Напоминание

Литературная гостиная "Александр Сергеевич Пушкин"


Автор: Котлярова Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ №31
Населённый пункт: г. Анапа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературная гостиная "Александр Сергеевич Пушкин"
Раздел: среднее образование





Назад




Литературная гостиная

«Александр Сергеевич Пушкин»

Оформление:

портрет АС. Пушкина; книжная выставка; на журнальном

столике – свечи, перо, чернильница, рукопись; звукозаписи (Г. Свиридов

музыка из к/ф «Метель», П. Чайковский «Времена года», «Сентиментальный

вальс», С.Прокофьев «Пушкинские вальсы»)

Ведущий 1 Добрый вечер, дорогое друзья!

Путь к вершинам духа - самый сложный, самый тернистый и трудный путь.

Но здесь у нас есть ориентиры: Гомер, Шекспир, Пушкин... Благодаря им мы

знаем, куда, в каком направлении двигаться - нам легче, но им было труднее -

они шли первыми. Гоголь так сказал: «Я догадался: Пушкин - это русский

человек, каким он будет через 200 лет». Пушкин - это священная тайна, это

явление природы. Нам еще предстоит познать и постичь его. Но гордость за

то, что русский человек вознесся к вершинам совершенства, что нет на

планете Земля уголка, где бы ни знали и ни чтили нашего соотечественника,-

эта гордость всегда с нами.

Сегодняшнюю литературную гостиную мы посвящаем светлой памяти гения

и человека, имя которому Александр Сергеевич Пушкин.

Презентация 1

Звучит «Баркарола» П.И. Чайковского

Чтец: (стихотворение Н. Брауна «Свет Пушкина»)

В слове «Пушкин» - все вместе: имя

И фамилия - все в одном.

Сплошь нетленными,

Золотыми

Все шесть букв его стали в нем.

Шестибуквие,

Шестизвучие...

А над ним-

Где-то там, над ним-

Светит имя его певучее.

О, как мы этот свет храним!

Свет стиха его - цвета молнии.

Ливни звездные в стекла рам.

Струи Сороти, полдня полные.

Вспышки острые эпиграмм.

Свет любви его,

Свет мгновения.

То, что « чудным» он окрестил,

Свет слепящего вдохновения.,

Свет - как светоч среди светил

Бессарабии степи вольные..

Холмы Грузии...

Плеск Невы...

И те помыслы,

Те крамольные,-

Не сносить ему головы!

Пламя жизни - как пламя свечки-

Вьется, мечется на ветрах.

Черный выстрел на Черной речке...

Гаснет сердце...

И, вся в слезах,

На коленях стоит Россия

У крамольных его дверей.

Императорские борзые

Всё вынюхивают...

Скорей

Прах опасный убрать...

И кони

Бьют, храпя, в передок саней,

Снежный крутень поземка гонит

В морды взмыленные коней.

Мчатся кони из века - в вечность,

И пылает живей живых

Вечный, пушкинский, человечный,.

Не подкошенный пулей стих.

Не скосить его,

Не пробить его,

Не убить никаким свинцом...

Скачут кони по снежным рытвинам,

Спит Россия мертвецким сном.

Спит ли?

Спится ль ей?

Нет ни лучика..

Мрак,

Но где- то встает, жарка,

Под гусиным пером поручика

Гневом дышащая строка.

Мчится горестное известие.

Хлещет вьюга, как мел, бела.

Слушай!

Слышишь, как бьет поэзия

В золотые колокола?

Видишь? Близок рассвет. Певучее

Имя « Пушкин» идет к живым.

Шестибуквие,

Шестизвучие...

О, как мы этот свет храним!

Ведущий 2 Александр Сергеевич Пушкин... что значит это имя для каждого

из нас? Пытаться ответить на этот вопрос - все равно, что пытаться

объяснить, что значит для человека мать или родина

Кажется, даже - не будь Пушкина - не было бы и нас.

