Автор: Семусева Лилия Борисовна
Должность: старший инструктор –методист
Учебное заведение: МБОУ ДО КДЮСШ "Мотор"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психологические особенности тренировочного процесса"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Комплексная детско - юношеская
спортивная школа «Мотор»»
Консультация для тренеров - преподавателей
«Психологические особенности тренировочного процесса»
Старший инструктор - методист
МБОУ ДО КДЮСШ «Мотор»
Л.Б. Семусева
г. Казань,2018г.
Спорт как особый вид человеческой деятельности, воздействуя через физические
упражнения и целенаправленные двигательные действия на организм, психику и
личность позволяет человеку:
- укрепить свое здоровье (разумеется, при правильной организации учебно-
тренировочной и соревновательной деятельности);
- максимально развить и усовершенствовать двигательные качества и способности;
- развить и усовершенствовать способность человека осознанно управлять своими
умственными и двигательными действиями и на этой основе осваивать наиболее
целесообразные способы выполнения двигательных действий в различных видах
спорта;
- развить способность человека оценивать свои состояния и на этой основе
произвольно регулировать свои психические, эмоциональные состояния;
- подготовить необходимые для жизнедеятельности качества личности и психики, в
том числе, подготовить человека к труду, к обороне своей Родины, и др.
Специфика деятельности человека в спорте связана с основным содержанием
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. И развитие
любого вида спорта связано с такой организацией и управлением спортивной
деятельности, которая бы способствовала достижению успеха в соревнованиях. С этой
точки зрения, процесс обучения и совершенствования в спорте отличается от процесса
физического воспитания.
Спортивная тренировка есть система воздействия на организм, психику и личность
спортсмена с помощью физических упражнений. Основной целью спортивной
тренировки является подготовка спортсмена к участию в спортивных соревнованиях
и достижения высоких результатов в избранном виде спорта.
В процессе учебно-тренировочной деятельности спортсмен развивает свои
двигательные качества — силу, выносливость, ловкость, быстроту и гибкость. Он
обучается и совершенствуется в наиболее целесообразном исполнении приемов и
способов двигательных действий в избранном виде спорта, лежащих в основе
технического мастерства. Он обучается и совершенствуется в способах
программирования и непосредственного исполнения двигательных действий в
процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Педагогические задачи, учебно-тренировочная деятельность юных
спортсменов:
– воспитание базовой физической (кондиционной и координационной)
подготовленности;
– формирование технического мастерства;
– становление тактической готовности к неординарной соревновательной
деятельности;
– становление психологической готовности к осуществлению спортивной (учебно-
тренировочной и соревновательной) деятельности;
– воспитание теоретической подготовленности, информированности,
характеризующей познавательный компонент деятельности;
– развитие значимых личностных качеств, способствующих социальной
адаптации к спортивной и другим сферам деятельности.
Педагогические средства, стимулирующие становление значимых
личностных качеств:
– участие в процессе педагогического целеполагания по формированию
ответственности (совместная постановка цели, определение условий, средств ее
достижения и реализации);
– проведение деловых игр, моделирующих будущие достижения юного
спортсмена;
– комплекс индивидуальных и творческих заданий, ориентированных на будущие
спортивные достижения;
– педагогические беседы;
– включение в процесс самостоятельного проектирования соревновательной
деятельности с использованием структурно-логических схем, методических
разработок, компьютерных игр.
В процессе использования некоторых средств делается акцент на изменение
психологического состояния, хода мыслей, настроения спортсмена.
Качества личности и психики, их развитие и совершенствование, входят в число
задач учебно-тренировочной деятельности в спорте, то есть являются объектом
психолого-педагогического, методического воздействия на спортсмена в процессе
спортивной тренировки.
Учебно-тренировочная деятельность в спорте в конечном итоге направлена на
достижение и проявление высокого состояния работоспособности спортсмена
— состояние тренированности.
Состояние тренированности является совокупностью различных видов
подготовленности спортсмена — физической, технической, тактической,
теоретической и психологической. Высшей ступенью состояния тренированности
является состояние спортивной формы, когда спортсмен способен показывать
самые высокие результаты. Состояние спортивной формы как раз и характеризует
различные виды готовности спортсмена выступать на соревнованиях в конкретных
видах спортивной деятельности.
