Автор: Шеховцова Лариса Владимировна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ г. Зеленоградска
Населённый пункт: город Зеленоградск, Калининградская область
Наименование материала: Методическая работа по народно–сценическому танцу
Тема: "Изучение танцевальных элементов народно–сценического танца у станка"
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа по народно-сценическому танцу
на тему: «Изучение танцевальных элементов
народно-сценического танца у станка»
Преподаватель хореографических дисциплин
МАУ ДО ДШИ г. Зеленоградска
Шеховцова Л.В.
22.11.2016г.
I.
Примерный план урока по народно-сценическому танцу в 3-м классе
Поклон – народно-сценический
1.
Шаги по кругу (с носка, полупальцы, высокое колено, бег)
2.
Лицом к станку – разогрев стоп
Экзерсис у станка
3.
Маленькие и большие приседания
4.
Носок-каблук
5.
Маленький бросок
6.
Подготовка к каблучному (каблучное – вперед)
7.
Флик-фляк
8.
Подготовка к веревочке
Середина зала
9.
Моталочка
10.
Молоточки
11.
Ковырялочка
12.
Ключ (простой в русском характере)
13.
Шаги в русском характере по кругу:
- простой медленный шаг
- в такт 2 шага
- тройной шаг
- припадание
- шаг с приставкой (боковой)
14.
Подготовка к основному шагу «Тарантеллы»
15.
Шаги «Польки»
1
16.
Диагональ: приставные шаги в повороте (по линиям)
Поклон в русском характере (на шагах)
Основной задачей в 3-м классе (2-й год обучения) на уроках народного
танца
является
освоение
движений
народно-сценического
танца
у
станка.
Происходит
развитие
выворотности
ног,
танцевального
шага,
правильности
постановки
корпуса,
гибкости,
устойчивости,
легкого
прыжка,
четкой
координации движений.
Цель урока:
Учащиеся
должны
научиться
грамотно
исполнять
элементы
народно-
сценического танца у станка:
- стопа натянута/стопа сокращена (носок-каблук, маленький бросок),
- колено натянуто/свободно (ковырялочка, флик-фляк),
- исполнение движений в маленьком приседании (моталочка, молоточки,
ковырялочка, выстукивания в русском характере).
Форма урока: коллективная.
Методы урока:
1. Словесный.
2. Практический.
3. Музыкально-эмоциональный.
2
II.
Методическое сообщение
Изучение
основ
народного
танца
помогает
осознать
непреходящее
значение
народного
творчества
в
возникновении
и
становлении
различных
видов
и
форм
хореографического
искусства.
Освоение
богатства
и
многообразия народной хореографии совершенствует творческие способности
хореографов.
Значительные
возможности
для
приобщения
обучающихся
к
богатству
танцевального
и
музыкального
народного
творчества,
предоставляет
хореографическое
образование
и
в
частности
народно-сценический
танец,
который является одним из основных предметов хореографических дисциплин,
неотъемлемой частью начального образования.
Обучение
народно-сценическому
танцу
совершенствует
координацию
движения, способствует укреплению мышечного аппарата (развивая те группы
мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажера), дает
возможность
обучающимся
овладеть
разнообразием
стилей
и
манерой
исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и
обогащает их исполнительские возможности.
На
начальном
этапе
изучаются
характерные
для
народно-сценического
танца позиция рук и ног, осваивается простейшая координация и понятные
детям элементы танцев. Умение ориентироваться в пространстве, двигаться по
площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыки
координации,
культура
общения
с
партнером,
чувства
ансамбля.
Нельзя
допускать, чтобы один предмет значительно опережал в прохождении другого
материала.
Упражнения у станка.
Упражнения у станка развивают у обучающихся силу мышц, эластичность
связок,
подвижность
суставов,
выворотность,
способствуют
отработке
технической
стороны
танца:
подготавливают
обучающихся
к
выполнению
движений
танцев
на
середине
зала;
вырабатывают
хорошую
манеру
исполнения, выразительность, танцевальность движений.
