Напоминание

«Методика организации культуро–творческой деятельности учреждения культуры» (для студентов специальности «Социально–культурная деятельность»)


Автор: Гильманова Гильнур Тимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Пермский краевой колледж искуств и культуры"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: «Методика организации культуро–творческой деятельности учреждения культуры» (для студентов специальности «Социально–культурная деятельность»)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ «Пермский краевой колледж искусств и культуры»

Методическое пособие по изучению темы

« Методика организации культуро-творческой деятельности учреждения культуры»

(для студентов специальности «Социально-культурная деятельность»)

(Разработчик преподаватель Гильманова Г.Т).

Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в её влиянии на

развитие творческих задатков, способностей каждого человека и на уровень его удовлетворения

услугами КДУ- На этой основе выстраивается методика организации культуро- и художественно-

творческой деятельности организации культуры Основной формой культуро творческой

деятельности являются коллективы, получившие в профессиональной среде название

(определение) как клубные формирования.

Клубные формирования как основа организации творчества и инициативы населения

Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное

на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и

техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию

дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное

на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в

различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к

овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации

досуга и отдыха.

К

клубным

формированиям

относятся:

кружки,

коллективы

и

студии

любительского

художественного и технического творчества; любительские объединения и клубы по интересам ;

школы и курсы прикладных знаний и навыков; физкультурно-спортивные кружки и секции;

группы

здоровья

и

туризма,

а

также

другие

клубные

формирования

творческого,

просветительского,

физкультурно-оздоровительного

и

иного

направления,

соответствующего

основным принципам и видам деятельности учреждения.

Клубное формирование в рамках своей деятельности:

-

организует

систематические

занятия

в

формах

и

видах,

характерных

для

данного

клубного формирования (репетиция, лекция, урок, тренировка, встреча, и т.п.);

- проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки,

конкурсы,

соревнования,

показательные

занятия

и

открытые

уроки,

творческие

лаборатории,

мастер - классы и т.п.);

- участвует в общих программах и акциях учреждения;

- использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной

жизни;

- принимает участие в муниципальных, региональных, общероссийских и международных

фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.

В своей деятельности клубное формирование руководствуется:

- действующим законодательством Российской Федерации;

- Уставом города

- Уставом учреждения;

- Положением о данном клубном формировании.

Клубное

формирование

создается

на

основании

приказа

руководителя

учреждения,

на

базе

которого действует данное клубное формирование.

Положение о конкретном клубном формировании, в котором отражается порядок работы, система

управления

и

отчетности,

разрабатывается

и

утверждается

руководителем

учреждения

на

основании типового положения о клубном формировании с учетом Устава учреждения.

В соответствии с установленным порядком, клубное формирование может осуществлять свою

деятельность:

- за счет бюджетного финансирования;

1

- за счет имеющихся на эти цели специальных средств учреждения;

- по принципу частичной самоокупаемости, с использованием средств учреждения, других

учредителей, участников клубного формирования (членские взносы), а также за счет средств,

полученных от собственной деятельности;

- по принципу полной самоокупаемости, с использованием средств участников клубного

формирования (членских взносов), а также средств, полученных от собственной деятельности, и

иных средств.

По согласованию с учредителем, клубные формирования могут оказывать платные услуги,

при условии, что сборы от реализации платных услуг будут использованы на развитие творческой

деятельности коллектива,

а также на поощрение руководителей и участников творческого

коллектива.

Любительские объединения и клубы по интересам

Любительское

объединение

и

клуб

по

интересам

- организационно

оформленное

добровольное

объединение

людей,

занятых

социально-полезной

культурно-досуговой

деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере

свободного времени.

Основными

организационными особенностями любительского объединения и клуба по

интересам, в отличие от творческого коллектива, являются:

- целью участия в любительском объединении является не столько получение умений и

навыков

в

определенном

жанре

самодеятельного

творчества,

сколько

общение

с

единомышленниками на основе общих интересов и увлечений;

- работа любительского объединения строится на принципах самоуправления;

- любительское объединение может не иметь строго фиксированного графика встреч и

занятий, его общий количественный состав также может не быть постоянным;

- инициатива создания и организация работы клуба по интересам может принадлежать как

учреждению, так и группе заинтересованных лиц;

- объектом воздействия являются как члены клуба, так и приглашенная на мероприятия

другая аудитория;

- руководить работой любительского объединения может как штатный работник базового

учреждения, так и руководитель – общественник.

Любительские

объединения

и

клубы

по

интересам

развиваются

по

целому

ряду

направлений, что дает основание для их примерной классификации: общественно – политические;

художественно – творческие; культурно – развлекательные; научно – технические; спортивно –

оздоровительные;

коллекционно

собирательские;

семейно

бытовые;

профессиональные;

социально

демографические;

экологические;

естественнонаучные

,

по

контингенту,

по

инициативе …

Любительские

объединения

и

клубы

по

интересам

способствуют

организации

содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для живого человеческого

общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы,

искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, прививают навыки

самоуправления и самообразования, развивают инициативу и предприимчивость

Клубные формирования художественной направленности

Клубные формирования художественной направленности (коллективы, кружки, студии

любительского художественного творчества) – форма организованной деятельности группы людей,

основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по

освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического,

театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная

система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности.

Клубные формирования художественной направленности создаются с целью:

2

- приобщения населения к культурным традициям народов Российской Федерации, лучшим

отечественным и мировым культурным образцам;

-

популяризации

творчества

профессиональных

и

самодеятельных

авторов,

создавших

произведения, получившие общественное признание;

- содействия в приобретении знаний, умений и навыков в различных видах художественного

творчества, развития творческих способностей населения.

