Автор: Золоторева Ирина Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ пгт.Черноморского МО Северский район
Населённый пункт: пгт.Черноморский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Воспитание навыков педализации в процессе обучения игре на фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ пгт.Черноморского МО Северский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Воспитание навыков педализации в
процессе обучения игре на фортепиано»
Преподаватель МБУ ДО
ДШИ пт.Черноморского
Золоторева И.Г.
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление.
Природа фортепианного звука. Значение правой педали.
Слуходвигательная природа навыка педализации.
2. Основная часть.
Первое применение педали. Педальные упражнения.
Запаздывающая педаль. Прямая педаль.
3. Заключение.
Из опыта работы.
Важность обучения навыку педализации.
Воспитание навыков педализации в процессе обучения
игре на фортепиано
Природа фортепианного звука. Значение правой педали.
Слуходвигательная природа навыка педализации.
«Педаль-лунный свет, льющийся на пейзаж»
(Бузони).
Рояль, как инструмент, пользуется огромной популярностью как на
концертной эстраде, так и в быту. Мощь и нежность звучания этого чудесного
инструмента завоевали ему признательность и любовь слушателей. Тем не
менее,
малоискушенный
слушатель
подчас
не
воспринимает
звуковой
прелести и выразительной силы фортепиано и склонен приписывать ему
бездушие
и
сухость.
В
природе
фортепианного
звука
есть
объективные
причины для такого восприятия. Звук рояля не льется струей, подобно голосу,
быстро утрачивает первоначальную силу и гаснет. Если бы не существовало
правой педали, такая «слава» была бы заслуженной. И, по справедливости,
правая педаль названа «душой» рояля. Борьба с сухостью и безжизненностью
принадлежит педали. Для чего употребляется правая педаль? Прежде всего
она служит для продления тех звуков, которые мы не можем удержать с
помощью
пальцев.
Правая
педаль
преображает
фортепианный
звук.
Он
становится насыщенней, ярче, богаче и живее. «Хорошая педализация – три
четверти
хорошей
игры
на
фортепиано»
(А.Рубинштейн).
Руки
пианиста
непрерывно живут исполняемой музыкой. Точно так же и нога, управляющая
педалью, одновременно с руками участвует в рождении звукового образа. До
конца движения ноги уловить невозможно. Движения эти слиты со слуховым
приказом. В какой момент нажать и снять педаль, как глубоко нажать – эти
тонкости нельзя рассчитать до конца. Для тонкого управления ими нужно
тонкое понимание музыки, знание инструмента, тонкий слух. «Применением
педали должен всегда управлять слух» (высказывание И. Гофмана). Для
мастерства педализации должна быть воспитана быстрота и точная реакция и
слуха, и движений ноги на художественную цель. Если движения ноги на
педаль неуловимы в подробностях, это не означает, что акт педализации
целиком
не
поддается
осознанию.
Шопен,
единственный
композитор,
тщательно записывающий педализацию. Но и он пишет педаль только в легко
обозримых сознанием случаях. Рядом с его педальными указаниями пустоты.
Это не означает, что в таких случаях Шопен предлагает играть без педали.
Просто, педализация слишком тонка и зависит от того, что делают руки.
Воспитанное ухо сумеет дать верный приказ ноге и руке. Нельзя точно
отрегулировать гамму педальных оттенков, ровно, как и гамму динамических
нюансов.
Точная
запись
учитывает
только
момент
нажатия,
а
глубина
нажатия уже выпадает из поля зрения. С педагогической точки зрения точная
запись
педали
порочна,
так
как
лишает
ученика
инициативы.
Особенно
вредно то, что точная запись сосредотачивает внимание на движениях ноги,
приучает ногу следовать за приказом зрения, а не слуха. Конечно, для памяти
невнимательным
ученикам
возможно
вписывать
педальную
идею.
