Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"


Автор: Олейник Яна Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и его родителей. В этот период происходит адаптация ребенка к новым социальным условиям – детскому саду. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем – формирование адаптивности ребенка раннего возраста как способности самостоятельно достигать динамического равновесия с миром вне зависимости от принадлежности ребенка к конкретному образовательному учреждению или коллективу сверстников. Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptacio, означающего «приспособление». Адаптация – это приспособление организма к условиям окружающей среды. Одним из важных условий адаптации детей педагоги, психологи (Л.В. Макшанцева, Е.И. Морозова, Г.Б. Степанова, С.Н. Теплюк и др.) считают создание эмоциональной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность. По их мнению, эффективным средством являются произведения устного народного творчества, которые способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми. Разные педагоги по-разному относятся к адаптационному процессу, одни используют традиционные формы, другие - прибегают к инновационным формам (использование фольклора, своих разработок, активного привлечения родителей).
Инновационная

деятельность
— это особый вид педагогической деятельности. В целом под инновационным процессом понимается
комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения. Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально-положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем. Адаптационный период ребенка к детскому саду условно можно разделить на несколько этапов. Подготовительный этап следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет в группу, он так же как все дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет Испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным. Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. В групповой комнате дети едят сами,
сидя за столами. Воспитатели следят, чтобы все доели до конца, по необходимости докармливают кого-то из детей. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого и т.д. То же и при укладывании спать. Все дети при помощи взрослого раздеваются и ложатся в кроватки. Воспитатель следит, чтобы дети спокойно заснули. Одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Отличные от общепринятых привычки при засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках взрослого и т.д.) отвлекают воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают новенькие и все дети группы. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующих детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления. В это же самое время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создаст предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослым и сверстниками. Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в группу детского сада. На первых порах гости присаживаются в уголок, откуда видно все в группе. Мама должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Малыш держится настороженно, он должен привыкнуть к незнакомой обстановке. Каждый визит в детский сад длится не более часа. Интересно отметить, что в это время малыш не замечает сверстников. Ему сейчас трудно распылять внимание. К тому же в силу своего возраста сверстники не могут так ярко продемонстрировать свое
положительное отношение к нему. Уровень их игровых умений не настолько высок, чтобы привлечь его внимание. Носителем нового, интересного, увлекательного видится ребенку только воспитатель. Воспитатель знает, каким игровым материалом можно заинтересовать, увлечь ребенка. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Заключительный этап адаптационного периода. Ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Дома родители, в детском саду воспитатель внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита. При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь - сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе с детьми играет, гуляет, а на обед и сон возвращается домой. Проявления детей индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей. Позже, если самочувствие ребенка хорошее, можно пытаться предложить ему остаться в детском саду после обеда. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один ил со сверстниками, не плачет. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может занять себя содержательной игрой по мере сил обслужить, не чувствует себя беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течении месяца. Если же у малыша слабо развита речь, низкий уровень
самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка мажет растянуться на месяцы. Таким образом, если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умения играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Литература:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ; Воронеж 2006г. 2. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М., 1991. 3. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. 4. Учимся общаться с ребенком /Петровский В.А., Виноградова Л.М., Кларина Л.М. и др. – М., 1993. 5. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»./Астапов В.М., Микадзе Ю.В. – М., 1996


В раздел образования