Напоминание

Приобщение родителей и детей к истокам якутской народной культуры в детском саду


Автор: Андреева Лена Семеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Д⁄С № 79 " ЛУЧИК"
Населённый пункт: Республика Саха ( Якутия) г. Якутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение родителей и детей к истокам якутской народной культуры в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад №79 «Лучик» г. Якутска

Проектная работа

«Приобщение родителей и детей к истокам якутской народной культуры

в детском саду»

(из опыта работы)

Проект составили:

Воспитатели якутской группы

«Кустук»

Александрова Диана Владимировна

Андреева Лена Семеновна

Якутск 2018г.

Тема: «Приобщение родителей и детей к истокам якутской народной

культуры в детском саду»

Введение: Приобщение детей к якутской народной культуре является

сегодня актуальной темой.

Приобщение дошкольников к культуре своего народа, приобщение

уважения, гордости за землю, на которой мы живем. Поэтому детям

необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на

знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с

уважением и интересом относиться к культурным традициям народа.

Сейчас приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного

возраста. Именно в детском саду дети получают первые сведения о

различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, к России,

узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у

дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к

народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству

народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики

дошкольного образования. Вся работа включает в себя поэтапное,

постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной

культуры.

Актуальность:Дошкольный возраст - период активной социализации

ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств,

воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием

для развития творческой инициативной личности. В современном мире

многие родители забывают свою культуру, традиции, родной язык, по этому

мы приобщаем родителей к истокам народной культуры. Воспитание ребенка

начинается с семьи, именно в семье рождается любовь к родной культуре.

Цель проекта: Приобщение родителей и детей к культурному наследию

якутского народа.

Задачи:

-формирование устойчивого интереса к истории и культуре своей Родины

через различные виды деятельности;

-воспитание чувства любви к Родине, родному краю, семье;

-знакомство с традициями, обычаями, праздниками;

-привлечь родителей в воспитательный процесс через участие в праздниках,

выставках, в оформлении мини-музея.

Формы работы:

-беседы;

-занятия;

-культурно-досуговые мероприятия;

-выставка творческих работ детей и родителей;

-использование народных национальных игр: настольные, подвижные.

Методы:

-словесные (рассказ, беседа, использование пословиц, загадок, чтение

художественной литературы);

-наглядные (использование экспонатов, просмотр фотографий, рисунков,

иллюстраций);

-практические (упражнения в проговаривании, звукоподражание, имитация

действий);

-игровой (игры-драматизации-инсценировки, дидактические, настольные,

подвижные).

Проект ориентирован на детей от 4 до 7 лет.

Сроки реализации: 3 года

Планируемые результаты:

Формирование у детей стойкого интереса к культурному прошлому

нашего народа.

Обогащение предметно-развивающего пространства группы.

Знание детей об истории быта якутского народа, его традициях и

обычаях.

Повышение эффективности воспитательной работы по духовно-

нравственному воспитанию.

Умение играть в якутские национальные игры.

Организация выставок совместного творчество детей и родителей.

Участие детей и родителей в различных мероприятиях.

План проектной работы:

Ыйдар

Ис хоһооно

Сентябрь-Балаҕаныйа-УлууСуорун

-Билии күнэ

-Кыстыккабэлэмнэнии

-Көмүс күһүн

-Күһүҥҥү киһи күлбүтүнэн

-Лепбук “Айылҕа көстүүлэрэ”

Октябрь-Алтынньы-Хотой Айыы

-Тымныы түһүүтэ

-Хотой Айыы-күһүн кыһынныын

атастаһар ыйа

-Күһүҥҥү булт-муҥха

Ноябрь-Сэтинньи-Байанай ыйа

-Кыһыҥҥы ый

-Дьыл оҕуһун биир муоһа үүнэр

-Быыстапка «Бэргэн булчут

тэриллэрэ»

- Уолаттарга күрэх«Байанайдаах

булчут”

-Аһаҕас дьарык “Байанайга

ыалдьыттааһын»

Декабрь-Ахсынньы-Билгэ Хаан ыйа

-Аам-даам тымныы ый

-«Айар куттаах сахам остуоруйата»

(пазл-остуоруйанан бэйэ оҥоһуутун

хомуйуу)

-Саҥа Дьыл

Январь-Тохсунньу-Таҥха ыйа

-Таҥха киэһэтэ

-«Аптаах холбуйачаан» (саха төрүт

оонньуутунан аралдьытыы)

-Музыкальнай инструменнар (бэйэ

оҥоһуга)

Февраль-Олунньу-Одун Хаан ыйа

-олунньу-Тыл хомуһуна (хоһоон

ааҕыытыгар күрэх)

-Фестиваль межнационального

общения ”День родного языка”

-“Төрөөбүт төрүт тылым-Сахам

тыла» (тыл-өс оонньуулара)