Ни
заучивать, ни переучивать педаль нельзя. Смысл ее нужно понимать, а не
запоминать. Выучивать пьесу без педали, а потом прибавлять педализацию –
неверно! Нужно сразу ею пользоваться при разборе. Потом от нее следует
отказаться в рабочем порядке на время. Если ученик привыкнет играть без
педали,
то
эта
привычка
не
педализировать
может
укорениться,
и
он
о б н а р у ж и т ,
ч т о
н о г и
о к а ж у т с я
п о м е х о й
д л я
п а л ь ц е в .
Первое применение педали. Педальные упражнения.
Запаздывающая педаль. Прямая педаль.
Прежде, чем исполнять с педалью пьесы, нужно рассказать ученику об
устройстве
педали,
поиграть
педальные
упражнения,
показать,
как
нажимается
педаль.
В
качестве
первого
упражнения
–
извлечь
аккорд
и
послушать его до момента затухания, затем этот же аккорд послушать с
педалью и спросить, чем отличается звучание первого от второго (сравнить
– большая насыщенность, певучесть). Для взятия педали надо поставить
носок (примерно одну его треть) правой ноги на расширенную (лапку) часть
педали. Нога должна стоять на полу, плотно опираясь на пятку. Несколько раз
нажать и отпустить педаль, чтобы скорректировать силу нажатия. Стараться
не отрывать ногу от педали, чтобы подошва не стучала по лапке. Так же как
клавиши – «продолжение» рук пианиста, так и педаль – «продолжение» его
ног.
Существует
два
основных
приема
педализации:
прямая
педаль
и
запаздывающая, особенно нужная в тех случаях, когда приходится связывать
ряд аккордов легато, которых без употребления педали одними пальцами
связывать нельзя. Уже само их название указывает, что прямая педаль берется
одновременно с нажатием клавиши, запаздывающая – после него. Прямая
педаль более простая. Можно сыграть последовательность снизу вверх из
нескольких звуков до-мажорного трезвучия, мягко и плавно нажав педаль
одновременно
с
первым
звуком.
Нажатая
педаль
должна
обеспечивать
связывание звуков без помощи пальцев. Не надо давить при этом на педаль
до упора – как только демпферы поднялись, освободив струны и появилось
ощущение продолженности звучания, нужно прекратить нажимать педаль.
Доиграв до конца, послушать наложенные друг на друга звуки, после чего
так же мягко, без стука снять педаль (следить, чтобы подошва не отрывалась
от
лапки
педали
при
движении
вверх),
контролируя
слухом
полное
прекращение звучания. Затем, сыграть аналогичную последовательность с
педалью от другого звука. Справившись с этим упражнением, перейти к
более
сложному
–
соединению
нескольких
неповторяющихся
звуков
и
аккордов,
которые
при
смешении
образуют
диссонирующие
сочетания
(«грязь»).
Для
этого
потребуется
применить
запаздывающую
педаль.
Особенность её заключается в том, что она берется после нажатия клавиши, а
снимается
одновременно
с
нажатием
следующей
клавиши.
Нога,
следовательно, в момент нажатия клавиши производит два движения – вверх
(быстрое снятие педали) и вниз (взятие педали). Сыграть последовательность
аккордов: C-dur, d-moll, e-moll, F-dur, G-dur, a-moll, ре-соль-си и C-dur. Самым
ответственным моментом здесь будет смена педали. Хорошую, чистую смену
педали можно сделать только при строгом слуховом контроле: после взятия
нового аккорда должен звучать только он, без всяких посторонних призвуков.
На первых порах чистая смена педали может не получиться, так как еще не
выработана
координация
между
движением
ноги,
движением
пальца,
берущего клавишу и слухом, корректирующим их действия. Залог успеха –
медленное исполнение каждого соединения. Не допускайте смешения звуков
с о с е д н и х
а к ко р д о в ,
и н а ч е
п о л у ч и т с я
з в у ко в а я
« г р я з ь » .
Г.Нейгауз рекомендовал нажимать лапку педали быстрым, определенным,
доведенным
до
конца
движением
и
всегда
немедленно
после
удара
по
клавишам, ни в коем случае не одновременно с ударом пальцев. Чтобы
предотвратить
какофоническое
смешение
звуков,
следует
помнить,
что
старый звук должен умолкнуть до того, как мы возьмем педаль к новому.