Творческо-организационная

работа

клубных

формирований

художественной

направленности

должна предусматривать:

- привлечение участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;

-

мероприятия

по

созданию

в

коллективах

творческой

атмосферы,

обучение

навыкам

художественного творчества;

-

проведение

учебных

занятий,

репетиций,

организацию

выставок,

выступлений

с

концертами и спектаклями, участие в конкурсах и других творческих мероприятиях;

- добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к

имуществу учреждения;

-

организацию

в

конце

каждого

творческого

сезона

отчетных

концертов,

спектаклей,

представлений, выставок работ участников;

- проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собрания (в детских

коллективах – родительского собрания) участников с подведением итогов творческой работы;

-

накопление

методических

материалов,

а

также

материалов,

отражающих

историю

развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши,

рекламы, буклеты и т.д.) и его творческой работы, которые, в случае прекращения деятельности

клубного формирования, остаются в распоряжении базового учреждения.

Содержание

занятий

клубных

формирований

художественной

направленности

должно

предусматривать:

- в коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных

ансамблях,

оркестрах)

занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных для

данного

направления

музыкального

творчества

особенностей

музыки

и

исполнительства,

народного

костюма,

работу

по

постановке

голоса,

разучивание

произведений

с

солистами

и

ансамблями,

разучивание

произведений

для

хора

и

оркестра

(ансамбля),

проведение

репетиционных занятий;

- в коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного,

фольклорного и бального танцев) – занятия по изучению истории хореографии, классическому и

характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических

миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок;

- в коллективах декоративно-прикладного искусства (гончарное мастерство, вышивка,

лозоплетение, кружевоплетение, работа по металлу, дереву, бересте, другое) занятия по изучению

истории прикладного творчества, изучению местных традиционных особенностей декоративно-

прикладного искусства и ремесел, изучение техники и технологии изготовления предметов

прикладного искусства, организация выставок;

- в коллективах художественно-изобразительного искусства (виды живописи, графики и

скульптуры) на занятиях знакомятся с материальной основой художественной культуры, видами и

жанрами

искусств,

средствами

выразительности,

художественными

материалами

и

инструментами;

учатся

воспринимать

и

понимать

смысл

художественной

информации.

Принимают участие в выставочных проектах а так же в фестивалях и конкурсах художественно-

изобразительного искусства;

- в коллективах театрального искусства (драматический театр, театр миниатюр; пантомима,

музыкальный

театр,

КВН,

театр

кукол)

на

занятиях

обучаются

трем

важнейшим

областям

театрального искусства - драме (сценическая речь, сценическое движение, основы актерского

мастерства), музыке и хореографии. Принимают участие в качестве ведущих в мероприятиях

учреждений культуры, а так же в театральных фестивалях и конкурсах.

Организация занятий

3

Занятия во всех коллективах проводятся не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час

-

45

минут). Руководители могут собирать свои коллективы на репетиции чаще, например, в

период

подготовки

к

концерту,

фестивалю,

конкурсу,

смотру

и

другим

подобным

мероприятиям.Для

детских

коллективов

продолжительность

занятий

устанавливается

в

соответствии с утвержденными нормами для каждой из возрастных групп.

Для разовых постановок в клубные формирования художественной направленности могут

приглашаться

штатные

работников

театров,

концертных

организаций

и

учебных

заведений

отрасли,

либо

может

быть

осуществлен

заказ

на

создание

произведений

профессиональным

авторам. В таких случаях размер авторского вознаграждения регулируется законодательством об

авторском праве и смежных правах.

Показателями качества работы клубных формирований художественной направленности

являются стабильность его личного состава, подтвержденное дипломами участие в смотрах и

конкурсах творческого мастерства, положительная оценка деятельности общественностью

(публикации в СМИ, благодарственные письма, заявки на концерты (спектакли) от организаций,

доходы от проданных билетов на концерты и спектакли коллектива).

За

творческие

успехи

и

общественную

деятельность

по

популяризации

традиционной

народной

культуры

участники

и

руководители

клубных

формирований

художественной

направленности

могут быть представлены к различным видам поощрения, а именно: грамота,

почетный знак, звание заслуженного работника культуры.

За

достигнутые

успехи

в

различных

жанрах

творчества

клубные

формирования

художественной направленности могут быть представлены к званию «народный» (образцовый)

коллектив.

Порядок присвоения и подтверждения звания «народный», «образцовый» коллектив и

регламент

их

работы,

определяются

нормативным

актом

Министерства

культуры

и

архива

Пензенской области.

Руководство клубным формированием и контроль за его деятельностью

В зависимости от типа КФ, и характера деятельности. коллективом обучающего характера

руководит

педагог-профессионал,

коллективом,

где

преобладает

исследовательская

и

пропагандистская

деятельность

–руководит

наиболее

активный,

грамотный

участник

неформальный лидер

Руководитель

учреждения

обеспечивает

деятельность

клубного

формирования,

создает

необходимые

условия,

утверждает

планы

работы

клубного

формирования,

сметы

доходов

и

расходов, обучающие программы, осуществляет контроль за его деятельностью.

Руководитель учреждения несет ответственность за деятельность клубных формирований.

Общее

руководство

деятельностью

клубного

формирования

художественной

направленности

осуществляет

художественный

руководитель

учреждения

и

(или)

лицо,

уполномоченное руководителем учреждения в полном объеме либо в установленной части.

Непосредственное

руководство

клубным

формированием

осуществляет

руководитель

клубного формирования. Руководитель клубного формирования принимается на должность и

освобождается

от

должности

руководителем

учреждения,

находится

в

непосредственном

подчинении

художественного

руководителя

учреждения

и

(или)

лица,

уполномоченного

руководителем

учреждения.

