Автор: Дубинин Сергей Геннадьевич
Должность: магистр юриспруденции
Учебное заведение: Волгоградский государственный университет
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Правовые основы формирования следственно–оперативных групп"
Раздел: высшее образование
Правовые основы формирования следственно-оперативных групп
2.1 Создание, изменение состава и прекращение деятельности
следственно-оперативных групп
В настоящее время в теории уголовно-процессуального права, так и не
разрешен
вопрос,
связанный
с
основанием
создания
следственно-
оперативных групп, а также среди ученных до сих пор точатся дискуссии
вокруг данного понятия.С целью разрешения указанного вопроса необходимо
выделить два основных подхода к решению данной проблемы.
Сторонники
первого
подхода
как
основания
создания
следственно-
оперативных групп рассматривают нормы уголовно-процессуального закона
либо положения ст. 163 УПК РФ, которые предусматривают возможность
расследования преступления группой следователей, или положения, которые
предусматривают право следователя давать органам дознания поручения про
производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
и требовать от них содействовать в осуществлении следственных действий.
По
нашему
мнению
в
данном
случае
допускается
чрезмерно
расширенное
толкование
норм
уголовно-процессуального
закона.
В
положениях ст. 163 УПК РФустанавливается расследование уголовного дела
группой следователей, а не следователями и оперативными работниками.
Положение,
установленное
уголовно-процессуальным
законом,
касательно
права следователя поручать органу дознания определять общеобязательный
порядок
взаимоотношений
между
ними.
Следует
указать,
что
в
ныне
действующем уголовно-процессуальном законодательстве нет указаний про
создание
следственно-оперативных
групп.
Имеющиеся
положения
в
законодательстве
устанавливают
взаимоотношения
между
субъектами,
которые попали в обстановку, что предусмотрена юридическим содержанием
нормы, как при расследовании уголовного дела следственно-оперативной
группой, так и вне названного формирования. По мнению А.А. Тарасова,
который
справедливо
указывает,
что
создание
следственно-оперативной
группы
не
связано
с
возникновением
особых
уголовно-процессуальных
правоотношений.
Сторонники
второго
подхода
обосновывают
создание
следственно-
оперативных групп необходимостьюсложившихся ситуаций по делу. Одним
их представителей данного подхода выступает Л.М. Карнеева. Указанный
автор отмечает, что основываясь на действующей ведомственной инструкции,
необходимость
в
создании
следственно-оперативной
группы
возникает
в
случаях, когда «один следователь не может самостоятельно завершить в срок,
который установлен работу по делу в виду сложностилибо трудоемкости
работы
с
целью
осуществления
расследования
и
потому
возникает
необходимость интенсивного взаимодействия с оперативными работниками».
По
нашему
мнении
ю
приведенное
выше
определение
является
не
совсемкорректным.
Сложность
и
трудоемкость
расследования,
является
основанием создания следственной, а не следственно-оперативной группы.
Необходимо отметить, что такие же неточности были допущены и другими
авторами. А.Я. Дубинский и Ю.И. Шостак, справедливоотмечали, что «не
всегда сложность либосущественный объем следственной работы, является
свидетельствомпро
необходимость
проведения
оперативно-розыскных
мероприятий».
По нашему мнению наиболее удачным определением можно читать то,
которое было предложено Г.А. Кокуриным: «раскрытие преступления без
постоянного оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя
( с л е д о в а т е л е й )
н е
в о з м о ж н о л и б о
з а т р у д н и т е л ь н о » .
П о
мнениюнекоторыхученных
в
данном
определении
необходимо
подкорректировать
два
момента.
Во-первых,
создание
следственно-
оперативных
групп
не
только
должно
способствовать
раскрытию
преступления.
Во-вторых,
как
правило,
осуществление
те сного
взаимодействияпроисходит
исключительно
на
каком-то
отдельном
этапе
расследования (к примеру, проведение тактической операции «Задержание
преступника
с
поличным»),
а
в
последующем
в
таком
взаимодействие
необходимость отпадает.
