Напоминание

"Физическое развитие и формирование правил ЗОЖ у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"


Автор: Наумова Татьяна Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: БКФК
Населённый пункт: Калужская область, г.Сухиничи
Наименование материала: Консультация
Тема: "Физическое развитие и формирование правил ЗОЖ у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Консультация на тему:

«Физическое развитие и формирование правил

ЗОЖ у детей дошкольного возраста в условиях

ФГОС ДО.»


Подготовила : инструктор по физической культуре Наумова Т.И. г.Сухиничи.
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция .В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован , т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей. ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДО. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», и ценностного отношения к своему здоровью. При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Здоровый образ жизни сегодня – не просто дань моде, это необходимость. Здоровый, физически активный человек продуктивен в интенсивном ритме жизни, менее подвержен влиянию стрессовых и других негативных факторов, поэтому так важно с раннего детства формировать у детей понимание правил здорового образа жизни. Более того, рассказать о закономерностях и преимуществах ЗОЖ: планомерном распорядке дня, правильном питании, регулярной физической активности – недостаточно. Теоретические, всем известные аксиомы, в отношении маленьких детей работают слабо, а то и совсем не работают. Зато практическое воспитательное воздействие способно сформировать не просто понимание основ ЗОЖ но, что гораздо важнее, желание и умение им следовать в дальнейшей жизни. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Для этого в нашем детском саду используются следующие здоровье сберегающие технологии : - ритмопластика; -динамические паузы; -физкультминутки; - подвижные и спортивные игры; -пальчиковая ,дыхательная, коррегирующая , психогимнастика; -релаксация; - водные процедуры; - игровой стретчинг; Технологии обучения ЗОЖ : Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: • Занятия физкультурой, прогулки,
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды • Бережное отношение к окружающей среде, к природе • Формирование понятия "не вреди себе сам" ДО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровье сберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровье сберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью . Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности. В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по всем образовательным областям… Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию». Требования к подбору физкультурного оборудования для спортивных уголков.  Оборудование(размеры, габариты, вес)соответствует возрастным особенностям детей;  Безопасное для использования оборудование;  Разнообразие форм ,цвета физкультурного оборудования;  Комплектация оборудования в соответствии с разными видами движений. Важная роль отведена родителям в вопросах формирования знаний о ЗОЖ и их влиянии на физическое развитие детей. В первую очередь своим личным примером они закладывают отношение к здоровью .
ДОУ использует следующие формы взаимодействия с родителями в этом направлении:  Изучение здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники. Ознакомление родителей;  Изучение семейного воспитания через анкетирования, посещение детей на дому, определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка;  Формирования банка данных об особенностях развития и медико- педагогических условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки индивидуальных программ физкультурно - оздоровительной работы.  Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ.  Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.  Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ.  Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления  Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий организованных в ДОУ.  Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления .  Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно оздоровительной сферы.(организация проектов, семинаров практикумов, викторин.) Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. . Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей .» Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков. Литература: 1. Авченко Н. .Как физическое воспитание влияет на психическое развитие ребенка .-Ж- «Здоровье дошкольника», 2009 г., №5, с 18 2.Савинова С.В. Как воспитать здорового ребенка. –Ж- л «Воспитатель ДОУ», 2011.,№3, с7 3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Хусаенова Г.М. Роль управления дошкольного образования в охране и укреплении здоровья детей .-Ж- л «Современный детский сад», 2010., №3,с 28. .


В раздел образования