Руководитель

клубного

формирования

может

осуществлять

свою

деятельность как на штатной основе, так и на общественных началах.

Продолжительность

рабочего

времени

штатных

руководителей

клубных

формирований

устанавливается

согласно

требованиям

Трудового

кодекса

РФ.

График

работы

штатного

руководителя клубного формирования в учреждении утверждает руководитель учреждения.

В рабочее время руководителей клубных формирований художественной направленности

(творческих коллективов) засчитывается работа по набору участников в творческий коллектив;

просветительская

и

воспитательная

работа

с

участниками;

подбор

репертуара;

работа

по

изучению и сбору фольклора; разучивание партий, разучивание музыкальных и хореографических

произведений, театральных ролей, репетиционная работа; мероприятия по выпуску спектаклей

(концертов), а именно составление монтажных листов со звуко- и светооператорами, работа над

4

сценографией, работа с режиссером; ведение документации творческого коллектива, работа по

привлечению

спонсорских

средств

для

развития

коллектива;

выпуск

и

показ

спектаклей,

концертных программ, организация выставок, аранжировка музыкальных произведений и т.д.

Продолжительность

работы

штатного

руководителя

творческого

коллектива

непосредственно с творческими коллективами – не менее 3 учебных часов в день (не менее 78

учебных часов в месяц).

Руководитель клубного формирования: - составляет и представляет на утверждение

руководителю

учреждения

перспективные

и

текущие

планы

деятельности

клубного

формирования;

- ведет журнал учета работы клубного формирования , а также другую документацию, в

соответствии

с

Уставом

и

Правилами

внутреннего

трудового

распорядка

учреждения

и

Положением о клубном формировании;

- ведет в коллективе регулярную творческую и учебно-воспитательную работу на основе

утвержденного плана;

- формирует программу деятельности клубного формирования;

- представляет руководителю учреждения годовой отчет о деятельности коллектива.

Порядок ведения документации о работе клубного формирования, условия членства

(участия) в клубном формировании, права и обязанности его членов (участников) определяются

Положением о конкретном клубном формировании.

Ответственность за содержание деятельности, творческие и финансовые результаты

несет руководитель клубного формирования.

Порядок принятия решения об участии клубного формирования

в смотрах и конкурсах творческого мастерства

. Решение об участии клубного формирования в городских,

районных,, региональных,

федеральных

смотрах

и

конкурсах

творческого

мастерства

принимается учредителем,

администрацией базового учреждения совместно с руководителем клубного формирования. ,

с

учетом: (для бюджетных КДУ)

- уровня мастерства клубного формирования, его вклада в культурную жизнь города,

выполнения нормативов результативности деятельности;

- количества предыдущих поездок на межрегиональные, общероссийские и международные

фестивали, смотры и конкурсы творческого мастерства в текущем году;

- уровня побед клубного формирования в предыдущих межрегиональных, общероссийских

и международных фестивалях, смотрах и конкурсах творческого мастерства;

- очередности участия клубных формирований города в межрегиональных, общероссийских

и международных фестивалях, смотрах и конкурсах творческого мастерства.

При

принятии

положительного

решения

об

участии

клубного

формирования

в

межрегиональном,

общероссийском

или

международном

фестивале,

смотре

или

конкурсе

творческого мастерства, Коллегия, на основании предложений руководителя базового учреждения

и руководителя соответствующего клубного формирования, принимает решение об источниках

финансирования участия и объемах по каждому из источников.

Источниками

финансирования

участия

клубного

формирования

в

межрегиональном,

общероссийском или международном фестивале, смотре или конкурсе творческого мастерства

могут быть:

- средства муниципального бюджета, выделенные на реализацию программ развития сферы

культуры города;

- средства бюджета базового учреждения;

- средства клубного формирования, полученные от реализации им платных услуг;

- средства участников клубного формирования;

5

- средства спонсоров, иные привлеченные средства.

Решение

Коллегии

об

участии

клубного

формирования

в

межрегиональном,

общероссийском или международном фестивале, смотре или конкурсе творческого мастерства, с

указанием

источников

финансирования

участия

и

объемов

по

каждому

из

источников,

оформляется, в установленном порядке, протоколом заседания Коллегии и реализуется приказом

начальника Департамента.

Методика создания и работы творческого коллектива

Методика создания творческого коллектива (клубного формирования)

Сбор и анализ исходной информации.

1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников в определенном

виде творчества или жанре искусства.

Для этого будущему руководителю необходимо собрать определенную информацию в том или

ином населенном пункте (селе, поселке, районном центре, городе) о:

- направленности интересов проживающих там жителей (музыка, вокал, хореография, театр,

прикладное творчество и т.д.);

- степени массовости распространения соответствующих интересов;

- заинтересованности в реализации интересов в процессе групповой деятельности;

- степени готовности к занятиям по интересам в рамках учреждения.

Необходимо постараться выявить конкретных людей - носителей того или иного интереса.

Методы выявления интересов:

- социологические (анкетирование, опрос, интервью). Можно провести в учебных заведениях,

общежитиях, на предприятиях, на клубных мероприятиях.

- беседы с работниками культуры, учителями, руководителями различных подразделений, с

людьми.

В

случае

отсутствия

интереса

к

данному

виду

деятельности,

необходимо

попытаться

сформировать его:

- провести лекцию-концерт с рассказом об определенном жанре искусства и показом концертных

номеров или видеоматериалов;

-пригласить в учреждение культуры аналогичный коллектив и продемонстрировать их творчество;

-использовать

средства

массовой

информации

(газета,

радио,

ТВ)

для

рекламирования

создаваемого коллектива;

- провести выставку-презентацию;

- провести конкурс, викторину, диспут, посвященные данному жанру искусства с устоявшейся

клубной аудиторией.