Следует указать, что в настоящее время так, и не разрешен вопрос про
созданиеследственно-оперативных групп,как в теории, так и на практике. В
правоохранительных органах используются следующие способы оформления
решения про создание таких групп:
1)
распоряжение
либо
приказ
руководителя
правоохранительного
органа;
2)
совме стное
распоряжение
или
приказ
р у ко в од и т е л е й
правоохранительных органов (это касается, если в группу входят сотрудники
разных ведомств);
3)
постановление
следователя,
начальника
следственного
подразделения или прокурора.
Среди ученых до настоящего времени тачаться дискуссии касательно
того, правомерно ли
применять тот либо другой способ тех или иных
способов при созданиитакой группы. Первым данную проблему поднял А.
Герасун.
В
данном
случае
речь
идет
про
закрепление
работника
органа
дознания
с
целью
осуществления
определенной
работы
по
делу
на
длительный
период
времени,
для
этого
следователь
должен
адресовать
начальнику органу дознания первичное поручение попросив выделить одного
либо нескольких оперативных работников, при этом должен быть указан
характер предстоящей работы и необходимый для ее исполнения срок.Исходя
из, приведенного выше определения следует, что автором была предпринята
попытка
разрешить сразу две проблемы: определить порядок выделения
оперативных
работников
и
направления
им
поручений.
Проанализировав
данное
определение
можно
заключить,
что
предложный
автором
способ
создания
следственно-оперативной
группы
был
своде,
по
существу,
к
оформлению
двух
документов:
поручения
следователя
и
решения
руководителя
органа
дознания
про
выделениеопределенных
оперативных
работников.
С.В. Бажанов предлагал оформлять создание таких групп при помощи
приказа
(указания)
начальника
органа
внутренних
дел
и
постановления
следователя
(начальника
следственного
подразделения),
который
был
назначен как руководитель такой группы.
Такие авторы как А.Я. Дубинский и Ю.И. Шостак данный
подход
былподвергли
критике,
ими
было
указанно,
что
«правильно
оформить
создание
и
обеспечение
деятельности
таких
группуголовное
дело
должносодержать следующие документы: а) копия приказа (распоряжения)
органа внутренних дел про созданиетакой группы, в котором будет указан ее
состав:
следователи,
сотрудники
органа
дознания
и
лицо,
которое
назначеноруководителем
группы;
б)
постановление
руководителя
следственного
подразделения
(прокурора)
про
создание
следственной
группы;
в)
поручение
старшего
в
следственной
группе
про
исполнение
следственных
и
розыскных
действий,
которые
были
выделены
представителями органа дознания».
При рассмотрении денного вопроса другое мнение было высказано
Е.Ф.
Коноваловым.
Он
указывал,
что
такая
группа
для
работы
по
возбужденному
уголовному
делу
должна
создаваться
постановлением
следователя,
которое
утверждается
начальником
следственного
подразделения
и
должно
быть
согласовано
с
руководителем
органа
внутренних дел.
По мнению В.П. Шиенок и В.М. Логвина, они указывают, что создание
группы
осуществляется
постановлением
начальника
следственного
подразделения либо руководителя формирования из числа следователей с
последующим изданием приказа начальником горрайоргана.
Особый
интере с
для
нас
предст авля ет
Положение
п р о
межведомственнуюследственную группу.В данном случае речь идет не об
оценке юридической силы указанного
документа (для нас представляет
исключительно
способ
организации
взаимодействия
следователей
с
работниками
органа
дознания),
с
этой
целью
считаем
необходимым
рассмотретьотдельные его пункты. Для работы в межведомственной группе
привлекаются
работники
органов
дознания
с
целью
исполнения
ими
оперативно-розыскных
мероприятий.
Необходимо
указать,
что
работники
органов
дознания,
которые
присоединились
к
такой
группе,
вместе
со
следователями должны быть указаны в постановлении прокурора, однако не
включены в состав группы. Их отвлечение для исполнения задач, которые не
связаны
с
расследованием
уголовного
дела
группой,
оно
может
быть
допущено исключительно в случаях когда имеется согласие руководителя
группы и прокурора, которые ее сформировали. Таким образом, в данном
случае можно говорить про созданиетакой группы, и, соответственно, должен
быть предложен порядок их оформления.
