Автор: Боброва Любовь Александровна
Должность: Руководитель МО «Оркестровые инструменты», заведующая секцией «Струнно–смычковые инструменты», преподаватель
Учебное заведение: МБУДО «ДМШ № 1 им. М.И. Глинки»
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Концертно–конкурсная деятельность как метод мотивации в образовательном процессе"
Раздел: дополнительное образование
КОНЦЕРТНО-КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД
МОТИВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Боброва Л. А.
преподаватель высшей
квалификационной категории
МБУДО « ДМШ№1 им. М.И. Глинки» г. Смоленска
Молодые специалисты, начинающие свою педагогическую деятель-
ность, сталкиваются с рядом проблем, задач, и начинается по сути нара-
ботка опыта, педагогического мастерства. Многие дети приходят в музы-
кальную школу под влиянием родителей, но есть и другие, кто хочет кон-
кретно обучаться на том или ином инструменте. И сразу педагог должен
решить первую и очень важную проблему: заинтересовать ребенка процес-
сом овладения инструментом. Большинство детей, приходящих в ДМШ не
представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе
обучения. Ученики сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а
также и по другим предметам. Учащиеся и их родители не понимают и не
видят конечных результатов. Занятия на любом инструменте в определен-
ной степени сложнее, чем занятие в других отраслях искусства. Например,
в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где
он раньше видит конечные результаты своей работы. Дети и их родители
крайне мало слушают классическую и в частности скрипичную музыку.
Для поддержания интереса к занятиям встает необходимость повысить
мотивацию учащегося различными способами. И для успешного решения
данной проблемы необходимо применять весь спектр известных и адекват-
ных мер, чтобы увлечь каждого учащегося индивидуально. Чтобы занятия
с учениками проходили более продуктивно, для повышения мотивации
учащегося целесообразно применять выступления и участие в различных
видах концертов, а наиболее способных и в конкурсах.
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных со-
ставляющих учебно-воспитательного процесса. Вопрос мотивации широко
рассматривался в работах отечественных психологов: Божович Л. И., Галь-
перина П. Я., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л. и других. В настоящее
время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.
Все мотивы обучения можно подразделить на две большие катего-
рии. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и про-
цессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей,
потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умени-
ями, навыками и знаниями.
Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотноше-
ниями ребенка с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении
с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика повысить
уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в си-
стеме доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов
необходимы для успешного обучения музыканта любой специальности.
Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и
признанным и не нужно скупиться на награды учащимся и родителям: гра-
моты, дипломы, благодарности, подарки, сувениры – это все знаки отличия
от других, знаки уважения и признания.
Именно концертные выступления каждого ученика – это результат
напряженного, творческого, ответственного труда. Любой концерт – это
одна из возможностей показать себя и участие в них служат огромным сти-
мулом дальнейшего творческого роста ребенка. Опыт публичных выступ-
лений – это путь к повышению самооценки детей. Различные свойства на-
туры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия –
все это проявляется в публичных выступлениях.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОНКУРСЫ, ЗА И ПРОТИВ
Исполнительские конкурсы повсеместно играют важную роль в деле
выявления молодых талантов. Сторонники конкурсов считают, что конкур-
сы приносят реальную пользу, заключающуюся в признании победителей,
в возможности сравнивать творческие достижения. Противники конкурсов
указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участ-
ники конкурсов, указывают на то, что работа оценивается по ограниченно-
му репертуару.
Природа конкурсов действительно противоречива: они имеют свои
преимущества и свои недостатки. В последнее время число конкурсов для
детей растет. Конкурсы для детей обладают одним преимуществом, так как
представляют собой школу для преподавателей. Участие в конкурсах впол-
не соответствует естественной детской потребности соревноваться.
ПРИЧИНЫ ВОЛНЕНИЯ ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЯМИ
НА КОНКУРСАХ
Учащихся младших классов не испытывают эстрадного волнения, у
многих из них ещё не сформировалась оценочная шкала удачных и неудач-
ных выступлений.
