Напоминание

"Развитие и современное состояние деятельности следственно–оперативных групп"


Автор: Дубинин Сергей Геннадьевич
Должность: магистр юриспруденции
Учебное заведение: Волгоградский государственный университет
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие и современное состояние деятельности следственно–оперативных групп"
Раздел: высшее образование





Назад




Глава 1. Развитие и современное состояние деятельности

следственно-оперативных групп

1.1 Правовые основы деятельности следственно-оперативных

групп

В

настоящее

время

положениями

уголовно-процессуального

законодательства Российской Федерации не предусматривается возможность

образования

следственно-оперативной

группы.

В

соответствии

с

положениями ст. 163 УПК РФ установлено, в случае особой сложности, либо

большого

объема

по

уголовному

делу

предусматривается

производство

предварительного следствия следственной группой. Согласно с нормами ч. 2

ст. 163 УПК РФ лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

привлекаются к работе следственной группы, что и является основанием для

создания следственно-оперативной группы. В настоящее время в научной

литературе

не

достаточно

исследованы

такие

правовые

категории

как«следственная группа», «сложность и большой объема по уголовному

делу». Несмотря на то, что в научной и специальной литературе авторами

определяются

такие

понятия

как«следственно-оперативная

группа»,

«многоэпизодность» и «социально-политическая значимость совершенного

преступления», однако данные понятия так и остаются дискуссионными и до

сих пор не выработано единого мнения касательно определения данных

правовых категорий.

Достаточно

внимания

известных

ученых

криминалистов

уделяется

исследованию

вопросов

организации

и

взаимодействия

органов

предварительного следствия и подразделений органов дознания.

Следует указать, что с развитием современного общества, большинство

установленных

уголовно-процессуальных

форм,

что

должны

быть

направленны

на

борьбу

с

преступностью

утратили

свою

эффективность.

Преступления,

связанные

с

организацией

преступного

сообщества,

или

преступной

организации,

отличаются

хорошей

спланированостью,

законспирированостью,

также

лица,

совершающие

пре ступные

посягательства,

своими

действиями

осуществляют

противодействия

предварительному расследованию и разбирательству дела суде. С этой целью

они совершают всевозможные действия, которые направленны на сокрытие

своей деятельности, имеющая признаки преступнойс этой целью данными

лицами

создаются

ложные

алиби,

совершаются

действия,

которые

направлены

науничтожение

доказательств,

сокрытию

места

сбыта

похищенного и соучастников, воздействуют на свидетелей, потерпевших с

применением

незаконных

средств.

С

целью

осуществления

эффективной

деятельности следователя с момента предварительной проверки,полученного

сообщения

про

совершенноепреступление

до

окончания

разбирательства

д е л а в

с уд е

и м е е т

м е с т о ,

и с к л юч и т е л ь н о ,

е с л и

и м

б уд у т

использованывсевозможные силы, средства и методы оперативно-розыскной

деятельности, что требует постоянного оперативного сопровождения.

Большинство

ученых

абсолютно

правы,

делая

вывод,

чтоосновным

приоритетом

оперативно-розыскных

возможностей

выступаетвыявление

и

документирование признаков преступления в уголовном преследовании.

В

данном

случае

считаем

необходимым

с

мнением,

которое

высказывает Ю.В. Бескровный, который считает, что «следственная группа

имеет существенные от следственно-оперативной группы», потому как в

соответствии

с

положениями

ст.

163

УПК

РФ

создание

следственной

группыосуществляется

руководителем

следственного

органа,

и

должно

состоятьисключительно

из

числа

следователей.

Наряду

с

этим

следует

указать,

что

в

соответствии

с

положениями

ч.

2

ст.

163

УПК

РФ

лицо

осуществляющее

руководство

данной

группы

вправе

привлекать

должностных лиц органов, осуществляющихдеятельность, которая связанны

с

оперативно-розыскнойимея

цель

привлекать

к

участию

таких

лиц

в

деятельности

данной

группы.Данная

деятельность

осуществляется

на

основании требований, которые устанавливает положения п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК

РФ. Необходимо указать, что исходя из смысла п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ

следует, что такая деятельность руководителя, при взаимодействии с органом

дознания разовая. Помимо прочего если, проанализировав положения ст. 163

УПК РФ, руководитель данной группы исходя из норм, закрепленных с в ст.

139 УПК РФ в которой идет речь, что руководитель следственного органа не

имеет полномочийкасательно ходатайства о создании оперативно-розыскной

(поисковой), или оперативной группы,или следственно-оперативной группы с

целью

осуществлениянепосредственное

взаимодействие

со

следственной

группой

касательно

конкретного

уголовного

д е ла о су ще с т вляя

предварительное расследование.

