Напоминание

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» Предметная область ПО.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Учебный предмет ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ АККОРДЕОН. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ


Автор: Галицкая Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Таганрогская школа искусств"
Населённый пункт: Таганрог, Ростовской области
Наименование материала: программа
Тема: Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» Предметная область ПО.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Учебный предмет ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ АККОРДЕОН. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ « ТАГАНРОГСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Дополнительная предпрофессиональная программа в

области музыкального искусства «Народные инструменты»

Предметная область ПО.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Учебный

предмет

ПО.01.УП.01.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

АККОРДЕОН.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Составитель Галицкая Наталья Николаевна

Преподаватель высшей категории МБУ ДО

«Таганрогская школа искусств»

г. Таганрог 2018

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

Характеристика

учебного

предмета,

его

роль

в

образовательном

процессе;

Срок реализации учебного предмета;

Форма проведения учебных занятий;

Цели и задачи предмета;

Методы обучения;

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета

II.

Содержание учебного предмета

Требования по годам обучения

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, оценки

Форма аттестации

Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

VI.

Списки нотной и методической литературы

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета. Музыкальному образованию детей,

несомненно принадлежит значительное место в культуре нашей страны, будь

то профессиональное исполнительство или же любительское музицирование.

Центром музыкального воспитания и образования детей, по – прежнему

остается ДМШ и ДШИ, т.к. они являются наиболее массовым звеном в

системе музыкального образования.

2

На основании и с учетом федеральный государственных требований к

предпрофессиональным

программам

в

области

музыкального

искусства

«Народные инструменты», прием детей в музыкальную школу по классу

аккордеона (с учетом специфики инструмента и физическим данным ребенка)

производится в возрасте 7-8 лет и более.

Но довольно часто родители 5-6 летних малышей изъявляют желание

обучать своих детей музыке в раннем возрасте. Аккордеон - инструмент

сложный и лучше начинать обучение раньше, но в доступной упрощенный и

игровой форме подготовить ребенка к серьезным занятиям. «Специальность

Аккордеон» (5-6 лет) направлена на приобретение дошкольниками знаний,

умений

и

первоначальных

навыков

игры

на

инструменте,

а

также

и

эстетическое и духовно нравственное развитие.

2. Срок реализации. Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей

подготовительном классе. Она является 1 (дошкольным) этапом, направление

которого

не

только

общеобразовательное,

но

и

подготовительная

к

дальнейшему профессиональному обучению

.

3.

Форма

проведения

учебных

занятий.

Форма

проведения

учебных

аудиторных

и

внеаудиторных

занятий:

индивидуальная

и

групповая.

Рекомендуемая продолжительность урока -45 минут с учетом отдыха. Такие

формы

работы

позволяет

преподавателю

лучше

узнать

ребенка,

его

музыкальные возможности, способности и эмоционально-психологические

особенности,

а

при

групповых

занятиях

установить

коллективные

взаимоотношения в классе.

4.

Цели и задачи учебного предмета. Цель данной программы - наиболее

эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными

требованиями, предъявляемыми к музыкальной методики.

Цели учебного предмета «Аккордеон 5-6 лет» это развитие музыкально-

творческих особенностей каждого ребенка в приобщении к музицированию,

воспитание музыкального вкуса, выявление наиболее одаренных детей и их

дальнейшая

подготовка

к

продолжению

обучения.

Задачами

предмета

являются:

развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)

формирования первоначальных навыков владения инструментом,

освоение в первоначальных теоретических знаний,

приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности

3

развитие интереса к музыкальным занятиям.

5. Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации

задач предметов используются следующие методы обучения:

Словесный (рассказ, беседа, объяснение)

Игровой

Метод упражнений и повторений

Метод показа

Репродуктивный (повторение учеником игровых приемов по образцу

учителя)

Метод проблемного изложение.

Частично-поисковый

(ребенок

участвует

в

поисках

решения

поставленной задачи.)