Во-вторых, ещё не сформировалось понимание связи между требова-
ниями педагога и собственными возможностями для их выполнения. Толь-
ко в процессе обучения любовь к музыке, подкрепленная успехами и поло-
жительными оценками педагогов и взрослых, формируется в устойчивую
мотивацию к занятиям музыкой. Для учащихся младших классов (6-9 лет)
выступление в концерте ассоциируется с праздником, запечатленным в дет-
стве от посещения утренников с удивительными, красиво одетыми артиста-
ми, которым зрители хлопают и преподносят цветы. Вот эта праздничность
и необыкновенность ещё долго остается в сознании младших школьников.
Чаще всего младшие школьники выступают с удовольствием. Их
привлекает в концертном выступлении атмосфера праздничности и связан-
ные с ней атрибуты – сцена, объявление программы ведущим, выход к пуб-
лике, положительные переживания от всеобщего внимания, аплодисменты,
поздравления и т.д.
В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадно-
го волнения, закрепленные в подростковом сознании. Устойчивость психи-
ки и накопленный опыт концертных выступлений складываются в стерео-
типные реакции и переживания, которые бывает трудно преодолеть. Сло-
жившаяся жизненная позиция и выбор музыкальной профессии формиру-
ют комплекс эстрадных переживаний и заставляют старших подростков и
юношей вырабатывать свои эстрадные качества. Но в этом возрасте к неяс-
ной причине волнения добавляется борьба за достижение признания, часто
неосознанное стремление к подтверждению своих артистических возмож-
ностей.
Небезынтересно, что исполнителю небезразлично в какой – «своей»
или «чужой» – аудитории он выступает. До подросткового возраста учащи-
еся предпочитают выступать в «своей», «школьной» среде, для своих педа-
гогов, родителей, друзей и знакомых. Здесь они волнуются меньше, чем в
чужой аудитории.
Сценическое состояние учащегося зависит не только от того, на-
сколько надёжно выучено музыкальное произведение, но и от индивиду-
альной психики человека. Каждый человек по-своему переживает те или
иные моменты выступления. Волнение всегда имеет определенное объяс-
нение. Есть несколько причин страха перед сценой.
Первая причина – мысль о возможном провале.
Вторая причина – боязнь забыть текст из-за сильного волнения. Уче-
ник не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Уверен-
ность, что произведение выучено надёжно, спасает многих от волнения; но
требуется немалый опыт, чтобы научиться быстро и прочно запоминать
любой нотный текст. «Сама по себе память, тут по большей части не при
чём. Музыканты волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого,
что волнуются» – пишет Л. Коган.
Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороть-
ся» с волнением. Разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно за-
губить всю программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже,
нужно учиться слушать себя спокойно.
Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения
всегда лежат явления психологические. Уровень подготовки ученика зави-
сит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происхо-
дит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, ко-
торая всегда остается повышенным стрессовым фактором. Такое состояние
приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым.
Преодолеть его можно, если с помощью волевого усилия переключить вни-
мание
на
музыкальное
произведение,
продумывание
исполнительского
плана.
Пятая
причина
–
усталость.
Любая
форма
волнения
обостряется
усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать
состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Н. Перель-
ман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музы-
ки». Главное, что должен понять молодой исполнитель: выступление на
сцене – это не только испытание нервной системы на прочность, но и ра-
дость общения с публикой. Чем больше выходишь на сцену, тем больше
появляется уверенности, т. к. сцена – лучшее лекарство от волнения.
Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество
юных
исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение
обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является
одной
из
составляющих
системы
образовательного
процесса
ДШИ
и
ДМШ. Это движение создает необходимые условия для оптимального раз-
вития одаренных детей включая детей, чья одаренность на настоящий мо-
мент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей,
в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качествен-
ный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных
направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом. Воз-
можность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упор-
ной работы как учащихся так и преподавателей. Организованная конкурс-
ная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает
интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед
детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с
другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкур-
сах и фестивалях являются яркими показателями качества образования.
Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные.
