Автор: Вольнова Светлана Геннадьевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБПОУ КГТ и Т № 41
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Наш многонациональный класс"
Раздел: среднее образование
Тема внеклассного мероприятия: Мой многонациональный класс». .
Учитель: Вольнова Светлана Геннадьевна
Цели: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной
державе; развитие мотивации учащихся к познанию культурных традиций народов России;
воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, дружеского и
уважительного отношения к представителям других национальностей.
Оборудование: карта «Народы России», слайды «Народы России», презентации «Русский
народ», «Костюмы разных народов», «Блюда азербайджанской кухни», музыка разных
народов.
Подготовка к мероприятию: проведена работа с родителями, назначен день проведения
мероприятия, решили, что представители каждой национальности готовят костюмы,
национальные блюда. С детьми подобран материал для представления, нарисованы флаги,
подобрана музыка разных народов, выучены стихи, инсценировка басни.
Ход мероприятия
Звучит песня « Родина моя»
Под музыку входят представители разных национальностей в костюмах, с флагами.
Ведущий:
Сегодня мы с вами собрались поговорить о нашей многонациональной Родине, о нашем
многонациональном классе.
1 ученик.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия объединяет в своем составе:
республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран
в мире по своей территории. Россия больше Канады, Китая, США. Россию омывают моря
Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.
2 ученик.
Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство - люди. Об этом очень хорошо
сказано в стихотворении Владимира Степанова « Российская семья»
3 ученик.
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
4 ученик.
Главный закон государства – Конституция России начинается такими словами: «Мы,
многонациональный народ Российской Федерации…» Вдумайтесь в эти строки. Почему
наша страна называется многонациональной?
Потому что в России проживают представители многих национальностей, но все мы –
единый народ. Так говорит главный закон. Так сложилась наша история.
5 ученик
- А сколько народов проживает в нашей стране! В настоящее время на территории России
проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках.
Ведущий:
У каждого народа свой язык. Знаете ли вы, как получилось, что люди стали разговаривать на
разных языках? Существует вот такая библейская легенда:
« Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: « Построим себе город и башню
высотою до небес…» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись
постройкой. Но господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которую они
строили, и сказал: « Вот один народ, и один у всех язык, и не отстанут они оттого, что
задумали сделать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи
другого». Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли
продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «
смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле»
Вот такая легенда.
- Ребята, а какой язык в России является самым распространённым? (русский)
Он также считается государственным языком Российской Федерации в соответствии со
статьёй 68 Конституции.
- А для чего нужен государственный язык?
Как, одним словом можно назвать все народы России?
( Все, живущие в России, люди именуются соотечественниками, россиянами.)
Ребята, насколько разнообразна, богата и многонациональна наша великая страна Россия.
Вот и в нашем классе есть дети разных национальностей. Все народы – одна большая
семья, все мы, независимо от национальности и вероисповедания, называем себя
«россияне». А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Может нам поможет
великий русский писатель Л. Н. Толстой (инсценировка басни)
БАСНЯ Л. Н.ТОЛСТОГО
« Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел
принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они не бились, не смогли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья
поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да
все врозь - вас всякий легко погубит».
В чем заключается мораль этой басни? (если дружно жить никто нас не победит)
6 ученик.
У русского народа есть такие пословицы: « Если дружба велика – будет Родина крепка»,
«Народная дружба и братство дороже всякого богатства». Россия победила в Великой
Отечественной войне, благодаря тому, что все народы дружно встали на защиту Родины.
Ведущий:
Так же и мы с вами в классе, если будем вместе, то все у нас получится.
На доске: Мы вместе…(дети дополняют предложение) в этом наша сила.
7 ученик.
Веками складывались духовные традиции, объединяющие все нации и народности нашей
страны. Этих традиций много. Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов?
(Каждый из народов отличается языком, историей, культурой).
Ведущий:
Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего
язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее.
Мы сегодня уже говорили, что в нашем классе учатся дети многих национальностей.
Давайте поприветствуем: узбеки, татары, киргизы, украинцы, азербайджанцы, якуты,
башкиры, русские.
8 ученик.
Мы учим уроки, общаемся в классе,
А где, чьи все корни мы так и не знаем.
Из всех многих наций, нас в классе аж восемь.
Традиции каждой примите, вас просим!
Ведущий:
А сейчас мы попросим рассказать представителей каждой национальности о традициях,
культуре своего народа, представить национальную одежду, блюдо.
Я включаю народную музыку, выходит представители данной национальности (см.
приложение «Музыка разных народов»)
УКРАИНЦЫ.
Рассказ об Украине, представление национального костюма, блюда (см. приложение
« Костюмы разных народов»).
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ.
Рассказ об Азербайджане, стихотворение на родном языке, представление национального
костюма, блюда (см. приложение)
КИРГИЗЫ.
Рассказ о Киргизии, песня на родном языке о киргизском богатыре, представление
национального костюма, блюда (см. приложение)
УЗБЕКИ.
Рассказ об Узбекистане, чтение стихотворения на родном языке о празднике Новруз ( см
приложение).
Беседа с детьми о празднике Новруз у других народностей: киргизов, казахов,
азербайджанцев, татар.
БАШКИРЫ.
Рассказ о Башкирии, чтение стихотворения на родном языке, национальный танец,
представление костюма, блюда (см. приложение)
ЯКУТЫ.
Рассказ о Якутии, чтение стихотворения на родном языке, игра на хомусе, представление
национального костюма, блюда (см. приложение)
РУССКИЕ.
Рассказ о русском народе, его традициях, о праздновании Масленицы, под народную песню
«Ой, блины мои блины» исполнение русского народного танца, представление
национального костюма, блюда (см. приложение, презентация « Русский народ»)
Итоги мероприятия.
Ведущий.
Мы увидели, что все народы разные. У каждого народа свой язык, традиции, культура.
На доске:
Мы разные …(дети дополняют предложение) в этом наше богатство.
Мы богаты, когда вместе, и сильны, когда едины, что подтверждает история нашей великой
родины.
Россия - единое многонациональное государство. Все народы, проживающие на территории
России равны. Каждый народ имеет право на сохранение своего языка, своей истории и
культуры.
Коллективное исполнение отрывка из песни «Родина моя»
Я, ты, он, она-
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» –
Сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.