2 блок. Информационный или рекламный.

Приняв решение о создании коллектива, необходимо широко прорекламировать данное

событие.

Для

этого

можно

использовать

все

виды

рекламы,

которые

разделим

следующим

образом: реклама в СМИ (пресса, радио, телевизионная и видеореклама), наружная реклама.

Первая волна рекламы о наборе коллектива обычно проходит в конце мая – начале июня, перед

каникулами и отпуском, с тем, чтобы было время обдумать информацию. Вторично реклама

запускается непосредственно перед началом учебного года – в середине августа.

3 блок. Непосредственная работа с потенциальными участниками. Прием документов.

Получив информацию о создании коллектива творчества из СМИ, афиш, растяжек и т.п.,

потенциальные участники

могут позвонить или придти в учреждение культуры, УДО, чтобы

поподробнее узнать о правилах приема. Поэтому работникам учреждений

необходимо четко

продумать встречу с ними:

6

- установить дни и часы консультаций руководителя коллектива или активистов;

- оборудовать и красиво оформить место встречи;

- проводить беседы с изъявившими желание заниматься потенциальными участниками;

- оформлять приемные документы – журналы, картотеку, заявления, в которые заносятся сведения

о потенциальных участниках самодеятельности (фамилия, имя, отчество, год рождения, место

учебы или работы, адрес);

-

подготовить

к

занятиям

аудиторию,

оборудование,

реквизиты,

методическую

литературу,

костюмы и т.п.;

- разработать проекты организационных документов (положение о коллективе, примерный устав),

организационную структуру, название.

В данный период продолжается дальнейшее распространение рекламного материала, в котором в

обязательном порядке должна быть указана точная информация о первом сборе, первой встрече с

участниками коллектива.

4 блок. Первая встреча руководителя с участниками коллектива. Организационное

собрание.

При

проведении

первой

встречи

(или

организационного

собрания)

необходимо

соблюдать

следующие условия. Главная задача руководителя – информационная. Он должен:

- ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;

- объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;

-

выработать

совместное

решение

об

организации

работы

коллектива

на

первом

этапе

его

создания;

- составить расписание – дни и время репетиционных занятий.

- объяснить права и обязанности участников коллектива;

- познакомить участников с некоторыми правилами пользования реквизитом, оборудованием, а

также правилами технической и пожарной безопасности.

Организационным

собранием

заканчивается

технология

создания

коллектива

самодеятельного

творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который

может

быть

оформлен

специальной

кампанией

в

начале

учебного

года.

Коллектив

может

пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.

По окончании набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-

производственные задачи.

Основные принципы организации работы с творческим коллективом:

ориентация на ценностные отношения, субъективность и индивидуальность каждого, опора на

положительное

Мотивы участия в самодеятельном творчестве:

1. Интеллектуальные (когнитивные) мотивы – потребность в получении новых знаний.

2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).

3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах

творчества, максимум – в групповых).

4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием.

5 . Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных

сил.

6 . Компенсаторские

мотивы

связаны

с

предыдущими,

но

здесь

речь

идет

не

столько

о

переключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенности трудовой

деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.

Стадии

формирования

коллектива

по

А.Н.Лутошкину

Коллектив

группа

людей,

объединенных общими делами, общей работой.

Педагогические условия формирования коллектива: включение в совместную деятельность,

умелое предъявление требований, воспитание актива, организация перспективы жизни,

создание традиций, создание оптимистического тона, чувства уверенности, защищенности

каждого члена коллектива.

Этапы развития

Признаки

Ф а к т о р ы

ф о р м и р о в а н и я

7

коллектива

коллектива

Песчаная

россыпь

(номинальная

группа)

С у щ е с т в у е т

ф о р м а л ь н о ,

б е з

выраженных групповых показателей

Тренинги,

игры,

упражнения

на

знакомство,

сплочение;

совместная

деятельность;

четкие

требования

р у к о в о д и т е л я ;

о р г а н и з а ц и я

перспективы

жизни

коллектива;

зарождение традиций

М я г к а я

г л и н а

(группа-

ассоциация)

Формальная дисциплина, требования

старших

(руководителя,

педагогов),

появление

структуры,

группа

не

действует как единое целое

Тренинги,

игры,

упражнения

на

р а с к р ы т и е

и н д и в и д у а л ь н о с т и

каждого,

взаимодействие,

выявление

лидера; единая цель, принятая всеми

членами группы

Мерцающий маяк

(группа-

кооперация)

Единство цели и деятельности по ее

д о с т и ж е н и ю ,

в ы с о к а я

внутригрупповая

сплоченно сть,

появление актива

Ч е т к и е

« п р а в и л а

и г р ы »

и

сотрудничества

А л ы й

п а р у с

(группа-

автономия)

Принцип:

«Один

за

всех

все

за

од н о го » .

Д руж е с ко е

у ч а с т и е ,

п р и н ц и п и а л ь н о с т ь ,

в з а и м н ы е

требования,

внутреннее

единство,

межгрупповая

активность,

развитый

самоконтроль

П р и м е н е н и е

г ру п п о в ы х

ф о р м

о р г а н и з а ц и и

с о в м е с т н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

ф о р м и р о в а н и е

самосознания коллектива

Горящий

факел

(группа-

коллектив)

Обще ственно-значимая

цель

и

деятельность

по

ее

достижению,

морально-психологическое

единство,

организационная

структура,

высокая

подготовленность

О р и е н т а ц и я

н а

самосовершенствование коллектива

Стадии развития коллектива.

Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые

характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд

этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его

становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива

он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного

требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего участников в коллектив, должно выступать

единоличное требование педагога к учащимся.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен

быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми

требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику .

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда

коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа педагога становится математически

точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив"

говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов

коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами.

Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Педагог (руководитель) должен научить

8

1.правильно

распределять

роли

в

совместной

деятельности

и

выполнять

свои

ролевые

обязанности.

2.быть руководителями в групповой деятельности.

3.подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями.

4.умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые

взаимоотношения.

5.создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.

6.каждого быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели, в то же самое

время не ущемлять интересов других членов группы.

7.умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и

признавать правильность позиций других людей.

8.снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.

Руководитель коллектива. Требования к профессиограмме

Профессиограмма руководителя коллектива включает:

1.Профессиональное мастерство.

2.Социально-психологические качества.

3.Художественно-творческие функции.

4.Организаторские способности.

5.Педагогический такт, педагогическое мастерство.

Профессиональное мастерство (Специалист)

Чтобы успешно решать возложенные на коллектив задачи, руководитель должен быть

квалифицированным специалистом. И чем совершеннее он владеет профессиональными

качествами, тем лучше он сможет научить участников. Руководитель - образец для подражания,

побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания

образец.

Руководитель должен уметь заразить своим замыслом, что чрезвычайно важно для обучения и

воспитания участников в силу непосредственной эстетически чувственной образности искусства.

Он должен быть знатоком истории и теории данного вида искусства, уметь передать свои знания,

следить за достижениями в области культуры и искусства и привлекать к ним внимание

участников.

Руководитель должен уметь гармонично сочетать разнообразные формы занятий с чередованием

интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность - с расслабленностью. Правильно

организованные занятия приносят всем чувство удовлетворения и радость от встречи с

искусством, друг с другом.

Социально-психологические качества (Психолог)

В настоящее время клубные формирования нуждаются не только в педагогах-художниках, но и

психологах. Знание психологии человека поможет руководителям значительно повысить уровень

учебно-воспитательной работы в коллективе.

Руководитель должен понимать психологию людей, их взаимоотношения, обязан понимать

состояние каждого исполнителя, уметь поддержать, иногда и «не заметить» ошибки, а когда

нужно, призвать к исполнительскому порядку.

В структуре необходимых педагогических качеств большое значение придается коммуникативным

способностям. Способность общения проявляется у руководителя в разных ситуациях. Имея опыт,

он сразу может оценить сложившуюся ситуацию в коллективе и принять педагогически

эффективное решение. По еле заметным эмоциям он чувствует и понимает возникшее у человека

затруднение, состояние неуверенности и растерянности или, напротив, переоценки своих

возможностей. Для неопытного же руководителя участники мало, чем друг от друга отличаются,

он, прежде всего, замечает способных, тех, кто имеет хороший голос, пластичен и т. д. и кто

малоспособный.

9

Организаторские способности (Организатор)

Руководитель призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности

коллектива. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять триединство

деятельности коллектива, то есть жить перспективой и учитывать развитие по спирали,

следовательно, уметь планировать свою работу так, чтобы в нее входили психолого-

педагогические и художественно-технологические компоненты.

«Организаторское чутье» необходимо руководителю коллектива, который должен понимать

психологию людей, их взаимоотношения, обязан понимать состояние каждого исполнителя, уметь

поддержать, иногда и «не заметить» ошибки, а когда нужно, призвать к исполнительскому порядку.

Особенно это важно в работе с любителями.

Эмоционально-волевая воздейственность - целостное образование, также объединяющее три

способности: общественную энергичность (способность организатора заряжать своей энергией

организуемых, вызывать у них сценические чувства и волевое усилие); требовательность

(свойство, проявляемое в смелости, с которой он выдвигает задачи, в адекватности и многообразии

их форм); критичность (способность обнаружить и выразить значимые для организаторской

деятельности отклонения от условий и установленных норм).

Склонность к организаторской деятельности может быть определена как организаторская

направленность личности. Это способность к психологической готовности и потребности в

организаторской деятельности, удовлетворенность, относительная неутомляемость, сценические

эмоции в процессе ее выполнения.

Личностные качества (Личность)

Особую

важность

приобретают

человеческие

качества

педагога,

которые

становятся

профессионально

значимыми

предпосылками

создания

благоприятных

отношений

в

учебно-

воспитательном

процессе.

В

ряду

этих

качеств

человечность,

доброта,

терпеливость,

порядочность,

честность,

ответственность,

справедливость,

обязательность,

объективность,

щедрость,

уважение

к

людям,

высокая

нравственность,

оптимизм,

эмоциональная

уравновешенность,

потребность

к

общению,

интерес

к

жизни

во с п и т а н н и ко в,

доброжелательность,

самокритичность,

дружелюбие,

сдержанность,

достоинство,

патриотизм,

религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для руководителя качество - гуманизм, т. е. отношение к человеку как высшей

ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные

отношения слагаются из интереса к личности участника коллектива, из сочувствия, помощи ему,

уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его

учебной

деятельности

и

озабоченности

развитием

его

личности.

Участники

самодеятельных

коллективов видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая

опыт гуманного отношения к людям.

Душевная

чуткость

в

характере

руководителя

-

своеобразный

барометр,

позволяющий

ему

чувствовать состояние участников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней

больше всего нуждается. Естественное состояние руководителя - профессиональное беспокойство

за настоящее и будущее своих питомцев.

Художественно-творческие функции (Творец)

Руководитель

-

это

всегда

активная,

творческая

личность.

Он

выступает

организатором

повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только

человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое

руководство таким сложным организмом, как самодеятельный коллектив, обязывает руководителя

быть

изобретательным,

сообразительным,

настойчивым,

всегда

готовым

к

самостоятельному

разрешению любых ситуаций.