Большое
количество
имеющихся
способов
с
целью
оформления
решения про созданиетакой группы, является свидетельством, что данный
вопрос характеризуется сложностью разрешения. Необходимо указать, что по
нашему
мнению,
перечисленные
выше
способы
не
соответствуют,
требованиям положения законодательства в полномобъеме.
С
целью
разрешения
указанной
проблемы
необходимо
учитывать
следующие обстоятельства:
1)
следственно-оперативная
группа
–
этоорганизационная
форма
взаимодействия
(исключением,
являются
совместные
следственно-
оперативные
группы,
которые
предусмотрены
положениями
ст.
63
Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам), потому решение про ее создании не носит
процессуальный характер;
2) в составе группы может несколько следователей; если имеет место
такое обстоятельство, то тогда должны быть выполнены требования, которые
содержаться
в
положенияхст.
163
УПК
РФ,
которые
регламентируют
совместную деятельность с целью расследования уголовного дела в составе
следственной группы;
3)
при
создании
такой
группы
есть
необходимость
использования
полномочий как начальника следственного подразделения либо прокурора,
так и начальника органа дознания.
Считаем
необходимым
более
подробно
остановиться
на
последнем
обстоятельстве. С одной стороны, начальник следственного подразделения и
прокурор обладают правами принятия процессуальных решений по делу и
административными
полномочиями
по
отношениюк
подчиненным
им
сотрудникам. Но они не наделяются такими полномочиями по отношениюк
оперативным
работникам
органов
дознания.
Последние
подчиняются
руководству органа дознания, которые имеют в своей структуре оперативное
подразделение.
Таким
образом
создать
такую
группу
исключительно
основываясь
на
решении
одного,лишь
начальника
следственного
подразделения либо прокурора не является возможным. Не соответствует
положениям закону решение про создание группы, которое было принято
руководителем органа государственной безопасности (который имеет в своей
структуре следственные и оперативные подразделения), так как оно означает,
что происходит вмешательство в процессуальную деятельность следователя.
В
данном
решении
должен
быть
указан
следователь
(или
следователи),
которым поручается расследование дела, а это – прерогатива начальника
следственного
подразделения.
К
тому
же
ему
и
принадлежит
и
право
создания следственной группы.
Следственно,
решение
про
созданиетакой
группы
должно
быть
оформлено
совместным
распорядительным
документом
начальника
следственного
подразделения,
прокурора
с
одной
стороны
и
начальника
органа
дознания,
который
имеет
в
своей
структуре
оперативное
подразделение,
с
другой.
В
случае
если
в
группу
включено
несколько
следователей, то предварительно должно быть внесено постановление про
создание следственной группы.
Рассмотрев порядок создания таких групп с позиции действующего
законодательства,
в
рамках
нашего
исследования
считаем
необходимым
рассмотреть перспективы правового регулирования указанного вопроса. В
данном случае нами поддерживается позиция тех авторов, которые говорят о
ее уголовно-процессуальном характере, а не о его ведомственном характере.
Большинство
ученые,
которые
исследует
данный
вопрос,
считают,
что
целесообразно
включить
в
уголовно-процессуальный
закон
нормы,
что
позволяют создавать такие группы.
Потому мы считаем, что порядок создания таких групп мог бы быть
следующим. Если имеются основания, то прокурором, его заместителемлибо
начальником
следственного
подразделения
должно
быть
вынесено
постановление,
которое
согласовывается
с
руководителем
оперативного
подразделения органа дознания в части включения в группу должностных
лиц таких подразделений. В постановлении указываются все члены группы,
ее
руководитель,
который
выбирается
из
числа
следователей,
а
также
старший из должностных лиц оперативных подразделений органа дознания.
Руководители
оперативных
подразделений
органов
дознания,
которые
выделили
с
целью
включения
в
группу
оперативных
сотрудников,
имеютправо потребовать их вывода из состава группы. Данное требование
подается
в
письменном
виде
и
в
обязательном
порядке
подлежит
удовлетворению.
