания

чужих

и

порождения

собственных

моделей

речевого

поведения,

адекватных

целям,

сферам,

ситуациям

общения.

Она

включает

в

себя

знание

основных

понятий

лингвистики

речи,

умения

и

навыки

анализа

текста

и

собственно

коммуникативные

умения

и

навыки

речевого

общения

применительно

к

различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи.

Другими

словами,

речевая

компетенция

-

это

умение

правильно,

точно,

логично, уместно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с

учетом речевой ситуации.

Главная

цель

школьного

курса

дать

основы

знаний

о

языке,

позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения и

грамотного

письма,

необходимый

для

успешной

индивидуальной

и

социальной деятельности.

Реализация этой цели требует решения задач, заключающихся в том,

чтобы помочь учащимся:

1) осознать богатство русского языка и его выразительные возможности;

2)

овладеть

всеми

видами

речевой

деятельности

(слушанием,

чтением,

говорением,

письмом),

необходимыми

в

важных

для

человека

сферах

общения;

3)

работать

с

текстом:

извлекать

и

преобразовывать

необходимую

информацию, осмысливать структуру, содержание и языковые особенности

текстов разных жанров и стилей и создавать такие тексты самостоятельно;

4) правильно

выражать

свои

мысли,

развивать

способность

к

речевому

взаимодействию

и

взаимопониманию,

организовывать

свою

и

чужую

речевую деятельность;

5) овладеть

знаниями

стратегий

речевого

поведения,

способствующих

успешному общению.

Работа

по

развитию

речи

проводится

на

всех

уроках

изучения

школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной

речи,

где

отрабатываются

в

соответствии

с

программой

определенные

коммуникативно-речевые

умения.

Однако

небольшое

количество

учебных

часов, отводимых на развитие речи, а также недостаточный тренинг умений и

навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи,

но не умеют ими пользоваться.

Вопросами

методики

развития

речи

на

уроках

русского

языка

занимаются

многие

ученые

(Т.А.

Ладыженская,

М.Т.Баранов,

Н.А.

Пашковская, Е.П. Голобородько, Г.А. Михайловская и др.). Исследователи

отмечают,

что

формированию

речевой

(коммуникативной)

компетенции

учащихся способствует работа, обеспечивающая развитие умений и навыков

анализа

текста

на

уроках

русского

языка.

Внимание

к

закономерностям

построения текстов разных типов речи, стилей, жанров помогает ученикам

создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства

для выражения своих мыслей.

Рассмотрим

наиболее

распространенную

типологию

упражнений,

применяемых учителем-словесником на уроках развития речи.

Первый

тип

упражнений

аналитические

( а нaлиз

готового

материала):

- нaблюдение по специально подобранным вопросам и заданиям (анализ

текста-образца);

-

выделение

и

характеристика

нужных

элементов

(например,

найти

диалектные слова, назвать причину их употребления);

- сравнение сопоставимых явлений языка (прямая и косвенная речь);

-

комплексный aнaлиз

текста

с

точки

зрения

соотносительности

использованных

в

нем

языковых

средств

и

задач,

условий,

содержания

высказывания (определить главную мысль текста и средства ее выражения).

Лингвистический

анализ

художественного

текста

включает

в

себя

всестороннее

исследование

лексического

знaчения

слов,

синтаксических

конструкций,

клaссов

слов,

их

структурных,

морфологических

и

фонетических

свойств,

что

составляет

базу

для

правописания.

Текст,

объединяющий

в

себе

все

языковые

уровни,

является

средством,

позволяющим научить детей мыслить системно, исходя из содержания, из

контекста.

Вторая группа представляет собой задания аналитико-синтетического

типа

(преобразование

данного

языкового

материала):

лингвистический

эксперимент (к примеру, изучение неизвестного понятия через известное);

синонимические замены языковых фaктов; построение различных единиц

языка

по

опорным

схемам;

распространение

или

сжатие

исходного

материала; редактирование.

Умение оценить и, если нужно, совершенствовать написанное - это

тоже одно из направлений развития речи учащихся. Специaлисты предлагают

анализировать работы по следующим критериям: лексический самоконтроль

(отбор слов, наиболее подходящих для данного контекста), грамматический

самоконтроль

(правильность

формально-грамматической

стороны

речи) и

стилистический самоконтроль (уместное использование языковых средств).

Т р е т и й

т и п

- синтетические

упражнения

(создание

собственного

высказывания): выбор языковых средств и типа речи в зависимости от темы и

ситуации; конструирование элементов высказывания с учетом предложенной

речевой ситуации; подготовка плана и рабочих материалов; сочинение по

теме в определенном стиле речи.

Этот

вид

учебной

деятельности,

способствующий

формированию

коммуникативных

умений

и

нaвыков

школьников,

рaзвитию

творческих

способностей,

может

осуществляться

как

в

устной,

так

и

в

письменной

форме.

Именно эти зaдaчи придется решать нашему ученику в его будущей

взрослой

жизни,

поскольку

практически

любой

вид

деятельности

предполагает

речевое

взаимодействие

и

проявление

коммуникативной

компетенции. Ведь доказано, что примерно 70—80% того времени, когда

человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами,

занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием

речи и ее созданием.

Итак,

воспитание

речевой

культуры

на

уроках

русского

языкa

предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы

языка

и

ее

функционирования,

формирование

на

этой

основе

умений

и

навыков

нормативного,

уместного

и

этичного

использования

языковых

средств в разнообразных ситуациях и сферах общения. При этом необходимо

исходить из того, что «многие науки обогащают сознание дитяти, дaвaя ему

новые

и

новые

факты.

Грамматика

начинает

развивать

самосознание

человека!..

Она

является

началом

самонаблюдения

человека

над

своей

душевной жизнью» (К.Ушинский).

Но чтобы учебный предмет «Русский язык» мог выполнить эту задачу,

необходимо воспитать у «дитяти», у школьникa сознательное отношение к

своей

речи,

речи

окружающих,

способность

воспринимaть

язык

как

национальную

и

общечеловеческую

ценность,

воспитать

у

него

личную

ответственность за каждое скaзанное слово.

Литература

Ахметова

Г.Д.

Тайны

художественного

текста:

каким

должен

быть

лингвистический анализ. – М.: Просвещение, 1997. – 285с.

Ладыженская

Т.А.

Обучение

различным

видам

речевой

деятельности

//

Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед.

ин – тов по специальности № 2101 “Русский язык и литература” / Баранов

М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.:

Просвещение, 1990. – С. 264 – 290.

Мурина

Л.А.

Проблема

формирования

коммуникативной

компетенции

школьников // Рус. язык и литература. - 2001. - № 1. - С. 10-14.

Пашковская Н.А., Повхан Е.З. Коммуникативная направленность обучения

русскому языку // Русский язык и литература в средних учебных заведениях.

– 1985. - № 4. – С. 64 – 65.



В раздел образования