Напоминание

"Изучение танцевальных элементов народно–сценического танца у станка"


Автор: Шеховцова Лариса Владимировна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ г. Зеленоградска
Населённый пункт: город Зеленоградск, Калининградская область
Наименование материала: Методическая работа по народно–сценическому танцу
Тема: "Изучение танцевальных элементов народно–сценического танца у станка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа по народно-сценическому танцу

на тему: «Изучение танцевальных элементов

народно-сценического танца у станка»

Преподаватель хореографических дисциплин

МАУ ДО ДШИ г. Зеленоградска

Шеховцова Л.В.

22.11.2016г.

I.

Примерный план урока по народно-сценическому танцу в 3-м классе

Поклон – народно-сценический

1.

Шаги по кругу (с носка, полупальцы, высокое колено, бег)

2.

Лицом к станку – разогрев стоп

Экзерсис у станка

3.

Маленькие и большие приседания

4.

Носок-каблук

5.

Маленький бросок

6.

Подготовка к каблучному (каблучное – вперед)

7.

Флик-фляк

8.

Подготовка к веревочке

Середина зала

9.

Моталочка

10.

Молоточки

11.

Ковырялочка

12.

Ключ (простой в русском характере)

13.

Шаги в русском характере по кругу:

- простой медленный шаг

- в такт 2 шага

- тройной шаг

- припадание

- шаг с приставкой (боковой)

14.

Подготовка к основному шагу «Тарантеллы»

15.

Шаги «Польки»

1

16.

Диагональ: приставные шаги в повороте (по линиям)

Поклон в русском характере (на шагах)

Основной задачей в 3-м классе (2-й год обучения) на уроках народного

танца

является

освоение

движений

народно-сценического

танца

у

станка.

Происходит

развитие

выворотности

ног,

танцевального

шага,

правильности

постановки

корпуса,

гибкости,

устойчивости,

легкого

прыжка,

четкой

координации движений.

Цель урока:

Учащиеся

должны

научиться

грамотно

исполнять

элементы

народно-

сценического танца у станка:

- стопа натянута/стопа сокращена (носок-каблук, маленький бросок),

- колено натянуто/свободно (ковырялочка, флик-фляк),

- исполнение движений в маленьком приседании (моталочка, молоточки,

ковырялочка, выстукивания в русском характере).

Форма урока: коллективная.

Методы урока:

1. Словесный.

2. Практический.

3. Музыкально-эмоциональный.

2

II.

Методическое сообщение

Изучение

основ

народного

танца

помогает

осознать

непреходящее

значение

народного

творчества

в

возникновении

и

становлении

различных

видов

и

форм

хореографического

искусства.

Освоение

богатства

и

многообразия народной хореографии совершенствует творческие способности

хореографов.

Значительные

возможности

для

приобщения

обучающихся

к

богатству

танцевального

и

музыкального

народного

творчества,

предоставляет

хореографическое

образование

и

в

частности

народно-сценический

танец,

который является одним из основных предметов хореографических дисциплин,

неотъемлемой частью начального образования.

Обучение

народно-сценическому

танцу

совершенствует

координацию

движения, способствует укреплению мышечного аппарата (развивая те группы

мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажера), дает

возможность

обучающимся

овладеть

разнообразием

стилей

и

манерой

исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и

обогащает их исполнительские возможности.

На

начальном

этапе

изучаются

характерные

для

народно-сценического

танца позиция рук и ног, осваивается простейшая координация и понятные

детям элементы танцев. Умение ориентироваться в пространстве, двигаться по

площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыки

координации,

культура

общения

с

партнером,

чувства

ансамбля.

Нельзя

допускать, чтобы один предмет значительно опережал в прохождении другого

материала.

Упражнения у станка.

Упражнения у станка развивают у обучающихся силу мышц, эластичность

связок,

подвижность

суставов,

выворотность,

способствуют

отработке

технической

стороны

танца:

подготавливают

обучающихся

к

выполнению

движений

танцев

на

середине

зала;

вырабатывают

хорошую

манеру

исполнения, выразительность, танцевальность движений.

