Напоминание

"Проектно-исследовательская деятельность студентов"


Автор: Осокина Ольга Павловна
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ОГБПОУ "Галичский индустриальный колледж Костромской области"
Населённый пункт: город Галич, Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность студентов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Осокина Ольга Павловна ОГБПОУ «Галичский индустриальный колледж Костромской области», г.Галич
Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в

колледже
Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность обучающихся на занятиях является одним из важнейших условий хорошей успеваемости. Что же такое интерес? В работах ряда известнейших педагогов прошлого имеются ценные высказывания по этому вопросу. Еще немецкий философ Гербарт пытался раскрыть его природу и свойства. Широкой известностью пользуется сказанная им фраза, ставшая крылатой: «Скука-враг преподавания». Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль интереса в преподавании. Прогрессивный русский педагог Петр Францевич Лесгафт писал: «Для развития интереса учащихся к знаниям первостепенное значение имеет самостоятельная творческая деятельность». Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда он в них заинтересован, когда они - средство достижения творческих целей». Таким образом, термины «интерес» и «творчество» не просто являются неотъемлемой частью учебной деятельности, но и активно взаимодействуют друг с другом. Используя творческие способности студентов и различные формы работы, применяемые на занятиях, мы воспитываем личность мыслящую, деятельную, всесторонне развитую. Жизнь в условиях развитого технологического общества, переход к рыночным отношениям в нашей стране существенно меняют требования, предъявляемые к профессиональному образованию. В условиях современного рынка труда основной задачей образования в колледже ставится подготовка высококвалифицированного и компетентного, востребованного на рынке труда специалиста, обладающего навыками 1
самостоятельного добывания знаний, умения работать в быстроменяющихся внешних условиях среды. В связи с этим будущие механизаторы в процессе учебы должны хорошо освоить навыки самостоятельного добывания знаний, справляться с проблемными ситуациями на производстве и научиться выполнять механизированные работы с высоким качеством. Одной из форм организации самостоятельной работы является научно- исследовательская и проектная деятельность. Проектная деятельность является одним из самых активных методов обучения, соответствующего требования ФГОС. Исследовательская деятельность закрепляет и углубляет знания, полученные на теоретических занятиях, а так же помогает студентам приобрести необходимые навыки по специальности. Выполняя практическую работу, студент должен не только усвоить, как обеспечить ее высокое качество, но и разобраться, почему надо делать так, как требует технология, и с какими нежелательными последствиям приводят возможные нарушения выполнения операций. Основным способом повышения интереса к выбранной профессии, к тем знаниям, которые преподаются на уроках агрономии, сельскохозяйственные машины, технология производства продукции растениеводства, экологии, химии и других предметов является организация проектно-исследовательской деятельности, как в учебное, так и во внеурочное время. Проектная форма работы в колледже является достаточно новой, так как еще не проводилось таких комплексных работ, непосредственно связанных с профессией «Механизация сельского хозяйства». Основная цель организации проектов:  обучение и развитие трудовых приемов, операций и способов выполнения трудовых процессов, характерных для специальности и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций
Задачи:
1. Формирование у студентов первоначальных практических умений и навыков по специальности; 2
