Напоминание

"Психологические особенности тренировочного процесса"


Автор: Семусева Лилия Борисовна
Должность: старший инструктор –методист
Учебное заведение: МБОУ ДО КДЮСШ "Мотор"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психологические особенности тренировочного процесса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Комплексная детско - юношеская

спортивная школа «Мотор»»

Консультация для тренеров - преподавателей

«Психологические особенности тренировочного процесса»

Старший инструктор - методист

МБОУ ДО КДЮСШ «Мотор»

Л.Б. Семусева

г. Казань,2018г.

Спорт как особый вид человеческой деятельности, воздействуя через физические

упражнения и целенаправленные двигательные действия на организм, психику и

личность позволяет человеку:

- укрепить свое здоровье (разумеется, при правильной организации учебно-

тренировочной и соревновательной деятельности);

- максимально развить и усовершенствовать двигательные качества и способности;

- развить и усовершенствовать способность человека осознанно управлять своими

умственными и двигательными действиями и на этой основе осваивать наиболее

целесообразные способы выполнения двигательных действий в различных видах

спорта;

- развить способность человека оценивать свои состояния и на этой основе

произвольно регулировать свои психические, эмоциональные состояния;

- подготовить необходимые для жизнедеятельности качества личности и психики, в

том числе, подготовить человека к труду, к обороне своей Родины, и др.

Специфика деятельности человека в спорте связана с основным содержанием

учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. И развитие

любого вида спорта связано с такой организацией и управлением спортивной

деятельности, которая бы способствовала достижению успеха в соревнованиях. С этой

точки зрения, процесс обучения и совершенствования в спорте отличается от процесса

физического воспитания.

Спортивная тренировка есть система воздействия на организм, психику и личность

спортсмена с помощью физических упражнений. Основной целью спортивной

тренировки является подготовка спортсмена к участию в спортивных соревнованиях

и достижения высоких результатов в избранном виде спорта.

В процессе учебно-тренировочной деятельности спортсмен развивает свои

двигательные качества — силу, выносливость, ловкость, быстроту и гибкость. Он

обучается и совершенствуется в наиболее целесообразном исполнении приемов и

способов двигательных действий в избранном виде спорта, лежащих в основе

технического мастерства. Он обучается и совершенствуется в способах

программирования и непосредственного исполнения двигательных действий в

процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Педагогические задачи, учебно-тренировочная деятельность юных

спортсменов:

– воспитание базовой физической (кондиционной и координационной)

подготовленности;

– формирование технического мастерства;

– становление тактической готовности к неординарной соревновательной

деятельности;

– становление психологической готовности к осуществлению спортивной (учебно-

тренировочной и соревновательной) деятельности;

– воспитание теоретической подготовленности, информированности,

характеризующей познавательный компонент деятельности;

– развитие значимых личностных качеств, способствующих социальной

адаптации к спортивной и другим сферам деятельности.

Педагогические средства, стимулирующие становление значимых

личностных качеств:

– участие в процессе педагогического целеполагания по формированию

ответственности (совместная постановка цели, определение условий, средств ее

достижения и реализации);

– проведение деловых игр, моделирующих будущие достижения юного

спортсмена;

– комплекс индивидуальных и творческих заданий, ориентированных на будущие

спортивные достижения;

– педагогические беседы;

– включение в процесс самостоятельного проектирования соревновательной

деятельности с использованием структурно-логических схем, методических

разработок, компьютерных игр.

В процессе использования некоторых средств делается акцент на изменение

психологического состояния, хода мыслей, настроения спортсмена.

Качества личности и психики, их развитие и совершенствование, входят в число

задач учебно-тренировочной деятельности в спорте, то есть являются объектом

психолого-педагогического, методического воздействия на спортсмена в процессе

спортивной тренировки.

Учебно-тренировочная деятельность в спорте в конечном итоге направлена на

достижение и проявление высокого состояния работоспособности спортсмена

— состояние тренированности.

Состояние тренированности является совокупностью различных видов

подготовленности спортсмена — физической, технической, тактической,

теоретической и психологической. Высшей ступенью состояния тренированности

является состояние спортивной формы, когда спортсмен способен показывать

самые высокие результаты. Состояние спортивной формы как раз и характеризует

различные виды готовности спортсмена выступать на соревнованиях в конкретных

видах спортивной деятельности.