Как
правило,
состав
следственно-оперативной
группы
на
время
ее
работы
остается неизменным. Необходимо отменить, что происходящие
изменения
в
составе
группы,
не
всегда
оформляются
документально.
И
потому такие факты не приводят квозникновенияуголовно-процессуальных
последствий,
это
связано
с
тем,
что
таки
группы
от но с я т с я
непроцессуальным формированиям. Следует указать, что если происходит
замена
членов такой группы, то они должны быть оформлены тем же
документом (приказ, распоряжение) и теми же должностными лицами (либо
вышестоящими), которыми она была создана.
К
основаниям
прекращения
деятельности
следственно-оперативных
групп относятся следующие обстоятельства:
в случае если дальнейшее расследование уголовного дела поручается
следователю единолично;
в
случае
если
прокурором
будет
вынесено
постановления
про
направление уголовного дела в суд, если руководит следственной группой
прокурор;
если прокурор выносит постановлениепро передачу уголовного дела
для направления в суд;
если будет вынесено постановлениепро прекращение предварительного
расследования по уголовному делу;
если отпадает надобность в проведении по делу оперативно-розыскных
мероприятий.
2.2. Полномочия членов следственно-оперативных групп
В состав следственно-оперативной группывходит один либо несколько
следователей. Как уже ранее нами было оговорено в данном случае создается
следственная группа согласно с положениями
ст. 163
УПК РФ. В связи с
этим считаем необходимым рассмотреть полномочия членов следственно-
оперативной
группы,
считаем,
что
с
этой
позиции
есть
необходимость
рассмотреть
процессуальный
статус
следователей
–
членов
следственной
группы и ее руководителя.
Как
уже
ранее
нами
было
указано,
в
отечественном
уголовном
процессене
предусмотрена
легальная
возможность
создания
оперативно-
следственной
группы
в
структуре
правоохранительных
органов
с
целью
расследования конкретного уголовного дела. Однако, исходя из, положений
ст. 163 УПК РФ уголовно-процессуальным законодательством предусмотрена
возможность производства предварительного следствия указанной группой в
случаях,если
уголовное
дело
характеризуется
определенной
сложностью,
либоесли большой объем по уголовному делу, как правило, такие группы
привлекаются
для
расследования
дел
связанных
с
организованной
преступной деятельности либо особо тяжкими преступлениями. Кроме того,
как указывается в положениях закона к работе в такой группе разрешено
привлекать
должностных
лиц
подразделений
и
органов,
которые
осуществляют
оперативно-розыскную
деятельность.
По
нашему
мнению
совокупность указанных положений и является основанием для создания
оперативно-следственной группы. Согласно с положениями п. 1 ч. 1 ст. 39 и
ч.2. ст. 163 УПК РФ к компетенции
руководителя следственного органа
относиться принятие решенияпро производство предварительного следствия
следственной группой, а также в случае необходимости им принимается
решение про изменение ее состава.
Положениями
ч. 2 ст. 163 УПК РФ устанавливается, что к работе в
указанной
группе
могут
быть
привлечены
должностные
лица
органов,
осуществляющие
ОРД.
Необходимо
указать,
что
исходя
из,
содержания
положений ст. 163 УПК РФ не однозначно разрешен вопрос касательно того,
кто из должностных лиц, органа предварительного следствия имеет право
привлекать к работе группы должностных лиц, осуществляющих ОРД. Связи
с тем, что указанная статья прямо не закрепляет положения касательно того, к
компетенции кого относится привлечение работников, осуществляющих ОРД,
то мы можем предположить, что такую деятельность может осуществлять как
руководитель указанной группы, так и руководитель следственного органа.
Проанализировав положения ст. 163 УПК РФ можно предположить, что
ею
устанавливается
организационно-управленческая
деятельность
руководителяследственного органа, это связано с тем, что на него возложена
функция
по
созданию
такой
группы,
им
принимается
решение
и
осуществляется
подбор
членов
следственной
группы,
которые
психологически
совместимы,
инициативны
и
опытные,
а
также
им
определяется
руководительследственной
группы.В
соответствии
с
положениями п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа
имеет право давать указания про направление расследования, производство
отдельных следственных действий.