Проанализировав

положения

норм

уголовно-процессуального

законодательства в частности ст. 163 УПК РФ и ст. 38 УПК РФ руководитель

следственной

группы,следователь,

член

следственной

группы

наделяются

правом

только

лишь

единоразово

в

письменном

виде

давать

поручения,

органу

дознания

илидолжностному

лицу,

осуществляющих

деятельность,

связанной с оперативно-розыскной.

А н а л и з

н о р м

у г о л о в н о - п р о ц е с с у а л ь н о г о

з а к о н а ,

устанавливающихпорядок

образования

и

функционирование

временно

действующих

подразделений,

которые

создаются,

имея

своей

целью

расследовать преступленияс привлечением группы следователей, дает нам

возможность

сделать

вывод

что

положениями

уголовно-процессуального

законодательства не закреплены положения, которые бы давали возможность

создавать

следственно-оперативные

группы,

илипридавать

оперативной

группе, имеющая непосредственноеподчиненние следственной группе такой

статус. Например, с целью расследования неочевидных, тяжких и особо

тяжких, серийных преступлений создание дежурнойили специализированной

следственно-оперативной

группы

(бригады).

Необходимо

отметить,

что

несмотря

на

то,

что

положениями

действующего

законодательства

не

предусмотрено

создание

таких

групп,

однако

для

этого

созданы

все

необходимые предпосылки.

Необходимо

отметить,

чтов

отдельных

ведомственных

нормативно-

правовых актах имеется указания на функционирование и формирование

следственно-оперативной

группы,

с

целью

расследования

разнообразных

преступных деяний, а также указанными актами устанавливается условия и

порядок

их

деятельности.

К

примеру,

совместный

документ

Министра

внутренних дел России, который был согласован с Федеральными органами

исполнительной власти, которые были в этом заинтересованы, Генеральной

прокуратурой России и Следственнымкомитетом России, стал основой для

Постановления Правительства России № 258 от 21 марта 2015 г. «О Порядке

создания

и

деятельности

совместных

следственно-оперативных

групп

на

территориях государств – участников содружества независимых государств»,

который был утвержден распоряжением Президента России от 31 марта 2015

г.

72-РП.

Данный

документ

создает

условия

в

случае

подписания

соглашения вносить в его проект изменения, не имеющихпринципиального

характера.

Проанализировав практику создания таких групп необходимо указать,

что в отдельных случаях могут быть созданы и функционировать постоянно-

действующие межведомственные группы, следственно-оперативные группы,

которые

расследуют

некоторые

видыили

группы

преступлений,

или

создаются с целью раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, также

могут быть созданы специальные подразделения, которые расследуют так

называемые «глухари».

В

с л о ж и в ш е й с я

с л о ж н о й

к р и м и н о г е н н о й

с и т у а ц и и

правоохранительные органы вынуждены постоянно усовершенствовать свою

деятельность,

которая

имеет

непосредственную

связь

с

осуществлением

планирования,

расстановки

сил

и

средств,

а

также

для

осуществления

обменом оперативной информацией касательно правонарушений, имея цель

предупреждать,

выявлять,

пресекать,

раскрывать

и

расследовать

преступления.

В соответствии с положениями ст. 163 УПК России регламентируется

порядок

создания

следственной

группы,

что

касается

следственно-

оперативной

группы

то

ее

создание

регулируетсянормативно-правовыми

актами

МВД

или

СК

РФ

при

осуществлении

своей

деятельности

такие

группы должны руководствоваться положениями действующего уголовно-

процессуального

законодательства.

Основной

цель

создания

таких

групп

выступает

расследованиенеочевидных,

тяжких

или

особо

тяжких,

многоэпизодных дел, характеризующихся определенной сложность, также их

создание связано с тем, то возникает необходимость выполнять большой

объем

работы

при

производстве

следственных

и

иных

процессуальных

действий.

Также такие группы создаются с целью расследования преступлений

которые носят межрегиональный, транснациональный, межгосударственный

характер,

при

этом

в

обязательно

порядке

используются

возможности

Интерпола. В соответствии с положениями ФЗ «Об оперативно-розыскной

деятельно сти»

оперативно-розыскные

(поисковые)

группы

по

собственнойинициативе могут осуществлять оперативное сопровождение и в

процессе,когда идет судебное разбирательство и исполнения наказания.

Проанализированные

выше

нормы

законодательства

регулируют

вопросы связанные созданием и функционированиемуказанных групп, в том

ч и с л е

п р и

у ч а с т и и

с о т р у д н и к о в

о р г а н о в ,

к о т о р ы е

осуществляютдеятельность, связанную с оперативно-розыскной, имей цель

противодействовать организованной преступности.

