Напоминание

«Ансамблевое музицирование в ДМШ в классе аккордеона (баяна)»


Автор: Галицкая Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Таганрогская школа искусств"
Населённый пункт: Таганрог, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: «Ансамблевое музицирование в ДМШ в классе аккордеона (баяна)»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Ансамблевое музицирование в ДМШ в классе аккордеона

(баяна)»

В

общей

системе

профессионального

музыкального

образования

значительное место отводится коллективным видам музицирования, в частности

ансамблю. В последнее десятилетие интерес к этому виду обучения возрастает.

Развитие аккордеонной школы не обходится без обучения игре в коллективе, будь то

самый малый ансамбль (дуэт) или оркестр. Именно ансамблевая игра способствует

воспитанию

профессионального

музыканта,

расширяет

его

кругозор,

развивает

художественный вкус, а также такие музыкантские качества, как умение слушать

партнера, вместе сопереживать исполняемому.

Музыкальный ансамбль – это коллективная форма игры при которой все её

участники

сообща

раскрывают

художественное

содержание

произведения.

Исполнение в ансамбле предполагает не только развитие навыков синхронной игры,

но и возможность чувствовать и творить вместе.

Навыки

ансамблевого

музицирования

приобретаются

уже

в

самом

начале

обучения и являются неотъемлемой частью предпрофессионального музыкального

образования.

Учитывая

особенности

каждого

учащегося,

преподавателю

нужно

очень ответственно подходить к формированию ансамбля. Игра в коллективе имеет

свои психологические сложности и требует от педагога особой подготовки. Залогом

успешной работы ансамбля является личный авторитет педагога.

1

Автор: Галицкая Н. Н.

преподаватель МБУ ДО

«Таганрогская школа

искусств»

Прежде

всего,

педагог

должен

быть

не

просто

широко

образованным

человеком, но и профессиональным воспитателем. Ведь дети добровольно идут за

тем

воспитателем,

которого

они

уважают.

Лучшим

средством

налаживания

воспитательного

взаимодействия,

укрепления

авторитета

педагога,

будет

его

терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. В его

работе с коллективом должно иметь место поощрение и одобрение, требовательная

настойчивость и вежливая просьба, теплая улыбка и забавная шутка.

Существуют общие принципы, которыми должен руководствоваться педагог,

ведущий занятия по классу ансамбля. Первое, с чего начинается работа, - это подбор

участников

коллектива.

Ансамбль

обязательно

предполагает

художественную

согласованность и эстетическую общность участников. Поэтому он комплектуется из

учащихся близких по характеру, вкусам интересам , уровню развития и, конечно по

степени

владения

инструментом.

Именно

общие

черты

партнеров

по

ансамблю

являются

предпосылкой

формирования

творческого

коллектива

как

единого

организма.

Как правило, в любом, как в малом, так и большом коллективе, имеются

ведущие

исполнители.

Обычно

это

технически

продвинутые

учащиеся,

им

распределяют первые и вторые партии. Тем не менее, очень важны подголосочные и

аккомпанирующие группы, без которых немыслима слаженность, полнота звучания и

ритмичность ансамбля. Исполнителям этих партий необходимо наличие отличного

ритма и памяти.

Динамические и ритмические требования при коллективной игре необходимо

учитывать

при

размещении

ансамблистов:

каждый

участник

должен

быть

расположен так, чтобы иметь возможность слышать и видеть своих партнеров и быть

слышимым каждым из них. Кроме того необходимо, чтобы и слушатели могли

воспринимать

весь

ансамбль,

а

не

отдельные

его

партии.

Учитывая

качество

звучания каждого инструмента, индивидуальность звучание каждой партии, педагог

должен решить, какое расположение больше подходит для его коллектива, не смотря

на

сложившиеся

традиции

размещения

в

ансамблях

и

оркестрах.

Размещение

учащихся должно быть стабильным и, по возможности не меняться. Расстояние

между исполнителями должно обеспечивать акустически цельное звучание и быть

удобным для свободы игровых движений.

