Автор: Латышева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель дисциплины "История"
Учебное заведение: "Пермский торгово–технологический колледж"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Творческие задания как средство развития креативного мышления на занятиях истории"
Раздел: среднее профессиональное
Творческие задания как средство развития креативного мышления на
занятиях истории
Сегодня образование призвано готовить молодое поколение к жизни и труду
в современных условиях, для которых характерны состязательность и
конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях
процесс обучения должен быть направлен на формирование творческой,
социально-адаптированной личности, ее с способности к творчеству в самых
разнообразных сферах деятельности.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении
возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал.
Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития
образования, для которого характерна ориентация педагогов на личностные
возможности учащихся.
-с одной стороны, обществу необходимы творчески активные личности,
способные систематично, последовательно и качественно решать
существующие проблемы
-с другой стороны, педагогические средства и условия, повышающие
эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны
недостаточно, а также недостаточно разработано научно-методическое
обеспечение для организации творческой деятельности учащихся.
Перед педагогами поставлена задача перестройки общего характера
обучения, которое предполагает развитие самостоятельного творческого
мышления. Так как педагогический опыт показывает, что у многих учащихся
есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий
развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в
определенной области. Важно создавать и развивать креативный базис в
поведении и отношениях, совершенствовать его, используя различные
методики.
В наших учебниках отсутствуют задания, требующие поиска новой
информации, использования воображения. Поэтому наша главная задача
- поддерживать исследовательские способности студентов
1)
Это прежде всего участие со студентами в научно-практических
конференциях, где раскрывается потенциал каждого студента. Эта
работа заставляет студента:
-формулировать познавательные проблемы
-стимулирует к поиску новых знаний
-заставляет делать самостоятельные выводы и обобщения
-создает атмосферу творчества, посредством моделирования ситуации
успеха
Создавать условия, позволяющие проявлять инициативу; использовать
материалы , вызывающие интерес к учебе, поощрять оригинальные идеи,
ставить проблемы и направлять студентов на их разрешение - это задача
каждогопреподавателя.
Один из способов развития творческого мышления студентов на занятиях
истории - включение в учебный процесс заданий творческого характера,
которые предполагают применение студентами активных методов для
организации самостоятельной творческой деятельности.
Кроме того на занятиях стараюсь предлагать как можно больше
творческих заданий, благо в арсенале каждого преподавателя их немало:
Эмпатия - (от греч. Empatheia - сопереживание)
В
психологической
литературе
этот
термин
«обозначает
наше
осознание эмоционального состояния другого человека и способность
разделить его опыт».
Применительно
к
процессу
исторического
познания
под
исторической
эмпатией
следует
понимать
способность
субъекта
«вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Эта способность
предполагает умение воссоздать образ мыслей, переживания, настроения
людей
прошлого, оперировать
категориями
того
времени,
а
не
современными.
В мою практику уже довольно прочно вошли такие виды заданий
как:
-воображаемое путешествие - надо описать то, что мог видеть человек
прошлого: «Я иду по русской деревне ХVIII в. и вижу…»;
-воображаемое
интервью -
один
учащийся
перевоплощается
в
историческую личность, а все остальные задают ему вопросы;
-метод незаконченного предложения- надо продолжить фразу от первого
лица, например о чем мог просить в молитве средневековый крестьянин
или древний грек;
-ситуация выбора- задания типа: «Как бы вы поступили, если…», «За
кого бы вы проголосовали?», «К какому направлению народничества вы
бы примкнули?»;
-ожившая
картина - придумать
монологи
или
диалоги
персонажей
исторических картин;
Такая работа позволяет формировать некое творческое пространство, в
котором востребованы и могут быть представлены результаты личного опыта
творческой деятельности - сценарий.
-Прием «кластер» для групповой работы. Этот метод помогает учащимся
свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Методика составления кластера довольно проста:
-написать ключевое слово или предложение на бумаге
-записать слова или предложения, которые приходят на ум по данной
теме
-выписывать можно столько идей, сколько захочется
Прием «корзина идей» . Задается вопрос – что вам известно по
данной теме?
Они вспоминают и записывают все, что знают по данной теме. Затем
происходит обмен информацией в парах. Эти все сведения учитель
записывает на доске и далее выстраиваем вместе события внутренней
и внешней политики или пытаемся дать определение какому-либо
понятию.
Прием «инсерт»-чтение с пометками
(+)-"новое"
"узнал что-то
новое"
-"уже знал",
"знакомый
материал"
(?)-"не очень
понятно",
"хочу знать
подробнее"
(!)-"я не
согласен с этим"
Рассказы - ловушки, когда сознательно дается текст с ошибками. Надо
обойти капканы и в ловушку не попасть.
Задания на оценку значения того или иного события.
Приводится две или более точек зрения на одну проблему, необходимо
указать какая из них является более предпочтительной и привести не менее
трех фактов, положений, которые могут стать аргументами,
подтверждающими вашу точку зрения. А).Государственность на Русь была
привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»
происхождения гос-ва)
Б).Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития
общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию
древнерусского государства привела необходимость регулирования
отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также
защиты своей земли от внешних врагов.
. Т.е. студенты учатся подводить доказательную базу по предлагаемому
вопросу.
5.Анализ исторического документа.
Определяется период написания документа и отвечают на предложенные
учителем вопросы. Например, статья Э. Бернштейна «Условия и
возможности социализма и задачи социал-демократии»
Вопросы:
1.Каковы основные ценности демократического социализма?
2.Как понимают социал-демократы соотношение конечных целей движения
и средств их реализации?
Таким образом, используя творческие задания на занятиях
истории, (эмпатия, кластер, "корзина идей", прием "инсерт", рассказы-
ловушки, анализ исторического документа...), мы формируем
разностороннюю, гармонически развитую личность. Творческая
личность всегда будет противостоять повторению чужих мыслей,
исполнению чужой воли, деятельности по готовым шаблонам.
Творчество всегда ассоциируется с созиданием, открытием,
изобретениями, тягой к какой-либо деятельности.