Напоминание

Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса


Автор: Забелина Ольга Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №4
Населённый пункт: город Малая Вишера, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса
Раздел: среднее образование





Назад




О.И. Забелина Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Часть 1 1

Зачем человеку нужен язык.
Нельзя, чтобы тебя прославил, кто грамматических не знает правил. А.Г.Сумароков.
СЛОВО
лексическое значение главный смысл строение ( структура) как часть речи грамматическое значение
Что мы знаем о русском языке.
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. В.Шефнер.
Упр. №1
Игра
« Кто подберёт больше однокоренных слов?»

родной
- _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Что такое речь.


Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ.
Упр. №2
Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах:
Все они ПОПАДАЛИ. Наконец мы увидели ЗАМОК.
2

Упр. №3
Как вы понимаете значение слова
СМЫСЛ
? Какие синонимы можете подобрать к нему? Составьте словосочетания с этим словом. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Упр. №4
Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передаётся в устной и письменной речи:
Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица?
Сделайте вывод.
Упр. №5
Чем вызвана смысловая нелепость фраз
: Я обижал весь дом. В лесу

под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

Упр. №6
Объясните, как изменяется смысл высказывания в каждом случае. Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.
Нина увидела окно.

Нина увидела окно?

Нина увидела окно!

Нина увидела окно?!

Нина увидела окно!!!

Нина, увидела окно?

Нина! Увидела окно?

Нина увидела…окно.

Нина: «Увидела! Окно!»

Нина: «Увидела окно?»

Что изучает фонетика.


Сколько на свете звуков? Сколько в лесу – снежинок, Сколько в дожде – дождинок, Сколько в песке – песчинок. Фонетика (фон – фоно – греч., звук, голос) – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки. 3

ФОНЕТИКА

звуки

слоги
открытые закрытые гласные согласные ударные безударные твёрдые мягкие глухие звонкие Орфоэпия (ОРФО – « правильный», эпос – « речь») – правильное произношение, ударение. Графика (от графо – « пишу») – изучает обозначение звуков буквами.
Упр. №7
Придумай сказку о превращении звука в молчащую букву во время путешествия из страны
Фонетика
в страну
Графика
.
Упр. №8
Чем отличаются звуки
[а]
в словах
ЛЕСА́

– ЛЕ́

СА.
Какими звуками отличаются слова
ДАЛ – ДАЛЬ, ЛУК – ЛЮК, ФЛАГИ – ФЛЯГИ
?
Упр. №9

«Полминутки для шутки».

1)
Как превратить цветочный горшок в травянистый ковёр парка, стадиона? __________________________________________________________________
2)
Можно ли из обёртки конфет сделать красивый бант для девочки? ________________________________________________________________
3)
Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? ________________________________________________________________
4)
Какая часть ноги содержит сто элементов танца? __________________________________________________________________
Упр. №10
Выполните транскрипцию слов:
ПАДАТЬ, ПАРАЛЛЕЛЬ, РЯБЬ, СПЕЛЫЕ, СЧЁТЧИК.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Упр. №11
Сделайте фонетическую запись слов:
РОД, ЛЁН, БЫТЬ, ВЕСНА, СОЛНЦЕ, СЪЕЗД.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Звуки гласные и согласные.
Его не видно, В руки не взять, Но зато слышно.
Упр. №12
Игра
«Расшифруйте слова».

АРАМ, АЖАБ, ЛЁАК, НГМО, АЧЫС, СМОТЫ, УГЬША, НЫБТИ, СВЬОА, ОНЕТ,

КИЖЁ, ШЁР.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Упр. №13
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
1)
из слова
ЛЁН
– цифру,
2)
из слова
ЛЕЙ
– название дерева,
3)
из слова
ЛОБ
– название настила,
4)
из слова
ЛЮК
– большой мешок,
5)
из слова
ТОК
– домашнее животное,
6)
из слова
ШЁЛ
– неправду,
7)
из слова
ШЕЙ
– просьбу,
8)
из слова
КУБ
– связку, охапку чего-либо,
9)
из слова
ТОЛ
– прибор для измерения глубины моря,
10)
из слова
ЛЁД
– материал для крыши. 5

Упр. №14
Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?
ВОЛ- ВЁЛ, ПЛОТЫ- ПЛОДЫ, СУПЫ- ЗУБЫ.