6 . Материально-технические

условия

реализации

предмета.

Учебно-

материальная база образовательного учреждения должна соответствовать

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Площадь

класса должна быть не менее 9 кв. м. Наличие аккордеонов (12/14, 25/32,

26/60), пюпитра, низких стульев (h-25см).

II. Содержание учебного предмета.

Учебный материал распределяется по двум годам обучения. Назовем их

– 1 –ый подготовительный класс, 2 – ой подготовительный класс. Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объем времени.

Не

смотря

на

младший

возраст

должна

иметь

место

внеаудиторная

работа:

домашние занятия

подготовка к контрольным урокам

подготовка к концертным вступлениям

посещение учреждений культуры

Требования по годам обучения

4

Донотный

период,

учитывая

ранний

возраст,

д о с т аточ н о

продолжительный.

Педагог

получает

представление

об

индивидуальных

особенностях

ребенка

(темперамент,

одаренность,

общее

развитие).

Основой

методики

обучения

должен

стать

принцип

доступности

-

от

простого к сложному с постепенным обновлением заданий с развитием

инициативы и самостоятельности ученика. Преждевременное завышение

требований чревато потерей интереса к занятиям.

Поскольку

программа

рассчитана

на

2

года,

первый

год

обучения

рассматривается более подробно по четвертям. Второй год обучения по

полугодиям.

1 подготовительный класс (два часа в неделю)

1-я четверть

Общие

сведения

о

музыке,

о

звуках.

Об

исполнителях.

Активное

слушание музыки разных жанров (игры педагога) с последующим откликом

ученика в виде рисунка, рассказа. Знакомство с инструментом. История

возникновения аккордеона (рассказ, сказка). Упражнение без инструмента,

направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем при

игре на аккордеоне. Основы и особенности посадки, установки аккордеона,

постановки рук.

Дидактические

игры,

направленные

на

изучение

первоначальных

теоретических сведений.

Упражнения-игры на овладение техникой смены движения меха.

Звукоряд правой клавиатуры. Выработка первых аппликатурных навыков

правой руки.

Примерный

список

теоретического

и

методического

материала

используемого в 1-ой четверти

5

1.

О. П. Радынова «Сказка о музыке»,

Е. Матвиенко стихотворение «О музыке»

О. Тимофеева «Сказка о музыкальных инструментах»

Загадки о музыкальных инструментах.

2.

Слушание музыки разных жанров;

С. Рахманинов «Полька»

А. Моцарт «Вальс»

В. Шаинский песни из мультфильмов

Л. Бетховен «Сурок»

В. Моцарт «Турецкий марш»

3.

Рассказ об аккордеоне. Работа с инструментом, с картинками.

4.

Свойства звуков:

музыкальные – шумовые

сила звука

тембр, длина

Г. Крылова «Азбука маленького баяниста.»

5.

Нотная грамота: скрипичный ключ, ноты, нотоносец, расположение нот

в первой октаве.

Г. Крылова «Азбука маленького баяниста.»

6.

Посадка, установка инструмента, постановка рук.

7.

Первые навыки меховедения.

Упражнения с воздушным клапоном.

В. Семенов « Современная школа игры на баяне»

8.

Подготовка к практическим занятиям.

Игровые движения без инструмента.

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»

«Упражнение игры за столом»

9.

Упражнение

на

освобождение

корпуса

и

рук.

Г.

Крылова

«Азбука

маленького баяниста» («Шалтай –болтай», «Мячики», «Солдатики»,)

10.

Звукоряд правой клавиатур. Порядок нот. Чередование черных и белых

клавиш.

11.

Длительности

нот

(целые

и

половина).

Мелодия

и

ритм.

Простые

ритмичные упражнения связанные с иллюстрацией на инструменте ритма

слов. (Г. Бойцова. Ритмичные упражнения из музыкального пособия «Юный

аккордеонист» ч.1)

2-я четверть

Слушание музыки разных жанров и стилей. Сопутствующие беседы о

характере,

содержании,

выразительных

средствах

прослушиваемого

материала. Знакомство с музыкальной фразой.