Таким образом, на основании

вышеизложенного мы можем сделать

вывод,

что

в

настоящее

время

назрела

необходимость

б ол е е

глубжепроанализироватьэффективность

деятельности

исследуемых

нами

групп и работы их руководителей, особое внимание необходимо уделить

положениям,

которые

касаются

созданияуказанных

групп

имея

цель

расследовать

уголовные

дела,

которые

имеют

общественно-политическое

значение

и

находящихся

на

контроле

межведомственных

рабочих

групп,

которые занимаются вопросами противодействия организованным формам

преступности.

Также

необходимо

увеличить

уровень

ответственности

руководителей

таких

групп,

которыеосуществляют

расследование

преступлений,

совершенных

организованной

группой,

преступным

сообществом

либо

бандой,

а

также

лицами,

которые

на

основании

имеющихся

оперативных

данных

имеют

отношение

к

представителям

организованной преступности. Для выработки единого подхода создания и

функционирование

исследуемых

нами

групп

необходимо

совместная

деятельность с руководителями органов, которые осуществляют оперативно-

розыскную деятельность.

1.2 Понятие следственно-оперативных групп

Главным

условием

быстрого

раскрытия

и

расследования

тяжких

и

особо

тяжких

преступлений

является

взаимодействие

субъектов

расследования

с

другими

правоохранительными

органами.

Необходимо

отметить,

что

без

эффективного

решения

основной

задачи

органов

предварительного

следствия

касательно

раскрытия

и

расследования

преступлений

без

взаимодействия

соответствующих

правоохранительных

органов практически невозможно.

Взаимодействие

может

быть

осуществлено

в

различных

формах,

в

первую очередь оно направлено на совершение совместных согласованных

действий

следователя

и

органов

дознания.

Необходимо

отметить,

что

в

теории уголовного права и криминалистики нашли отражение множество

форм

взаимодействия

должностных

лиц

правоохранительных

органов,

однако

для

на

представляет

интерес

наиболее

значимым

с

практической

точки

зрения

такие

две

формы

взаимодействия

как:

процессуальная

и

непроцессуальная (организационная).

Процессуальная

форма

взаимодействия

следователя

с

иными

правоохранительными

органами

осуществляется

на

основе

положений

Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Проявление процессуальной сущность деятельности следователя состоитв

том, что законодатель наделяет его как процессуально самостоятельное лицо

соответствующими

полномочиями,

что

связанны

с

расследованием

преступлений.

К

примеру,

положениями

УПК

РФ

установлено,

что

следователь

имеет

право

давать

органу

дознания

обязательные

для

выполнения

поручения

в

письменном

виде,

связанные

с

проведением

соответствующих

оперативно-розыскных

мероприятий

(далее

ОРМ)

в

случаях и порядке, который установлен УПК РФ. Также он имеет право

осуществлять

отдельные

следственные

действия,

которые

связаны

с

исполнением

постановления

о

задержании,

приводе,

об

аресте,

о

производстве

и

других

процессуальных

действий,

а

также

получать

содействие

при

их

осуществлении.

По

нашему

мнению

самым

ярким

примером процессуальной формы взаимодействия является осуществление

деятельности следователя в рамках следственной группы.

Наряду

с

процессуальной

формой

взаимодействия

осуществляется

непроцессуальная (организационная), которая также как первая направлена

на

эффективное

раскрытие

и

расследование

наиболее

сложных

и

резонансных преступлений. Непроцессуальные формы устанавливаются на

основе

указов

Президента

Российской

Федерации,

межведомственных

и

ведомственных нормативно-правовых актов.

Чтобы предварительное расследование было осуществлено как можно

качественней по наиболее сложным уголовным делам в связи с тем, что

необходимо

совершить

большой

объем

следственных

и

других

процессуальных

действий

должны

быть

осуществлены

такие

формы

взаимодействия как:

- создание следственно-оперативной группы (далее – СОГ) с целью

расследования определенных преступлений;

-

привлечение к деятельности следственной группы сотрудников

оперативных подразделений в порядке, который предусмотрен положениями

УПК РФ.

К

организационным

формам

взаимодействия

можно

отнести:

осуществление

обменом,

полученной

информации

между

членами

следственных и следственно-оперативных групп; осуществление совместного

планирования

производства

следственных

действий

и

проведения

ОРМ;

ознакомить следователя с данными, которые были получены оперативно-

розыскным путем.