Упр. №15
Расшифруйте фразу, используя свои знания о характеристике согласных звуков:
Шил- был у папужги зереньгий гослиг.
_____________________________________________________________________________
Упр. №16
Прочитайте вслух стихотворение С.Я.Маршака. Сколько раз вы произнесёте звук
[о]
? А сколько в этом стихотворении букв
О
? _____________________________________________________________________________
Дорого вовремя время,

Времени много и мало.

Долгое время – не время,

Если оно миновало.

Упр. №17
Сколько букв
О
в данном предложении? А сколько звуков
[о]
?
Звонят во все колокола.
_____________________________________________________________________________
Упр. №18
Подчеркните слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
ТЕАТР, КАКАО, КАЁМКА, СИЯТЬ, СОЮЗ, СТРУЯ, БОЕЦ, ШПИОН, ДУЭТ,

ОАЗИС, ПИАНИНО, КАУЧУК.

Упр. №19
Есть ли одинаковые согласные звуки в словах:
ГОРЯЧИЙ БУЛЬОН, ВКУСНЫЕ ТЕФТЕЛИ
?
Слог, ударение.

Упр. №20
Разделите слова на слоги:
смелость, дружба, трухлявый
. 6

Упр. №21
Запишите слова:
а)
с двумя закрытыми слогами;
б)
с тремя открытыми;
в)
восьмислоговое. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Упр. №22
Попробуйте в словах изменить ударение, прочитайте слова парами. Изменится ли смысл слова?
хлопок -

полки -

пропасть -

стоит -

потом -

сушу -

замок -

пары -

дорога -

крою -

стрелки -

мука -

Упр. №23
Когда данный результат сложения будет правильным?
СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК
.
Упр. №24
Подчеркни одним цветом слова с ударением на первом слоге, другим – с ударением на втором.
Андрей, Катя, мебель, платок, пенал, мальчик, груша, пальто, город, чугун.

Упр. №25
Игра
«Слоговица».
Каждая цифра обозначает какой-либо слог (всегда один и тот же!). Из этих слогов и состоят слова в загадках.
1-2-3 –стоит с едой для поросят.
_________________________________________________
4-5-6- чем больше бьют, тем больше

рад.
__________________________________________________________________________
1-7-5 – чехол, где спрятан

пистолет.
_____________________________________________________________________
2-4 – на хлеб клюёт, на сахар

нет.
__________________________________________________________________________ 7

Произношение согласных звуков.

Упр. №26
Вслушайтесь в звучание стихотворения. Определите, как сочетанием звуков, их повторением передаёт поэт грохот грома и стук дождевых капель.
По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Весёлый дождь стучит.
С.Я.Маршак. Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных. Ассонанс - повторение гласных.
Звуки и буквы. Алфавит.

Упр. №27
Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы (ищи подсказку в названии темы занятия):
18, 16, 5, 10, 15, 1;

14, 10, 18; 19, 6, 14, 30, 33.
_____________________________________________________________________________
Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я.

Упр. №28
Реши пропорцию:
Я_= Ю = Ё_

А У ?
8

Упр. №29
Посмотри на слова и сделай вывод:
1)
ёлка, ель, яма;___________________________________________________________
2)
поехал, заявил, уют;______________________________________________________
3)
подъём, вьюн, въезд._____________________________________________________
Упр. №30
Напиши сказку
«Йот играет в прятки»
. Опиши, как выглядит самый скрытный звук.
Упр. №31
Определи количество букв и звуков в словах:
поезд, каюта, даёт, льёт, земля, вьюга, люк, лес, счётчик, солнце, буря, весна, воробей,

знания.

Зачем людям письмо?

Упр. №32
Выберите одно слово из двух, данных в скобках.
Концертный (абонемент, абонент).

(Длинные, длительные) наблюдения.

(Вдох, вздох) сожаления.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Невежа, невежда) в музыке.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.
9

Нужны ли правила?
Списывая, не спеши, Букву к буковке спиши.
1.
Первая буква этого слова – предлог падежа-тёзки всех предлогов.
2.
Со второй начинается название изучаемой нами дисциплины.
3.
Третью букву ищи в фамилии немецкого сказочника, написавшего сказку «Маленький Мук»; в его фамилии, состоящей из четырёх букв, эта буква – последняя.
4.
На четвёртом месте повторяется первая буква.
5.
С пятой начинается название части речи, обозначающей действие.
6.
Шестая буква тоже повторяется, она уже встречалась нам в этом слове на втором месте.
7.
На седьмом месте стоит первая буква алфавита.
8.