6

Длительности

нот

(четверти

и

восьмые).

Знакомство

с

левой

клавиатурой, постановка левой руки и правые аппликатурные навыки.

Принципы звукоизвлечения с изучивания нот басового ключа.

Игра упражнений прибауток по пиявок на 1 2 3 нотах: игра по слуху

(имитация ритмическая и по возможности звуковысотная в пределах 2 3 нот.)

Примерный

список

теоретического

и

методического

материала

используемого в 1-ой четверти

1.

Слушание музыки разных стилей и жанров, с комментариями.

М. Глинка «Полька»

Р.н.т. «Барыня»

П. И. Чайковский «Итальянская песенка»

Б. Савельев «Песенка кота Леопольда»

Р. Шуман «Марш»

В. Шаинский марш «Вместе весело шагать»

2.

Дальнейшее изучение нот (четверти и восьмые)

Стихотворения и рисунки

3.

Левая

клавиатура.

Название

рядов.

Обозначения.

Считалочка.

Расположение нот на линейках. (Г. Крылова « Азбука маленьких баянистов»

4.

Постановка

левой

руки.

Звукоизвлечение.

Упражнение-игра

перемещение по вертикальным рядам с названием нот. Перемещение по

горизонтальным

рядам

с

названием

аккордов.

Работа

1,

2,

3,

пальцами

(щупание и прикосновение).

5.

Упражнение для правой руки на одной ноте разными пальцами.

Игра

по

слуху

с

текстом.

Ритмические

упражнения

на

2-х

звуках

с

произношением текста.

(Г. Бойцова «Юный аккордионист» ч.1)

6.

Размер

2

4

и

4

4

. Тактовая черта. Пульсация.

«Медвежий марш»

«Дин – Дон»

«Петушок» и т.п.

(Р. Баженин « Школа игры на аккордеоне»)

7

Промежуточная аттестация

В конце I полугодия проводится в форме публичного выступления. Это

может быть классный концерт или концерт на родительском собрании.

Исполняются:

2 песенки правой рукой на 2-3 нотах

1 песенка левой рукой на 2 3 басах с текстом.

3-я четверть

Слушание

музыки.

(Определения

характера

жанра).

Дальнейшее

изучение

правой

клавиатуры.

Деления

на

октавы.

Показ

диапазона

на

больших инструментах и фортепиано. Нахождения и излучения звука по

всему диапазону инструмента.

Работа над звукоизвлечением правой рукой (в форме игры: характер

звукоизвлечения

соответствует

определенному

сказочному

образу).

Дальнейшее

освоение

левой

клавиатуры.

Упражнение

на

свободное

ориентирование

в

левой

клавиатуре.

Работа

над

звукоизвлечением

левой

рукой

(аналогичная

игра).

Меховедении

на

звуках.

Работа

с

мажором

и

минором. Знакомство с ладами.

Примерный

список

теоретического

и

методического

материала

используемого в 3-й четверти

1.

Слушание музыки (определение характера и жанра.)

«Подгорная» (русская песня)

Л. Бетховен «Крестьянские танцы»

П. Чайковский « Итальянская песенка»

В. Моцарт «Турецкий марш»

Записи исполнителей аккордеонистов.

2.

Выучивание

нот II

октавы.

Что

такое

октава.

Какие

еще

есть

октавы.

Исполнение

педагогом

мелодии

в

разных

октавах.

Нахождение

звуков

в

разных октавах на инструменте.

8

3.

Работа над характером звукоизвлечения. Сравнение звука с человеческим

голосом.

Твердая

атака

звука,

мягкая

атака

звука.

Придумать

образы

соответствующие характеру извлечения звука.

(В. Семенов «Современная школа игры на баяне»)

Упражнения: «Клаксон», «Петушок», «Колыбельная» и т.п.