3
Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу контрастного
чередования
движений,
что
позволяет
распределить
нагрузку
на
весь
мышечный аппарат обучающегося и избежать в работе перегрузки какой-либо
одной группы мышц.
Все упражнения у станка выполняются в определенном стиле и характере,
присущем тому или иному народному танцу.
Тренаж у станка начинается с полуприседания и глубоких приседаний.
Перечень упражнений у станка:
1.
Приседание полное и полуприседание (demi-plie и grand-plie);
2.
Упражнения на развитие подвижности стопы (battement tendu);
3.
Маленькие броски (battement tendu jete);
4.
Каблучное упражнение;
5.
Подготовка к «веревочке» (passe);
6.
Круговые движения по полу (rand de jambe par terre);
7.
Дробные выстукивания;
8.
Большие броски (grand battement jete);
9.
Поднимание на полупальцах (releve).
Методика разучивания упражнений у станка.
1.
Полуприседание и полное приседание (demi-plie и grand-plie).
Это упражнение укрепляет и развивает мышцы ног, тренирует суставы и
связки, делает их подвижными и эластичными, развивает и укрепляет мышцы
спины,
приучает
обучающихся
держаться
прямо,
не
горбатиться
и
не
сутулиться.
Музыкальный
размер
4/4.
Исходная
позиция
VI.
Руки
опущены
вниз,
голова повернута в центр зала. Исполняется в характере русского танца.
При
исполнении
упражнения
возможны
переводы
ног
из
позиции
в
позицию; они исполняются обеими ногами одновременно через скользящее
движение по полу: носками с опорой на каблуки или каблуками с опорой на
подушечки стоп.
1.
Упражнение на развитие подвижности стопы (battement tendu).
4
Упражнение
разрабатывает
силу
ног,
развивают
подвижность
голеностопного
сустава,
укрепляют
пяточное
(ахиллесово)
сухожилие,
икроножную мышцу и мышцы стопы.
Музыкальный размер 2/4, исходное положение III позиция, исполняется в
характере белорусского танца.
На «раз» - рабочую ногу вытянуть вперед на носок;
На «и» - перевести ее с носка на каблук;
На «два» - вновь перевести на носок;
На «и» - возвратить ногу в III позицию.
Разучивание
движения
(упражнения)
следует
не
по
восьмым,
а
по
четвертям, то есть с остановкой после каждого движения:
а) перевод ноги с носка на каблук с полуприседанием в III позицию
исполняется так же, как и предыдущее, только в момент возвращения рабочей
ноги в III позицию делается полуприседание на обеих ногах (на счет «два – и»);
б) во время перевода ноги с носка на каблук делается полуприседание на
опорной ноге (на счет «раз - и»).
2.
Маленькие броски (battement tendu jete).
Упражнения
развивают
мышцы
глени
опорной
ноги
,
способствуют
развитию
движения
в
коленном
суставе
рабочей
ноги,
которая
то
резко
вытягивается
«от
себя»,
то
сильно
сгибается,
что
повышает
способность
обучающихся четко выполнять мелкие сильные движения.
Музыкальный размер 2/4, исходное положение – III позиция.
На «раз» - рабочую ногу резко открыть вперед на воздух – 25-30 градусов,
в характере белорусского танца;
На «и» - возвратить в III позицию;
На «два и» - повторить движение так же в сторону, назад и т.д.;
Рука из исходного положения на талии постепенно открывается в строну и
вновь возвращается на талию.
Движение исполняется резко и сильно.
3.
Каблучное упражнение.
5
Упражнения вводят в работу пятку опорной ноги, которая то отделяется от
пола, т опускается на пол. Они выполняются на легком полуприседании без
выпрямления до конца движения. Эти упражнения развивают мышцы голени, в
частности укрепляют пяточное (ахиллесово) сухожилие опорной ноги.
