Напоминание

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.


Автор: Башкирова Виктория Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества "Спектр" г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУЗЕЙ КАК ПРОСТРАНСТВО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Башкирова Виктория Юрьевна,

МБУ ДО Центр детского творчества «Спектр» г.о.Самара

Аннотация: В данной статье рассмотрен музей в качестве площадки и

некого

связующего

звена

инклюзивного

образования.

Раскрыты

возможности музея как большого

Ключевые

слова:

музей,

молодежь,

пространство,

ограниченные

возможности здоровья, инклюзивное образование, обмен.

Инклюзия

на

сегодняшний

день

является

одним

из

основных

направлений

развития

современного

образования.

Под

данным

термином

понимается процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в

первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. То есть это

некий

синтез

между

людьми,

не

имеющими

каких-либо

отклонений

в

физическом состоянии с теми, чьи возможности здоровья ограничены. Если

ранее, например, еще 10 лет назад дети с отклонениями в здоровье обучались

отдельно и считалось, что они требуют особенных условий и тем самым

выстраивался как физический, так и психологический барьер между разными

учащимися, сформировалось понятие «дети, не такие как все».

Сегодня

инклюзивное

образование

подразумевает

как

раз,

безболезненную, естественную, простую социализацию детей с ОВЗ. Данные

технологии

применяются

не

только

в

общем

образовании,

но

и

в

учреждениях

дополнительного

образования.

Творчество,

работа

в

объединениях,

коллективные

занятия

способствуют

социализации

и

естественному процессу общения детей.

Современный

опыт

применения

подобных

технологий

ранее

не

рассматривал такой площадкой музей образовательного учреждения. А он

может

быть

гораздо

более

универсальным

пространством

инклюзивной

коммуникации. Музей в учреждении – это место культурного, духовного,

эстетического

образования

и

развития.

Площадка

для

дискуссионных,

интеллектуальных,

творческих,

интерактивных

программ.

На

базе

музея

возможна реализация социальных проектов, коллективных творческих дел,

идейных разработок.

Особым

пунктом

деятельности

музея

в

рамках

инклюзивного

образования является разработка специальных адаптированных программ и

экскурсий

для

детей

с

ОВЗ,

например,

аудио

экскурсии

для

детей

с

нарушением

зрения.

На

базе

музея

молодежных

спортивных

движений

Самарской области «ПРО-движение» в МБУ ДО Центр детского творчества

«Спектр»

г.о.Самара

реализуется

проект

победитель

Всероссийского

конкурса в г.Санкт-Петербург в 2018 году «Музей, открытый для всех», в

рамках которого разработан ряд адаптированных экскурсий для детей с ОВЗ.

Одно

из

приоритетных

направлений

деятельности

в

России

на

сегодняшний

день

это

социальное

проектирование.

Музей

образовательного

учреждения

также

может

выступить

универсальной

площадкой для обучения основам социального проектирования, составлению

проектов и их реализации. Причем, самый большой положительный момент –

это

именно

возможность

совместить

три

направления

проектной

деятельности: обучение, составление, реализация.

Проделав данное исследование, приведенное в статье. Можно сделать

вывод о том, что музей в образовательном учреждении является прекрасной

площадкой

для

реализации

программ

инклюзивного

образования

и

социализации детей с ОВЗ.

Список литературы:

1.

Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие//М.:

Академический проект: Трикста, 2006 – с.121-123

2.

Зимина ТА. Профессионально-педагогические функции школьных

музеев в региональной системе дополнительного образования детей (на

примере Смоленской области): Автореферат диссертации на соискание

ученой степени кандидата педагогических наук // М.: 2013 – с.11-15

3.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный

жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов

высших учебных заведений – М.: ТЦ «Сфера», 2001

4.

Раткович ДА. Социальные функции краеведческого музея. (По

материалам изучения мнений посетителей). //Труды НИИ культуры:

Вопросысоциологического исследования в области музееведения:

Музей и посетитель. — М.: 2010. - c. 16.

5.

Тверская Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение.

(Предисловие С. О.Шмидта). /Сб. науч. трудов Музея революции:

Музей — культура — общество. – М.: 1992. С. 61-90.



В раздел образования