Напоминание

"Дополнительное образование в детском саду как средство самореализации детей с ОВЗ".


Автор: Салина Людмила Владимировна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование в детском саду как средство самореализации детей с ОВЗ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




г. Ноябрьск, ЯНАО Заведующий МАДОУ «Мальвина» Л.В. Салина Статья на тему: «Дополнительное образование в детском саду как средство самореализации детей с ОВЗ». Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, как основного, так и дополнительного является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Система дополнительного образования детей в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Дополнительное образование детей не рассматривается как некий придаток основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Наука рассматривает дополнительное образование детей как «особо ценный тип образования», как «зону ближайшего развития образования в России». Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую функции. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность воспитанникам заниматься творческой деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями и потенциальными возможностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей. Организация дополнительного образования детей осуществляется на основе приоритетных принципов: 1
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. 2. Ориентация на личностные интересы и способности детей. 3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. 4. Единство обучения, воспитания, творческого развития. 5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно- равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в детском саду и школе, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников и обучающихся. А главное, в условиях дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал, получать навыки адаптации к современному обществу и возможность полноценной организации свободного времени. Наше дошкольное учреждение является детским садом компенсирующего вида, деятельность которого социально-ориентирована, а потому приоритетным направлением является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Основной миссией ДОУ, как и всей системы непрерывного образования РФ является формирование успешных граждан, поэтому большое внимание уделяется дополнительному образованию. В учреждении реализуются 9 дополнительных образовательных программ, из них: спортивно-технической направленности – 1 («Юный шахматист»); физкультурно-спортивной направленности – 3 («Озорные-удалые», «Играйка-развивайка», «Дельфиненок»); художественно-эстетической направленности 5 («Юный художник», «Волшебная изонить», «Забавушка», «Веселые нотки», «Родничок») на данный момент работой кружков охвачено 118 человек из них детей-инвалидов 29. Возможность реализации дополнительных программ обеспечивается наличием взаимодополняющих факторов: - высококвалифицированного кадрового потенциала; - материально-технического обеспечения; - созданной предметно-развивающей среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка; - наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Программа дополнительного образования
«Юный шахматист»
является программой спортивно-технической направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идеи использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения воспринимает их именно как игру. Шахматы это не только игра, доставляющая детям 2
много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Дополнительная образовательная программа
«Озорные - Удалые»
направлена на развитие координационных способностей и ловкости у детей дошкольного возраста и основывается на физических, физиологических и возрастных особенностях детей 5-7лет. Педагогическая целесообразность внедрения в воспитательно-образовательный процесс данной программы заключается в использовании подвижных игр, как основного средства способствующему полноценному физическому развитию и оздоровлению дошкольников:  правильному и своевременному развитию костного аппарата, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы;  укреплению мышц сердца, развивают его способность приспосабливаться к внезапной изменяющейся нагрузке;  правильному развитию терморегулирующих и защитных функций кожи;  укрепляют дыхательную мускулатуру;  способствуют развитию артикулярного аппарата и обогащению словарного запаса;  развивают и укрепляют все группы мышц. Учитывая тот факт, что учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, внедрение дополнительной образовательной программы в образовательный процесс дошкольного учреждения является актуальной, так как данная категория воспитанников особо нуждается в коррекции нарушений психофизического развития. Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности
«Играйка



