Напоминание

"Творческие задания как средство развития креативного мышления на занятиях истории"


Автор: Латышева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель дисциплины "История"
Учебное заведение: "Пермский торгово–технологический колледж"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Творческие задания как средство развития креативного мышления на занятиях истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Творческие задания как средство развития креативного мышления на

занятиях истории

Сегодня образование призвано готовить молодое поколение к жизни и труду

в современных условиях, для которых характерны состязательность и

конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях

процесс обучения должен быть направлен на формирование творческой,

социально-адаптированной личности, ее с способности к творчеству в самых

разнообразных сферах деятельности.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении

возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал.

Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития

образования, для которого характерна ориентация педагогов на личностные

возможности учащихся.

-с одной стороны, обществу необходимы творчески активные личности,

способные систематично, последовательно и качественно решать

существующие проблемы

-с другой стороны, педагогические средства и условия, повышающие

эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны

недостаточно, а также недостаточно разработано научно-методическое

обеспечение для организации творческой деятельности учащихся.

Перед педагогами поставлена задача перестройки общего характера

обучения, которое предполагает развитие самостоятельного творческого

мышления. Так как педагогический опыт показывает, что у многих учащихся

есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий

развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в

определенной области. Важно создавать и развивать креативный базис в

поведении и отношениях, совершенствовать его, используя различные

методики.

В наших учебниках отсутствуют задания, требующие поиска новой

информации, использования воображения. Поэтому наша главная задача

- поддерживать исследовательские способности студентов

1)

Это прежде всего участие со студентами в научно-практических

конференциях, где раскрывается потенциал каждого студента. Эта

работа заставляет студента:

-формулировать познавательные проблемы

-стимулирует к поиску новых знаний

-заставляет делать самостоятельные выводы и обобщения

-создает атмосферу творчества, посредством моделирования ситуации

успеха

Создавать условия, позволяющие проявлять инициативу; использовать

материалы , вызывающие интерес к учебе, поощрять оригинальные идеи,

ставить проблемы и направлять студентов на их разрешение - это задача

каждогопреподавателя.

Один из способов развития творческого мышления студентов на занятиях

истории - включение в учебный процесс заданий творческого характера,

которые предполагают применение студентами активных методов для

организации самостоятельной творческой деятельности.

Кроме того на занятиях стараюсь предлагать как можно больше

творческих заданий, благо в арсенале каждого преподавателя их немало:

Эмпатия - (от греч. Empatheia - сопереживание)

В

психологической

литературе

этот

термин

«обозначает

наше

осознание эмоционального состояния другого человека и способность

разделить его опыт».

Применительно

к

процессу

исторического

познания

под

исторической

эмпатией

следует

понимать

способность

субъекта

«вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Эта способность

предполагает умение воссоздать образ мыслей, переживания, настроения

людей

прошлого, оперировать

категориями

того

времени,

а

не

современными.

В мою практику уже довольно прочно вошли такие виды заданий

как:

-воображаемое путешествие - надо описать то, что мог видеть человек

прошлого: «Я иду по русской деревне ХVIII в. и вижу…»;

-воображаемое

интервью -

один

учащийся

перевоплощается

в

историческую личность, а все остальные задают ему вопросы;

-метод незаконченного предложения- надо продолжить фразу от первого

лица, например о чем мог просить в молитве средневековый крестьянин

или древний грек;

-ситуация выбора- задания типа: «Как бы вы поступили, если…», «За

кого бы вы проголосовали?», «К какому направлению народничества вы

бы примкнули?»;

-ожившая

картина - придумать

монологи

или

диалоги

персонажей

исторических картин;

Такая работа позволяет формировать некое творческое пространство, в

котором востребованы и могут быть представлены результаты личного опыта

творческой деятельности - сценарий.

-Прием «кластер» для групповой работы. Этот метод помогает учащимся

свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Методика составления кластера довольно проста:

-написать ключевое слово или предложение на бумаге

-записать слова или предложения, которые приходят на ум по данной

теме

-выписывать можно столько идей, сколько захочется

Прием «корзина идей» . Задается вопрос – что вам известно по

данной теме?

Они вспоминают и записывают все, что знают по данной теме. Затем

происходит обмен информацией в парах. Эти все сведения учитель

записывает на доске и далее выстраиваем вместе события внутренней

и внешней политики или пытаемся дать определение какому-либо

понятию.

Прием «инсерт»-чтение с пометками

(+)-"новое"

"узнал что-то

новое"

-"уже знал",

"знакомый

материал"

(?)-"не очень

понятно",

"хочу знать

подробнее"

(!)-"я не

согласен с этим"

Рассказы - ловушки, когда сознательно дается текст с ошибками. Надо

обойти капканы и в ловушку не попасть.

Задания на оценку значения того или иного события.

Приводится две или более точек зрения на одну проблему, необходимо

указать какая из них является более предпочтительной и привести не менее

трех фактов, положений, которые могут стать аргументами,

подтверждающими вашу точку зрения. А).Государственность на Русь была

привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»

происхождения гос-ва)

Б).Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития

общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию

древнерусского государства привела необходимость регулирования

отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также

защиты своей земли от внешних врагов.

. Т.е. студенты учатся подводить доказательную базу по предлагаемому

вопросу.

5.Анализ исторического документа.

Определяется период написания документа и отвечают на предложенные

учителем вопросы. Например, статья Э. Бернштейна «Условия и

возможности социализма и задачи социал-демократии»

Вопросы:

1.Каковы основные ценности демократического социализма?

2.Как понимают социал-демократы соотношение конечных целей движения

и средств их реализации?

Таким образом, используя творческие задания на занятиях

истории, (эмпатия, кластер, "корзина идей", прием "инсерт", рассказы-

ловушки, анализ исторического документа...), мы формируем

разностороннюю, гармонически развитую личность. Творческая

личность всегда будет противостоять повторению чужих мыслей,

исполнению чужой воли, деятельности по готовым шаблонам.

Творчество всегда ассоциируется с созиданием, открытием,

изобретениями, тягой к какой-либо деятельности.



В раздел образования