Напоминание

"Концертно–конкурсная деятельность как метод мотивации в образовательном процессе"


Автор: Боброва Любовь Александровна
Должность: Руководитель МО «Оркестровые инструменты», заведующая секцией «Струнно–смычковые инструменты», преподаватель
Учебное заведение: МБУДО «ДМШ № 1 им. М.И. Глинки»
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Концертно–конкурсная деятельность как метод мотивации в образовательном процессе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




КОНЦЕРТНО-КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД

МОТИВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Боброва Л. А.

преподаватель высшей

квалификационной категории

МБУДО « ДМШ№1 им. М.И. Глинки» г. Смоленска

Молодые специалисты, начинающие свою педагогическую деятель-

ность, сталкиваются с рядом проблем, задач, и начинается по сути нара-

ботка опыта, педагогического мастерства. Многие дети приходят в музы-

кальную школу под влиянием родителей, но есть и другие, кто хочет кон-

кретно обучаться на том или ином инструменте. И сразу педагог должен

решить первую и очень важную проблему: заинтересовать ребенка процес-

сом овладения инструментом. Большинство детей, приходящих в ДМШ не

представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе

обучения. Ученики сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а

также и по другим предметам. Учащиеся и их родители не понимают и не

видят конечных результатов. Занятия на любом инструменте в определен-

ной степени сложнее, чем занятие в других отраслях искусства. Например,

в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где

он раньше видит конечные результаты своей работы. Дети и их родители

крайне мало слушают классическую и в частности скрипичную музыку.

Для поддержания интереса к занятиям встает необходимость повысить

мотивацию учащегося различными способами. И для успешного решения

данной проблемы необходимо применять весь спектр известных и адекват-

ных мер, чтобы увлечь каждого учащегося индивидуально. Чтобы занятия

с учениками проходили более продуктивно, для повышения мотивации

учащегося целесообразно применять выступления и участие в различных

видах концертов, а наиболее способных и в конкурсах.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных со-

ставляющих учебно-воспитательного процесса. Вопрос мотивации широко

рассматривался в работах отечественных психологов: Божович Л. И., Галь-

перина П. Я., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л. и других. В настоящее

время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие катего-

рии. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и про-

цессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей,

потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умени-

ями, навыками и знаниями.

Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотноше-

ниями ребенка с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении

с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика повысить

уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в си-

стеме доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов

необходимы для успешного обучения музыканта любой специальности.

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и

признанным и не нужно скупиться на награды учащимся и родителям: гра-

моты, дипломы, благодарности, подарки, сувениры – это все знаки отличия

от других, знаки уважения и признания.

Именно концертные выступления каждого ученика – это результат

напряженного, творческого, ответственного труда. Любой концерт – это

одна из возможностей показать себя и участие в них служат огромным сти-

мулом дальнейшего творческого роста ребенка. Опыт публичных выступ-

лений – это путь к повышению самооценки детей. Различные свойства на-

туры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия –

все это проявляется в публичных выступлениях.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОНКУРСЫ, ЗА И ПРОТИВ

Исполнительские конкурсы повсеместно играют важную роль в деле

выявления молодых талантов. Сторонники конкурсов считают, что конкур-

сы приносят реальную пользу, заключающуюся в признании победителей,

в возможности сравнивать творческие достижения. Противники конкурсов

указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участ-

ники конкурсов, указывают на то, что работа оценивается по ограниченно-

му репертуару.

Природа конкурсов действительно противоречива: они имеют свои

преимущества и свои недостатки. В последнее время число конкурсов для

детей растет. Конкурсы для детей обладают одним преимуществом, так как

представляют собой школу для преподавателей. Участие в конкурсах впол-

не соответствует естественной детской потребности соревноваться.

ПРИЧИНЫ ВОЛНЕНИЯ ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЯМИ

НА КОНКУРСАХ

Учащихся младших классов не испытывают эстрадного волнения, у

многих из них ещё не сформировалась оценочная шкала удачных и неудач-

ных выступлений.

Во-вторых, ещё не сформировалось понимание связи между требова-

ниями педагога и собственными возможностями для их выполнения. Толь-

ко в процессе обучения любовь к музыке, подкрепленная успехами и поло-

жительными оценками педагогов и взрослых, формируется в устойчивую

мотивацию к занятиям музыкой. Для учащихся младших классов (6-9 лет)

выступление в концерте ассоциируется с праздником, запечатленным в дет-

стве от посещения утренников с удивительными, красиво одетыми артиста-

ми, которым зрители хлопают и преподносят цветы. Вот эта праздничность

и необыкновенность ещё долго остается в сознании младших школьников.

Чаще всего младшие школьники выступают с удовольствием. Их

привлекает в концертном выступлении атмосфера праздничности и связан-

ные с ней атрибуты – сцена, объявление программы ведущим, выход к пуб-

лике, положительные переживания от всеобщего внимания, аплодисменты,

поздравления и т.д.

В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадно-

го волнения, закрепленные в подростковом сознании. Устойчивость психи-

ки и накопленный опыт концертных выступлений складываются в стерео-

типные реакции и переживания, которые бывает трудно преодолеть. Сло-

жившаяся жизненная позиция и выбор музыкальной профессии формиру-

ют комплекс эстрадных переживаний и заставляют старших подростков и

юношей вырабатывать свои эстрадные качества. Но в этом возрасте к неяс-

ной причине волнения добавляется борьба за достижение признания, часто

неосознанное стремление к подтверждению своих артистических возмож-

ностей.

Небезынтересно, что исполнителю небезразлично в какой – «своей»

или «чужой» – аудитории он выступает. До подросткового возраста учащи-

еся предпочитают выступать в «своей», «школьной» среде, для своих педа-

гогов, родителей, друзей и знакомых. Здесь они волнуются меньше, чем в

чужой аудитории.

Сценическое состояние учащегося зависит не только от того, на-

сколько надёжно выучено музыкальное произведение, но и от индивиду-

альной психики человека. Каждый человек по-своему переживает те или

иные моменты выступления. Волнение всегда имеет определенное объяс-

нение. Есть несколько причин страха перед сценой.

Первая причина – мысль о возможном провале.

Вторая причина – боязнь забыть текст из-за сильного волнения. Уче-

ник не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Уверен-

ность, что произведение выучено надёжно, спасает многих от волнения; но

требуется немалый опыт, чтобы научиться быстро и прочно запоминать

любой нотный текст. «Сама по себе память, тут по большей части не при

чём. Музыканты волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого,

что волнуются» – пишет Л. Коган.

Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороть-

ся» с волнением. Разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно за-

губить всю программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже,

нужно учиться слушать себя спокойно.

Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения

всегда лежат явления психологические. Уровень подготовки ученика зави-

сит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происхо-

дит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, ко-

торая всегда остается повышенным стрессовым фактором. Такое состояние

приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым.

Преодолеть его можно, если с помощью волевого усилия переключить вни-

мание

на

музыкальное

произведение,

продумывание

исполнительского

плана.

Пятая

причина

усталость.

Любая

форма

волнения

обостряется

усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать

состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Н. Перель-

ман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музы-

ки». Главное, что должен понять молодой исполнитель: выступление на

сцене – это не только испытание нервной системы на прочность, но и ра-

дость общения с публикой. Чем больше выходишь на сцену, тем больше

появляется уверенности, т. к. сцена – лучшее лекарство от волнения.

Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество

юных

исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение

обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является

одной

из

составляющих

системы

образовательного

процесса

ДШИ

и

ДМШ. Это движение создает необходимые условия для оптимального раз-

вития одаренных детей включая детей, чья одаренность на настоящий мо-

мент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей,

в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качествен-

ный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных

направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом. Воз-

можность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упор-

ной работы как учащихся так и преподавателей. Организованная конкурс-

ная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает

интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед

детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с

другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкур-

сах и фестивалях являются яркими показателями качества образования.

Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные.