Любой даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, ме-
роприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жиз-
ни музыкальных школ – это культурное событие, акция позволяющая осу-
ществлять «смотр» наличного состава (контингента) учащихся с выявлени-
ем одаренных детей, и оценку профессиональных «педагогических сил»,
помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, об-
мен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, за-
дач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо, то есть с понимани-
ем истинных ценностей и целей, организованные конкурсы становятся
сильными стимулами развития системы музыкально-исполнительского об-
разования, катализатором активности всех участников этой деятельности,
праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.
Исполнительские конкурсы, фестивали осуществляют комплексную
программу, в которую заложен широкий спектр музыкально-образователь-
ных,
художественно-творческих,
педагогических
и
психологических
проблем. Одна из наиболее сложных проблем – выбор конкурсной про-
граммы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художествен-
ные, технические возможности потенциального конкурсанта. От препода-
вателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возмож-
ностей ученика, его темперамента, энергетики, его «плюсов», которые сто-
ит подчеркнуть и «минусов», которые стоит максимально смягчить. Эта
тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар
и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки мате-
риала должна оставаться всегда. В конкурсной программе ученик должен
чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя
завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психо-
логическую зажатость и внешнюю скованность ученика в двигательном
процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения.
Главная направленность этой деятельности – развитие творческой
личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей.
Один из актуальных вопросов для преподавателей – вопрос подготовки
учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор
потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет
времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне
продуманная психологическая «тактика и стратегия» педагога, а также вер-
ный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот
процесс.
В детских конкурсах – фестивалях следует поощрять как можно
большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лау-
реатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать доста-
точное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие.
Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализиро-
ванных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: напри-
мер, за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-
то раздела конкурсной программы (пьесы современного композитора, этю-
да или виртуозной пьесы), а также отмечать обратившие на себя внимание
индивидуальные исполнительские способности качества некоторых кон-
курсантов – артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.
Учитель должен приложить все усилия, чтобы ребенок радовался
возможности померяться силами, а не стремился к завоеванию первенства.
Нельзя
апеллировать
к
его
тщеславию,
к
нездоровому
честолюбию.
Необходимо воспитывать другие качества: способность радоваться успеху
других, умение внимательно их слушать, учиться у них.
Возможность
участия
в
конкурсе
должна
являться
сильнейшим
стимулом для упорной работы на инструменте. У детей стремление к
состязанию намного естественнее, чем у взрослых. У детей, особенно у
робких, перед конкурсом может возникнуть чувство страха, но как раз для
них это состязание является хорошей тренировкой. Участие в конкурсах
ставит перед детьми конкретную цель, померяться силами с другими в
дружеском
состязании.
Именно
так
воспринимают
конкурсы
неиспорченные дети.
Если дети относятся к ним иначе, то причину следует искать в
ошибочных
позициях
преподавателей,
а
чаще
родителей.
Это
общие
ошибки
воспитания,
проявляющиеся
не
только
на
конкурсах.
Сюда
относятся, например, тщеславие некоторых педагогов и родителей. У детей
должно быть честолюбие и стремление к лучшим достижениям, плохо,
когда сюда примешивается зависть или стремление к созданию «маленьких
звезд». Но все эти недостатки, которые являются ошибками не конкурсов, а
людей.
Подытоживая, можно сказать, что конкурсы для детей чрезвычайно
полезны. Они открывают таланты, являются поучительной школой для
преподавателей,
развивают
у
детей
стремление
к
конкретной
цели,
укрепляют их нервную выносливость. Но конкурсы не должны являться
самоцелью, нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию.
Концерты, конкурсы-фестивали, большие и маленькие будут в ра-
дость, прежде всего детям, юным музыкантам. Участники должны ощутить
атмосферу праздника Музыки, пусть те, кто постарше, почувствовав вкус
победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий и воз-
можно дальнейшему профессиональному обучению.
Список литературы:
1.
Алексеев А. Воспитание музыканта – исполнителя // Советская му-
зыка, № 2 1980
2.
Бискер Л. М. Программа «Одаренные дети» // «Завуч», 2001. № 4
3.
Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология.
Сб: Спутник учителя. М., 1993
4.
Фишерова А. «Подготовка к конкурсу» изд. «Прага». М.: Музыка,
1981
5.
Штепан П. «Дети и конкурсы». М.: Музыка, 1981