2

Планируя работу детского коллектива, педагогу следует исходить из расчета

одного - двух занятий в неделю по два академических часа каждое, это время нужно

распределить и на индивидуальную работу с учащимися и на коллективную. Успех

работы во многом зависит от того, насколько педагог к ней подготовлен. Прежде

всего, он должен знать тот материал, который составляет репертуар коллектива, и

тщательно изучить каждое произведение, находящееся в работе ансамбля. Репертуар

должен

быть

подобран

с

учетом

музыкального

развития

и

технической

подготовленности учащихся для каждого конкретного периода обучения. Работа над

произведениями должна проходить систематично, последовательно, с обязательным

повторением

пройденного

материала.

На

каждом

занятии

нужно

отрабатывать

столько материала, сколько могут усвоить ученики в отведенное на репетицию

время.

Переходить

к

следующему

этапу

работы

можно

лишь

после

прочного

закрепления пройденного материала.

Составление рабочего плана – это процесс творческий. В умении хорошо

спланировать свою работу и работу детского коллектива проявляются мастерство и

опыт

преподавателя.

Большое

значение

здесь

имеет

способность

преподавателя

скоординировать

программные

требования

с

реальными

условиями,

в

которых

осуществляется обучение детей.

3

Неотъемлемой

частью

учебно-воспитательного

процесса

является

проверка

подготовленности

учащихся

к

занятиям

ансамблем.

Такая

работа

руководителя

коллектива обеспечивает качество результатов обучения. При обязательной проверке

домашнего

задания,

руководитель

выявляет

степень

готовности

ученика

к

последующей работе над программой. Проверка дает возможность руководителю

наблюдать

процесс

формирования

исполнительских

навыков

каждого

участника

коллектива, анализировать их индивидуальные особенности, а учащимся - видеть

результаты своей работы.

Преподавателем применяются различные формы проверки, они зависит от того

какие задачи стоят перед коллективом в определенный период работы. Это могут

быть,

индивидуальное

исполнение

технически

и

ритмически

трудных

мест,

исполнение отдельных партий, проверка двух- трех партий в ансамбле и др. на

усмотрение

преподавателя.

Удобнее

всего

осуществлять

проверку

партий

по

группам, это позволяет участникам слышать своих товарищей, стимулирует их к

более качественной подготовке домашнего задания. Старания и успехи учеников

следует обязательно отмечать, учет и проверка знаний должна отмечаться оценкой.

После

выучивания

партий

каждым

учеником

обязательно

проведение

регулярных

репетиций.

Минимум

необходимый

для

успешной

работы,

для

достижения ансамблевой слаженности – это два раза в неделю по два часа. На

первом этапе коллективных репетиций час каждого занятия отводится работе по

соединению новых партий, затем проводится работа со всем коллективом по частям

произведения и, по возможности повторение прежде выученного репертуара.

Особое

значение

при

ведении

класса

«ансамбль»

имеет

работа

самого

преподавателя над выбранным репертуаром. Это не только многократное слушание

аудио материалов,

но и непосредственно исполнение ансамблевых партитур на

инструменте. Работа над партитурой за инструментом позволяет педагогу наиболее

скрупулёзно усвоить выбранный им

материал. Музыка, воспроизведенная самим

преподавателем, укладывается в его сознании легче и прочнее. Им выявляются

динамические,

агогические,

артикуляционные

моменты,

анализируются

фразы

и

более

крупные

построения.

Кроме

того,

становятся

видны

многие

трудности,

которые

могут

встретиться

в

работе

учащихся:

технические,

аппликатурные,

ритмические и т.д. И педагог может заранее продумать работу с учащимися над

преодолением

этих

трудностей.

Тщательно

анализируя

избранное

произведение,

преподаватель должен определить его форму, тональный план, определить темы и

4

кульминационное

развитие,

выявить

темповые

изменения.

И

лишь

в

результате

такого

кропотливого

труда

он

может

приступить

к

полноценной

работе

с

коллективом над художественным произведением.

5

Итак, начало работы – это знакомство учащихся с репертуаром. Необходимо

проиллюстрировать произведения в звукозаписи, желательно, в разных вариантах

исполнения. Дать сведения о композиторе, эпохе, стилистических особенностях;

обозначить характер произведения, форму, основные темы. Первое знакомство с

музыкальным материалом должно быть построено в форме беседы, с вопросами и

ответами,

с

вовлечением

в

неё

всех

участников

коллектива.