Развивайка»
направлена на коррекцию (исправление), реабилитацию (восстановление) и компенсацию нарушенных психофизических функций детей 5-7лет с ограниченными возможностями здоровья средствами фитбол-гимнастики. Педагогическая целесообразность внедрения в воспитательно-образовательный процесс данной программы заключается в приобщении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к миру физической культуры начиная с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей 5-7 лет с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями. Основной целью программы является содействие полноценному физическому развитию и коррекции различных деформаций позвоночника у детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачами данного кружка является: сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья двигательную ловкость и координацию в пространстве с помощью фитбол-мячей; помочь детям, преодолеть затруднения в двигательной активности; способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия на фитболах помогают детям-инвалидам, ограниченным в возможности заниматься физической культурой, преодолевать затруднения в двигательной активности, пространственной ориентировке, развивают произвольность движений, преодолевают гиподинамию, формируют двигательную ловкость, координацию, ритмичность движений, снимают двигательную скованность. «…Ребёнок, сражённый болезнью, остаётся человеком, остаётся личностью, и нуждается в том, в чём нуждается всякий человек и всякая личность…». Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания. Кружок
«Дельфинёнок»,
с использованием средств гидрокинезотерапии, является программой физкультурно-спортивной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, направлен на интеграцию системы коррекционного образования в единое образовательное пространство на основе внедряемых образовательно- 3
реабилитационных технологий, как наиболее эффективного механизма получения детьми с ограниченными возможностями полноценного качественного образования. Гидрокинезотерапия обеспечивает оптимальные условия для проведения рациональной тренировки мышц, вследствие возможности расслабления в водной среде спастически напряженных мышц, уменьшения контрактур и постепенного дозированного укрепления мышц. Средства гидрокинезотерапии, для детей страдающих церебральным параличом, направлены на воспитание в детях способности к действиям, помогающим ребёнку решать собственно развивающие и коррекционные задачи в различных областях обучения и всестороннее развитие имеющихся возможностей, которые могли бы опираться на двигательный потенциал ребёнка. Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается в идее применения дозированных коррекционных упражнений в сочетании с элементами плавания, как эффективного средства восполнения вынужденного дефицита движений детей, страдающих церебральным параличом, а также для исключения ситуаций, которые так часто приходится наблюдать - дети остаются вне бассейна из-за не возможности заниматься вместе со своими сверстниками. Программа дополнительного образования
«Юный художник»
является программой художественно-эстетической направленности, которая разработана на основании методик предложенных такими авторами как Р.Г.Казакова, И.А.Лыкова, Т.С.Комарова, Е.П.Торренс. Педагогическая целесообразность внедрения программы заключается в использовании нетрадиционных техник, как средства художественно-изобразительной деятельности, направленного на развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста, их индивидуальности и одаренности. Программа художественно-эстетической направленности
«Волшебная изонить»
для детей старшего дошкольного возраста нацелена на обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий для ее саморегуляции, формирование эстетического вкуса, творческих способностей, основывается на использовании техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства. Это техника создания картин из ниток на твердой основе. Её также называют вышивкой по картону. Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга), глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца), художественных способностей и эстетического вкуса. Новизна этой программы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления. Педагогическая целесообразность разработки данной программы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Кружок художественно-эстетической направленности
«Веселые нотки»
направлен на обеспечение целостного процесса развития интереса к эстетической стороне действительности, совершенствование и развитие голосового аппарата детей, повышение уровня исполнительских навыков, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, формирование музыкальной культуры ребенка, его творческой активности. Педагогическая целесообразность внедрения данной в воспитательно-образовательном процессе программы заключается, прежде всего, в доступности, функциональности, региональности, адресованности музыкального материала, что позволяет глубже осуществлять целенаправленную работу по развитию творческих способностей, навыков вокального творчества, формированию положительной самооценки, социализации и адаптации детей в современном обществе. Программа дополнительного образования
«Забавушка»
построена на основе народного искусства, которое является важным средством в эстетическом и нравственном 4
воспитании, способствует более углубленному изучению музыкального народного фольклорного творчества. Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение. «Принцип сквозного воспитания» лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, взятый из жизни, помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Педагогическая целесообразность разработки программы «Забавушка» – привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развивать у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу, нравственно-патриотческие чувства. Особо хочется отметить программу художественно-эстетической направленности
«Родничок»,
которая обеспечивает обучение, воспитание и развитие детей в соответствии с культурно - национальными особенностями русского народа средствами театрального искусства.
Одной из особенностей данной программы является интеграция
театра с музыкой, пантомимой, литературой, устным народным творчеством. Эмоционально воздействуя, музыка обеспечивает углубление, уяснение ребенком конкретного образа, формирует способность на чувственной основе размышлять, переживать его, обыгрывать движением рук, тела, мимикой лица, что предполагает глубокий анализ внешнего вида и внутреннего состояния.
Другой

отличительной

особенностью

данной

программы
от уже существующих,
является ее ориентация на детей с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелые нарушения центральной нервной системы). Используя «лечебные» возможности театра, в соответствии с требованиями президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 16.08.94 г.№474), в частности ее части «Дети – инвалиды»,
программа «Родничок» способствует реализации

самой главной цели
-
адаптации детей с тяжелыми нарушениями центральной нервной

системы в коллективе здоровых сверстников путем создания условий для социального,

культурного

самоопределения,

творческой

самореализации

личности

ребенка,

его

интеграции в системе мировой и отечественной культуры и позволяет решить большой

спектр самых разнообразных задач, а именно:

1.

Обучающие.
- познакомить с основами театрального мастерства; - расширить представление о творческих профессиях; - приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
2.

Развивающие.

-
развивать мотивациюличности к познанию и творчеству; - развивать творческие способности;
3. Воспитывающие.
- воспитывать интерес к культуре русского народа, желание сохранять его традиции; - воспитывать у здоровых детей толерантность в общении с «особыми» людьми.
4.

Коррекционные.
- Улучшать общее психическое состояние, обеспечивая эмоциональное благополучие ребенка; - Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление. - Снимать зажатость, скованность. - Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал. - Учить согласовывать свои действия с другими детьми. - Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях. - Развивать чувство ритма и координацию движений. 5
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность. - Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом. - Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. - Развивать дикцию на примере скороговорок и стихов. - Тренировать четкое произношение согласных. - Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. - Тренировать шаговые движения. - Активизировать эмоциональное и речевое общение. - Профилактика асоциального поведения. Учитывая данные особенности детей, в программе «Родничок» определены основные направления в работе: 1. Игровая терапия. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игр. Задача: обучать распознаванию эмоционального состояния, настроения окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также умению отображать свое собственное настроение с помощью интонаций голоса, мимики, жестов; устанавливать доброжела- тельные взаимоотношения между детьми, воспитывать толерантность, взаимопони-мание, терпимость; устранять комплексы и страхи, развивать уверенность в своих силах, собственной уникальности и неповторимости.
2.
Театральная игра. Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи: учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке; строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять определенные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно- этические качества.