Согласно
с
положениями
ч.
3
ст.
163
УПК
РФ
в
компетенцию
руководителяуказанной
группы
входит
организация
работы
следственной
группы,
осуществляет
руководство
действий
иных
следователей,
а
в
соответствие с положениями ч. 5 ст. 163 УПК РФ имеет право принимать
участие следственных действиях, которые проводятся иными следователями,
лично
осуществлять
следственные
действия
и
принимать
решения
по
уголовному делу в порядке, который установлен положениямиУПКРФ.
Проанализировав
нормы
УПК
РФ
и
нормативно-правовые
акты,
которые закрепляют положенияпро создание и функционирование не только
следственной, но и оперативно-следственной группе, дает нам возможность
говорить, что руководитель следственно-оперативной группы осуществляет, в
том числе и организационно-управленческую деятельность. Таким образом,
лицо, которое осуществляет руководство оперативно-следственной группой,
о б л а д а е т
п о м и м о
п р о ц е с с у а л ь н ы х
п о л н о м о ч и й ,
определеннымиорганизационно-управленческими полномочиями.
Из этого следует, что указанная группа может быть организована на
основе следственной группы. Такая группа сознается решением руководителя
следственного органа, при этом к ее работе группа оперативных сотрудников,
которая
образована
начальником
органа,
осуществляющий
ОРД,
что
включается
в
состав
следственной
группы
совместным
приказом
руководителя следственного органа и начальника органа осуществляющего
ОРД, про образование оперативно-следственной группы.Следует указать, что,
что деятельность оперативно-следственной группы носит организационную
форму сотрудничества руководителя следственной группы и руководителя
оперативно-розыскной
группы,
обязанности
и
ответственность
в
которой
четко разграничены.
По мнению большинства специалистов, которые исследует вопросы
д е я т е л ь н о с т и
у к а з а н н ы х
г р у п п ,
о т м е ч а ю т,
ч т о
о с н о в н ы м
приоритетомдеятельности
данных
групп,
являются
оперативно-розыскные
мероприятия
в
процессе
выявления
и
документирования
признаков
преступления в уголовном преследовании.
В соответствии с положениями ч.2 ст. 163 и п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ для
деятельности руководителя или следователя группы при взаимодействии с
оперативным
подразделением
характерно
едино
разовость
и,как
правило,
осуществляется
по
очевидным
преступлениям.
Кроме
того,
необходимо
указать, что, исходя из, содержания положений ст. 163 УПК РФ, руководитель
группы, и в рамкахположений ст. 39 УПК РФ руководитель следственного
о р г а н а ,
в
с о о т в е т с т в и и
с
п о л о ж е н и я м и у г о л о в н о -
процессуальногозаконодательства
не
наделяются
полномочиями
ходатайствовать касательно создания оперативной группы либо оперативно-
следственной
группы
с
целью
непосредственного
взаимодействия
со
следственной группой по конкретному уголовному делу при осуществлении
процессе предварительного расследования.
Положениями
уголовно-процессуального
закон одател ь ства
закрепляется, что руководитель следственной группы и следователь, член
следственной
группы,
наделены
полномочиями
исключительно,
давать
разовые
поручения,
которые
оформляются
в
письменном
виде
и
предоставляются органу либо должностному лицу, осуществляющий ОРД.
Проанализировав
положения
норм
уголовно-процессуального
законодательства,
которые
регулируют
положения
про
образование
и
функционированиеподразделений,
которые
создаются
временно
либо
на
постоянной
основе,
которые
осуществляют
расследованиепреступлений
группой следователей. Приведенное выше положения указывает на то, что в
уголовно-процессуальном
законодательстве
не
закреплено
положение,
которое регламентировала положение про создание оперативно-следственной
группы, или которое непосредственное подчинение оперативной группы к
следственной группе. Необходимо указать, что, несмотря на то, что данный
вопрос
так
и
не
был
урегулирован
законодателем,
однако
для
создания
указанных групп созданы все необходимые предпосылки.