К

моменту

начала

работы, педагогом должно быть продумано распределение учащихся по партиям.

Необходимо,

чтобы

партии

соответствовали

исполнительским

возможностям

участников. В некоторых случаях партию следует облегчить, в других – технически

усложнить.

Следующим

и

главным

этапом

работы

коллектива

является

работа

над

ансамблевой техникой.

Раскрытие содержания произведения, умелое донесение его до слушателя

требует

от

участников

ансамбля

владения

основными

навыками

техники

коллективного музицирования. Комплекс средств ансамблевой техники включает в

себя разнообразные навыки, без которых не может существовать ни один коллектив.

Это

единство

пульса,

ритма

и

темпа;

единство

способов

звукоизвлечения

и

произношения;

голосоведение,

синхронность

исполнения,

динамический

и

тембровый баланс.

Начнем с того, что ансамбль – это умение слушать себя и партнера, умение

слышать общее, единое звучание единого организма. И поэтому, прежде всего, задача

педагога – добиться твердого знания текста и технически свободного исполнения

каждой

партии.

Свободное

владение

текстом

позволяет

учащимся

полностью

сосредоточиться на совместной исполнительской работе и решению художественных

задач.

6

Далее – работа над синхронностью исполнения, она включает в себя широкий

спектр действий. Это – артикуляционно-штриховое соотношение в партиях, атака,

ведение звука, снятие звука, соединение звуков. Именно соединение звуков играет

важную роль в процессе интонирования ансамбля , в умении передавать партнерами

музыкальную фразу, пассаж, аккомпанемент. Поэтому отработка у ансамблистов

совпадения длительностей, атаки и снятия каждого звука является важным этапом в

достижении синхронности. Кроме того, синхронность возникает благодаря единству

темпа

и

метроритма.

Единство

ритмической

пульсации

позволяет

избежать

несовпадений в длительностях, особенно при отклонениях от темпа. Поэтому важно

изначально правильно определить темп произведения, все ускорения и замедления в

тексте и начинать работу с устранения ритмических недостатков в каждой партии.

На

первоначальном

этапе

разучивания

произведения

рекомендуется

работать

в

медленных

темпах

и

в

качестве

единицы

пульсации

выбирать

наименьшую

длительность.

Выбор

единого

темпа

в

работе

над

произведением

важнейшее

условие метроритмической синхронности.

Понятие ансамбля включает в себя понятие динамического баланса голосов.

Динамический ансамбль предполагает достижение в коллективе равновесия силы

звука в каждой партии. Различные элементы музыкальной фактуры должны звучать

на

разных

динамических

уровнях.

Звуковое

равновесие

в

партиях

ансамбля

подразумевает определенное соотношение силы звука мелодии и сопровождения.

Подголоски, контрапункт, гармония, бас должны динамически подчиняться мелодии.

Аккордовое сопровождение вместе с басом, выступая в качестве ритмического и

гармонического фундамента, всего лишь сопровождает и дополняет

мелодию, в

соответствии

с

её

характером.

В

полифонических

же

произведениях,

партии

мелодически актуальны и педагогу необходимо определить значение каждой темы и

их динамическую связь, а в полифоническом изложении аккомпанемента – роль и

значение каждого голоса по отношению к остальным.

К

числу

наиболее

ярких

средств

выразительности

в

арсенале

ансамбля

относится

тембровый

баланс

инструментов.

В

умении

находить

оптимальное

тембровое соотношение, пользоваться различными регистровыми

комбинациями,

проявляется мастерство самого руководителя, его музыкальный вкус.

7

Немаловажную роль в успешной работе коллектива играет размещение его

участников. Максимально приближенными к слушателю должны быть солирующие

партии, а аккомпанирующая группа несколько отодвинута в глубину сцены. При этом

должны

обеспечиваться

удобное

расположение

исполнителей,

визуальный

и

слуховой контакт между ними. Дирижерские жесты , а именно: ауфтакты, снятия,

изменения темпа, цезуры и т.д. должны быть заменены на показы движениями

головы, корпусом, мимикой или, в некоторых случаях, рукой. Такие «дирижерские

функции» берут на себя ведущие исполнители ансамбля.