Педагогическое мастерство, педагогический такт (Педагог)

Руководителю

творческого

коллектива

мало

быть

художником,

он

должен

быть

педагогом,

обладать

педагогическими

способностями.

Педагогически

подготовленный

руководитель

организует процесс передачи участникам знаний, умений и навыков, а главное, создает условия

для

их

самостоятельной

активной

учебно-воспитательной

работы.

Его

компетентность

проявляется не только в его профессии художника, но и педагога.

10

Руководитель должен в совершенстве владеть педагогическим тактом. Это означает уважение к

личности и индивидуальности каждого участника, чуткость и внимательность к психологическому

их состоянию, доверие к ним и веру в их художественные возможности, умение устанавливать и

поддерживать ровные отношения и быть выдержанным. Невозможно дать рекомендации, каким

образом следует поступать в той или иной ситуации, так как они чрезвычайно многообразны. Но

опытный педагог умеет в соответствии с конкретной обстановкой правильно использовать приемы

воздействия с учетом психологии человека. С одним - провести разговор с глазу на глаз, с другим –

в коллективе, третьему достаточно одного взгляда, с четвертым нужен большой, обстоятельный

разговор и т. д.

Компоненты педагогического мастерства:

Основы мастерства:

1.

Общая культура, эрудиция.

2.

Высокий уровень сформированности профессиональной морали, педагогическая

направленность (любовь к детям, профессии).

3.

Профессиональные знания: знания предмета, владение методикой учебно-воспитательной

работы.

Важные условия:

4.

Педагогические способности и умения:

- коммуникативные;

- перцептивные (сопереживание);

- суггестивные (внушение);

- эмоциональная устойчивость (управление своим состоянием, поведением);

- организаторские;

- научно-познавательные;

- креативные и т.д.

Средство для придания целостности:

5.

Педагогическая техника: культура и техника речи, внешний вид, отношения и т.д.

Формы работы в творческом коллективе

Урок (занятие) – учебный час, а также вообще время учения.

Занятие – основная форма организации учебного процесса и его важнейший компонент, который

требует

серьезной,

вдумчивой

подготовки,

тематического

планирования,

продумывания

с

учетом

типа

занятия,

темы,

индивидуальных

особенностей

участниеов, других условий, от которых зависит эффективность и успех занятия, а

также успешность каждого участника.

Репетиция – предварительное исполнение чего-либо при подготовке к выступлению.

Репетиция – это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит КТД

деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников.

Вечер отдыха – общественное собрание, устраиваемое с целью проведения содержательного и

интересного досуга.

Творческие встречи – собрание, устраиваемо с целью общения, знакомства.

И г р а

проведение

времени

в

каком-нибудь

занятии,

служащим

для

развлечения,

отдыха,

познания.

Мастерская – место, оборудованное для тех или иных работ, главной особенностью которых

является большая доля ручного труда.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

личности.

Приучение -

-

ясное представление о том, что должно быть усвоено;

- короткое правило;

- каждый отрезок времени – минимум действий;

11

- в основе лежит процесс;

- образец воспитываемой формы поведения

Упражнение

– этот метод включает участников в деятельность, создающей им условия для

действий в соответствии с принятыми нормами и правилами поведения. Это

повторение правильного поступка.

Воспитывающие ситуации – специально организованные педагогические условия, при которых

участник сам выбирает определенное решение (ситуация свободного выбора).

Это упражнение в нравственном поведении, работа не только ума, но и сердца.

Педагогическое

требование

эмоционально-волевое

воздействие

на

участника.

Конкретная,

реальная задача, побуждающая к росту и развитию воспитанников. Бывают

прямые (указания, приказ) и косвенные (просьба, намек..). Требования должны

быть

выполнимы,

доведены

до

логического

конца,

о сознавать ся

воспитанниками.

Общественное мнение – оценка, суждение коллектива.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

Стимулировать – значит давать толчок, импульс к действию, мысли, чувству.

Соревнование – метод, который вовлекает детей в борьбу за достижение наилучших результатов в

учебе, труде, общественной деятельности. Стимулирует развитие творческой

активности,

инициативы,

ответственности,

коллективизма.

Оно

может

быть

коллективным

и

индивидуальным,

рассчитанным

на

длительный

срок

и

эпизодическим,

но

всегда

должны

соблюдаться принципы:

гласность,

конкретность,

сравнимость

результатов,

возможность

практического

использования передового опыта.

Ситуация

успеха-подбор

заданий

индивидуально

для

каждого

(словесные

поощрения,

подбадривания…)

Сюжетно-ролевые

игры

создание

игровых

ситуаций,

вызывающих

яркие

эмоциональные

переживания.

Поощрение – общественное признание того образа действия, который избран и проводится

воспитанником в жизнь. Надо приучать детей ценить более всего сам факт

одобрения, а не его престижный вес.

Наказание – это такое воздействие на личность воспитанника, которое выражает осуждение

действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и

принуждает учащихся неуклонно следовать им.

Технология разработки образовательных программ для творческих коллективов

Структура образовательной программы

пояснительная записка;

цели и задачи программы;

тематический план;

содержание тем;

основные направления и содержание деятельности;

условия

реализации

программы

(методическое,

кадровое,

материально-техническое

обеспечение);

требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценки;

план воспитательной работы;

литература;

приложения, рецензия.

Пояснительная записка (что я хочу сделать и почему?) имеет следующие составные

части.

1.