9.
Восьмая и девятая одинаковые, они повторяют первую букву названия части речи, к которой относятся слова: я, ты, мы.
10.
Десятая буква повторяет седьмую.
Упр. №33
Вставь пропущенные буквы, укажи известные тебе части речи.
…Ж...ли-были пузырь, соломинка и лапоть. П..шли они как-то в лес дрова рубить,

д..шли до реки, (не)знают, как через реку п..рейти.

Лапоть говорит пузырю:

- Пузырь, давай на тебе п..реплывём?

- Нет, лапоть, пусть лучше соломинка п..ретянется (с)берега (на)берег, а мы п..рейдём

(по)ней.

Соломинка п..ретянулась; лапоть п..шёл (по)ней, она и п..реломилась. Лапоть

упал
10

(в)воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Упр. №34
Исправь ошибки.
Мальчик ПОЛОСКАЛ собаку. Огромные ВОЛЫ швыряли нашу лодку из стороны

в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё СЛИЗАЛ. Мама ОТВАРИЛА дверь.

Орфограммы в корнях слов.
Орфограмма – это:
- место, где возможна ошибка (ошибкоопасное место);

- такое написание слова, которое соответствует определённому правилу.
Орфограммы - гласные буквы и орфограммы – согласные буквы.
Упр. №35
Подчеркни орфограмму- гласную букву.
Земля, звезда, деревья, тропа, снопы, поля, гроза, роса, колосья.

Упр. №36
Какие места в данных словах вызывают орфографические затруднения?
Хлеб, луг, косьба, грядка.

Упр. №37
Найди и объясни ошибку в стихотворении К.Маккаллера:
Кто букву Д добавил в слово ПРАЗДНИК?

Наверное, какой-нибудь проказдник!

Упр. №38
Запишите в четыре столбика слова, в которых: 1) происходит изменение согласного в конце слова; 2) происходит изменение согласного в середине слова; 3) есть непроизносимые согласные; 4) есть удвоенные согласные:
Кадка, несчастный, рожь, молодёжь, перевозка, группа, капустный, ошибка,

коллекция, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, теннис.
11
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, НЧ, ЧН, ЧК,

НЩ, РЩ.

Упр. №39
Заполните лесенки слов. Запомните исключения:
ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ.

Упр. №40
Выбери правильное написание, учитывая значение слов.
На матче разв..вался флаг. В отд..лении в..днелись картофельные поля. Растение

хорошо разв..вается. Ребята ум..ляли взять их на всю ночь л..вить рыбу. Закр..пи

полозья саней, чтобы они не скр..пели.
12

Разделительные Ь и Ъ.

Упр. №41
Объясните графически, почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется
Ъ
, в другом – нет.
Разлить- разъяснить, съехали- сузить, Сёмка- съёмка, предъюбилейный-

предложить.

Упр. №42
Графически объясните написание разделительных
Ъ
и
Ь
.
Разъярённый зверь, съёжиться от холода, объяснить задачу, льётся дождь,

разъединить провода, большой объём, разувериться во всём, сузить юбку, подъезд к

дому, вьёт гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьёзная опасность.

Упр. №43
Запишите слова, соответствующие данным схемам:
Об+ ъ + … с+ъ + …

От+ ъ + … над+ ъ+ ….

Упр. №44
Вставь в слова пропущенные буквы. Составь небольшой фантастический рассказ с этими словами.
С..езжать, об..единиться, б..ётся, ис..чез, пен..е, ш..ю, степ..ю, в..ются, ис..полнял,

бул..он, двер..ю.

НЕ с глаголами.

Упр. №45
Составь текст
«Умей вести себя»
с указанными ниже глаголами.
Не говори, не перебивай, не повышай, не мешай, не шепчи, не ставь, не критикуй.
13

Написание -тся, -ться в конце глаголов.

Упр. №46
Исправьте ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте:
Сестра любит братца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на

пятницу.

Упр. №47
Заполни перфокарту:
1) причёсывае(тся; ться); 2) освещае(тся; ться); 3) радова (тся; ться);

4) рассмея(тся; ться); 5) люблю учи(тся; ться); 6) без дела не сиди(тся; ться);

7) будет меня(тся; ться); 8) строя(тся; ться); 9) перебива(тся; ться);

10) повинова(тся; ться).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

- тся

- ться
14
15


В раздел образования