Автор: Валиева Гузалия Флоридовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МБОУ СОШ с. Ябалаково НОШ с. Старотатышево
Населённый пункт: Илишевский район, с. Старотатышево
Наименование материала: Статья
Тема: "Языковые компетенции на уроке русского языка"
Раздел: высшее образование
Тема : Языковые компетенции школьников в процессе
обучения русскому языку
Аннотация:
Тема является довольно актуальной в связи с тем, что в последнее
время все чаще отмечается влияние на литературный язык ненормированной
разговорной
речи,
проникновение
просторечных
слов,
жаргонизмов,
немотивированное
использование
иноязычной
лексики,
не
свойственное
русскому языку интонирование и т.д. Вот почему современная концепция
содержания
обучения
русскому
языку
в
школе
предусматривает
формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной
(речевой) компетенции школьников. Работа по развитию речи проводится на
всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных
уроках
развития
связной
речи,
где
отрабатываются
в
соответствии
с
программой определенные коммуникативно-речевые умения.
В
статье
рассматривается
наиболее
распространенная
типология
упражнений, применяемых учителем-словесником на уроках развития речи.
Первый тип упражнений – аналитические, суть которых заключается в том,
что
учащийся
анализирует
готовый
лингвистический
материал
по
определенным критериям.
В т о р а я
г р у п п а
–
э т о
з а д а н и я аналитико-синтетического
т и п а ,
представляющие собой преобразование исходного языкового материала.
Третий
тип
- синтетические
упражнения,
при
выполнении
которых
школьник практикуется в создании собственного высказывания.
Подобные задачи придется решать нашему ученику в его будущей взрослой
жизни, поскольку практически любой вид деятельности предполагает речевое
взаимодействие и проявление коммуникативной компетенции.
Именно поэтому воспитание речевой культуры на уроках русского языка
предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы
языка
и
ее
функционирования,
формирование
на
этой
основе
умений
и
навыков
нормативного,
уместного
и
этичного
использования
языковых
средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
Ключевые слова:
Языковая
компетенция,
речевая
компетенция,
язык,
развитие
речи,
коммуникативно-речевые
умения
и
навыки,
типология
упражнений
(аналитические,
аналитико-синтетические,
синтетические),
текст,
лингвистический анализ, учебная деятельность, восприятие и создание речи,
устная и письменная форма.
В настоящее время вопросы речевой культуры широко обсуждаются не
только
специалистами
(лингвистами,
методистами
и
преподавателями
русского языка), но и широкой общественностью. Этой теме посвящаются
радио-
и
телепередачи,
статьи
в
газетах
и
журналах.
Речь
наших
современников
многими
воспринимается
и
оценивается
как
сниженная,
ненормативная. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной
разговорной
речи,
проникновение
просторечных
слов,
жаргонизмов,
немотивированное
использование
иноязычной
лексики,
не
свойственное
русскому языку интонирование и т.д. В связи с этим многие современные
русисты озабочены низкой языковой компетенцией большинства населения, а
также недостатками языкового воспитания, основы которого закладываются в
школьном возрасте.
Вот почему современная концепция содержания обучения русскому
языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической
(языковой),
но
и
коммуникативной
(речевой)
компетенции
школьников.
Попутно вспомним, что под компетенцией принято понимать совокупность
тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому
языку и способствуют овладению им. А речевая компетенция - это знания,
умения
и
навыки,
необходимые
для
понимания
чужих
и
порождения
собственных
моделей
речевого
поведения,
адекватных
целям,
сферам,
ситуациям
общения.
Она
включает
в
себя
знание
основных
понятий
лингвистики
речи,
умения
и
навыки
анализа
текста
и
собственно
коммуникативные
умения
и
навыки
речевого
общения
применительно
к
различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи.
Другими
словами,
речевая
компетенция
-
это
умение
правильно,
точно,
логично, уместно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с
учетом речевой ситуации.
Главная
цель
школьного
курса
–
дать
основы
знаний
о
языке,
позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения и
грамотного
письма,
необходимый
для
успешной
индивидуальной
и
социальной деятельности.
Реализация этой цели требует решения задач, заключающихся в том,
чтобы помочь учащимся:
1) осознать богатство русского языка и его выразительные возможности;
2)
овладеть
всеми
видами
речевой
деятельности
(слушанием,
чтением,
говорением,
письмом),
необходимыми
в
важных
для
человека
сферах
общения;
3)
работать
с
текстом:
извлекать
и
преобразовывать
необходимую
информацию, осмысливать структуру, содержание и языковые особенности
текстов разных жанров и стилей и создавать такие тексты самостоятельно;
4) правильно
выражать
свои
мысли,
развивать
способность
к
речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию,
организовывать
свою
и
чужую
речевую деятельность;
5) овладеть
знаниями
стратегий
речевого
поведения,
способствующих
успешному общению.
Работа
по
развитию
речи
проводится
на
всех
уроках
изучения
школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной
речи,
где
отрабатываются
в
соответствии
с
программой
определенные
коммуникативно-речевые
умения.
Однако
небольшое
количество
учебных
часов, отводимых на развитие речи, а также недостаточный тренинг умений и
навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи,
но не умеют ими пользоваться.