3

Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу контрастного

чередования

движений,

что

позволяет

распределить

нагрузку

на

весь

мышечный аппарат обучающегося и избежать в работе перегрузки какой-либо

одной группы мышц.

Все упражнения у станка выполняются в определенном стиле и характере,

присущем тому или иному народному танцу.

Тренаж у станка начинается с полуприседания и глубоких приседаний.

Перечень упражнений у станка:

1.

Приседание полное и полуприседание (demi-plie и grand-plie);

2.

Упражнения на развитие подвижности стопы (battement tendu);

3.

Маленькие броски (battement tendu jete);

4.

Каблучное упражнение;

5.

Подготовка к «веревочке» (passe);

6.

Круговые движения по полу (rand de jambe par terre);

7.

Дробные выстукивания;

8.

Большие броски (grand battement jete);

9.

Поднимание на полупальцах (releve).

Методика разучивания упражнений у станка.

1.

Полуприседание и полное приседание (demi-plie и grand-plie).

Это упражнение укрепляет и развивает мышцы ног, тренирует суставы и

связки, делает их подвижными и эластичными, развивает и укрепляет мышцы

спины,

приучает

обучающихся

держаться

прямо,

не

горбатиться

и

не

сутулиться.

Музыкальный

размер

4/4.

Исходная

позиция

VI.

Руки

опущены

вниз,

голова повернута в центр зала. Исполняется в характере русского танца.

При

исполнении

упражнения

возможны

переводы

ног

из

позиции

в

позицию; они исполняются обеими ногами одновременно через скользящее

движение по полу: носками с опорой на каблуки или каблуками с опорой на

подушечки стоп.

1.

Упражнение на развитие подвижности стопы (battement tendu).

4

Упражнение

разрабатывает

силу

ног,

развивают

подвижность

голеностопного

сустава,

укрепляют

пяточное

(ахиллесово)

сухожилие,

икроножную мышцу и мышцы стопы.

Музыкальный размер 2/4, исходное положение III позиция, исполняется в

характере белорусского танца.

На «раз» - рабочую ногу вытянуть вперед на носок;

На «и» - перевести ее с носка на каблук;

На «два» - вновь перевести на носок;

На «и» - возвратить ногу в III позицию.

Разучивание

движения

(упражнения)

следует

не

по

восьмым,

а

по

четвертям, то есть с остановкой после каждого движения:

а) перевод ноги с носка на каблук с полуприседанием в III позицию

исполняется так же, как и предыдущее, только в момент возвращения рабочей

ноги в III позицию делается полуприседание на обеих ногах (на счет «два – и»);

б) во время перевода ноги с носка на каблук делается полуприседание на

опорной ноге (на счет «раз - и»).

2.

Маленькие броски (battement tendu jete).

Упражнения

развивают

мышцы

глени

опорной

ноги

,

способствуют

развитию

движения

в

коленном

суставе

рабочей

ноги,

которая

то

резко

вытягивается

«от

себя»,

то

сильно

сгибается,

что

повышает

способность

обучающихся четко выполнять мелкие сильные движения.

Музыкальный размер 2/4, исходное положение – III позиция.

На «раз» - рабочую ногу резко открыть вперед на воздух – 25-30 градусов,

в характере белорусского танца;

На «и» - возвратить в III позицию;

На «два и» - повторить движение так же в сторону, назад и т.д.;

Рука из исходного положения на талии постепенно открывается в строну и

вновь возвращается на талию.

Движение исполняется резко и сильно.

3.

Каблучное упражнение.

5

Упражнения вводят в работу пятку опорной ноги, которая то отделяется от

пола, т опускается на пол. Они выполняются на легком полуприседании без

выпрямления до конца движения. Эти упражнения развивают мышцы голени, в

частности укрепляют пяточное (ахиллесово) сухожилие опорной ноги.