Песенки: «Жук», «Солнышко», «Два кота»

(Г. Бойцова «Юный аккордеонист»)

4.

Левая клавиатура. Игра вверх и вниз по вертикальным рядам «парочками». Т.

е. одновременное нажатие 3 и 2 пальцами клавиш на основном и мажорном

рядах поочередно. Аналогично – по 2 и 4 рядам.

Детские песенки на 2-х и 3-х звуках в левой клавиатуре основного ряда (те

же, что и для правой руки, написать в басовом ключе).

5.

На примере мажора и минора дать определение лада. Лад – дружба

звуков между собой, это настроение.

Б- светлое настроение

М- грустное настроение

Объяснить на образах , картинках.

Угадывание на фрагментах музыки.

4-я четверть

Слушание

музыки.

(Определения

характера

темпа

лада,

эпохи).

Рассмотрение

диапазона

исполнительного

и

инструментального

музыкального

материала.

Работа

над

звукоизвлечением.

Игра

со

счетом

вслух. Игра по слуху знакомство с основной динамики – форте, пиано. Игра

аккомпанемента по нотам.

Размер:

3

4

, игра с поочередным вступлением рук. Работа в ансамбле с

педагогом.

Работа

над

меховедением

при

отрывистом

исполнении

аккомпонента. Работа над коротким и длинным меховедением при игре одной

рукой. Понятие нонлегато и стаккато.

Примерный

список

методического

материала

используемого

в

4-й

четверти

1.

Слушание музыки. (Определения характера темпа лада, эпохи).

И. Бах «Минуэт», «Полонез».

9

Д. Шостакович «Вальс».

П. Чайковский. «Неополетанская песенка».

М Дунаевский. «Песня ветер перемен»

И Гайдн «Военный марш».

А. Латышев «Страшная история»

2.

Разучивание пьес по нотам диапазоне 4 – 5 нот. Игра со счетом вслух и

без счета. Подбор радио характерных пьес для работы над звукоизвлечением.

«Лиса», «Ой звоны», «Колыбельная», «Василек», (Р. Баженов «Школа игры

на аккордеоне».)

3.

Первые штрихи. Нонлегото, стакатто. Стихотворение « Про штрихи» Г.

Крыловой упражнения на 2-х – 3-х нотах.

4.

Определение

динамики.

Что

такое

форте

и

пиано.

Примеры

на

музыкальном материале в исполнении педагога. Отработка данных нюансов

на пьесах «Фанфары», «Осень», «У кота», «Пастушок» (Г. Бойцова «Юный

аккордеонист, ч 1»).

5.

Исполнения

аккомпанемента

по

нотам.

Работа

над

плавным

меховедением

при

исполнении

отрывистых

штрихов

левой

рукой.

Простейшие упражнения из любых пособий для начинающих.

6.

Короткое и длинное меховедение при игре правой рукой. Придумать

название длинному ведению меха: «Гудок», «Эхо», «А-У!»

Короткому: «Динь-Дон», «Топ-топ», «Прыг-скок», и т.п.

7.

Размер

3

4

. Игра упражнений левой рукой: бас с двумя аккордами.

Игра правой рукой трехдольных пьес со счетом вслух. Затем игра в ансамбле

с педагогом. Учитель- правой рукой, ученик- левой и на оборот.

8.

Игра с поочередным вступлением рук.

Детские пьесы: «Отбой», «Дождик».

Р.п.п. «Заинька»

А. Корнеа «Фанфары»

Р. Бажилин «Эхо», и т.п.

Итоговая аттестация в конце 1-го года обучения – переводной экзамен.

Две пьесы с поочередной игрой рук:

1.

Бел.н.п. «У медведя во бору»

А. Корнеа «Фанфары»

2.

З. Компанейц «Паровоз»

Р.н.п. «Дождик»

2-ой подготовительный класс (2ч в неделю)

I полугодие

10

Дальнейшее

формирование

посадки

и

постановки

рук

развитие

координации движений правой и левой рук. Навыки соединения и игра двумя

руками.

