Автор: Башкирова Виктория Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества "Спектр" г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Раздел: дополнительное образование
МУЗЕЙ КАК ПРОСТРАНСТВО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Башкирова Виктория Юрьевна,
МБУ ДО Центр детского творчества «Спектр» г.о.Самара
Аннотация: В данной статье рассмотрен музей в качестве площадки и
некого
связующего
звена
инклюзивного
образования.
Раскрыты
возможности музея как большого
Ключевые
слова:
музей,
молодежь,
пространство,
ограниченные
возможности здоровья, инклюзивное образование, обмен.
Инклюзия
на
сегодняшний
день
является
одним
из
основных
направлений
развития
современного
образования.
Под
данным
термином
понимается процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в
первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. То есть это
некий
синтез
между
людьми,
не
имеющими
каких-либо
отклонений
в
физическом состоянии с теми, чьи возможности здоровья ограничены. Если
ранее, например, еще 10 лет назад дети с отклонениями в здоровье обучались
отдельно и считалось, что они требуют особенных условий и тем самым
выстраивался как физический, так и психологический барьер между разными
учащимися, сформировалось понятие «дети, не такие как все».
Сегодня
инклюзивное
образование
подразумевает
как
раз,
безболезненную, естественную, простую социализацию детей с ОВЗ. Данные
технологии
применяются
не
только
в
общем
образовании,
но
и
в
учреждениях
дополнительного
образования.
Творчество,
работа
в
объединениях,
коллективные
занятия
способствуют
социализации
и
естественному процессу общения детей.
Современный
опыт
применения
подобных
технологий
ранее
не
рассматривал такой площадкой музей образовательного учреждения. А он
может
быть
гораздо
более
универсальным
пространством
инклюзивной
коммуникации. Музей в учреждении – это место культурного, духовного,
эстетического
образования
и
развития.
Площадка
для
дискуссионных,
интеллектуальных,
творческих,
интерактивных
программ.
На
базе
музея
возможна реализация социальных проектов, коллективных творческих дел,
идейных разработок.
Особым
пунктом
деятельности
музея
в
рамках
инклюзивного
образования является разработка специальных адаптированных программ и
экскурсий
для
детей
с
ОВЗ,
например,
аудио
экскурсии
для
детей
с
нарушением
зрения.
На
базе
музея
молодежных
спортивных
движений
Самарской области «ПРО-движение» в МБУ ДО Центр детского творчества
«Спектр»
г.о.Самара
реализуется
проект
–
победитель
Всероссийского
конкурса в г.Санкт-Петербург в 2018 году «Музей, открытый для всех», в
рамках которого разработан ряд адаптированных экскурсий для детей с ОВЗ.
Одно
из
приоритетных
направлений
деятельности
в
России
на
сегодняшний
день
–
это
социальное
проектирование.
Музей
образовательного
учреждения
также
может
выступить
универсальной
площадкой для обучения основам социального проектирования, составлению
проектов и их реализации. Причем, самый большой положительный момент –
это
именно
возможность
совместить
три
направления
проектной
деятельности: обучение, составление, реализация.
Проделав данное исследование, приведенное в статье. Можно сделать
вывод о том, что музей в образовательном учреждении является прекрасной
площадкой
для
реализации
программ
инклюзивного
образования
и
социализации детей с ОВЗ.
Список литературы:
1.
Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие//М.:
Академический проект: Трикста, 2006 – с.121-123
2.
Зимина ТА. Профессионально-педагогические функции школьных
музеев в региональной системе дополнительного образования детей (на
примере Смоленской области): Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук // М.: 2013 – с.11-15
3.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений – М.: ТЦ «Сфера», 2001
4.
Раткович ДА. Социальные функции краеведческого музея. (По
материалам изучения мнений посетителей). //Труды НИИ культуры:
Вопросысоциологического исследования в области музееведения:
Музей и посетитель. — М.: 2010. - c. 16.
5.
Тверская Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение.
(Предисловие С. О.Шмидта). /Сб. науч. трудов Музея революции:
Музей — культура — общество. – М.: 1992. С. 61-90.