Автор: Блинова Наталья Игоревна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ "СШ № 20" Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край Наименование материала: Конспект урока русского языка по ФГОС в 8 классе Тема: "Обособленные обстоятельства" Раздел: среднее образование
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме
«Обособление обстоятельств»
Тип урока: ОНЗ
Цели урока:
- изучить условия обособления обстоятельства;
-формировать умения находить обособленные обстоятельства в тексте и правильно
расставлять знаки препинания при них;
-развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных обстоятельств в
различных синтаксических конструкциях;
- формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- вызвать интерес к уроку, придать ему проблемно – творческий характер, что
отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении
через различные виды работы.
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний.
Прочитайте предложения, определите постановку знаков препинания, пользуясь
подсказками.
Но продержавшись одно мгновение вверху аэростат стал опять спускаться.
Каждый шёл быстрым шагом погрузившись в свои мысли.
Дело продвигалось плохо несмотря на все мои хлопоты.
Как подчеркнули выделенные фрагменты? (обстоятельства)
3.
Формулировка темы урока.
Вспомните раздел синтаксиса, который мы изучаем на протяжении нескольких
уроков, сформулируйте тему занятия .(ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСВ)
4.
Целеполагание.
Рассмотрите
предложения
и
определите,
чем
выражены
обособленные
обстоятельства?
Все
ли
вы
смогли
определить?
Какова
одна
из
задач
урока.
( определить, чем могут быть выражены обособленные обстоятельства )
Обратимся ко второй части доски : Читать лежа вредно. Он бежал сломя голову.
Рассмотрите материал, сформулируйте вторую задачу урока. ( выяснить условия
обособления обстоятельств )
5.
Представление обобщенных знаний.
Что
может
служить
на
уроке
источником
получения
новых
знаний
или
обобщения
ранее
изученных?
(интернет,
учебник,
учитель,
справочная
литература)
Обратимся
к
учебнику.
Стр.176.
Рассмотрите
распечатки
с
теоретическим
материалом. Расскажите, когда ставятся ЗП при обособлении обстоятельств, а
когда нет. Составьте алгоритм или таблицу.(работа в группах)
Ставится запятая
Не ставится запятая
1. ДО в любом месте предложения
1. Одиночное деепричастие,
ставшее наречием образа действия
(стоя, лежа, сидя…); обычно стоит
после глагола
2. Одиночное деепричастие со
значением глагольности (обычно
стоит перед глаголом)
2. Фразеологический оборот:
работать спустя рукава, бежать
сломя голову…
3. Однородные одиночные
деепричастия
3. Деепричастие, тесно связанное с
глаголом или входящее в состав
составного сказуемого
4. ДО, выступающий в роли
вводной конструкции: судя по
всему, по совести говоря…
4. Выражения: начиная с, исходя из,
спустя…
5. ДО, относящийся к разным
(главным) словам
6. Однородные ДО, относящиеся к
одному главному слову
6.
Тренировочные упражнения.
З а д а н и е:в данных предложениях расставить необходимые знаки препинания;
пользуясь таблицей, объяснить пунктуацию.
1. Он шел прихрамывая. (Как? Каким образом?)
2. Большой пень, тлея, лежал на углях. (Перед глаголом, можно переместить в
любое место предложения.)
3. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (ДО.)
4. Читать лежа вредно. (Деепричастие близко по функции к наречию.)
5. Они слушали его рассказ затаив дыхание. (Фразеологический оборот.)
6. Начиная с первого мая мы будем учиться в одну смену. (Начиная с …)
7. Там чьи-то глаза смотрели не мигая. (Не мигая – как? каким образом?)
8.
Феня
еще
долго
сидела пригорюнившись.
(Сидела
пригорюнившись
–
расстроилась – составное сказуемое.)
9. Она читала быстро и молча. (Быстро и молча – однородные обстоятельства,
одно из которых – наречие, другое – деепричастие.)
10. Не шумя, не толкаясь, не споря, собрались ребята на школьном дворе. (Не
шумя, не толкаясь, не споря – однородные одиночные деепричастия.)
7.
Работа в парах. Подготовка к ОГЭ часть С.
В чем особенность данного стихотворения? Какой художественный эффект
достигается?
Лодорский водопад
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперёд убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Роберт Саути
В
стихотворении
используются
…..(деепричастия).
Картина
становится….
(вставьте прилагательные) (зримой, образной, озвученной).Водопад изменчив:
(вставьте
антонимы)….(покорный)
и
….(бунтующий),….(спокойный)
и
….
(резвый). Итак, деепричастия дают разнообразные характеристики действию по
….(вставьте существительные) (цвету, звуку, движению).
8.
Творческое закрепление
Составьте предложения (текст) по картине В.М.Васнецова «Несмеяна царевна»,
использую деепричастные обороты.
1)
Возвышаясь над придворными
2)
Печально уронив голову
3)
Склонившись в почтительном поклоне
4)
Ударив по струнам
5)
Самозабвенно играя веселые мелодии
6)
Не жалея сил
7)
Читая смешные стихи
8)
Подобострастно улыбаясь
9)
Сосредоточенно глядя в пустоту
9.
Рефлексия.
-Я хорошо закрепил материал.
-У меня есть трудности в….
-Самым интересным было задание…
Д/з:
упр.
317(1-4)
или
описать
с
помощью
деепричастий
картину
В.М.Васнецова «Витязь на распутье»