Музыкальный размер – 2/4, исходное положение – полуприседание на

обеих ногах по III позиции. Пятку опорной ноги отделить от пола. Движение

исполняется в характере татарского танца.

На «раз» - пятку опорной ноги с ударом опустить на пол, рабочую ногу

отделить от пола и поднять с сокращенным подъемом к щиколотке опорной

ноги;

На «и» - рабочую ногу резко вынести вперед и поставить на каблук носком

вверх, пятку опорной ноги отделить от пола;

На «два» - опорной ногой повторить сделанное;

На «раз» - пристукивание, а рабочую ногу согнув в колене поднять к

щиколотке опорной;

На «и» - рабочую ногу возвратить в исходное положение с ударом всей

стопой в пол, пятку опорной ноги отделить от пола.

Все

движения

исполняются

на

полуприседании,

тяжесть

корпуса

на

опорной ноге.

4.

Подготовка к «веревочке» (passe).

Тренирует максимальный разворот бедра, и вводят в работу коленный и

тазобедренный

суставы

(на

материале

матроской

тематики),

исходное

положение – III позиция.

На затакт – рабочую ногу в выворотном положении согнув в колене, резко

поднять на 90

, носок у колена опорной ноги.

1-й такт:

На «раз» - рабочую ногу опустить в исходное положение;

На «и» - повторить движение на затакт;

На «два» - рабочую ногу перевести назад (носок под коленом опорной

ноги) и резко опустить всей стопой позади левой в III позицию.

6

Движение усложняется подъемом опорной ноги на полупальцы, при этом

должна

соблюдаться

одновременность

подъема

и

опускания

в

III

позицию

обеих ног.

5.

Круг ногой по полу (rond de jambe par terre).

Упражнения

развивают

подвижность

тазобедренного,

голеностопного

и

коленного суставов, суставов стопы. Исполняется в характере польского танца

«Мазурка». Музыкальный размер – 3/4, исходное положение

- III позиция;

рабочая нога позади опорной.

Подготовка

(музыкальное

вступление

два

такта):

руку

раскрыть

в

сторону и закрыть на талию, одновременно работающую ногу согнуть в колене

и

поднять

в

выворотном

положении

внутренней

стороной

стопы

сзади

к

щиколотке опорной ноги, подъем вытянут.

На затакт – рабочей ногой, скользя стопой по щиколотке опорной ноги,

перевести вперед в выворотное положение.

1-й такт:

На «раз» - вытянув в колене, опустить в невыворотном положении на пол

наружной стороной стопы спереди около стопы опорной ноги и в скошенном

положении провести по полу вдоль стопы опорной ноги по направлению к

станку, постепенно отделяя пятку от пола;

На

«два-три»

-

рабочую

ногу

с

вытянутым

подъемом

перевести

в

выворотное положение и, описав носком по полу четверть круга, довести до II

позиции

2-й такт:

На «раз» - работающую ногу, согнув в колене, в выворотном положении

резким движением подтянуть внутренней стороной стопы сзади к щиколотке

опорной ноги, подъем вытянут;

На «два» - пауза;

На «три» - повторить движение на затакт;

7

Движения

исполняются

плавно,

за

исключением

последнего

движения

стопы к щиколотке, которое совершается рывком, резко. Рука открыта в 2-ю

позицию, голова сопровождает движение ноги.

Круговое движение пяткой рабочей ноги по полу (rond de pied)

На затакт – то же, что и в предыдущем движении.

1-й такт:

На «раз» - рабочая нога в скошенном положении. Провести по полу вдоль

стопы опорной ноги по направлению к станку, постепенно отделяя носок от

пола. Подъем сокращен и скошен;

На «два-три» - рабочей ногой в выворотном положении описать пяткой по

полу четверть круга и провести до стопы, подъем сокращен, но не скошен,

носок поднят.

2-й такт:

Повторить движения 2- го такта предыдущего упражнения.

6.

Дробные выстукивания.

