Напоминание

Русский язык


Автор: Лукина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6"
Населённый пункт: г.Ижевск
Наименование материала: Устойчивые словосочетания
Тема: Русский язык
Раздел: начальное образование





Назад





Урок русского языка
. 2а класс. УМК «Перспектива». 2015-2016 учебный год.
Технологическая карта урока
.
Тема урока
: Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Класс:2а. Дата:17.02.2016 Предмет: русский язык Ф.И.О учителя: Лукина Елена Сергеевна
Цель урока:

Образовательная
: Познакомить обучающихся с понятием устойчивые словосочетания (фразеологизмы).Формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания. Вырабатывать навыки пользования фразеологическими словарями, понимать выразительные возможности фразеологических оборотов. Объяснять значение фразеологических оборотов.
Развивать
умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения. Воспитывать любовь к слову и к родному языку, воспитывать дружелюбие, умение договариваться при работе в группах, воспитывать познавательный интерес. Тип и вид урока. Урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода. Планируемые результаты (предметные) понимать выразительные возможности фразеологических оборотов; объяснять значение фразеологических оборотов; использовать фразеологизмы в собственной речи. Личностные результаты проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной. Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет Основное содержание темы, понятия и термины Устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы. Образовательные ресурсы Интерактивная доска Smart Board, проектор, компьютер, карточки с заданиями, фразеологический словарь. Формы и методы обучения. Форма: фронтальная. Методы: словесный, наглядно-образный.
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы контроля осуществляемые действия формируемые умения 1 2 3 4 5 6 I.Мотивирован ие к учебной деятельности. (Организацион ный момент) Фронтальная. Словесный. Слово учителя - Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов! – А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II.Чистописани е. IIIАктуализаци я знаний. Индивидуальн ая. Практический. Письмо Пропишите каллиграфически правильно сочетания: ом он им мы си но ни мы ан то ни мы Контролеры проверяют посадку. Из записанных сочетаний составить слово: (ОМОНИМЫ) (СИНОНИМЫ) Выполняют письмо по образцу. Дают определение терминам. Вырабатывают каллиграфический почерк. Вспоминают изученные термины, объясняют их значение. Правильно е написание
(АНТОНИМЫ) -Дайте определение этих понятий. Задание на карточках в группах, карточки с двумя столбиками слов. Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика. Какие орфограммы встретились в словах? IVСамоопреде ление к деятельности. Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя - Какое сочетание слов осталось без пары? Почему его нельзя отнести ни к одной из групп? Кто знает, что обозначает это сочетание слов, как называется, зачем используют в речи? – А кто-то уже нам может сказать, как называются такие сочетания слов? Фразеологизмы! – А кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Фразеологизмы) – Какие задачи мы Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Формируют учебную задачу. . Выводят тему Ответы детей.
поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи). Слайд1 А поможет вам сова, которая прилетела к нам в гости. -Ребята, посмотрите на это слово, прочитайте его. Слайд2 Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Почему фразеологизмы устойчивое сочетание слов? В их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова в таких сочетаниях стоят вместе, поэтому у выражения появляется новое значение. -Давайте сверим наше урока, ставят задачи.
определение с определением в учебнике. Итак, в какую группу мы отнесем словосочетание зарубить на носу? Что оно означает? V. Работа по теме урока. Первичное закрепление. Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа Русский язык очень богат фразеологизма ми. Откуда они берутся? Живут- поживают себе слова отдельно, иногда рядом их ставят, и вот однажды возникает необходимость сказать их вместе, так появляется устойчивое Отвечают на вопросы. Слушают объяснения учителя о происхождении того или иного фразеологизма. Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы. Упражнение, беседа по вопросам