Вопросами
методики
развития
речи
на
уроках
русского
языка
занимаются
многие
ученые
(Т.А.
Ладыженская,
М.Т.Баранов,
Н.А.
Пашковская, Е.П. Голобородько, Г.А. Михайловская и др.). Исследователи
отмечают,
что
формированию
речевой
(коммуникативной)
компетенции
учащихся способствует работа, обеспечивающая развитие умений и навыков
анализа
текста
на
уроках
русского
языка.
Внимание
к
закономерностям
построения текстов разных типов речи, стилей, жанров помогает ученикам
создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства
для выражения своих мыслей.
Рассмотрим
наиболее
распространенную
типологию
упражнений,
применяемых учителем-словесником на уроках развития речи.
Первый
тип
упражнений
– аналитические
( а нaлиз
готового
материала):
- нaблюдение по специально подобранным вопросам и заданиям (анализ
текста-образца);
-
выделение
и
характеристика
нужных
элементов
(например,
найти
диалектные слова, назвать причину их употребления);
- сравнение сопоставимых явлений языка (прямая и косвенная речь);
-
комплексный aнaлиз
текста
с
точки
зрения
соотносительности
использованных
в
нем
языковых
средств
и
задач,
условий,
содержания
высказывания (определить главную мысль текста и средства ее выражения).
Лингвистический
анализ
художественного
текста
включает
в
себя
всестороннее
исследование
лексического
знaчения
слов,
синтаксических
конструкций,
клaссов
слов,
их
структурных,
морфологических
и
фонетических
свойств,
что
составляет
базу
для
правописания.
Текст,
объединяющий
в
себе
все
языковые
уровни,
является
средством,
позволяющим научить детей мыслить системно, исходя из содержания, из
контекста.
Вторая группа представляет собой задания аналитико-синтетического
типа
(преобразование
данного
языкового
материала):
лингвистический
эксперимент (к примеру, изучение неизвестного понятия через известное);
синонимические замены языковых фaктов; построение различных единиц
языка
по
опорным
схемам;
распространение
или
сжатие
исходного
материала; редактирование.
Умение оценить и, если нужно, совершенствовать написанное - это
тоже одно из направлений развития речи учащихся. Специaлисты предлагают
анализировать работы по следующим критериям: лексический самоконтроль
(отбор слов, наиболее подходящих для данного контекста), грамматический
самоконтроль
(правильность
формально-грамматической
стороны
речи) и
стилистический самоконтроль (уместное использование языковых средств).
Т р е т и й
т и п
- синтетические
упражнения
(создание
собственного
высказывания): выбор языковых средств и типа речи в зависимости от темы и
ситуации; конструирование элементов высказывания с учетом предложенной
речевой ситуации; подготовка плана и рабочих материалов; сочинение по
теме в определенном стиле речи.
Этот
вид
учебной
деятельности,
способствующий
формированию
коммуникативных
умений
и
нaвыков
школьников,
рaзвитию
творческих
способностей,
может
осуществляться
как
в
устной,
так
и
в
письменной
форме.
Именно эти зaдaчи придется решать нашему ученику в его будущей
взрослой
жизни,
поскольку
практически
любой
вид
деятельности
предполагает
речевое
взаимодействие
и
проявление
коммуникативной
компетенции. Ведь доказано, что примерно 70—80% того времени, когда
человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами,
занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием
речи и ее созданием.
Итак,
воспитание
речевой
культуры
на
уроках
русского
языкa
предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы
языка
и
ее
функционирования,
формирование
на
этой
основе
умений
и
навыков
нормативного,
уместного
и
этичного
использования
языковых
средств в разнообразных ситуациях и сферах общения. При этом необходимо
исходить из того, что «многие науки обогащают сознание дитяти, дaвaя ему
новые
и
новые
факты.
Грамматика
начинает
развивать
самосознание
человека!..
Она
является
началом
самонаблюдения
человека
над
своей
душевной жизнью» (К.Ушинский).
Но чтобы учебный предмет «Русский язык» мог выполнить эту задачу,
необходимо воспитать у «дитяти», у школьникa сознательное отношение к
своей
речи,
речи
окружающих,
способность
воспринимaть
язык
как
национальную
и
общечеловеческую
ценность,
воспитать
у
него
личную
ответственность за каждое скaзанное слово.
Литература
Ахметова
Г.Д.
Тайны
художественного
текста:
каким
должен
быть
лингвистический анализ. – М.: Просвещение, 1997. – 285с.
Ладыженская
Т.А.
Обучение
различным
видам
речевой
деятельности
//
Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед.
ин – тов по специальности № 2101 “Русский язык и литература” / Баранов
М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.:
Просвещение, 1990. – С. 264 – 290.
Мурина
Л.А.
Проблема
формирования
коммуникативной
компетенции
школьников // Рус. язык и литература. - 2001. - № 1. - С. 10-14.
Пашковская Н.А., Повхан Е.З. Коммуникативная направленность обучения
русскому языку // Русский язык и литература в средних учебных заведениях.
– 1985. - № 4. – С. 64 – 65.