Краткие сведения о коллективе:

12

статус,

вид

группы

(профильная,

комплексная,

экспериментальная,

научно-

исследовательская);

состав группы (постоянный, переменный);

особенности набора в коллектив (свободный, по конкурсу, по тестам);

форма занятий (индивидуальные, групповые);

год обучения, время существования объединения;

количество

обучающихся

(общее,

по

годам

обучения),

если

меньше

15

обосновать;

возраст учащихся (психолого-педагогические особенности);

количество занятий и учебных часов в неделю, за год;

условия работы педагога (совместитель, в штате).

2.

Краткая характеристика участников образовательного процесса в учреждении.

Содержит сведения об образовании и опыте работы каждого

участника реализации

программы с обоснованием необходимости его деятельности в данной области. Отражает

обязанности

работника

и

степень

вовлеченности

в

программу.

Если

персонал

по

программе еще не определен, указывает критерии его подбора.

3.

Вводная

характеристика

предмета

раскрывает

предшествующий

опыт

преподавания

дисциплины.

Отражает

связь

программы

с

уже

существующими

по

данному

направлению,

а

также

ее

особенность

и

новизну.

Содержит

анализ

итогов

работы,

творческих достижений участников, если обучение ведется не первый год.

Цели

и

задачи

программы.

В

программе

должна

быть

представлена

убедительная

картина

стоящих проблем. По сути, программа и есть конкретное описание пути решения какой- либо

проблемы. Если отсутствует проблема, то невозможно предлагать программу.

Цель программы - решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу,

педагог предлагает свое видение достижения поставленной цели.

Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на

который будут направлены все усилия педагога и обучающихся.

При этом необходимо помнить, что основной проблемой должна быть образовательная

(воспитание

развитие

-

обучение),

а

не

социальная,

медицинская,

экономическая,

юридическая и т.п.

Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач – путей

достижения цели.

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать,

отработать, освоить, организовать и т.д.).

Тематический

план

раскрывает

технологию

изучения

программы,

определяет

последовательность тем и количество часов на каждую из них.

Тематический план оформляется в виде таблицы, состоящей из разделов:

номер по порядку (п/п);

название тем;

количество часов (всего, теоретических, практических).

При нагрузке 4 часа в неделю – в год 144 часа; 6 часов в неделю – в год 216 часов.

Содержание

тем

раскрывается

в

порядке

тематического

плана,

дается

содержательная

характеристика курса.

Основные

направления

содержания

деятельности

(как

я

буду

это

делать?). В этом

разделе должны быть указаны пути решения поставленных в программе задач, приведены

методы

и

технологии

преподавания,

формы

организации

учебно-познавательной

деятельности, формы контроля.

Условия реализации программы

(что мне для этого нужно?) должны отражать все

составляющие, необходимые для реализации учебного процесса (оборудование, помещение,

дидактические,

методические

материалы),

а

также

все

необходимое

для

выполнения

программы.

Кроме

того,

сюда

входит

перечисление

возможных

сотрудников,

а

также

указание

источников финансирования и смета расходов.

13

Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки. В этом разделе педагог должен

прописать конкретные ЗУН воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно

отдельно

выделить

прогнозируемые

результаты

воспитания

и

развития

обучающегося.

Указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащихся содержанием

программы. Методика проверки результативности прописывается по каждому году обучения.

Указать регулярность ее проведения.

План воспитательной работы включает массовую работу с обучающимися, родителями,

взаимодействие

с

другими

коллективами.

Он

может

иметь

вид

таблицы,

состоящей

из

разделов:

мероприятие,

место

проведения,

задачи

(обучающие,

развивающие,

воспитывающие), количество участников, сроки, ответственные, исполнители.

Литература

- необходимо иметь два списка рекомендуемой и используемой литературы:

один для педагога, другой для обучающихся, с указанием автора, названия, издательства и

года издания.

Приложение

в

этот

раздел

могут

быть

включены

правила

техники

безопасности,

нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты, анкеты, словарь специальных терминов,

памятки для родителей, условия набора в коллектив и т.д.

Технология разработки плана воспитательной работы

Когда составляется план, учитываются требования, которым он должен соответствовать.

Вот их необходимый минимум:

соответствие актуальным проблемам в воспитании детей;

соответствие возрастному уровню, возможностям и интересам учащихся;

разнообразие и адекватность методов и форм работы;

посильность, реальность выполнения плана для педагогов и для детей.

В общем виде планировать – это значит определить приоритетные задачи воспитания

учащихся на определенный срок на основе анализа проблем в их развитии, создать систему

действий, мер, дел вместе с другими участниками воспитания (родителями, общественными

институтами, классным руководителем…).

Итак, начинаем с формулировки задач, а их, в свою очередь, педагог определяет на

основе данных

диагностики

воспитанников,

индивидуального

развития

каждого

и

их

группового

взаимодействия

и

отношений.

Методы

получения

данных

опрос,

беседа,

наблюдение.

Кроме того, приступая к составлению плана, надо иметь в виду источники планирования:

государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;

педагогические

и

методические

рекомендации

по

вопросам

воспитания

и

планирования;

план учебно – воспитательной работы организации;

данные диагностики учащихся;

рекомендации учителей, пожелания родителей и воспитанников;

текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе.

Желательно привлекать участников к составлению плана, помня при этом, что для них это –

планирование собственной жизни. Есть опасность, что они предложат дискотеку, игры и другие

формы отдыха. Но надо идти им навстречу и вместе с тем помнить о своей задаче. Кто–то из

педагогов сказал, что, если дети хотят изучать ирокезский язык, начните с этого. Действительно,

можно

«начинать

игру

на

их

территории»,

постепенно

организуя

педагогически

более

целесообразную деятельность. А можно пойти и по пути, предложенному А.С. Макаренко: он

рекомендовал педагогам делать то, что им самим интересно, и этим увлекать детей.