2. Углубление знаний о проектно-исследовательской деятельности. 3. Определение форм работы с группой в урочной и внеурочной деятельности. 4. Участие во внутриколеджной конференции, конференции «Шаг в будущее», олимпиаде «Созвездие» с целью распространения опыта проектно- исследовательской деятельности и вовлечения как можно большего количества студентов колледжа в проектно-исследовательскую деятельность. Программа организации проектов составляется в соответствии с ФГОС по специальности, программе учебной дисциплины «Основы агрономии» «Основы зоотехнии», «Экологические основы природопользования», а так же с учетом интереса студентов, их подготовленности и наличия оборудования. Содержание программы базируется на материале курса предметов специальных дисциплин, материалов курса химии и биологии. Поскольку проектная деятельность имеет межпредметный характер, то в организации и подготовке проектов участвуют преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин, а также мастера производственного обучения. Основными методами работы студентов являются: п р о е кт н о - исследовательская деятельность, оформление стендов, выпуск информационных листов, подготовка рефератов и презентаций, работа со специальной литературой, проведение различных исследований. Формы организации – индивидуально-групповая.. Обучение по специальности «Механизация сельского хозяйства» длиться 3 года 10 месяцев. На 1 курсе студенты изучают предметы общеобразовательного цикла: химия, биология, физика, история, обществознание, математика и пр. На втором и последующих курсах студенты получают профессиональные знания, и навыки, формируются профессиональные и общие компетенции. Федеральным стандартом предусматривается большой объем самостоятельной работы студентов. Например, по предмету «Основы агрономии» на 2 курсе отводиться 32 часа аудиторных занятий, при этом предусматривается 16 часов самостоятельной работы студентов. На 3 курсе по предмету «Технология 3
механизированных работ в растениеводстве» на 100 часов аудиторных занятий предусматривается 43 часа для самостоятельной работы. На 4 курсе по предмету «Комплектование машинно-тракторного агрегата для выполнения с.-х. работ» на 66 аудиторных часов предусмотрено 33 часа самостоятельной работы студентов. Для активизации познавательного интереса к выбранной профессии, развитие конкурентоспособных кадров, была выбрана такая форма организации самостоятельной работы студентов, как проектно-исследовательская деятельность. На дополнительных и факультативных занятиях студенты были познакомлены с темами проектов, некоторые темы проектов были предложены самими студентами. Руководителями программы организации проектной деятельности являются председатель научно-исследовательской лаборатории «Юный исследователь» Осокина О.П. и преподаватель спецдисциплин Е.В. Баскова, которые несут ответственность за подготовку и организацию работы студентов над проектами. Руководители программы взаимодействуют с мастерами производственного обучения, которые заинтере сованы в формировании у с туд е н то в профессиональных компетенций и повышении качества образования. Администрация ОГБПОУ «Галичского индустриального колледжа» создает все необходимые условия для организации проектной деятельности. Руководители программы вместе с мастерами п/о намечают темы творческих работ студентов, курируют ход выполнения проектов студентами. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности:  В проектной деятельности принимают участие все студенты 1-4 курсов по профессии «Механизация сельского хозяйства»  У ч и т ы в а е т с я у р о в е н ь п о д г о т о в л е н н о с т и с т уд е н т о в , и х заинтересованность в каком-либо виде деятельности.  Проект выполняется под кураторством взрослого научного руководителя, у каждого студента свой научный руководитель;  Проект должен включать все стадии, быть целостным и законченным;  Разнообразие видов заданий и отчетных мероприятий; 4
 Каждый проект заканчивается отчетом о проделанной работе, поощрением наиболее отличившихся работ;  Лучшие работы допускаются до участи во внутриколледжной конференции, конференции «Шаг в будущее», Олимпиаде «Созвездие» и выставке научно-технических работ «Инновационный потенциал молодежи Костромской области». После составления руководителями программы проектной деятельности распределяются задания между кураторами отдельных проектов, и студенты под их руководством выполняют отдельные виды проектов. Каждый студент выбирает тот тип проектов и отчетов, который способен выполнить. Основными этапами проектно-исследовательской деятельности являются: 1. Определение тематического плана и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; 2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; 3. Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; 4. Подготовка и защита проекта; 5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Особое внимание необходимо уделить презентации проектов, которая должна осуществляться на занятии. Такие занятия у нас можно проводить в мультимедийной аудитории, где ребята смогут защитить свои проекты. Замечательный опыт саморекламы дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент – 5-7 минут на выступление и около 5 минут – ответы на вопросы по теме. Авторы проекта готовят аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомят с ней представителей жюри (в качестве которого выступают студенты других групп или преподаватели и представители предприятий нашего города), заранее позаботившись об оформлении аудитории, 5
приготовив технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Визуальные средства также эффектный ход в защите проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио – 12 %, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65 % поданной информации. Продолжительность и этапы реализации: продолжительность реализации каждого проекта от 4 до 6 мес. Формы и режим занятий: 1 мес. занятия факультативные, т.е. обязательные для всех студентов, далее идет разработка и выполнение проектов, которые выполняются студентом самостоятельно при периодических консультациях с научным руководителем проекта. Заключительный этап 2 недели предусматривает защиту проекта на внутриколледжной конференции и других конкурсах.
Результаты реализации программы:
 Повышение профессиональной компетенции студентов;  Повышение заинтересованности студентов в выбранной профессии, проявление более глубоких знаний, умений и навыков по выбранной профессии.  Формирование интеллектуальных и творческих способностей студентов;  Методические материалы преподавателя - методические указания для студентов по организации проектной деятельности, презентации, разработки семинаров;  Творческие работы студентов (отчеты о проделанной работе, рефераты, стенгазеты, научные статьи, фотоматериалы, презентации) Сегодня использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из этих технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта. Выполняя учебные проекты студенты:  Углубляют, пополняют и применяют полученные знания для развития своих профессиональных компетенций; 6
 Выполняют творческие проекты;  Учатся науке самопрезентации;  Приобретают навыки самостоятельно планирования своей жизни. Подводя итоги к вышесказанному, необходимо отметить, что обучение профпредметам протекает наиболее успешно, когда обучающиеся вовлечены в творческую деятельность. Развитие такого рода способностей у студентов стимулирует их к проявлению творческих навыков в жизни вне колледжа, в будущем, во взрослой жизни. Ведь творческие проекты способствуют преодолению комплексов и возникновению чувства самореализации в обществе. Необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий ученый Лев Семенович Выготский, когда написал: «Творчество на деле существует не только там, где создаются великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
Темы исследований:
1. Сельские профессии: Профессия - сельский, Профессия тракториста, Комбайнер. 2. Уникальная профессия механизатор 3. снижение трения в узлах и механизмах двигателя, 4. улучшение экологических параметров, и увеличение ресурса двигателя 5. тюнинг автомобиля 6. исследования воздействия ремонтно-восстановительных составов на поверхности трения 7. К вопросу о выборе ремонтно-восстановительных составов 8. Алгоритм расчета мощности, потребляемой роторным аппаратом 9. Анализ адекватности модели асинхронного тягового электродвигателя реальному объекту 10. Анализ влияния конструктивных параметров ходовой системы на тягово-сцепные качества 11. Анализ влияния технического состояния фрикциона на выходные параметры гидропередачи 12. Анализ воздействия основных факторов на загрязнение дизельного топлива в процессе эксплуатации 7
13. Анализ конструктивно-технологических схем и спо собов интенсификации выносной сепарации в картофелеуборочных машинах 14. Анализ конструкций зернометателей 8