Март-Кулун тутар-Дьөһөгөй ыйа

-Төрөөбүт Сахам сиригэр-саас

-Дьөһөгөй оҕото

-Дьөһөгөй симэҕэ

-“Сонор оонньуутунан дьикти

алыптаах хонуу” (быыстапка)

Апрель-Муус устар-Айыыһыт ыйа

-Кэрэ эйгэтигэр дьаарбайыы

-“Таал-Таал эмээхсин” (остуоруйа

туруоруу)

Май-Ыам ыйа-Иэйиэхсит ыйа

-«Ким да умнуллубат, туох да

умнуллубат”

-“Самаан сайыны көрсүү» Ыһыах

Наши результаты:

Осенняя ярмарка «Дары осени» - Iместо

Конкурс поделок «Отходы в доходы» - Iместо Кононов

Алмаз, Самсонов Артемий, IIместо – Оконешников Саша,

Слепцов Сайан, Николаев олимпий; IIIместо – Дягилев

Саша, УшницкаяСаргылана, Андреева Виолетта.

«Мин Ийэм»НВК Саха программа «Саҥа күн».

«Көр күүлэй куобах» осенний утренник.

Международный конкурс по сказке «Колобок» - Iместо

Иннокентьев Карл.

Международный творческий конкурс для детей «Грибное

лукошко» - Диплом Лауреат IIстепени.

Конкурс рисунков и плакатов среди коллективов детского

сада Строительного округа посв. ко дню Матери «Улыбкой

маминой согреты» - Николаева Айыына.

Утренник посв. ко дню Матери.

Выставка рисунков «Моя любимая мама».

Окружной конкурс чтецов «Творчество Маршака» -

ТоротоеваСайаана.

Конкурс для мальчиков «Байанайдаахбулчут» - Iместо

Охотин Алеша, IIместо – Протопопов Гоша, IIIместо –

Николаев Олимпий.

Vрегиональный детско-юношеский конкурс-фестиваль

«Зима начинается с Якутии», ансамбль «Кустук» - Лауреат

IIстепени.

Открытое занятие «Байанайгаыалдьыттааһын».

Республиканский конкурс рисунков для журнала

«Колокольчик» - Николаева Айыына.

Новогодний утренник «Путешествие по странам».

Развлечение «Аптааххолбуйачаан», посв. якутским

национальным играм.

Городской конкурс чтецов на якутском языке «Якутия – мой

край родной» посв. ко дню родного языка – IIместо

Дягилев Саша.

Межнациональный фестиваль «День родного языка».

Утренник посв. 8 марта.

VIМеждународный детско-юношеский

фестиваль .«Бриллиантовые нотки» - Дипломант

IIIстепени.

Конкурс рисунков и поделок «Сказочная птица».

Городской конкурс «Тканевая кукла из бабушкиного

сундука».

Городской семейный конкурс декоративно-прикладного

искусства «Книга своими руками» приуроченный к

Международному дню детской книги – IIIместо семья

Андреева Арсена.

Окружное соревнование по настольным играм среди

старшего дошкольного возраста Строительного округа –

IIместо - Андреева Виолетта «Күөрчэх», II место –

Самсонов Артемий «Күөрчэх».

Городской смотр воспитанников дошкольных учреждений в

номинации «Хомус».

Утренник посв. 9 мая «Никто не забыт – ничто не забыто».

Республиканский фестиваль интеллектуальных игр «Игры-

игрушки тюрко-азиатских народов, посв. 30-летию

создания ДИП «Сонор» - выставка.

Ысыах.

Заключение

За время работы по этому проекту у детей появились знание о культуре,

традиции

якутского

народа.

Старшие

дошкольники

проявляют

интерес

к

истории, народной культуре, фольклору. В тематических беседах, рассказах

отражают

интерес

к

событиям

истории,

жизни

народа.

Знают

народные

с к а з к и ,

и г р ы ,

м е л о д и и .

Участвуют в народных играх и праздниках. Результатом этого проекта был

фестиваль

межнационального

общения

«День

родного

языка»,

который

прошел совместно с общинами разных народов, живущие в городе Якутске.

Задачи

программы

глубоки

и

серьёзны,

решать

их

в

ДОУ

без

участия

родителей

невозможно.

Родители

положительно

относятся

к

работе

по

проблеме приобщение детей к истокам народной культуры. Чтобы сделать их

своими

союзниками,

внедряем

интересные

формы

работы:

родительские

собрания

с

выступлением

детей,

совместные

праздники

и

развлечения.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет

собой

одно

из

актуальных

направлений

всей

образовательной

системы,

особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит:

«Всѐ

новое

хорошо

забытое

старое».

Действительно,

исследователями

отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы,

давно

оставленным

положениям,

в

истинность

которых

уже

перестали

верить.



В раздел образования