Как и большинство авторов, мы считаем, что наиболее эффективной

формой организации взаимодействия среди других является следственно-

оперативная группа. Также необходимо отметить, что большинство экспертов

в данной области считаю, что расследованию преступлений в составе СОГ

должно

отводиться

значительное

место

в

практике

правоохранительных

органов, однако в настоящее время действующее уголовно-процессуального

законодательство

не

закрепляет

само

понятие

СОГ,

а

также

не

регламентирован порядок и основания ее создания.

Положениями УПК РФ закрепляется понятие, которое

близкое по

своему значению – следственная группа. Согласно с положениями ч. 1 ст. 163

УПК РФ производство предварительного следствия по уголовному делу в

случае

его

сложности

или

большого

объема

может

быть

поручено

следственной

группе.

Для

создания

такой

группы

основанием

служит

постановление

руководителя

следственного

органа.

В

указанной

статье

закреплены

положения,

на

основании

которых

регулируется

порядок

формирования состава следственной группы, полномочия ее руководителя и

членов. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные

лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Необходимо отметить, что в правовой литературе можно встретить

разные

варианты

определения

термина

«следственная

группа»:

«группа

следователей», «бригада следователей», «следственная бригада» и др.

В

рамках

нашего

исследования

считаем

необходимым

рассмотреть

разные

мнения

авторов

касательно

того,

что

же

собой

представляет

следственная группа. И.Ф. Герасимов и Л.Я Драпкин дают такое опредление

следственной

группе

(бригаде)

это

кооперация

лиц,

которая

характеризуется

функциональным

единством

и

выполняют

комплекс

однородных действий. Такой автор как М.Ю. Тарасов определяет данное

понятие как объединение труда определенного числа следователей, которые

осуществляют

расследование

одного

и

того

же

уголовного

дела

одновременно.

Необходимо указать, что приведенные выше определения следственной

группы не в полной мере раскрывают суть исследованного понятия, это

связано с тем, что в данных определениях нет указаний на процессуальный

характер

формирования,

неупоминается,кто

должен

осуществлять

руководство группой, а также отсутствует указание на цель, с которой они

создаются, а также не предусмотрены случаиих создания.

По нашему мнению наиболее полное определение было предложено

И.А. Цоколовым. По его мнению, следственная группа (бригада) – временное

формирование,

которое

создается

на

основываясь

на

положениях

законодательства, которое создается с целью осуществления расследования

определенного уголовного дела, чтобы как можно быстрее и полной мере

раскрыть и расследовать преступления, такое формирование, как правило,

состоит их нескольких следователей, один из которых принимает дело к

своему

производству

и

осуществляет

руководство

действиями

иных

следователей. Такой автор какМ.М. Шамсутдинов предлагает несколько иное

определение

исследуемого

понятия.

Это

единая

процессуальная,

организационно-управленческая

общность

следователей,

которые

уполномочены

расследовать

уголовное

дело

на

основании

вынесенного

решения

прокурора

либо

начальника

следственного

отдела

согласно

с

положениями

с

уголовно-процессуального

законодательства,

ими

осуществляется

расследованиемногоэпизодных

дел,

в

которых

участвуют

большое число соучастников, тяжких и особо тяжких преступлений, которые

представляют особую общественную опасность, создание данного группы,

имеет своей целью наиболее оптимально обеспечить выполнения назначения

уголовного судопроизводства.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что приведенные выше

определения более полно раскрывают

понятия исследуемой нами группы,

чем те которые нами были приведены ранее, однако следует указать, что они

не в полном объеме соответствуют требованиям уголовно-процессуального

законодательства, так как в соответствии с ч. 2 ст. 163 УПК РФ решение о

производстве

предварительного

следствия

следственной

группой,

об

изменении

ее

состава

может

принимать

решение

только

руководитель

следственного органа.

Необходимо

отметить,

что

положениями

уголовно-процессуального

законодательства регулирующие вопросы деятельности следственной группы

не уменьшает значения следственно-оперативной группы. Следует указать,

следственная

группа

имеет

отличительные

характеристики

от

СОГ,

перваясоздается с целью расследования уже возбужденного уголовного дела,

а деятельность СОГ актуальна на этапах возбуждения уголовного дела, при

осуществлении предварительной проверки. Иными словами, деятельность

СОГ

предполагает

обоснованное

возбуждение

уголовного

дела,

или

обусловлена возбуждением уголовно-процессуальных отношений. Исходя из,

приведенных выше положений можно сделать вывод, что в настоящее время

назрела необходимость в более подробном законодательномрегулировании

вопросов, связанных с основаниями, порядком и условиям создания СОГ.

По

нашему

мнению

справедливым

является

высказывание

И.П.

Можаевой и В.В. Степановым касательно того, что положения ст. 163 УПК

РФ

не

дают

возможность

говорить

о

СОГ.