Дальнейшее

освоение

техники

смены

меха.

Изучение

нотной

грамоты, знаки альтерации, так - затакт и другие. Овладение основными

видами штрихов, динамические оттенки игра в ансамбле с педагогом.

В течение I

полугодия ученик должен пройти: 8 - 12 легких пьес двумя

руками на 4 - 8 тактах несколько из них выучить наизусть. Примерный

репертуарный список зачета в конце 1 полугодия(публичное выступление).

1 Рум.н.п. «Поезд»

Дет.пес. «Лошадка»

2 р.н.п. «Как на зорьке».

У.н.п. «Семейка»

II полугодие

Немного

из

истории

исполнительства

доступной

форме).

Музыкальные термины. Закрепления навыков, полученных в I полугодии -,

постановочные

моменты,

укрепление

игрового

аппарата,

работа

над

свободным

движением

пальцев.

Развитие

способности

понимать

и

эмоционально

воспринимать

музыку,

понятие

о

музыкальной

фразе,

предложении,

мотиве.

Новые

музыкальные

термины,

освоение

более

сложных ритмических рисунков чтение нот с листка одной рукой. Гамма

отдельными руками по возможности.

В течение II полугодия ученик должен пройти:10-12 разнохарактерных

пьес на 8-16 тактах, с выучиванием наизусть. Гамма – До-мажор отдельными

руками.

Примерный репертуарный список переводного экзамена.

1.

А. Филиппенко «Цыплята»

Р.н.п. «Уж ты, Ванька»

2.

Италь.н.п. «Колыбельная»

Р. Баженин «Кукольный вальс»

Р.н.п. «Во поле береза стояла…»

11

III. Требования к подготовке обучающегося.

Содержание

программы

направлено

на

обеспечение

художественно-

эстетического

развития

дошкольника,

приобретении

им

первоначальных

исполнительских знаний, умений и навыков. Также содержание программы

направлено

на

подготовку

ребенка

к

дальнейшему

более

углубленному

обучению специализации.

Таким образом ученик концу прохождения курса программы должен:

Знать строение инструмента, его выразительные возможности.

Элементарные правила по уходу за инструментом.

Основы нотной грамоты.

Ноты и их расположение на клавиатуре.

Правила посадки за инструментом.

Элементарные музыкальные термины.

Иные способы звукоизвлечения.

Контролировать свободу аппарата

Воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах.

Читать легкий текст

Выразительно исполнять легкий музыкальный материал.

Слушать

мелодическую

линию,

соотношение

методологии

и

аккомпанемента.

Осмысленно разбирать нотный текст

Играть в ансамбле с педагогом

12

Приобрести первоначальной навык публичных выступлений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели и

задачи

и

форма

оценки

качества

знаний

по

специальности

«Аккордеон»

охватывает все виды контроля:

текущего контроля успеваемости

промежуточной аттестации,

итоговая аттестация

Цель

промежуточной

аттестации

определение

уровня

подготовки

учащегося на определенном этапе обучения по конкретному материалу.

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

Учебная дисциплина

Выявление

отношения

учащегося к предмету

П о в ы ш е н и я

у р о в н я

о с в о е н и я

у ч е б н о г о

материала

Контроль задания

Конт рольные

у р о к и

(1р/четверть)

Публичные

выступления

Промежуточная

аттестация

Определение

успешности

развития

у ч а щ е г о с я

н а

определенном

э т ап е

обучения

Зачеты

Переводные экзамены

Итоговая аттестация

Определяет

уровень

и

к ач е с т в о

о с в о е н и я

учебного предмета

Переводной

экзамен

во

2-ой

(неподготовительный)

класс

2.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создан фонд оценочных средств, позволяющих

оценить

приобретенные

знания,

умения,

навыки.