Любой даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, ме-

роприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жиз-

ни музыкальных школ – это культурное событие, акция позволяющая осу-

ществлять «смотр» наличного состава (контингента) учащихся с выявлени-

ем одаренных детей, и оценку профессиональных «педагогических сил»,

помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, об-

мен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, за-

дач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо, то есть с понимани-

ем истинных ценностей и целей, организованные конкурсы становятся

сильными стимулами развития системы музыкально-исполнительского об-

разования, катализатором активности всех участников этой деятельности,

праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.

Исполнительские конкурсы, фестивали осуществляют комплексную

программу, в которую заложен широкий спектр музыкально-образователь-

ных,

художественно-творческих,

педагогических

и

психологических

проблем. Одна из наиболее сложных проблем – выбор конкурсной про-

граммы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художествен-

ные, технические возможности потенциального конкурсанта. От препода-

вателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возмож-

ностей ученика, его темперамента, энергетики, его «плюсов», которые сто-

ит подчеркнуть и «минусов», которые стоит максимально смягчить. Эта

тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар

и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки мате-

риала должна оставаться всегда. В конкурсной программе ученик должен

чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя

завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психо-

логическую зажатость и внешнюю скованность ученика в двигательном

процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения.

Главная направленность этой деятельности – развитие творческой

личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей.

Один из актуальных вопросов для преподавателей – вопрос подготовки

учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор

потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет

времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне

продуманная психологическая «тактика и стратегия» педагога, а также вер-

ный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот

процесс.

В детских конкурсах – фестивалях следует поощрять как можно

большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лау-

реатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать доста-

точное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие.

Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализиро-

ванных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: напри-

мер, за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-

то раздела конкурсной программы (пьесы современного композитора, этю-

да или виртуозной пьесы), а также отмечать обратившие на себя внимание

индивидуальные исполнительские способности качества некоторых кон-

курсантов – артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.

Учитель должен приложить все усилия, чтобы ребенок радовался

возможности померяться силами, а не стремился к завоеванию первенства.

Нельзя

апеллировать

к

его

тщеславию,

к

нездоровому

честолюбию.

Необходимо воспитывать другие качества: способность радоваться успеху

других, умение внимательно их слушать, учиться у них.

Возможность

участия

в

конкурсе

должна

являться

сильнейшим

стимулом для упорной работы на инструменте. У детей стремление к

состязанию намного естественнее, чем у взрослых. У детей, особенно у

робких, перед конкурсом может возникнуть чувство страха, но как раз для

них это состязание является хорошей тренировкой. Участие в конкурсах

ставит перед детьми конкретную цель, померяться силами с другими в

дружеском

состязании.

Именно

так

воспринимают

конкурсы

неиспорченные дети.

Если дети относятся к ним иначе, то причину следует искать в

ошибочных

позициях

преподавателей,

а

чаще

родителей.

Это

общие

ошибки

воспитания,

проявляющиеся

не

только

на

конкурсах.

Сюда

относятся, например, тщеславие некоторых педагогов и родителей. У детей

должно быть честолюбие и стремление к лучшим достижениям, плохо,

когда сюда примешивается зависть или стремление к созданию «маленьких

звезд». Но все эти недостатки, которые являются ошибками не конкурсов, а

людей.

Подытоживая, можно сказать, что конкурсы для детей чрезвычайно

полезны. Они открывают таланты, являются поучительной школой для

преподавателей,

развивают

у

детей

стремление

к

конкретной

цели,

укрепляют их нервную выносливость. Но конкурсы не должны являться

самоцелью, нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию.

Концерты, конкурсы-фестивали, большие и маленькие будут в ра-

дость, прежде всего детям, юным музыкантам. Участники должны ощутить

атмосферу праздника Музыки, пусть те, кто постарше, почувствовав вкус

победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий и воз-

можно дальнейшему профессиональному обучению.

Список литературы:

1.

Алексеев А. Воспитание музыканта – исполнителя // Советская му-

зыка, № 2 1980

2.

Бискер Л. М. Программа «Одаренные дети» // «Завуч», 2001. № 4

3.

Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология.

Сб: Спутник учителя. М., 1993

4.

Фишерова А. «Подготовка к конкурсу» изд. «Прага». М.: Музыка,

1981

5.

Штепан П. «Дети и конкурсы». М.: Музыка, 1981



В раздел образования