Необходимо

отметить,

что

в

положениях

указанной

статьи

не

употребляется

данный

термин,

и

то

обстоятельство,

что

к

работе

следственной

группы

привлекаются

должностные лица органов, которые осуществляют оперативно-розыскную

деятельность,

не

влияет

на

данное

положение.

По

мнению

указанных

авторов,

привлечение

сотрудников

оперативных

подразделений

к

работе

следственной группы не является основание для создания СОГ.

Г.А. Кокурин дает такое определения понятие следственно-оперативной

группы – это постоянное либо временное организационное формирование, в

состав

которого

входят

следователи,

оперативные

работники

органов

внутренних

дел

и

других

специалистов,

которые

используютсредства

и

методы, что свойственныедля их деятельности, и которые создаются для

улучшения

организации

деятельности,

связанной

с

раскрытием

и

расследованием преступлений.

Проанализировав данное определение можно сделать вывод, что в нем

описываются

признаки

СОГ,

однако

они

ограничены

перечислением

ее

участников

и

целью

их

объединения.

Кроме

указанных

характеристик

указанные

авторы

не

раскрылидругие

качественные

характеристики

указанного организационного формирования.

По мнению С.В. Бажанова исследуемое нами понятие представляет

собой

организационно-процессуальное

формирование

следователей

и

оперативных работников ОВД, которые под руководством следователя, что

принял дело к производству, осуществляют совместное, согласованное по

целям, месту и времени раскрытие и расследование сложных и больших по

объему уголовных дел о наиболее опасных преступлениях.

Анализ данного понятия позволяет нам сделать вывод, что данный

автор

предпринял

попыткудать

характеристику

структурыуказанного

формирования,

которая,

согласно

с

положениями

данного

определения

достаточно

проста

и

состоит

в

том,

что

«следователь

и

оперативные

работники

ОВД,

которые

ему

подчиняются»,

такая

структура

не

соответствует

современной

следственно-оперативной

практике,

поскольку,

как правило, всостав СОГ могут входить как сотрудники ОВД, так и других

правоохранительных

органов

и

служб.

Также,

исходя

из,

данного

определения

автор

достаточно

сильно

сузил

круг

преступлений,

для

расследования которых создается СОГ. Как свидетельствует практика такие

объединения

создаются,

как

для

расследования

сложных,

резонансных

уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, так и для того, чтобы

разрешить менее глобальных задач.

Проанализировав различные понятия, мы можем сделать вывод, что для

создания

СОГ

не

достаточно,

чтобы

преступление,

что

совершено

было

тяжким, расследование которого характеризовалось как сложное и большого

объема уголовного дела. Потому мы считаем, что основанием для создания

такого

формирования

должно

стать

невозможность

либо

возникшие

трудности при раскрытии и расследовании преступления без постоянного и

(или) интенсивного участия сотрудников оперативных подразделений.

Как дополнительными условиями создания таких объединений могут

выступать:

отработка

большого

числа

следственных

в е р с и й ;

запланированные

сложные

следственные

действия,

которые

связанные

с

большим

числом

участников

и

эпизодов

преступной

деятельности;

проведениемножества

следственных

действий

и

оперативно-розыскных

мероприятий по разным направлениям (эпизодам) расследования; резонанс

преступления, что было совершено и др.

По нашему мнению в связи с тем, что в положениях законодательства

до настоящего времени отсутствует установленный порядок создания такого

объединения, положения о функционировании и прекращении деятельности,

полномочий

ее

членов

не

способствует

взаимодействию

следователя

и

сотрудников

оперативных

подразделений.

Потому

мы

считаем,

что

в

настоящее

время

назрела

необходимость

у

законодателя

внести

соответствующие изменения и дополнения в норму УПК РФ, основываясь на

которых

было

бы

закреплено

понятие

таких

объединений

как

формы

взаимодействия

следственных,

оперативно-розыскных

подразделений

правоохранительных органов:

«Статья 163.1. Производство предварительного следствия следственно-

оперативной группой

1.

Производство предварительного следствия по уголовному делу в

случае тяжести (опасности) преступления, сложности либо большого объема

работы по уголовному делу, специфики расследования дел определенной

категории при необходимости постоянного и (или) интенсивного оперативно-

розыскного

обеспечения

деятельности

следователя

(следователей)

может

быть

поручено

следственно-оперативной

группе,

о

чем

должно

быть

вынесено отдельное постановление.

2.