Музыкальный размер – 2/4, исходное положение – полуприседание на
обеих ногах по III позиции. Пятку опорной ноги отделить от пола. Движение
исполняется в характере татарского танца.
На «раз» - пятку опорной ноги с ударом опустить на пол, рабочую ногу
отделить от пола и поднять с сокращенным подъемом к щиколотке опорной
ноги;
На «и» - рабочую ногу резко вынести вперед и поставить на каблук носком
вверх, пятку опорной ноги отделить от пола;
На «два» - опорной ногой повторить сделанное;
На «раз» - пристукивание, а рабочую ногу согнув в колене поднять к
щиколотке опорной;
На «и» - рабочую ногу возвратить в исходное положение с ударом всей
стопой в пол, пятку опорной ноги отделить от пола.
Все
движения
исполняются
на
полуприседании,
тяжесть
корпуса
на
опорной ноге.
4.
Подготовка к «веревочке» (passe).
Тренирует максимальный разворот бедра, и вводят в работу коленный и
тазобедренный
суставы
(на
материале
матроской
тематики),
исходное
положение – III позиция.
На затакт – рабочую ногу в выворотном положении согнув в колене, резко
поднять на 90
, носок у колена опорной ноги.
1-й такт:
На «раз» - рабочую ногу опустить в исходное положение;
На «и» - повторить движение на затакт;
На «два» - рабочую ногу перевести назад (носок под коленом опорной
ноги) и резко опустить всей стопой позади левой в III позицию.
6
Движение усложняется подъемом опорной ноги на полупальцы, при этом
должна
соблюдаться
одновременность
подъема
и
опускания
в
III
позицию
обеих ног.
5.
Круг ногой по полу (rond de jambe par terre).
Упражнения
развивают
подвижность
тазобедренного,
голеностопного
и
коленного суставов, суставов стопы. Исполняется в характере польского танца
«Мазурка». Музыкальный размер – 3/4, исходное положение
- III позиция;
рабочая нога позади опорной.
Подготовка
(музыкальное
вступление
–
два
такта):
руку
раскрыть
в
сторону и закрыть на талию, одновременно работающую ногу согнуть в колене
и
поднять
в
выворотном
положении
внутренней
стороной
стопы
сзади
к
щиколотке опорной ноги, подъем вытянут.
На затакт – рабочей ногой, скользя стопой по щиколотке опорной ноги,
перевести вперед в выворотное положение.
1-й такт:
На «раз» - вытянув в колене, опустить в невыворотном положении на пол
наружной стороной стопы спереди около стопы опорной ноги и в скошенном
положении провести по полу вдоль стопы опорной ноги по направлению к
станку, постепенно отделяя пятку от пола;
На
«два-три»
-
рабочую
ногу
с
вытянутым
подъемом
перевести
в
выворотное положение и, описав носком по полу четверть круга, довести до II
позиции
2-й такт:
На «раз» - работающую ногу, согнув в колене, в выворотном положении
резким движением подтянуть внутренней стороной стопы сзади к щиколотке
опорной ноги, подъем вытянут;
На «два» - пауза;
На «три» - повторить движение на затакт;
7
Движения
исполняются
плавно,
за
исключением
последнего
движения
стопы к щиколотке, которое совершается рывком, резко. Рука открыта в 2-ю
позицию, голова сопровождает движение ноги.
Круговое движение пяткой рабочей ноги по полу (rond de pied)
На затакт – то же, что и в предыдущем движении.
1-й такт:
На «раз» - рабочая нога в скошенном положении. Провести по полу вдоль
стопы опорной ноги по направлению к станку, постепенно отделяя носок от
пола. Подъем сокращен и скошен;
На «два-три» - рабочей ногой в выворотном положении описать пяткой по
полу четверть круга и провести до стопы, подъем сокращен, но не скошен,
носок поднят.
2-й такт:
Повторить движения 2- го такта предыдущего упражнения.
6.
Дробные выстукивания.