Как уже ранее нами было указано в системе МВД РФ существует два
вида следственно-оперативных групп: 1) дежурная следственно-оперативная
группа, которая назначается в составе суточного наряда,при дежурной части
органа внутренних дел, основываясьна графикев соответствии
с приказом
начальника
полиции;
2)
специализированная,
ее
создание
связано
с
обеспечением
четкогоэффективного
и
оптимизированноговзаимодействия
подразделений
ОВД
при
осуществлении
расследовании
тяжких
и
особо
тяжких
преступлений
или
преступлений,
что
ранее
не
были
раскрыты,
неочевидных преступлений, а также преступлений прошлых лет. Указанный
вид группы расследует конкретные уголовные дела.
Необходимо отметить, что большинство групп создаются не с целью
объединения усилий следователя и оперативного подразделения, касательно
как уголовного преследования по контекстному уголовному делу, а с целью
противодействовать преступности, в том числеее организованных форм.
Согласно
с положениями
ст. 163 УПК РФ руководителем данной
группы
назначается, в большинстве случаях, следователь, который имеет
самый большой опыт по расследованию дел, или назначается
старший
следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, заместитель
руководителя следственного органа, который имеет наиболее выраженные
организационно-управленческие способности.
Таким
образом,
руководителем
такой
группы
должен
назначается
следователь, у которого в производстве находиться расследуемое уголовное
дело. Следует указать, что за ним сохраняется руководство, а именно им
осуществляется
организация
работыуказанных
групп,
руководство
действиями иных следователей и через руководителя оперативно-розыскной
группы
планирует
проведение
следственных
и
других
процессуальных
действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по делу, осуществляет
координацию совместных следственных и других процессуальных действий,
определяет
направление
расследования
и
планирует
вместе
с
членами
группы, осуществляет распределение между ними работы, координирует и
контролирует
их
действия,
в
его
компетенцию
входит
ознакомиться
и
оценивать материалы оперативно-розыскной деятельности и обеспечивать
надлежащее
использование
материалов
ОРД
в
расследовании
согласно
с
инструкцией про порядок представления результатов ОРД органу дознания,
следователю либо в суд.
Лицо,
которое
осуществляет
руководство
группой
вместе
с
руководителем оперативно-розыскной группы, что входит в состав такой
группы,
основываясь
собранных
материалах,
в
которых
отражается
весь
комплекс криминалистически значимой информации, после ее анализа дают
самостоятельную юридическую оценку информации, которая была получена
вследствие
оперативного
документирования
преступной
деятельности
участников расследуемого преступления.
В отдельных случаях материалы, которые были собраны оперативными
сотрудниками,
что
содержат
достаточные
данные,
которые
указывают
на
признаки преступлений, в обязательном порядке должны быть доложены
начальнику
оперативного-розыскного
подразделения,
получив
согласие
которого
должностное
лицо,
которое
осуществляетОРД,
составляет
меморандум
либо
согласно
с
положеньями
ст.143
УПК
РФ
рапорт
с
признаками преступления, а именно
сведенияпро то, где, и когда, какие
признаки и какого именно преступления обнаружены, а также имеющиеся
другие
фактические
данные
по
каждому
установленному
эпизоду
противоправной деятельности; обстоятельства, при которых имело место по
их
обнаружение
с
информацией
про
время,
место
изъятия
предметов,
документов, материалов фотосъемки, аудио, видеозаписи.
После того как руководитель следственного подразделения получит
информацию про наличие в материалах оперативно-розыскной деятельности,
оснований для возбуждения уголовного дела или, выполнив рекомендации
про восполнение имеющихся в них пробелов, сотрудником оперативного
подразделения готовиться рапорт про обнаружение признаков преступления и
регистрируется
в
Книге
учета
сообщений
про
происшествиес
целью
рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.После того как будет
принято
регенте
про
возбуждение
уголовного
дела
составляется
план
расследования
и
оперативного
сопровождения,
а
члены
оперативно-
следственной группы (следователи и оперативные сотрудники) приступают к
реализации данного права и провед полного и всестороннего расследования.