Каждый вид подготовки, будь то физическая, техническая, тактическая и
теоретическая, осуществляемые в процессе учебно-тренировочной деятельности,
нуждаются в так называемом «психологическом обеспечении». И любой раздел
подготовки имеет свои психологические особенности.
В системе психолого-педагогического воздействия на спортсмена особое
значение имеет процесс формирования, воспитания и совершенствования
«стержневых» свойств личности нравственности и направленности, воли и
эмоциональности, интеллекта. Без развития и совершенствования у спортсмена этих
свойств нельзя успешно проводить ни предсоревновательной, ни предстартовой
видов подготовки.
Психологические особенности тренировочного процесса определяются
конкретными видами подготовки спортсмена, такими как техническая, тактическая,
физическая, теоретическая и др.
К общим психологическим особенностям тренировочной деятельности можно
отнести следующие:
• обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;
• совершенствование психических процессов, состояний и свойств личности;
• адаптация к возрастающим физическим и психическим нагрузкам;
• систематическое повышение физического и психического развития, преодолевая
самого себя;
• психические напряжения, которые при определенных условиях могут привести к
психическому перенапряжению.
Одним из факторов, обеспечивающих результативность тренировочного
процесса, является уровень психического напряжения.
Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их является
эмоционально-волевая регуляция.
Выделяют три стадии психического напряжения: нервозность, порочная
стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой
стадии признаки психического перенапряжения.
Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности,
расстройства сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические
головные боли.
Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.
Нервозность. На этой стадии психическое перенапражение проявляется в виде
капризности, неустойчивости настроения, внутренней (сдерживаемой)
раздражительности, возникновением неприятных ощущений (мышечных,
интероцептивных и др.)
Неустойчивость настроения проявляется в быстрой смене, неадекватности
реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая, однако, быстро
сменяется негативным отношением к окружающему.
Внутренняя раздражительность чаще всего выражается в мимике и
пантомимике, но не проявляется в поведенческих актах. Неприятные (иногда
болезненные, но быстро проходящие) ощущения в определенной мере являются
оправданием спортсмена в случае, когда он отказывается выполнять какие-то
задания или неудачно выступает на соревнованиях.
Признаки порочной стеничности: нарастающая, несдерживаемая
раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость,
беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.
Нарастающая, несдерживаемая, часто неадекватная раздражительность
выражается в том, что спортсмен все более утрачивает самообладание,
самокритичность, проявляет гнев, направляя его на тренера, на всех окружающих
людей.
Эмоциональная неустойчивость приводит к резким колебаниям
работоспособности, к еще более, чем на первой стадии, выраженной
неустойчивости настроения. Даже мелкие жизненные коллизии вызывают
повышенную возбудимость и неадекватность реакции. Повышенная возбудимость
может стабилизироваться.
Внутреннее беспокойство и напряженное ожидание неприятностей выражаются
в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы, как сигнал
возможного неуспеха то, что казалось раньше естественным, само собой
разумеющимся.
Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность,
неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность. На этой стадии
психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат,
возможность выигрыша, возможно появление страхов.
Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательными
эмоциями, снижением уровня мотивации, самооценки, волевых и познавательных
процессов, общей пассивностью поведения.
Общий депрессивный фон настроения выражается в подавленности,
угнетенности, заторможенности, ослаблении проявления привычных желаний,
отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижении мотивации деятельности.
Тревожность выражается в нарушении внутреннего психического комфорта,
переживании беспокойства или даже страха в ситуациях, ранее относительно
безразличных для спортсмена.
Неуверенность в своих силах является следствием возникновения мыслей о
несоответствии своих возможностей поставленной цели, что в крайних случаях
приводит к отказу от достижения цели и уходу из спорта.
Высокая ранимость, сенситивность выражается в том, что спортсмен очень
чутко реагирует на малейшее недоброжелательство в отношениях, на изменение
режима тренировочных занятий. В этом случае нужен дополнительный отдых,
щадящий режим.
Знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить
коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических
состояний спортсмена. Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость
пережить это состояние, нередко только пройдя через него можно надеяться на
улучшение спортивных результатов.