Каждый вид подготовки, будь то физическая, техническая, тактическая и

теоретическая, осуществляемые в процессе учебно-тренировочной деятельности,

нуждаются в так называемом «психологическом обеспечении». И любой раздел

подготовки имеет свои психологические особенности.

В системе психолого-педагогического воздействия на спортсмена особое

значение имеет процесс формирования, воспитания и совершенствования

«стержневых» свойств личности нравственности и направленности, воли и

эмоциональности, интеллекта. Без развития и совершенствования у спортсмена этих

свойств нельзя успешно проводить ни предсоревновательной, ни предстартовой

видов подготовки.

Психологические особенности тренировочного процесса определяются

конкретными видами подготовки спортсмена, такими как техническая, тактическая,

физическая, теоретическая и др.

К общим психологическим особенностям тренировочной деятельности можно

отнести следующие:

• обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;

• совершенствование психических процессов, состояний и свойств личности;

• адаптация к возрастающим физическим и психическим нагрузкам;

• систематическое повышение физического и психического развития, преодолевая

самого себя;

• психические напряжения, которые при определенных условиях могут привести к

психическому перенапряжению.

Одним из факторов, обеспечивающих результативность тренировочного

процесса, является уровень психического напряжения.

Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их является

эмоционально-волевая регуляция.

Выделяют три стадии психического напряжения: нервозность, порочная

стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой

стадии признаки психического перенапряжения.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности,

расстройства сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические

головные боли.

Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.

Нервозность. На этой стадии психическое перенапражение проявляется в виде

капризности, неустойчивости настроения, внутренней (сдерживаемой)

раздражительности, возникновением неприятных ощущений (мышечных,

интероцептивных и др.)

Неустойчивость настроения проявляется в быстрой смене, неадекватности

реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая, однако, быстро

сменяется негативным отношением к окружающему.

Внутренняя раздражительность чаще всего выражается в мимике и

пантомимике, но не проявляется в поведенческих актах. Неприятные (иногда

болезненные, но быстро проходящие) ощущения в определенной мере являются

оправданием спортсмена в случае, когда он отказывается выполнять какие-то

задания или неудачно выступает на соревнованиях.

Признаки порочной стеничности: нарастающая, несдерживаемая

раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость,

беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.

Нарастающая, несдерживаемая, часто неадекватная раздражительность

выражается в том, что спортсмен все более утрачивает самообладание,

самокритичность, проявляет гнев, направляя его на тренера, на всех окружающих

людей.

Эмоциональная неустойчивость приводит к резким колебаниям

работоспособности, к еще более, чем на первой стадии, выраженной

неустойчивости настроения. Даже мелкие жизненные коллизии вызывают

повышенную возбудимость и неадекватность реакции. Повышенная возбудимость

может стабилизироваться.

Внутреннее беспокойство и напряженное ожидание неприятностей выражаются

в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы, как сигнал

возможного неуспеха то, что казалось раньше естественным, само собой

разумеющимся.

Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность,

неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность. На этой стадии

психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат,

возможность выигрыша, возможно появление страхов.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательными

эмоциями, снижением уровня мотивации, самооценки, волевых и познавательных

процессов, общей пассивностью поведения.

Общий депрессивный фон настроения выражается в подавленности,

угнетенности, заторможенности, ослаблении проявления привычных желаний,

отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижении мотивации деятельности.

Тревожность выражается в нарушении внутреннего психического комфорта,

переживании беспокойства или даже страха в ситуациях, ранее относительно

безразличных для спортсмена.

Неуверенность в своих силах является следствием возникновения мыслей о

несоответствии своих возможностей поставленной цели, что в крайних случаях

приводит к отказу от достижения цели и уходу из спорта.

Высокая ранимость, сенситивность выражается в том, что спортсмен очень

чутко реагирует на малейшее недоброжелательство в отношениях, на изменение

режима тренировочных занятий. В этом случае нужен дополнительный отдых,

щадящий режим.

Знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить

коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических

состояний спортсмена. Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость

пережить это состояние, нередко только пройдя через него можно надеяться на

улучшение спортивных результатов.



В раздел образования