Руководители

следственного

органа

и

оперативно-розыскных

подразделений

принимают

решение

касательно

п р о и з в од с т ва

предварительного следствия такой группой, также ими принимается решение

об изменении ее состава, про, что должно быть вынесено соответствующий

приказ (постановление). В данном документе перечисляются все следователи,

которыеосуществляют производство предварительного следствия, кроме того

указывается,

кто

назначен

руководителем

следственной

группы,

а

также

должностные лица органов, которые осуществляют оперативно-розыскную

деятельность, а также кто из них является старшим».

С этой целью также необходимо дополнить п. 1. ч. 1 ст. 39 УПК РФ,

положением согласно с которым руководитель следственного органа имеет

право для создания таких объединений, изменения ее состава согласовав это с

руководителем соответствующего оперативного подразделения.

Необходимо

отметить,

что

внесение

таких

изменений

в

УПК

РФ

создаст

условия

для

оптимизации

процессуально-организационной

деятельность субъектов расследования. Считаем необходимым согласиться с

мнением,

которое

высказывает

И.А.

Цоколовкасательно

того,

что

следственная

и

следственно-оперативная

группы

ни

уголовно-

процессуальным

законодательство,

ни

теорией

не

рассматриваются

как

самостоятельные

субъекты

уголовного

процесса.

Потому

считаем

целесообразным указанные объединения рассматривать как коллегиальный

субъект расследования преступлений, о чем необходимо дополнить нормы в

УПК

РФ.что

даст

возможность

придать

процессуальный

характер

отношениям участников такой группы как единого субъекта расследования.

Таки

образом

можно

сделать

вывод,

что,

несмотря

на

то,

что

законодателем

была

предпринята

попытка

отграничить

процессуальную

деятельность

от

другой

правоохранительной

деятельности,

однако

эффективность

и

своевременность

раскрытия

и

расследованияотдельных

категорий

преступлений

предполагает,

что

необходимо

сочетать

процессуальную,

организационную

и

тактическую

деятельности,

что

становиться

возможнымисключительно,

если

будет

эффективное

взаимодействий

соответствующих

субъектов

правоохранительной

деятельности.

1.3.Классификация следственно-оперативных групп

В

настоящее

время,

по

мнению

экспертов

следственно-оперативная

группа является основной организационной и самой эффективной формой

взаимодействия органов следствия и дознания. Однако на сегодняшний день

в положениях современного уголовно-процессуального законодательства РФ

нет

норм,

которые

бы

закрепляли

основания,

порядок

создания

и

функционирования

такой

группы,

но

и

не

закреплено

само

понятие

«следственно-оперативная группа».

Необходимо указать, что «Инструкция о взаимодействии следователей,

оперативных работников УР, БХСС и дежурных частей при возбуждении

уголовных дел и расследовании преступлений», которая была утверждена

приказом МВД СССР №64 от 20 февраля 1979 года является документом,

который в своих положениях наиболее полно отобразили взаимодействия

между следственными и оперативными подразделениями органов внутренних

дел, что сыграли свою роль, и положительно отразились на формировании, и

укреплении такого взаимодействия. Следует указать, что имеются и другие

нормативно-правовые

акты,

которые

рассматривают

во п р о с о в

взаимодействия. Однако по нашему мнению особого внимания заслуживает,

утверждена

«Типовая

инструкция

об

организации

работы

постоянно

действующих следственно-оперативных групп по раскрытия умышленных

убийств»,

утвержденная

совместным

указанием

Генерального

прокурора

СССР и МВД СССР №31/15-1985 г. В 1993 году вводиться в действие новая

«Типовая

инструкция

об

организации

работы

постоянно

действующих

следственно-оперативных групп по расследованию умышленных убийств»,

которая

была

утверждена

совместным

указанием

Генеральной

прокуратурыРоссийской Федерации и МВД России №31516-93 от 02 июня

1993 года и №1/3452 от 02 августа 1993 года «О введении в действие типовой

инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-

оперативных групп по расследованию умышленных убийств». Необходимо

отметить,

что

данный

приказ

с

1993

года

не

применяется,

однако

в

дальнейшем его положения были учтены.

Впервые в мае 1995 года в оборот было введено понятие «совместная»

или

«межведомственная

следственно-оперативная

группа»,

на

основании

совместного приказа Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних

дел, Федеральной службы безопасности и Департамента налоговой полиции

Российской

Федерации

«Об

утверждении

Положения

о

совместных

следственно-оперативных

группах

(бригадах)

органов

прокуратуры,

внутренних

дел,

безопасности

и

налоговой

полиции

для

пресечения

и

раскрытия деятельности организованных преступных групп».

Развитие

новых

форм

взаимодействия,

внедрение

специализации

сотрудников, совершенствование опыта создания следственно-оперативных

групп по отдельным направлениям деятельности, которое было оправдано

практикой организации специализированных подразделений в оперативных

службах и следствии, все это обусловило усовершенствование подзаконных

актов.

