Автор: Закирова Фируза Равильевна
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО СДЮСШОР "Приволжанка"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК ЮНОШЕСКИХ РАЗРЯДОВ, ВЫСТУПАЮЩИХ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ
Раздел: дополнительное образование
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК
ЮНОШЕСКИХ РАЗРЯДОВ, ВЫСТУПАЮЩИХ В ГРУППОВЫХ
УПРАЖНЕНИЯХ.
Аминова Ф. Р., студент 311 гр., Поволжская ГАФКСиТ
Научный руководитель – Коновалова Л.А.
В
настоящее
время
групповые
упражнения
в
художественной
гимнастике
значительно
разнообразнее
и
сложнее
индивидуальных
упражнений. Отличительной особенностью групповых упражнений является
взаимодействие с партнерами или партнером посредством предмета или без
него, хотя используется и индивидуальная работа: синхронная и асинхронная.
Проведенный нами видеоанализ упражнений на этапе «Гран-при 2017»
в
г.
Москве
выступлений
гимнасток
индивидуальных
упражнений
и
групповых показал, что групповые упражнения, отличаются по длительности
- 2:15-2:30, в то время как у личниц упражнение длится -1:15-1:30. Групповые
упражнения отличаются большим количеством перестроением по площадке,
различными
бросками
и
усовершенствованными
ловлями,
а
также
различными поддержками и сотрудничествами.
Гимнастки
индивидуальных
упражнений
отличаются
более
дорогостоящими
элементами,
амплитудой,
количеством
вращений
на
поворотах
и
виртуозным
владением
предмета,
что
показывает
одну
из
тенденций развития гимнастики [1].
Таким
образом,
можно
говорить
о
специфике
требований,
предъявляемых к гимнасткам, выступающим в групповых упражнениях. Так,
для «групповичек» характерны повышенные требования
к специальной
выносливости, способности к точности пространственных ориентировок и
сохранению динамического равновесия, быстроте реакции.
На
наш
взгляд,
уровень
развития
данных
психофизических
способностей
может
являться
критерием
отбора
гимнасток
для
формирования команды в групповых упражнениях. Для этого, мы провели
тестирование
с
использованием
батареи
тестов,
куда
вошли
следующие
двигательные задания:
Двойные прыжки через скакалку за 30 сек. Для оценки прыжковой
выносливости.
Челночный бег. Для оценки комплекса способностей: способности к
точности
пространственных
ориентировок
и
сохранению
динамического равновесия, быстроте реакции.
Задание «три вращательных движения вокруг своей оси с сохранением
позы
в
стойке
на
носках».
Для
оценки
способности
сохранения
статического равновесия.
Тест «падающая линейка». Для оценки двигательной реакции.
Шпагат «с провиса» и мост с захватом. Для оценки гибкости.
В
исследование
принимали
участие
18
гимнасток
7-9
лет,
имеющих
квалификацию 3 юношеского разряда.
В ходе тестирования было выявлено:
1. Двойные прыжки через скакалку за 30 секунд,
больше
20 раз,
прыгнули 75% гимнасток, 17% прыгнули больше 12 раз и всего лишь 8 %
прыгнули меньше 10 прыжков.
2. Челночный бег. 33% пробежали данное задание за
8 секунд, и
получили наивысший балл, 8% за 8,5- 9,5 секунд и сдали данное задание на
4 балла, 26 % гимнасток справились с этим заданием на 3 балла и их время
составило 9,5-10,5 секунд, также 8 % гимнасток получили по 2 балла, их
контрольное время варьируется в пределе 10,5-11 секунд и 25 % гимнасток
получили наименьший балл, их время составило больше 12 секунд.
3. С тестовым заданием «три вращательных движения вокруг своей
оси,
затем
принять
устойчивое
положение
по
полупальцах»
по
26
%
гимнасток устояли по 10 секунд и 8 секунд, по 16% тестирующих устояли на
полупальцах по 6, 4 и 2 секунды.
4. Шпагат с провиса. У 10% гимнасток расстояние до пола составило 7
см, у 20% гимнасток расстояние до пола -15 см, у 40%- 25см,
у 30%
гимнасток расстояние составило больше 25см.
5.Тест «падающая линейка -40 см». 25% гимнасток поймали падающую
линейку на 15см, 25 % на 18см , 30% на 21см, и остальные 20% на 24см.
6. «Мост с захватом», кистями держимся за щиколотку. 75% гимнасток
выполнили это задания пятки вместе, у 15% расстояние между пятками
составило менее 10 см, у 5% гимнасток - более 10см.
Таким образом, анализ результатов тестирования физической
подготовленно сти
гимнасток
т ретьего
юноше ского
р а з р я д а ,
специализирующихся в групповых упражнениях показал:
1.
Неоднородность в уровне развития физических способностей.
2.
Наилучшие
показатели
физической
подготовленности
отмечены
у
большинства гимнасток (75%) в таких тестах как, двойные прыжки за
30
секунд
через
скакалку
(прыжковая
выносливость)
и
мост
(подвижность позвоночника).
3.
Отстающими физическими способностями для большинства гимнасток
являются:
способность
к
динамическому
равновесию,
точности
пространственных ориентировок (тест – челночный бег), двигательная
реакция (тест – «падающая линейка») и подвижность тазобедренного
сустава (тест – шпагат)
Литература
1.
Коновалова Л.А. Биомеханическая структура бросковых действий в
художественной гимнастике
/
Л.А. Коновалова, В.Б. Поканинов // Ученые
записки им. П.Ф.Лесгафта. – 2017. - №2 (144). – С.101-106.