сочетание, в котором вроде бы слова не связаны особенно, но уж очень метко и интересно звучат вместе. Вот послушайте: как с гуся вода, знать назубок, курам на смех, ни пуха ни пера, на лбу у него написано и еще много других фразеологизмо в Зарубить на носу- запомнить раз и навсегда. Многим представляетс я, что сказано
это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали
всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Рассмотрите иллюстрации к некоторым фразеологизма м. слайд 3 Правильно ли поняла значение сочетаний сова? В чем его ошибка? (изобразил в прямом значении) Что обозначает фразеологизм развесить уши ( слушать Внимательно, с полным доверием ) Делать из
мухи слона (Из несущественн ого, простого случая, из маленькой проблемы раздувать всё в огромную, сложнейшую, колоссальную проблему, преувеличиват ь) Клевать носом- дремать, низко опустив голову. Сделайте вывод. Фразеологизм ы используются в переносном значении. 6.Физминутка. Коллективная. – А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы Выполняют упражнение. Осуществляют профилактику Правильно е
нам также помогут и провести зарядку.  Его вешают, приходя в у н ы н и е (дети показывают нос)  Ее можно ломать, сильно думая над чем- то (голова)  Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)  Ими хлопают, если ч т о - т о н е понимают (уши)  Его проглатывают, к о г д а ч е л о в е к молчалив (язык)  Их можно держать на макушке (уши)  В ней может быть ветер (голова)  В не го н а б и р а ю т воды, когда молчат (рот)  Его задирают те, кто зазнался (нос)  Его держат за зубами, е с л и х р а н я т секрет (язык)  Е го в с юд у с у ю т, утомления. выполнени е упражнени й.
вмешиваясь не в свое дело (нос) VI IВключение в систему знаний и повторение. 1.Работа в паре. Работа со словарем. слайд5 2.Слайд 6 значение фразеологизма повесить нос. Работа в группе. 3.Редактирование текста слайд 7 Прочтите текст. Если в нем фразеологизмы? Найдите в тексте слова или сочетания, которые можно ими заменить. слайд7 Проверим, что у вас получилось. Какой текст вам понравился больше? Почему? Сделайте вывод. Для чего используют фразеологизмы.? Чтобы сделать текст более ярким, эмоциональным, богатым. 4..Подберите синонимичные фразеологизмы к фразеологизму со скоростью света. слайд 8 Работают со словарем Учатся работать со словарем Находят значение слова.
5.слайд 9 (в паре)- подобрать фразеологизмы 6.Работа в группе. Исправить ошибки- 10 слайд Самостоятельная работа по учебнику с последующей проверкой. Подведение итогов урока. Рефлексия – Давайте подведем итоги работы. - Как называются устойчивые выражения, которые мы используем в речи? - Зачем нужны фразеологизмы в речи? - Какие фразеологизмы вы запомнили? - Было ли вам трудно на уроке? А интересно? Подведение итогов урока. Оценка эффективности собственной работы на уроке. Домашнее задание - Сделать карточку, на которой записать фразеологизм, объяснить значение фразеологизма и Запись д/з
нарисовать к нему рисунок. – Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!

Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика. Омонимы Холодный -горячий, грустно-весело. Синонимы Красный, алый, пурпурный, багряный. Антонимы На лугу паслись барашки. Пенятся, пенятся волны- кудряшки: На речке барашки, барашки, барашки!
Зарубить на носу Происхождение сочетания чисто русское, его связывают с появлением в середине XV века первых часов с боем. Битый час изначально - это время от одного удара часов до другого. Старинные часы отбивали сначала четверть часа, потом половину, три четверти и наконец сам час. Таким образом, весь час был наполнен боем часов. Разумеется, те кто ждали кого-то час или больше, слышали этот бой не один раз. Как и у многих устойчивых словосочетаний, у нашего происхождение бытовое. Многие знают, как готовится хлеб или пирог. Как изделие нещадно мнут и терзают, перед тем как засунуть в печь. Вот так же и жизнь причиняет боль человеку, мнет и коверкает его, чтобы получить из материала какой-то стоящий результат. Человек, имеющий богатый жизненный опыт, не теряющийся в сложных ситуациях.


В раздел образования