Считаю, что начинать следует с запаздывающей педали. После прямой
педали тяжелее усваивается запаздывающая педаль. Внимание ученика важно
направить на слушание педального звучания, а не механизм движения. В
педализации приучаем ученика не просто услышать педальную расцветку, а
чистое
педальное
звучание,
бесшумное
движение
педального
механизма,
который вернее постигается на приеме запаздывающей педали. Учащиеся
младших
классов
с
большими
сложностями
осваивают
запаздывающую
педаль, поскольку руки и ноги работают вразнобой. Прямая педаль для них
проще, но только при редком ее использовании. При частой смене прямая
педаль
выходит
у
них
плохо.
Вот
педагоги
и
учат
младшеклассников
в
основном запаздывающей педали до такой степени, что прямая педаль порой
вообще не употребляется. На мой взгляд, это серьезная методическая ошибка.
Музыкант
должен
одинаково
свободно
владеть
как
прямой,
так
и
з а п а з д ы в а ю щ е й
п е д а л ь ю .
После
упражнений
нужно
переходить
к
изучению
пьес.
Вначале
целесообразно выбирать пьесы, в которых педализация была бы несложной и
вместе с тем создавала возможно большие, чисто педальные, эффекты. Такого
рода
пьесой
является,
например,
«Прелюдия»
Тетцеля
(«Школа
игры
на
ф о р т е п и а н о »
п о д
р е д а к ц и е й
А .
Н и к о л а е в а ) :
Педаль здесь очень простая — запаздывающая, меняющаяся на каждую
гармонию.
У
Е.
Гнесиной
есть
хороший
пример:
«Маленький
этюд
на
запаздывающую
педаль»
(ухо
хорошо
контролирует
звучание).
В работе с начинающим учеником важно как можно быстрее захватить его
богатством музыкальных образов. Звуковые эффекты фортепианных педалей,
особенно правой, помогает развить музыкальную фантазию ученика. Первое
применение педали – событие в музыкальной жизни ребенка. Она должна
оставить яркое впечатление. Хорошим примером может служить сбор звуков
в
один
комплекс,
обогащенный
обертонами.
Следует
выбрать
такие
произведения,
в
которых
педаль
встречается
в
отдельных
местах.
Это
заставит ученика насторожить свой слух в заданный момент, ученик яснее
услышит
появление
нового
звучания
в
результате
нажатия
педали
и
исчезновения в момент отпускания.
Вначале педаль используется в конце пьесы, затем в целых произведениях.
О .
Г е д и к е .
Т а н е ц .
Если педализируется заключительный аккорд, руки не поднимать, пока
аккорд на педали, а снять одновременно. Если в пьесе педаль встречается
хоть один раз, ногу следует держать на педали от начала исполнения. Этим
достигаются две цели – не заглядывать на педаль и привычка держать ногу
над педалью. Пьесы с пульсирующими аккордами при постоянном изменении
педали могут воспитать у ученика умение непрерывно слушать гармонию на
педали, слушать исчезновение предыдущего звучания в момент появления
нового.
Г.Ф.
Телеман.
Пьеса.
М.
Таривердиев.
Забытый
мотив.
Полезно
поиграть
отдельно
партию
левой
руки
с
педалью,
чтобы
услышать звуковой фон пьесы. На пьесах с такой фактурой происходит сбор
звуков в один аккорд, ученик слышит, как обогащается гармония благодаря
постепенному
появлению
новых
аккордовых
звуков
разной
степени
звучности, как исчезает предыдущая гармония в момент изменений педали.
П . Ч а й к о в с к и й .
Б о л е з н ь
к у к л ы .
У Е. Гнесиной есть легкий и понятный «Маленький педальный этюд» на
п р я м у ю
п е д а л ь .
Прямая педаль употребляется главным образом в пьесах с острым, четким
или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает
ритмичную опору фразы. Такая педаль применяется, например, в марше, где
четкий
ритм
своим
волевым
началом
должен
захватить
за
собой
всех
м а р ш и р у ю щ и х .