Далее

рассмотрим,

как

ученые

определяют

понятие

СОГ.

Так

по

мнению А.Я. Дубинского и Ю.Н.Шостак СОГ – это организационная форма

взаимодействия

следователя

с

работниками,

о суще ствляющих

оперативнуюдеятельность.

Такой автор как Цоколов И.А. предложил следующее определение СОГ

– это временное организационное формирование, которое основано согласно

с положениями закона и ведомственных нормативно-правовых актах, что

состоит из следователя (следователей), сотрудников оперативных аппаратов

субъектов ОРД и других специалистов, данное формирование возглавляется

следователем и создается с целью оптимальной организации деятельности,

что

связана

с

раскрытием

и

расследованием

преступлений.

По

мнению

некоторых авторов, признак временности, который был включен в данное

определение, является лишним, это связано с тем, что в настоящее время

достаточно широко распространены на практике постоянно действующие

СОГ. Но необходимость и возможность функционирования постоянных групп

может отпасть по разнообразным причинам, к примеру, если измениться

криминологическая обстановка, измениться структура правоохранительных

органов, также следует указать, что участие в таких группах является не

единственной и основной профессиональной деятельностью их членов, а

потому по нашему мнению все ж таки следует согласиться с «временным»

характером

следственно

оперативных

групп,

которые

действуют

на

постоянной основе.

Исходя из, следственной практики можно выделить четыре вида СОГ:

1. Дежурная СОГ (при дежурной части) в ее компетенцию входит

обеспечение

незамедлительного

реагирования

на

сообщения

про

преступление, на осуществление неотложных следственных действий и ОРМ

по

«горячим

следам».

В

ее

состав

входит

следователь,

сотрудники

оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолог. В

случае если в этом есть необходимость, то в состав группы могут, входит

сотрудники других подразделений.

К

первостепенной

и

неотложной

задаче

дежурного

в

случае

поступлениясообщения про преступлениепредпринять все меры, которые бы

способствовали

пресечению

преступления,

а

также

меры

с

целью

сохранению

следов

преступления

и

задержания

преступника.

Вне

зависимости

от

того

каким

способом

и

в

какой

форме

поступили

информация про преступление успех напрямую зависит от инициативы и

знания сотрудниками дежурных частей собственных обязанностей, которые

определены

ведомственными

нормативно-правовыми

актами.

Основным

условием успешного раскрытия преступления, является

правильность и

своевременность

организация

выезда

на

место

происшествия,

его

квалифицированный

осмотр

следователем.

Осуществление

осмотра

места

преступления и сопутствующих оперативно-розыскных мер выступает как

одно

из

наиболее

эффективных

способов

собирания

информации

пропреступлении и преступника, в данном случае огромного значение имеют

умения

с

целью

изобличения

лица,

которое

совершило

преступление,

а

достаточно

часто

способствует

раскрытию

преступления

по

«горячим

следам»

Следует

указать,

что

участие

следователя

в

работе

такой

группы,

необходимо, так как в обязательном порядке проводиться предварительное

следствие.

Оперуполномоченный

не

всегда

имеет

возможность

возбудить

уголовное дело, это связано с тем, что тотлибо другой состав преступления

относиться

к

подследственности

следственного

органа.

Принимать

решениепро возбуждение уголовного дела исключительно следователем (по

уголовным

делам,

по

которым

обязательно

проведение

предварительного

следствия),

что

обосновывается

тем,

что

следователь

исходя

из,

своей

компетенции и опыта взвешенно и объективно рассмотреть толибо другой

материал, с тем самым он принимает на себя ответственность за дальнейшую

судьбу уголовного дела. Для того, что разрешить проблемы, связанные с

участием

следователя

необходимо

создавать

постоянно

действующие

следственно-оперативные группы, с целью незамедлительного привлечения

дежурного следователя, в том числе с его возможным заблаговременным

извещением

о

факте

планируемого

оперативно-розыскного

мероприятия.

Таким образом, результатом эффективного организованного взаимодействия

следователя,

следственного

органа

в

целом

и

органа

дознания

является

своевременного и законного вмешательство следователя.

2.

Специализированная СОГ (постоянно действующая) ее создание

связано

с

расследованием

и

раскрытием

определенной

категории

преступлений, а также преступлений, в которых лицо, что их совершило, не

установлено.