Работая с ансамблем, педагог сталкивается с проблемой подбора репертуара.

В

него

необходимо

включать

произведения

различные

по

стилю

и

жанру,

оригинальные произведения и переложения русской и зарубежной

классики. Но

самое важное, чтобы он нравился детям, был интересен и доступен . Интересная

музыка( как для руководителя, так и для учащихся) – это благодатная почва для

формирования ансамблевого мастерства, для работы «с удовольствием», для работы

на эмоциональном подъеме. И, зачастую, педагогам

самим приходится делать

переложения музыкальных произведений, учитывая возможности своего коллектива.

Грамотно сделанное переложение или инструментовка также является одним из

важных факторов успешного выступления коллектива.

При проведении репетиций педагог должен четко распределять время работы

с

группой.

Очень

важен

темп

репетиции,

необходимы

ясно

и

четко

сформулированные задачи и требования, конкретизировать замечания. Руководитель

должен помнить, что репетиция – это максимальное достижение результатов при

минимальной затрате времени. Заключительные репетиции являются подготовкой

непосредственно к концертному выступлению. Они включают в себя не только

отработку

сложных

мест

отдельными

группами

или

исполнителями,

но

в

большинстве своем, многократное повторение произведения в целом, а также всей

программы. «Прогон» программы должен иметь ясно поставленную цель, что делает

такую работу учащихся осмысленной и исключает механичность.

Необходимо

также

учесть,

что

звучание

ансамбля

во

многом

зависит

от

акустических

параметров конкретного помещения и педагог должен скорректировать звучание

ансамбля в данном концертном зале. Последние репетиции должны проводиться

именно

в

том

зале,

где

состоится

выступление.

Желательно

организовать

предварительное публичное выступление (то есть поставить коллектив в условия

близкие

концертным),

после

чего

внести

последние

коррективы

в

исполнение

ансамбля.

8

Итогом

учебно-воспитательной

работы

с

детским

ансамблем

является

концертное

выступление.

Это

ответственный

момент

в

жизни

коллектива,

своеобразный отчет о проделанной работе, показ результатов повседневного труда.

Во время концерта у исполнителей возникает качественно новое эмоционально-

психологическое состояние. Присутствие публики вызывает творческое волнение и

повышенную ответственность за исполнение.

Успех

концерта

зависит

от

многих

причин,

здесь

и

достигнутый

исполнительский

уровень,

и

степень

подготовки,

и

психологический

настрой

участников.

Также

важно,

для

успешного

выступления

коллектива,

выстроить

программу по принципу контраста и эмоционального нарастания звучания. Кроме

того,

педагогу

нужно

побеспокоиться

о

внешнем

виде

учащихся,

дисциплине,

организованном поведении на сцене.

Концертное

выступление

активизирует

сплочение

коллектива,

побуждает

достигать

более

высокого

уровня

мастерства,

позволяет

осознать

учащимися

значимость своих занятий музыкальным творчеством.

Работа

с

ансамблями

в

условия

детских

музыкальных

школ,

бесспорно,

значительна и важна. Детский коллектив в любом своем составе

- это единый

организм с едиными творческими целями и задачами. Занятия в ансамбле не только

совершенствуют

исполнительские

навыки

игры

на

инструменте,

технику

коллективной игры, но и развивают творческие качества учащихся, активизируют

эмоциональное восприятие музыки, мыслительный процесс, воспитывают в детях

ответственность и чувство коллектива. Ансамблевая игра, помимо учебной пользы,

доставляет

его

участникам

радость

и

удовольствие

совместного

творчества,

мотивирует их к дальнейшему музыкальному развитию.

9

Список литературы:

1.

Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Вып.2.

Ростов на Дону, 2002.

2.

Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М, 1971.

3.

Говорушко П. Основы игры на баяене. Л, 1963.

4.

Драгайцева О. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. М,

2005

5.

Шрамко В. Класс ансамбля баянов. СП «Композитор» , 2008.

6.

Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования баянистов, ч.1, Ростов на Дону ,

«Феникс», 2001.

10



В раздел образования