По

итогам

исполнения,

выставляются оценки по пятибалльной шкале. Но учитывая ранний возраст,

13

обучающихся

оценки

3

(удовлетворительно)

и

ниже

использовать

не

рекомендуется.

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

1. Методические рекомендации для преподавателей

Правильно организовать и направить в музыкальную деятельность ребенка,

учитывая

изменения

возрастных

особенностей

5

6

летних

детей.

Следование

основным

принципам

дидактики:

последовательности,

доступности, систематичности, наглядности в освоении материала.

Учет

индивидуальных

особенностей

ребенка,

его

физических

данных.

Контроль уровня развития музыкальных способностей ученика. Для этого

рекомендуется

вести

индивидуальные

планы

на

каждого

ученика.

При

составлении

планов

учитывать,

индивидуальные

особенности

ребенка.

В

индивидуальном плане должен быть отражен методический и репертуарный

материал, направленный на развитие образного восприятия, воображения,

любознательности, а также непосредственно навыков игры на инструменте.

Музыкальный материал должен быть доступен и интересен.

В конце учебного года преподаватель представляет отчет о выполнении плана

с краткой характеристикой работы обучающегося.

Необходимым

условием

для

успешного

обучения

игре

на

инструменте

является формирование:

понятия своеобразие жанра

звуковысотности и строения клавиатуры

правильной посадки и постановки рук.

Навыков звукоизвлечения и понятие о штрихах.

Необходимым условием также является изучение нотной грамоты и

умение играть по нотам.

В репертуар должны ходить пьесы по большей части, фольклорные и

детские.

Объем

не

должен

превышать

8

-

16

тактов,

желательно

(необязательно)

сопровождение

поэтическим

текстом.

Пьеса

должна

содержать новую тему и способствовать продвижению вперед.

Для

успешного

обучения

преподаватели

необходимо

использовать

дидактический материал, наглядные пособия, аудиозаписи, игры, стихи и

сказки и так далее.

Рекомендуется использование методических пособий для начинающих,

ведущих педагогов, методистов и исполнителей.

2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

14

Несмотря

на

младший

возраст

ученика

самостоятельная

работа

необходима.

Домашние

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими. Обязательное условие - домашняя работа должна быть

продолжением классной.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных

затрат

на

подготовку

домашнего

задания

с

учетом

индивидуальных

способностей ребенка.

Домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна

строится в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

В данной связи особое значение приобретает сотрудничество с родителями.

Очень важно найти на работу с детьми сделать родителей «соучастниками»

педагогического

процесса.

Включаясь

в

образовательный

процесс

своего

ребенка родители становятся помощниками в его ежедневных занятиях дома,

в семье формируются единые интересы, происходит духовное сближение

детей и родителей. Но главное формируется мотивация, благодаря которой

возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой.

15

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

1.

Аккордеон в музыкальной школе, вып. 16. М. 1974

2.

Аккордеон в музыкальной школе, вып. 24. М. 1977

3.

Аппарова Н. Николаев В. Музыкально-игровой материал для дошкольников и

младших школьников. Изд. Владос. 2004

4.

Баженин Р. Школа игры на аккордеоне. М. 2003

5.

Бойцова Г. «Юный аккордеонист, ч1». М. 1994

6.

Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Р-

Д, 2002

7.

Движенский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М. 1988

8.

Крылова Г. Азбука маленького баяниста». Изд. Владос. 2004

9.

Михеева Л. Музыкальные сказки. Изд. Советский композитор. 1990

10.Ротт З. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Изд. Айрис. 2005

11.Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М. 1996

12.Семенов В. Современная школа игры на баяне. М. 2003

13.Тютюнникова Т. Хрестоматия по слушанию мызыки для дошкольников. М.

2010

14.Ушенин В Звукоизвлечение и организация технического аппарата баяниста.

Р-Д.1986

15.Хрестоматия аккордеониста 1-2 класс ДМШ. М. 1991

16.Юхно С. Песенки и потешки для баянаи аккордеона. С-П 2002

16



В раздел образования