Р . Ш у м а н .
С о л д а т с к и й
м а р ш .
Полезно поиграть отдельно аккомпанемент с педалью. В быстрых пьесах
танцевального
характера
ученики,
чтобы
успевать
своевременно
взять
аккорд, нередко берут бас коротким звуком и не подхватывают его педалью, в
то
время
как
бас
должен
полноценно
звучать.
Потому
ученику
нужно
контролировать слухом, останавливаться на педальных басах, вслушиваться в
их звучание на педали. Играя в медленном темпе, полезно взять отдаленный
бас глубоким звуком и немножко подержать, а в быстром темпе – научиться
брать
басовый
звук
тяжелее,
чем
другие
легкие
аккорды
партии
сопровождения (гибко переходя от баса к легким аккордам, взятым как бы на
п у т и
д в и ж е н и я
р у к и
в в е р х ) . Ф .
Ш о п е н .
В а л ь с
a - m o l l .
В начале «Вальса» Грига a-moll из I тетради «Лирических пьес» прямая
педаль помогает подчеркнуть бас и при маленькой руке соединить бас с
аккордом:
Прямая
педаль применяется
в
альбертиевых
басах,
когда
бас
должен
быстро отпускаться пальцем, а реально длится дольше, в арпеджированных
аккордах.
Н.
Богословский.
Сонатина
фа
минор.
С.Геллер.
Этюд
a
moll.
Л . Б е т х о в е н .
С о н а т а
o p . 2
№ 2 .
Самая употребительная педаль – запаздывающая – педаль легато. Это
педаль
связующая,
не
допускающая
световых
просветов.
Прямая
педаль
обычно
является
разделяющей.
Основные
виды
разделяющей
педали
–
ритмическая,
динамическая,
красочная,
артикуляционная.
Под
красочной
подразумевается педаль, подчеркивающая различие красок, так называемая
инструментующая
педаль
(полная
педаль
в
аккордах,
минимальная
-
на
мелодии). Динамическая роль педали заключается в поддержке акцентов,
динамических
контрастов,
нарастаний
и
спадов
звучности.
Педализацию
начать с еле уловимого нажима и постепенно увеличивать глубину нажима.
П.Чайковский. Баба- Яга.П. Чайковский. Русская пляска.
ПЕДАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Прежде чем исполнять с педалью пьесы, полезно рассказать ученику об
ее
устройстве
и
выразительных
возможностях,
обязательно
иллюстрируя
подходящими
фрагментами.
Ребенок
слышит,
насколько
обогащается
звучание рояля с педалью, и у него появляется желание самому играть на
любимом инструменте непременно с педалью.
Следующий этап в работе над педалью –это постановка ноги. Вначале
следует показать ребенку, в каком положении должна находиться нога на
педали (большой палец правой ноги нажимает только на педальную лапку, а
не на всю педаль и не на самый ее край) и отрегулировать силу давления
ноги на педаль (желательно, чтобы преподаватель своей рукой плавно нажал
на стопу ребенка, после чего также плавно дал ноге подняться вверх).
При этом нужно обратить внимание на то, что нога должна нажимать на
педаль спокойно, а не судорожно, а движение самой педали должно быть
бесшумным.
Шум
во
время
педализации
происходит
либо
тогда,
когда
исполнитель, вместо того, чтобы держать все время ногу на педали, снимает
ее и затем грубо «хлопает» ею сверху по педальной лапке, либо когда он
резко
отпускает
педаль.
Преподавателю
желательно
сразу
же
изобразить
«шумную»
педаль
с
множеством
наслоившихся
обертонов,
а
затем
обязательно показать аккуратную педализацию в том же самом музыкальном
отрывке.
После того, как ученик привыкнет к положению ноги на педали, научится
правильно
ее
нажимать,
то
можно
смело
приступать
к
педальным
упражнениям.
Упражнения без использования клавиатуры
1.
«Тик – так» . Нога на лапке педали. «Тик» - нажимается педаль, «так»
- при фиксированной пятке носок отводится вправо, отпуская всю ступню
на пол, справа от правой педали. Затем нога возвращается на педаль в
первоначальное
положение
и
т.