Упражнения
подготавливают
обучающихся
к
исполнению
движения
«дробь».
Они
выполняются
всей
ступней
или
попеременно
пяткой
и
подушечкой на слегка присогнутых коленях. Развивают силу удара, четкость,
ритмическую
точность
движения.
Все
«дроби»
исполняются
на
слегка
присогнутых коленях, корпус неподвижен.
Дробные выстукивания в характере русского танца. Музыкальный размер –
2/4, исходное положение VI позиция.
а) Дробные выстукивания всей ступней
На «раз» - небольшой боковой шаг правой ногой вправо, в сторону от
станка с ударом всей ступней об пол;
На «и» - левую ногу подставить к правой ноге по VI позиции;
На «два» - небольшой боковой шаг левой ногой влево, в сторону к станку с
ударом всей ступней об пол;
На «и» - правую ногу подставить к левой ноге в VI позицию.
Движение повторяется несколько раз.
8
б) Дробные выстукивания всей ступней в относительно подвижном темпе
на 2 такта.
1-й такт:
На «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо с ударом всей ступней, на
вторую
шестнадцатую
удар
всей
ступней
левой
ногой
около
правой
в
VI
позиции;
На «и» - повторить движение на счет «раз» с правой ноги;
На «два» - удар всей ступней правой ноги;
На «и» - удар всей ступней левой ноги по VI позиции.
2-й такт:
повторить движения первого такта с левой ноги.
в) Дробные выстукивания с правой, затем с левой ноги как в первом
упражнении.
1-й такт:
Дробное
выстукивание
с
правой,
затем
с
левой
ноги,
как
в
первом
упражнении
2-й такт:
На «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо, с ударом всей ступней об
пол;
На «и» - левую ногу с ударом подставить к правой ноге в VI позицию;
На «два» - удар всей ступней левой ноги около правой ноги в VI позицию;
На «и» - пауза.
Движение повторяется с другой ноги.
7.
Большие броски (grand battement jete).
Упражнения
развивают
танцевальный
шаг,
укрепляют
тазобедренные,
икроножные
и
голеностопные
мышцы.
Выполняются
с
силой,
но
без
напряжения.
Музыкальный размер 2/4 , исходное положение – III позиция. Исполняется
в характере украинского танца.
На затакт – большой бросок рабочей ноги на 90 градусов вперед.
9
1-й такт:
На «раз» - рабочую ногу возвратить в исходное положение;
На «и» - большой бросок рабочей ноги на 90 градусов вперед;
На «два» - рабочую ногу возвратить в исходное положение;
На «и» - большой бросок рабочей ноги на 90 градусов вперед.
2-й такт:
На «раз» - рабочую ногу возвратить в исходное положение, одновременно
исполнить полуприседание на обеих ногах;
На «и» - подняться на полупальцы по III позиции;
На «два» - опуститься с полупальцев на обе ступни;
На «и» - повторить движение на затакт, начиная в сторону.
3,4-й такты:
Исполнить большие броски в сторону так же, как и вперед, каждый раз
после большого броска закрывая позу в 3-ю позицию (назад - вперед-назад).
5,6-й такты:
Упражнение повторяется так же, как и в 1,2-м тактах, назад.
7,8-й такты:
Упражнения
повторяются
так
же,
как
и
в
3,4-м
тактах
в
сторону.
Заканчивая упражнение работающую ногу закрыть в 3-ю позицию вперед.
8.
Поднимание на полупальцах (releve).
Упражнение развивает и укрепляет мышцы спины и поясничные позвонки,
что способствует выработке устойчивости, развивает мышцы ног и гибкость
стопы.
Музыкальный размер – 2/4, исходное положение - VI позиция, лицом к
палке, руки на палке.
На затакт – подняться на полупальцы.
На «раз» - опуститься в исходное положение.
Подниманием на полупальцы часто заканчивают экзерсис у палки.
Упражнение исполняется на одной или двух ногах по выворотным и не
выворотным позициям.
10