Состав и структуру перспективного плана определяет сам педагог. примерные разделы:

1)

Общая и психолого – педагогическая характеристика коллектива.

2) Цель воспитательной работы, воспитательные задачи.

3)

План – сетка на четверть, полугодие по направлениям работ и календарным

срокам, где указаны конкретные дела с коллективом.

4)

Работа с родителями.

5)

Индивидуальная работа с отдельными воспитанниками.

14

Важно помнить, что содержание должно соответствовать воспитательным задачам.

Рекомендации - приложения

Наполняемость клубных формирований, минимальная периодичность проведения занятий

15

16

1

Коллектив художественного слова

2 раза в неделю +

индивидуальные занятия

8 -10

2

Театральный коллектив

2 раза в неделю

15-18

3

Хор

2 раза в неделю

не менее 18

4

Духовые оркестры

2 раза в неделю +

индивидуальные занятия

18-20

5

Бик –Бенд

2 раза в неделю +

индивидуальные занятия

18 -20

6

Оркестр народных инструментов

2-3 группы

2 раза в неделю +

индивидуальные занятия

12-16

7

Ансамбль народных инструментов

2 раза в неделю +

индивидуальные занятия

4 –10

8

Хореографический коллектив:

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

2 раза в неделю

20

14 -18

12 -14

9

Вокальные ансамбли (участники до 15 лет)

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

2 раза в неделю

12-15

10-12

8-10

10

Вокальные ансамбли

(участники старше 15 лет)

Средняя группа

Старшая группа

2 раза в неделю

10-12

6-8

11

Цирковой коллектив (занятия)

2 раза в неделю +

индивидуальные занятия

18-20

12

Спортивно-оздоровительные группы

2 раза в неделю

12 - 20

Нормативы результативности деятельности клубных формированих

Вид коллектива

Норматив результативности

1

Театральный

1 многоактный или 2 одноактных спектакля;

не менее 4 номеров (миниатюр) для участия в концертах и

представлениях базового учреждения культуры; ежегодное

17

обновление репертуара, выступление на других площадках не

менее 2 раз в квартал

2

Хоровой, вокальный

концертная программа из 2 отделения, не менее 6 (для хорового) и

8 (вокального коллективов***) номеров для участия в концертах и

представлениях базового учреждения;

ежегодное обновление не менее 3 части текущего репертуара,

выступление на других площадках не менее 2 раз в квартал

3

Инструментальный

концертная программа из 2-х отделений, 6 номеров для участия в

концертах и представлениях базового учреждения культуры;

ежегодное обновление не менее трети текущего репертуара,

выступление на других площадках не менее 2 раз в квартал

4

Хореографический

концертная программа их 2-х отделений, 6 номеров для участия в

концертах и представлениях базового учреждения культуры,

ежегодное обновление четверти текущего репертуара,

выступление на других площадках не менее 2 раз в квартал

5

Цирковой

программа из 1 отделения, не менее 6 номеров для участия в

концертах и представлениях базового учреждения;

ежегодное обновление не менее 3 части программы, выступление

на других площадках не менее 2 раз в квартал

6

Декоративно-

прикладной

2 выставки в год

7

Фотолюбительский

2 выставки в год

8

Изобразительного

искусства

2 выставки в год

9

Кинолюбителей

2 короткометражных фильма в год

18

Журнал учета работы клубного формирования

(форма и наименование клубного формирования)

Класс/ группа

_________________________________________________________________

Руководитель клубного формирования ____________________________________________

Староста ____________________________________________________________________

_____________________ учебный год

Правила ведения журнала

1.

Журнал является основным документом учета всей работы коллектива.

2.

Журнал

ведется

лично

руководителем

коллектива

(педагогом).

Отметки

в

журнале

производятся регулярно на каждом занятии.

3.

Заполнение всех граф журнала обязательно.

4.

В графах «Дневник коллектива» после каждой записи должны быть росписи руководителя

коллектива (педагога) и старосты коллектива.

5.

Посещаемость занятий коллектива отмечаются следующими условными обозначениями:

-

присутствовал на занятиях – «п»

-

отсутствовал по уважительной причине:

работал

- «р»

находился в командировке - «к»

болен

- «б»

Заполнение графы отсутствующих на занятиях производится после выяснения причины

отсутствия.

6.

Помарки и перечеркивания написанного в журнале не допускаются.

7.

Журнал хранится в администрации учреждения как документ строгой отчетности.

Анкетные данные руководителя клубного формирования

Фамилия, имя, отчество ________________________________________________________

Год и место рождения __________________________________________________________

Образование –специальное ______________________________________________________

Стаж работы в учреждении ______________________________________________________

Место основной (штатной) работы _______________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

Телефон __________________________

Данные старосты коллектива:

Ф.И.О. _____________________

Профессия ___________________

Где работает ____________________

Домашний адрес ______________________

Телефон _______________

1.Список участников клубного формирования ( на основе подписание Договора об

использовании персональных данных участников )

№ п/п

Фамилия, имя,

отчество

Год рождения

Основное

место работы,

адрес, телефон

Домашний

адрес и

телефон

19

2. Учет посещений занятий коллектива за _________ месяц ___ г.

п/п

Ф.И.О.

Дата занятий

Всего посетил

Занятий

3. Расписание

Дата

Тема занятий

Время занятий

Число часов

занятий

Подпись

руководителя

коллектива

Начало,

час., мин.

Конец

час., мин.

4. Участие в мероприятиях

п/п

Число и

месяц

Место

проведения

мероприятия

Начало

мероприятия

Окончание

мероприятия

Кол-во

часов

Кол-во

зрителей

1.План работы коллектива на _____________ учебный год

2.Отчет работы коллектива за _____________ учебный год

20



В раздел образования