Чем дальше от нас те тридцать семь лет, восемь месяцев и три дня, что были

отмерены поэту, тем пристальнее всматриваемся мы в его жизнь. Что ищем в

ней? Почему хотим знать все мельчайшие подробности? Однозначно на эти

вопросы не ответить.

Светлый гений Александра Сергеевича сопровождает каждого из нас всю

жизнь - от первого до последнего дня Он всеобъемлющ и поэтому необходим

нам в любую минуту, при любом случае- как доверительный советчик, как

учитель и утешитель, как пример верности и мужества

Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант,

смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви.

Ведущий 1 Уходили одни поколения, приходили другие, а Пушкин всегда

оставался живым, необходимым народу, к его поэзии обращались в дни

торжеств и в дни тяжких испытаний. Его имя стало символом борьбы и

надежд, светочем на самых трудных поворотах. Его стихи облагораживают

нашу душу, помогают находить ответы на трудные вопросы бытия.

Пушкин однажды заметил, что произведения истинных поэтов « вечно

юны»… Вечно юны для нас и пушкинские творения. Поэт учит нас Верности

и Благородству, Нежности и Любви.

Звучит «Январь» П.И. Чайковского.

Юноши и девушки читают стихи А.С. Пушкина

1.

«Ты и вы»

2.

« Я думал, сердце позабыло...»

3.

«Я вас любил...»

4.

« Что в имени тебе моем?»

5.

« Не спрашивай, зачем унылой думой...»

6.

« Храни меня, мой талисман»

7.

« Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»)

Звучит музыка из «Пушкинских вальсов» С. Прокофьева. Выходят двое

ведущих.

1-й ведущий:

Каков я прежде был, таков и ныне я:

Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

2-й ведущий: В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым

стихотворением. Многие его произведения были навеяны любовными

увлечениями поэта.

1-й ведущий: Наверное, у нас не было поэта, так много, так полно, так

разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно.

2-й ведущий: Свои идеалы он находил в России. Женские образы - от

крестьянки до графини - объединяет женское начало: кокетство и

игривость, верность и честь, красота и ум.

1-й ведущий:

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает.

Звучит «Вальс» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.

С. Пушкина «Метель». Девочки исполняют вальс.

На сцену выходит Марья Гавриловна, горничная несет за ней шаль и

подает ей стул. Марья Гавриловна садится, горничная накидывает на нее

шаль.

Марья Гавриловна (раскрывает книгу): Ах, эти французские романы!

Какая любовь! Какие чувства!

Горничная: Вам письмо.

Марья Гавриловна: Ах, это Владимир пишет (читает): «Если мы друг без

друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему

благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Умоляю венчаться тайно, скрываться несколько времени, а потом

броситься к ногам родителей».

Горничная: Марья Гавриловна тайно обвенчалась, но не с Владимиром.

Он вскоре уехал на войну с Наполеоном и погиб.

Марья Гавриловна: Прошел год. Никто не узнал о моей тайне. Я богатая

невеста. Но никому не подаю и малейшей надежды.

Горничная: В соседнюю деревню приехал в отпуск раненый гусарский

полковник.

Марья Гавриловна: Это Бурмин; он очень милый молодой человек. И

кажется, нрава тихого и скромного. Влюблен ли он? Это загадка для

меня. Я знаю, что ему нравлюсь, и я его отмечаю ото всех. Что же

удерживает его от признания?

Тихо звучит «Романс» Г. Свиридова из «Метели». Горничная уходит.

Марья Гавриловна одна слушает музыку.

Бурмин: Я давно ищу случая открыть свое сердце. Выслушайте меня и

простите. Я вас люблю, я вас люблю страстно.

(Марья Гавриловна низко наклонила голову.)

Я хочу открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую

преграду.

Марья Гавриловна: Она всегда существовала, я никогда не могла быть

вашей женою.

Бурмин: Я несчастное создание... я женат! И я не знаю, кто моя жена, и

где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

Марья Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте, я

расскажу после... но продолжайте, сделайте милость.