д.
При
выполнении
упражнения
необходимо следить, чтобы прикосновение подошвы к педали и к полу
было бесшумным. Цель упражнения – развитие подвижности стопы.
2.
«Солнце». При фиксированной пятке производятся круговые движения
стопой вокруг педали. По часовой стрелке – «Солнце всходит» и против
часовой
«Заход
солнца».
Во
время
исполнения
упражнения
нужно
стараться
пятку
не
сдвигать
с
места.
Цель
упражнения
–
развитие
подвижности стопы, освобождение мышц бедра.
3.
«Дворники». При
фиксированной
пятке
подошва
прикасается
к
поверхности педали, затем (не нажимая педаль) производится скольжение
по поверхности педали поочередно вправо и влево (имитация движения
автомобильных стеклоочистительных щеток по стеклу). Цель упражнения
- научить ребенка ощущать ногой поверхность педали, опираться на пятку
без лишнего давления от бедра, а так же помогает развивать подвижность
щиколотки.
4.
«Кузнечик». Нажимается
педаль,
нога
фиксируется
в
этом
положении. Затем быстро, но не резко меняется педаль и так несколько раз
(имитация
скачков
кузнечика).
Цель
упражнения
–
подготовиться
к
запаздывающей
смене
педали,
воспитание
слухового
контроля
над
бесшумной сменой педали.
Упражнения с использованием клавиатуры.
1.
«Хор» Извлекается
полнозвучный
аккорд
и
предлагается
ребенку
послушать его до момента затухания. Затем вновь воспроизводится точно
также этот аккорд и подхватывается педалью. Путем такого сравнения
становится особенно заметно, что педаль придает звучанию большую
насыщенность и певучесть. Цель упражнения – знакомство с педалью,
привыкание к одновременным движениям руки и ноги, при этом движения
должны быть свободны.
2.
«Найди
педаль». Нога
находится
на
педали.
Слегка
нажимается
«лапка» педали (как бы на один «этаж») и, удерживая педаль в таком
положении, берется любой звук в среднем регистре штрихом staccato.
Если при этом звук останется, значит педаль «ответила», а если исчезнет,
то нужно повторить все «этажем» ниже. И так до тех пор, пока на каком-
либо «этаже» звук, извлеченный staccato, не останется на педали. Цель
упражнения – знакомство с неполной педалью, воспитание ощущения
глубины педали, приобретение умения 2дозировать нажатие педали.
3.
«Ловим кузнечика» . Нога делает те же самые движения, которые
описаны в упражнении «Кузнечик». При этом руками играются кластеры
на инструменте, имитируя движения при ловле кузнечиков. Во время
взятия кластера педаль поднимается и снова опускается, имитируя скачки
кузнечика. При выполнении упражнения необходимо ель упражнения –
развитие
координации
движений
при
использовании
запаздывающей
педали.
4.
«Поющая педаль». Извлекается звук, нажимается педаль. Но теперь
рука снимается, и звучание продлевается при помощи одной педали. Затем
нажимается соседняя клавиша, одновременно с этим педаль поднимается.
Затем вновь опускается, и оба звука связываются друг с другом. При
выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы в момент
слияния звуков педаль «подхватила» новый звук, не дав ему наслоиться на
предыдущий. Цель упражнения – воспитание слухового контроля над
чистотой звучания при использовании запаздывающей педали.
Фантазия педагога может подсказать несметное количество подобных
упражнений для развития ловкости ноги при педализации. Это необходимо
для того, чтобы ученик не думал, каким способом ему нажимать педаль. А
делал это автоматически.
Педализация в пьесах
Приобретенные на педальных упражнениях навыки следует сразу же
применять в исполняемых произведениях. Как правило, ученики впервые
начинают применять педаль в пьесах спокойных, требующих медленного
движения. Это позволяет обращать достаточно внимания не только на сам
процесс пользования педалью, но и на качество звучания. Целесообразно
выбирать пьесы, в которых педализация была бы не сложной и вместе с тем
создавала, возможно, большие, чисто педальные эффекты.