Исходя

из,

правоприменительной

практики

такой

вид

СОГ

нельзя недооценивать. Законодателем подчеркивается особое значение тех

либо

другихобъектов,

которые

охраняются

уголовным

законом,

а

также

необходимой являются реакция правоприменителя, которая направлена на

эффективность и результат раскрытие, расследование, а в отдельных случаях

сможет

способствовать

выявлениюнекоторых

видов

преступлений.

В

современной

отечественной

практике

данным

видам

можно

отнести

преступления,

которые

связаны

с

террористической

деятельность,

с

коррупционной

деятельностью,

преступления,

которые

совершены

по

отношениюк

несовершеннолетним

потерпевшим,

другие

особо

тяжкие

преступления

против

личности

и

иные.Необходимо

отметить,

что

необходимость

созданияСОГ,

которые

действуют

на

постоянной

основе,

обусловлена

тем,

что

расследуемые

дела

отличаются

сложностью,

повышенными требованиями к профессиональным качествам сотрудников –

членов СОГ, необходимость в оперативном и качественном следственном

реагировании на факты преступных деяний.

3.

Целевая СОГ (временная) создается, имеет цель расследовать и

раскрывать

преступления

по

конкретному

уголовному

делу.

Особенное

значение такие группыимеют на начальной стадии расследования уголовных

дел, если есть необходимостьисполнять большого количества следственных

действий в условиях качественного оперативного сопровождения в очень

короткие

сроки

–сбор

доказательств

в

процессе

исполнения

неотложных

следственных действий, раскрытия преступления по горячим следам. Также

целесообразность создания таких групп связано с тем, что исполнение ряда

следственных действий (оперативных мероприятий) совершаетсяна большой

территории, а также связанно со сложным расследованием уголовного дела, с

множественными

эпизодами

преступной

деятельности,

по

отношениюк

нескольким лицам.

4.

Совместная СОГ (бригада) создается с целью расследования и

раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе тех, которые

были

совершены

организованными

преступными

группами,

или

для

расследования

сложного

уголовного

дела,

где

имеется

большой

объем

работы. В группу могут входить по согласованию сотрудники Следственного

комитета

РФ,

органов

прокуратуры,

Федеральной

службы

безопасности,

МВД и др.

Руководит группой следователь. Необходимо отметить, что указанное

положение нашло свое закрепление в нормах ст.163 УПК РФ. К компетенции

руководителя

такой

группы

является

принятия

решение

и

руководство

членами

группы,

а

также

он

несет

персональную

ответственность

за

результаты

деятельности

группы.Основными

задачами

взаимодействия

следователей

с

органами

дознания

и

экспертно-криминалистическими

подразделениями являются:

обеспечивать неотложные следственные действия и оперативно-

розыскные мероприятия при совершении преступлений;

раскрывать преступления;

своевременность изобличения лиц и привлечения их к уголовной

ответственности;

всесторонне полное и объективное расследование преступлений;

совместная

деятельность

по

розыску

преступников,

которые

скрылись;

выявить,

пресекать

преступлений

и

принимать

меры

по

их

предотвращению;

осуществлять мероприятия, которые направлены на возмещение

материального

ущерба,

что

был

причинен

гражданам

и

организациям

независимоот форм собственности преступными действиями виновных лиц.

Необходимо указать, что в современном УПК РФ нет указания на

полное, всестороннее и объективное расследование преступления, в отличие

от

УПК

РСФСР

1960

года

(ст.

20),

в

котом

данное

положение

было

закреплено, однако деятельность СОГ без учета данного обстоятельства не

может быть целенаправленной и эффективной.

Исходя из, приведенных выше положений считаем необходимым на

законодательном уровне закрепить такой важной организационной формы

взаимодействия следователя и органа дознания как следственно-оперативная

группа,

по

крайней

мере,

в

случае

если

ее

созданиенеобходимо

при

расследовании конкретного уголовного дела. В ныне действующим УПК РФ

предусмотрена возможность создания исключительно следственной группы,

к

деятельности

которой

также

могут

привлекаться

сотрудники

органа

дознания.

Привлечение

таких

группу

имеет

значение

для

выполнения

процессуальных действий, вплоть до проведения отдельных следственных

действий, результаты которых имеют важное доказательственное значение.

Кроме

того

они

осуществляют

и

оперативное

сопровождение

по

делу,

вследствие

которого

могут

быть

добыты

процессуальные

доказательства,

которые реализуются в установленном порядке. Необходимо указать, что

необходимо разрешитьпроблемукоторая связана с тем, что в настоящее время

так на законодательном уровне и не урегулированоучастие органа дознания в

расследовании

уголовного

дела

на

постоянной

основе

в

рамках

функционирования следственно – оперативной группы, что может оказать

воздействие на оперативность и качество расследования уголовного дела.



В раздел образования