"Физическое развитие и формирование правил ЗОЖ у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Автор: Наумова Татьяна Ивановна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: БКФК Населённый пункт: Калужская область, г.Сухиничи Наименование материала: Консультация Тема: "Физическое развитие и формирование правил ЗОЖ у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Консультация на тему:
«Физическое развитие и формирование правил
ЗОЖ у детей дошкольного возраста в условиях
ФГОС ДО.»
Подготовила : инструктор по физической
культуре Наумова Т.И.
г.Сухиничи.
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем –
общемировая тенденция .В Российской Федерации происходит модернизация системы
образования с целью повышения качества образования, его доступности, поддержки и
развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для
большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены
федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель,
ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как
полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован ,
т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому
развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна
соответствовать программа ДО. Одним из важнейших является принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как
средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в
образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», и ценностного
отношения к своему здоровью.
При этом образовательные области «Физическая
культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными
областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его
физического, психологического и социального благополучия.
Здоровый образ жизни сегодня – не просто дань моде, это необходимость. Здоровый,
физически активный человек продуктивен в интенсивном ритме жизни, менее
подвержен влиянию стрессовых и других негативных факторов, поэтому так важно с
раннего детства формировать у детей понимание правил здорового образа жизни.
Более того, рассказать о закономерностях и преимуществах ЗОЖ: планомерном
распорядке дня, правильном питании, регулярной физической активности –
недостаточно. Теоретические, всем известные аксиомы, в отношении маленьких детей
работают слабо, а то и совсем не работают. Зато практическое воспитательное
воздействие способно сформировать не просто понимание основ ЗОЖ но, что гораздо
важнее, желание и умение им следовать в дальнейшей жизни.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью,
нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье"
определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате
взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность,
пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека,
основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет
состояние общего душевного комфорта.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий
внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а
на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.. Нельзя улучшить
свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя
значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни,
который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы
можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового
образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру,
окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью,
грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы
не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность
поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. При этом педагог лишь
помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на
индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять
возможность получения необходимых знаний и навыков. Для этого в нашем детском
саду используются следующие здоровье сберегающие технологии :
- ритмопластика;
-динамические паузы;
-физкультминутки;
- подвижные и спортивные игры;
-пальчиковая ,дыхательная, коррегирующая , психогимнастика;
-релаксация;
- водные процедуры;
- игровой стретчинг;
Технологии обучения ЗОЖ :
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки,
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание
условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения
отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
ДО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто
проводить цикл занятий по здоровье сберегающей деятельности, а организовать
единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут
гармонично объединены различные образовательные области для целостного
восприятия окружающего мира. В каждой образовательной области в разных видах
детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания
детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской
деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении
художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы
культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровье сберегающего
поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к
своему здоровью . Конечным результатом такого процесса должно стать формирование
у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой
предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных
потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех
видах человеческой деятельности.
В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-
пространственной среде по всем образовательным областям…
Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при
организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».
Требования к подбору физкультурного оборудования для спортивных уголков.
Оборудование(размеры, габариты, вес)соответствует возрастным особенностям
детей;
Безопасное для использования оборудование;
Разнообразие форм ,цвета физкультурного оборудования;
Комплектация оборудования в соответствии с разными видами движений.
Важная роль отведена родителям в вопросах формирования знаний о ЗОЖ и их
влиянии на физическое развитие детей. В первую очередь своим личным примером
они закладывают отношение к здоровью .
ДОУ использует следующие формы взаимодействия с родителями в этом
направлении:
Изучение здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники.
Ознакомление родителей;
Изучение семейного воспитания через анкетирования, посещение детей на
дому, определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка;
Формирования
банка
данных
об
особенностях
развития
и
медико-
педагогических
условиях
жизни
ребёнка
в
семье
с
целью
разработки
индивидуальных программ физкультурно - оздоровительной работы.
Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей
в ДОУ.
Организация
целенаправленной
работы
по
пропаганде
здорового
образа
жизни среди родителей.
Ознакомление
родителей
с
содержанием
и
формами
физкультурно-
оздоровительной работы в ДОУ.
Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления
Согласование
с
родителями
индивидуальных
программ
оздоровления,
профилактических мероприятий организованных в ДОУ.
Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления .
Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей
к физкультурно оздоровительной сферы.(организация проектов, семинаров
практикумов, викторин.)
Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно
физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и
средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это
важнейший труд воспитателей
.»
Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия,
нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие
компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых
привычек, двигательных умений и навыков.
Литература:
1.
Авченко Н. .Как физическое воспитание влияет на психическое развитие
ребенка .-Ж- «Здоровье дошкольника», 2009 г., №5, с 18
2.Савинова С.В. Как воспитать здорового ребенка. –Ж- л «Воспитатель ДОУ»,
2011.,№3, с7
3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
4.Хусаенова Г.М. Роль управления дошкольного образования в охране и укреплении
здоровья детей .-Ж- л «Современный детский сад», 2010., №3,с 28.
.