Лучше на начальном этапе использовать произведения современных
композиторов,
так
как
их
музыка
разнообразна
по
стилям
и
жанрам,
ко л о р и с т и ч е с к и м
э ф ф е к т а м
и
д о с т у п н а
п о
с о д е р ж а н и ю .
С
самых
первых
уроков
необходимо
воспитать
у
ученика
резко
отрицательное
отношение
к
«грязной»
педали,
и
наоборот,
побуждать
с
удовольствием
слушать
педальное
звучание
глубокого,
чистого
баса
или
широко
распространенного
красивого
звучания.
Педагоги
знают,
что
особенно внимательно приходится следить за тем, чтобы ученик нажимал
педальную лапку лишь услышав чистое звучание. А ученик в свою очередь
должен
знать,
что
педалью
всегда
управляет
только
слух.
Трудно
переоценить
значение
правильной
педализации.
Одновременно
ученик
должен
усвоить,
что
нельзя
отказываться
и
от
работы
без
применения
педали.
Сказанное
не
означает,
что
учащийся
обязательно
должен
проигрывать целиком произведение без педали, но те или иные разделы
почти всегда следует поучить без педали.
Вообще, надо убеждать ученика, что педалью злоупотреблять нельзя. Как
говорит М.Лонг: «Злоупотребление педалью вместе с отставанием одной
руки от другой – самый отвратительный признак дилетантизма».
Из опыта работы.
Важность обучения навыку педализации.
Исходя из собственного опыта работы, следует отметить, что маленькие
дети
на
первом
году
обучения
с
огромным
удовольствием
в
своих
простейших пьесках пользуются педалью, что повышает интерес к обучению
игре на фортепиано. После знакомства с педалью и выполнения педальных
упражнений
целесообразно
исполнять
легкие
пьесы
с
простейшей
педализацией - на последней длинной ноте ( прямая педаль ) и на повторении
последних нот ( запаздывающая педаль ). Следует приучить ученика не
снимать руки, пока длится звук на педали. Если педаль применяется в пьесе
только один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала
исполнения. Так, маленький ученик начинает привыкать к положению ноги
на педали. Необходимо сразу требовать от ученика бесшумности нажатия и
особенно отпускания педали. Очень важно приучать детей с первого года
обучения
к
простейшим
навыкам
педализации,
но
делать
это
нужно
постепенно
и
осторожно,
призывая
ребенка
к
постоянному
слуховому
анализу.
Постепенно
ученику
можно
предоставлять
все
большую
самостоятельность в применении педали. Например, объяснив педализацию
первых
фраз
и
трудных
мест
пьесы,
предложить
ему
дальше
самому
вслушаться в звучание и найти необходимое применение педали. Иногда
можно дать задание : "подумай и разметь педаль".
Уровень освоения учеником навыка педализации напрямую зависит от
уровня общего музыкального развития. Научить педализации - это прежде
всего научить слушать, вызвать интерес к использованию педальных красок,
научить подчинять ногу слуховым требованиям. Конечно, обучение навыку
педализации
-
это
составная
часть
всего
педагогического
процесса.
На
первоначальном этапе обучения преподавателю приходится одновременно
заботиться
о
нескольких
компонентах
исполнения
-
о
качестве
звука,
фразировке, о технических навыках, ритме. Много сил и времени уходит на
освоение
музыкальной
грамоты,
так
что
овладение
педалью
часто
отодвигается на второй план. Это неверно. Позднее введение педали ведет
ученика к ее восприятию как чего - то дополнительного к музыке, нарушает
целостность исполнения фортепианной музыки, ценнейшим, неповторимым
достоянием которой является педаль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1.Голубовская Н. "Искусство педализации" Л: Музыка 1988
2. Голубовская Н. "О музыкальном исполнительстве"
3. Алексеев А.Д. "Методика обучения игре на фортепиано"
М: 1961
4. Чернявская В. "Употребление педали на раннем этапе обучения игре на
фортепиано"