Автор: Плешкова Анастасия Андреевна
Должность: Педагог дополнительного образования ОДОД
Учебное заведение: ГБОУ школа №612
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Учебно–методический материал
Тема: предмет двигательной активности – ритмика.
Раздел: дополнительное образование
Всем учителям и педагогам известно, что важнейшим предметом двигательной активности в
начальных классах является урок физической культуры. В нашей школе, в которой я работаю,
кроме этого урока ведется еще один предмет двигательной активности – ритмика.
Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать
восприятие детей через движение.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенку необходимо постоянно двигаться, играть,
бегать, танцевать. Поэтому ребятам очень нравится посещать занятия ритмики. А для того чтобы у
ребенка не пропал интерес, необходимо планировать каждое занятие так, чтобы в нем была какая-
нибудь изюминка.
Насколько приятно бывает видеть ребят активными, жизнерадостными, улыбающимися, вот
поэтому хотелось бы больше уделять внимания урокам двигательного цикла. Ведь как и уроки
физической культуры, занятия ритмики способствуют физическому развитию детей:
совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка, помогает организму легче
справляться с большими нагрузками, стрессами, характерными для нормальной здоровой
жизни. Музыкально–ритмическая деятельность направлена также на воспитание у каждого
ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается
познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания,
совершенствуется творческая активность.
В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому творчеству, которое
содействует успешному развитию творческих способностей и достижению результатов в ходе
музыкально-ритмической деятельности необходимо применять менять формы, методы, способы и
приемы. Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмики школах возможно только
при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения.
Я считаю, что наиболее близкими к нашему предмету считаются следующие:
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и
возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий. У младших
школьников весь костно-связочный материал еще слаб и находится в развитии. И если нагрузки
превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья
ребенка.
Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка
степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их
успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.
Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого
имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс
усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том,
чтобы улучшить врожденные способности, задатки ребенка. Иногда выполнение изначально
робким ребенком ведущих ролей или показ какого-либо упражнения по заданию педагога
освобождает его от застенчивости, вызывает интерес к занятиям.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и
выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и
интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является
чередование нагрузок с отдыхом.
Переход к новым, более сложным упражнениям на уроках должно происходить постепенно, по
мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность
занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Ребенок
должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или
если в семье какое-то непредвиденное событие. Привычка бросать начатое на полдороги вообще
свойственна детям. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к
методичной и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное
и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели
ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не
иначе.
Принцип повторяемости материала. Занятия Ритмикой требуют повторения вырабатываемых
двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный
стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и
предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий
выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные
эмоции.
Принцип наглядности в обучении понимается как широкое взаимодействие всех внешних и
внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей
действительностью.
При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ
движений педагогом. Но если в начальной стадии разучивание упражнения главенствует
зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному. Кроме
того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии
достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные
представления.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и
того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в
отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
Организация уроков ритмики обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у
детей желание творчества. Для каждого упражнения, игры, танца я выбираю наиболее
эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это
необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых
случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми,
чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная
речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем
самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Здесь я
стараюсь, особенно при работе с младшими школьниками, давать образные словесные пояснения.
Каждое движение четко комментируется. Словесные объяснения должны быть краткими
(недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с
первых уроков нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна
и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших
учеников.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами
научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь
детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет
в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. На занятиях ритмикой имеет смысл постепенно подводить детей к
возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как
подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью
малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может
помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.
Метод иллюстративной наглядности. Урок с детьми младшего школьного возраста вовсе не
исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая
деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без
знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод. Крупнейший ученый – педагог П.Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал
теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при
помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей 6-7 лет игровой рефлекс доминирует, малыш
лучше все воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей
деятельности ребенка.
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам
и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей
движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному
уточнению представлений о характере движений, например: “Нужно прыгать, как зайчики”;
“Побежим легко и тихо, как мышки”. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес
у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения,
усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение учащихся. В
одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других –
сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных
движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все
более сложные упражнения и задания. Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны
и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь
уже не столь важно, каким методом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбрал, главное,
чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с урока счастливым и с нетерпением ждал
новой встречи с музыкой и танцем.
На занятиях ритмики в нашей школе царит доброжелательная обстановка, искренний и чуткий
интерес к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников. Я всегда поддерживаю и
поощряю их самостоятельность и положительные проявления. Осторожно и мягко исправляю
ошибки, при этом не употребляю оценку “плохо”, но всегда обращаю внимание ребенка на
несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.
Для меня чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение детей друг к другу,
их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении
встречающихся трудностей.
Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно
становление и развитие творчества. Развитие творческих способностей детей возрастает и
приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-
ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью.