Автор: Шеренговская Елизавета Геннадьевна
Должность: студент
Учебное заведение: ВГПУ
Населённый пункт: г.Елец
Наименование материала: научная статья
Тема: "Специфика дистанционного обучения иностранному языку"
Раздел: высшее образование
Специфика дистанционного обучения иностранному языку
Нет сомнения в том, что дистанционное обучение английскому языку
открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно
расширяя и информационное пространство, и информационную сферу
обучения. Используя самые современные формы информационного обмена,
системного и межсистемного взаимодействия, обучение на расстоянии
предоставляет новые механизмы реализации межпредметных, межнаучных и
социокультурных связей.
В ходе такого обучения учащиеся должны приобретать и применять знания.
Организация самостоятельной деятельности обучаемых предполагает
использование новейших педагогических технологий, способствующих
формированию социальных качеств личности (умению выполнять различные
социальные роли, решая сложные познавательные задачи).
Информационная сфера обучения английскому языку должна быть
неограниченной по объему и открытой для информационного
взаимодействия, доступа и использования всеми субъектами образования. С
другой стороны, она должна быть определяемой стандартами обучения,
координируемой системами обучения и управляемой учителями английского
языка. То есть информационная сфера в качестве среды обучения
английскому языку должна иметь мощное систематизированное ядро
(базовую среду обучения), которое порождает эту сферу и все ее
информационные процессы и отношения.
Личностно ориентированная система образования предполагает возрастание
самостоятельности ученика в качестве ее подсистемы. Дистанционное
обучение английскому языку, использующее сетевые технологии и Internet,
позволяет реализовать в полном объеме информационные права всех
участников учебного процесса, и в частности, ученика в качестве
интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной
социальной системы.
Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной
деятельности, умением применять полученные знания в различных
ситуациях должна носить систематический характер и строиться как на
основе оперативной обратной связи (должна быть возможность обращения к
преподавателю), так и отсроченного контроля .
Предоставляя принципиально новые средства обучения, дистанционное
обучение английскому языку открывает и новые формы школьного обучения.
Однако значимость и роль средств дистанционного обучения английскому
языку в системе среднего образования можно определить только при
рассмотрении их во взаимосвязи со всеми другими средствами обучения –
субъектными, печатными, компьютерными (мультимедийными).
Учитель английского языка в качестве носителя знаний и, следовательно,
средства обучения не только передает свои знания и активизирует все
компоненты системы обучения, но и воспроизводит содержание обучения
английскому языку в доступном для восприятия виде, помогает
систематизировать получаемую учеником информацию и внедрить ее в его
личную систему знаний. Исходная информационная система сначала
разлагается им на составляющие элементы и отношения, затем воссоздается
в голове ученика. Печатные (книжные) и компьютерные средства обучения
английскому языку содержат модели изучаемых знаний и являются
самостоятельными объектами обучения только в усеченной системе
обучения – без учителя.
Английский online – это уникальная возможность получить дополнительное
образование или обновить свои знания не выходя из дома. Компьютер с
подключением к Internet позволит посещать уроки английского языка в
виртуальных школах, которых много как в Рунете, так и в Internet на других
языках. 30
Виртуальная действительность Internet-технологий воссоздает настоящую ат-
мосферу обучения в классе с учителем-профессионалом дома или в офисе.
Появляется возможность изучать язык в уютной домашней обстановке в
удобное время и в заданном темпе.
Подобный вид обучения (e-learning, т.е. обучение при помощи электронных
носителей информации) широко практикуется во всем мире, благодаря ряду
существенных преимуществ, а именно:
1.
гибкость учебного графика;
2.
отсутствие необходимости физически посещать учебное заведение и
тратить время на дорогу;
3.
значительная экономия, т.к. стоимость такого обучения в несколько раз
ниже стоимости очного обучения;
4.
интерактивность обучения, т.е. возможность общения посредством
Internet с реальным преподавателем-профессионалом и с другими
сокурсника-ми;
5.
индивидуальный подход к каждому студенту.
Весь процесс обучения в подобной виртуальной школе построен в режиме
online. При этом разработчики стараются учитывать все необходимые
требования к курсу изучения английского языка в дистанционной форме:
создание проекта на базе современных Internet-технологий;
использование мультимедийных возможностей компьютера;
привлечение учебных материалов, созданных носителями языка;
обеспечение возможности общения обучающегося с преподавателем
независимо от места их нахождения и разницы во времени;
организация виртуальных классов для учащихся с посещением уроков
преподавателем в реальном времени;
возможность общения между одноклассниками внутри группы;
предоставление возможности проделать пробный урок до начала занятий.
В программе изучения английского языка online присутствуют несколько
функций, которые обеспечивают ее интерактивность. Например, уроки-чаты
с преподавателем и другими учащимися школы; форум, где можно обсудить
различные актуальные темы; переписка по электронной почте с учителем и
собеседниками; проверка письменных заданий учителем в режиме online;
встроенный в программу дистанционного обучения табель успеваемости,
позволяющий учащимся корректировать свой индивидуальный темп
обучения.
Все эти функции создают ощущение обучения в реальном классе, в котором
не просто передают определенный объем информации, а помогают понять,
структурировать, запомнить новый материал с привлечением ранее
изученного. При этом опытный преподаватель организует, направляет и
контролирует учебный процесс, стимулируя интерес к учебно-
познавательной деятельности