Упражнения

подготавливают

обучающихся

к

исполнению

движения

«дробь».

Они

выполняются

всей

ступней

или

попеременно

пяткой

и

подушечкой на слегка присогнутых коленях. Развивают силу удара, четкость,

ритмическую

точность

движения.

Все

«дроби»

исполняются

на

слегка

присогнутых коленях, корпус неподвижен.

Дробные выстукивания в характере русского танца. Музыкальный размер –

2/4, исходное положение VI позиция.

а) Дробные выстукивания всей ступней

На «раз» - небольшой боковой шаг правой ногой вправо, в сторону от

станка с ударом всей ступней об пол;

На «и» - левую ногу подставить к правой ноге по VI позиции;

На «два» - небольшой боковой шаг левой ногой влево, в сторону к станку с

ударом всей ступней об пол;

На «и» - правую ногу подставить к левой ноге в VI позицию.

Движение повторяется несколько раз.

8

б) Дробные выстукивания всей ступней в относительно подвижном темпе

на 2 такта.

1-й такт:

На «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо с ударом всей ступней, на

вторую

шестнадцатую

удар

всей

ступней

левой

ногой

около

правой

в

VI

позиции;

На «и» - повторить движение на счет «раз» с правой ноги;

На «два» - удар всей ступней правой ноги;

На «и» - удар всей ступней левой ноги по VI позиции.

2-й такт:

повторить движения первого такта с левой ноги.

в) Дробные выстукивания с правой, затем с левой ноги как в первом

упражнении.

1-й такт:

Дробное

выстукивание

с

правой,

затем

с

левой

ноги,

как

в

первом

упражнении

2-й такт:

На «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо, с ударом всей ступней об

пол;

На «и» - левую ногу с ударом подставить к правой ноге в VI позицию;

На «два» - удар всей ступней левой ноги около правой ноги в VI позицию;

На «и» - пауза.

Движение повторяется с другой ноги.

7.

Большие броски (grand battement jete).

Упражнения

развивают

танцевальный

шаг,

укрепляют

тазобедренные,

икроножные

и

голеностопные

мышцы.

Выполняются

с

силой,

но

без

напряжения.

Музыкальный размер 2/4 , исходное положение – III позиция. Исполняется

в характере украинского танца.

На затакт – большой бросок рабочей ноги на 90 градусов вперед.

9

1-й такт:

На «раз» - рабочую ногу возвратить в исходное положение;

На «и» - большой бросок рабочей ноги на 90 градусов вперед;

На «два» - рабочую ногу возвратить в исходное положение;

На «и» - большой бросок рабочей ноги на 90 градусов вперед.

2-й такт:

На «раз» - рабочую ногу возвратить в исходное положение, одновременно

исполнить полуприседание на обеих ногах;

На «и» - подняться на полупальцы по III позиции;

На «два» - опуститься с полупальцев на обе ступни;

На «и» - повторить движение на затакт, начиная в сторону.

3,4-й такты:

Исполнить большие броски в сторону так же, как и вперед, каждый раз

после большого броска закрывая позу в 3-ю позицию (назад - вперед-назад).

5,6-й такты:

Упражнение повторяется так же, как и в 1,2-м тактах, назад.

7,8-й такты:

Упражнения

повторяются

так

же,

как

и

в

3,4-м

тактах

в

сторону.

Заканчивая упражнение работающую ногу закрыть в 3-ю позицию вперед.

8.

Поднимание на полупальцах (releve).

Упражнение развивает и укрепляет мышцы спины и поясничные позвонки,

что способствует выработке устойчивости, развивает мышцы ног и гибкость

стопы.

Музыкальный размер – 2/4, исходное положение - VI позиция, лицом к

палке, руки на палке.

На затакт – подняться на полупальцы.

На «раз» - опуститься в исходное положение.

Подниманием на полупальцы часто заканчивают экзерсис у палки.

Упражнение исполняется на одной или двух ногах по выворотным и не

выворотным позициям.

10



В раздел образования