Бурмин: В начале 1812 г. я спешил в полк, попал в ужасную метель и

заблудился. Я увидел вдали огонек - это была церковь. Двери были не

заперты - я вошел. В церкви на лавочке сидела девушка в

полуобморочном состоянии, а другая терла ей виски. Старый священник

подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» «Начинайте,

начинайте, батюшка», - ответил я рассеянно.

Девушку подняли. Непонятная, непростительная ветреность... я стал

подле нее перед аналоем: священник торопился.

Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», - сказали нам. Жена моя обратила ко мне

бледное свое лицо. «Ай, это не он, не он», - вскрикнул» она и упала без

памяти.

Я вышел из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»

Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной

вашею женою?

Бурмин: Не знаю. В то время я так мало полагал важности в моей

проказе.

Марья Гавриловна: Боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?

(Бурмин бросается к ее ногам.)

Гаснет сеет. Звучит «Тройка» Г. Свиридова из «Метели». В это время на

сцену выносят столик, зеркало, различные баночки, расчески.

Начинается сцена из «Барышни-крестьянки». Лиза у зеркала, Настя ее

причесывает.

Настя: Позвольте мне сегодня пойти в гости в Тугилово.

Лиза: Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга навещают.

Настя: А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина.

Лиза: Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи потом

хорошенько, каков он собою и что он за человек.

(Настя уходит. Лиза садится за фортепиано, играет и напевает романс.

Настя входит с букетом полевых цветов.)

Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова, нагляделась

довольно.

Лиза: Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Настя: Барин прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно

нехорошо: за девушками слишком любит гоняться.

Лиза: Как бы мне хотелось его увидеть!

Настя: Да что ж тут мудреного? Наденьте толстую рубашку, сарафан, да

и ступайте смело в Тугилово. Ручаюсь вам, что Берестов уж вас не

прозевает.

Лиза: Какая славная выдумка. Ах, Настя, милая Настя! А по-здешнему я

говорить умею прекрасно. (Уходит.)

(Лиза в сарафане, с корзиной в руках.)

Лиза: Ах, собака злая.

Берестов: Не бойся, милая, собака моя не кусается.

Лиза: Да нет, барин, боюсь.

Берестов: Я провожу тебя, если ты боишься.

Лиза: А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская.

Берестов: Откуда ты?

Лиза: Из Прилугина. Я Акулина, дочь кузнеца-Василия, иду по грибы. А ты,

барин? Тугиловский, что ли?

Берестов: Я камердинер молодого барина.

Лиза: А лжешь, не на дуру напал. И одет-то не так, и баишь иначе.

(Берестов пытается обнять Лизу, но та уклоняется и принимает строгий и

холодный вид.)

Лиза: Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, то извольте

забываться.

Берестов: Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька, моя

знакомая, не девушка ли барышни вашей?

Лиза: А что думаешь? Разве я на барском дворе никогда не бываю?

Однако, болтая с тобой, грибов не наберешь. Иди-ка, барин, сторону, а я

в другую. Прощенья просим. (Расходятся.)

Лиза (читает письмо): «Милая Акулина, я предлагаю тебе мою руку. Будь

моей женой, я влюблен страстно, и никакие преграды не могут мне

помешать любить тебя. Мы будем жить своими трудами, за мне вовсе не

нравится, я не чувствую себя способным сделать счастливой».

Берестов (входя): Все будет решено. Объяснюсь с Лизой, она поймет.

(Лиза поднимает голову, вскрикивает и хочет убежать. Берестов

удерживает ее.)

Берестов: Акулина! Акулина!

Лиза: Оставьте же меня, сударь, с ума вы сошли?

Берестов: Это ты, Акулина, счастье мое. (Уходят.)

Гаснет сеет. Звучит «Тройка» Г. Свиридова из «Метели».

Ученики читают стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина».

1. Мы читать тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

2. Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч тот,

Когда на мир унылый мрак спустился.

3. И все еще горит нам светоч тот,

Все гений твой пути нам освещает,

Чтоб духом мы не пали средь невзгод;

О красоте и правде он вещает.

4. Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы,

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

5. Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный.

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!



В раздел образования