Приложение 1

Критерии оценки проектов
Критерии оценивания проектных работ студентов
Критерий 1. Постановка цели проекта
(максимум 3 балла): Цель
не сформулирована
0 Цель
сформулирована,
но не обоснована 1 Ц е л ь
я с н о
сформулирована и
обоснована

в

общих
чертах 2 Цель определена, ясно сформулирована и
четко

обоснована
3
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта
(максимум 3 балла) План достижения цели
отсутствует
0 Имеющийся план
не обеспечивает достижения
поставленной цели 1
Краткий
план состоит из
основных
этапов проекта 2
Развернутый
план состоит из основных этапов и всех необходимых
промежуточных шагов
по достижению цели 3
Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта
(максимум 3 балла) Тема проекта
не раскрыта
0 Тема проекта раскрыта
фрагментарно
1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в
рамках школьной программы
2 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор п р од е м о н с т р и р о в а л
гл убо к и е

з н а н и я
, выходящие
за рамки школьной программы
3
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
(максимум 3 балла): Использована
не

соответствующая
теме и цели проекта информация 0
Большая

часть
представленной информации
не

относится
к теме работы 1 Р а б о т а с о д е р ж и т
незначительный

объем
подходящей информации из
ограниченного
числа
однотипных
источников 2 Работа содержит достаточно
полную
информацию из
разнообразных
источников 3
Критерий
5.
Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
(максимум 3 балла): Заявленные в проекте цели
не достигнуты
0
Значительная

часть
используемых способов работы
не соответствует
теме и цели проекта 1 Использованные способы работы
соответствуют
теме и цели проекта, но являются
недостаточными
2 Способы работы
достаточны
и использованы 3 9

уместно и эффективно
,
цели проекта достигнуты

Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы
(максимум 3 балла):
Не предприняты попытки проанализировать
ход и результат работы 0 Анализ заменен
кратким

описанием
хода и порядка работы 1 Представлен
развернутый

обзор
работы по достижению целей, заявленных в проекте 2 Представлен
исчерпывающий

анализ

ситуаций
, складывавшихся в ходе работы, с д е л а н ы необходимые
выводы
, н а м еч е н ы
перспективы
работы 3
Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
(максимум 3 балла): Работа
шаблонная
, показывающая
формальное
отношение автора 0 Автор проявил
незначительный интерес
к теме п р о е к т а , н о н е п р о д е м о н с т р и р о в а л самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1 Работа самостоятельная, демонстрирующая
с е р ь е з н у ю

з а и н т е р е с о в а н н о с т ь
автора, предпринята попытка представить личный взгляд н а т е м у п р о е к т а , п р и м е н е н ы
элементы

творчества
2 Работ а отличает ся
творческим

подходом
, собственным
оригинальным
отношением автора к идее проекта 3 3
Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части
(максимум 3 балла): Письменная часть проекта
отсутствует

0
В письменной части р а б от ы
отсутствуют

установленные

правилами
порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении 1 Предприняты
попытки

оформить
работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2 Работа отличается четким и грамотным о ф о р м л е н и е м в
точном

соответствии

с

установленными правилами
3
Критерий 9. Качество проведения презентации
(максимум 3 балла): Презентация
не проведена
0
Внешний вид
или
речь автора не соответствует
требованиям проведения презентации 1 Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор
не

владеет

культурой

общения
с аудиторией или его
выступление не уложилось в рамки

регламента
2 10
Внешний вид и речь автора соответствуют т ребованиям проведения п р е з е н т а ц и и , выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией,
ему

удалось

вызвать

большой

интерес

аудитории
3
Критерий 10. Качество проектного продукта
(максимум 3 балла): Проектный продукт
отсутствует
0 П р о е к т н ы й п р о д у к т
не

соответ ствует

требованиям

качества
(эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1 П р о д у к т
не

полностью

с о от в е т с т вуе т
требованиям качества 2 П р о д у к т
полностью

с о о т в е т с т вуе т

требованиям

качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3 Существуют определенные правила, регламентирующие использование критериев оценивания. После ознакомления с оцениваемой работой необходимо внимательно читать дескрипторы каждого критерия сверху вниз, выбирать дескриптор, соответствующий проверяемой работе и отмечать его балл. Далее технические баллы, выбранные по всем критериям, складываются, приравниваются к определенному количеству процентов и по приведенной ниже таблице перевода приравниваются к определенной отметке. При этом необходимо учитывать, что максимально возможное количество технических баллов, или 100% успешности работы, будет различным для разных параллелей. Так для учащихся 16-18 лет 100% это – 30 баллов. Таблица перевода Проценты Отметки От 1% до 40 % «2» От 41% до 74% «3» От 75% до 95% «4» От 96% до 100% «5» 11

Приложение 2

Примерные темы для исследований…

Химия
 Влияние различных удобрений на урожай пшеницы  Исследование содержания глюкозы в различных соках  Исследование съедобных грибов на содержание тяжелых металлов  Влияние газированных напитков на здоровье человека.  Влияние живой и мертвой воды на живые организмы..  Влияние условий хранения на качество растительного масла.  Да здравствует мыло и стиральный порошок!  Жесткость воды  Значение работ М.В. Ломоносова для развития химии и биологии 12


В раздел образования