3.
Ритмопластика. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4.
Речевой тренинг. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания свободы речевого аппарата. Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать произношение согласных на конце слова; пользоваться интонацией; пополнять словарный запас.
5.
Основы театральной культуры. 6
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (виды театрального искусства, культура зрителя). Задачи: познакомить с видами театрального искусства (драма, комедия, пантомима, балет, кукольный театр, настольный театр, театр теней и.т.п.), с театральной терминологией (портер, ложа, балкон, галерка, сцена, кулисы, суфлер, режиссер, сценарий, драматург, оркестровая яма, декорации, атрибуты, костюмерная, актер и т.д.).
6
. Работа над спектаклем. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах, постановках и включает в себя знакомство с содержанием сценария, работу над спектаклем - от этюда до рождения спектакля. Задачи: учить разыгрывать и сочинять этюды по сказкам, басням, потешкам и.п.; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонацией, выражающей разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение, жалость, презрение, осуждение, таинственность и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Программа «Родничок» разработана таким образом, что наиболее эффективно реализовать заложенный в ребенке потенциал возможно лишь в системе партнерского, творческого содружества детей и взрослых, когда взрослый является не авторитарным ведущим всего процесса, а старшим добрым и опытным товарищем, готовым всегда прийти на помощь. Эта обоюдная готовность к взаимопомощи, заложенная в концепции сотрудничества и методическом оснащении, - тонкий и психологически мощный прием развития не только нравственного и эмоционального, но и интеллектуального, творческого, деятельного потенциала, как ребенка, так и взрослого.
Заключение
Формами подведения итогов реализации программ дополнительного образования являются: - организация выставок, фотовыставок детского творчества в дошкольном образовательном учреждении; - участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов. Результативность реализации данных программ заключается в том, что дети, охваченные системой дополнительного образования, являются постоянными
участниками

конкурсов художественного творчества
различного уровня. Достижения воспитанников за последний период представлены следующим образом: - всероссийский конкурс детских рисунков «Вода, вода», 7 дипломов участника, 1 победитель; - всероссийский конкурс детских рисунков «Моя Родина-2011, 2012 г.», 1-е место; 2-е место; 13 участников; - всероссийский конкурс детских рисунков «Паучок и червячок», 7 дипломов участника, 2-е место; 3-е место; - всероссийский конкурс детских рисунков «Снова Осень», 2-е место; 12 дипломов участника; - всероссийский конкурс детских рисунков «Куда спешат красные машины», 1-е место; - всероссийский детский конкурс прикладного и изобразительного искусства «Школьный кутюрье», 3-е место; - всероссийский детский конкурс прикладного и изобразительного искусства «Приключения инопланетян в России» 11 свидетельств участника; - всероссийский конкурс детских рисунков «О далеких мирах», 2-е место; - XVIII городской конкурс-выставка детского художественно-прикладного творчества, посвященного международному дню авиации и космонавтики «Радуга -2011, 2012, 2013», 57 свидетельств участника, 3 диплома 1-й степени, 1 диплом 2-й степени; - городской тур окружного конкурса детских творческих работ «Осторожно, огонь!», 3 диплома победителя; 7
- городской конкурс рисунка для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказочный мир детства», диплом участника; - городской конкурс детского творчества «Дорога к Храму» 1-место, 2-место, 3-место; 30 дипломов участника.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются участниками социально-

культурных мероприятий, а именно:
- международный конкурс «К вершинам профессионального успеха» (диплом лауреата, театрализованная постановка); - международный конкурс «Здравствуйте, дети» (диплом участника, театрализованная постановка); - всероссийская акция «Добровольцы детям» (май, июнь 2012 г.); - всероссийская акция «Город равных возможностей» (сентябрь, октябрь 2011 г.); - всероссийский детский театральный конкурс «О Руси и о России) (1-е место, 2-е место, 2012 г., 2013 г.) - городской конкурс интеллектуалов (2 место 2010 г., 3 место 2011 г., 2-е место 2012 г.); - городская спартакиада дошкольников по плаванию (1-е, 2-е, 3-е место 2012, 1 место 2013 г.) - городской фестиваль по шашкам (1-е, 3-е место 2012 г.); - городской турнир по шахматам (участник 2012 г., участник 8 место из 28 участников 2013 г.); - фестиваль «Дорогой добра» (32 ребенка 2011 г., 37 детей 2012 г., 36 детей 2013 г.); - малые олимпийские игры для детей инвалидов (9 детей 2012 г.– 1 место, 10 детей 2013 г. – 1 место); - городские акции: «Поможем бездомным животным Ноябрьска» совместно с городским фондом «Право на жизнь» (2013 г.); «Шире круг друзей» совместное мероприятие с МБДОУ «Звездочка», гимназия №1, воскресной школой Храма Архистратига Михаила; «Подари жизнь» совместно с городским фондом «Вера, надежда, любовь». Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, наше дошкольное учреждение в полной мере реализует программы дополнительного образования, и для этого в учреждении созданы все необходимые условия для самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья. 8


В раздел образования