Автор: Ельчанинова Елизавета Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО ЦВР "Ровесник"
Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловская область.
Наименование материала: План–конспект открытого занятия
Тема: "Мастер–класс по изготовлению куклы–оберега"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого занятия «Мастер-класс по
изготовлению куклы-оберега».
Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Ельчанинова Елизавета Геннадьевна.
Тема: «Кукла-оберег»
Цель: Обучить педагогов дополнительного образования выполнению куклы-
оберега и методу коллективного творчества при создании ее образа.
Задачи:
- познакомить с куклой, как субъектом культуры и истории;
- обучить последовательности ее выполнения;
- развивать способности через активную учебно-познавательную деятельность;
- способствовать воспитанию бережного отношения к культурным ценностям
нашей истории.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Форма занятия: индивидуальная деятельность по правилам; аналогичная,
сходная с показанным образцом.
Вид занятия: трансляция новых знаний.
Инструменты и материалы: лоскуты хлопчатобумажной или льняной ткани,
ватин или синтепон, ножницы, нитки швейные, пряжа полушерстяная, тесьма или
ленточки.
План занятия.
1. Приветствие (сообщение темы).
2. Вводная беседа (ознакомление с куклой, ее историей, ее ролью в жизни
ребенка, семьи).
3. Технология выполнения куклы (этапы работы).
4. Практическая работа.
5. Итог занятия.
Ход занятия.
- Здравствуйте коллеги! Сегодня я познакомлю Вас с технологией выполнения
безликой куклы- оберега. Это необыкновенная кукла. Она пришла к нам из
истории нашей культуры, из тех далеких времен. Когда у детей не было
пластмассовых и резиновых игрушек. Русские семьи были многодетными и
забота о младших в семье дожилась на старших по возрасту детей. Именно они
изготавливали безликую куклу для сестры, брата, которые очень бережно
обращались с ней, любили ее. Кукла должна была оберегать, защищать ребенка,
ее подвешивали в детскую кроватку младенца или клали под подушку,чтобы
малышам снились только хорошие , добрые сны. Именно самодельная лоскутная
кукла еще век назад была первым «другом» ребенка. Но такие игрушки не только
развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными
инструментами, приобретая навыки шитья, вышивания, с 5-ти лет девочки сами
изготавливали кукол. Благодаря тряпичной кукле ребенок с ранних лет усваивал
значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать,
воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален,
узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы.Так
воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре.
- Чаще всего традиционная народная кукла изображает женскую фигуру с
обтянутым белой тряпицей "пустым" лицом (проще сказать-"безликая"). Её
лоскутный наряд копировал обыденную или праздничную одежду. Куклы из
обрезков новой ткани делались в подарок к свадьбе, крестинам, дню ангела.
Домашних кукол для детей "вертели" обычно из старого тряпья не только из
бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и
являлась оберегом. Если учесть, что вещи в семьях переходили по
наследству, от матери к дочери и т.д., не трудно представить сколько
энергетики в себе хранили такие лоскуты... Каждая деталь в исполнении
была глубоко символична - красный цвет, например, означал жизнь и
здоровье, оберегал. Рваные, а не резаные края лоскутков пророчили
маленькой хозяйке целостность без изъянов. До 19 века кукла обычно была
безликой. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины
отвечали, что в доме не должно быть лишних глаз. Считалось, что через лицо,
точнее, через глаза, в куклу могла вселиться нечистая сила, зло. Но несмотря
на свою "безликость" каждая куколка по своему хороша, имеет свой
характер, и даже, порой, чувствуешь злится она или улыбается... Кукол стали
наделять рисованным или вышитым лицом только к концу 19 века, под
влиянием городской игрушки.
- Создание на Руси "домашних" тряпичных кукол нередко сопровождалось
заговором, наделяющим творение колдовской силой. Чаще всего их делали для
себя. Лишь изредка - на заказ или продажу. Существовали своеобразные
кукольные торги: выбрав из большого количества тряпичного товара "свою",
понравившуюся куклу, на место, где лежала избранница, люди клали выкуп
(деньги, вещи, продукты, ткани и т.д.). Ритуальную куклу славяне тщательно
оберегали, отводя для неё особое место в избе. Обрядовые куклы были
обязательным составляющим всех важных событий.
- Тряпичные куклы-удивительные создания! Это оберег настолько древний, что
сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. И
смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несёт в себе
отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время
рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы
она стала почти одушевлённым существом, имеющим свои силы и поручение.
Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой- и суженого
указать, ребёнка от хвори вылечить, о судьбе поведать.
Кроме всего прочего, изготовление куклы имеет мощные антистрессовые
свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко
используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине
раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых
дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа
наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному.
Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство!
Кукла-оберег "Колокольчик"
- Сегодня я хочу предложить Вам мастер-класс по созданию куклы-оберега
«Колокольчик». Оберег – предмет, оберегающий владельца от бед, защищает
дом или человека , приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет
определенный смысл. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не
только защиты, но и потенциал мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что
приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением.
- Родина этой куклы – Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон
колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик
звенел
под
дугой
на
всех
праздничных
тройках.
Колокольчик
имеет
куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное,
золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе
радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
- Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это
оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу
получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое
настроение.
-
У
вас
на
столах
есть
все
необходимые
материалы
и
инструкции
по
выполнению
куклы
и
если
кто-то
будет
выполнять
куклу,
согласно
этой
технологической карте -пожалуйста, приступайте. А всем остальным необходимо
будет
всего
лишь
повторять
мои
действия
последовательно,
не
спеша.
Приступим...
Технология выполнения куклы «Колокольчик».
- из белой хлопчатобумажной ткани вырезаем квадрат примерно 24 см – это
будет голова, руки и туловище куклы;
- из разноцветных лоскутов делаем три круга, диаметрами: 28, 32, 36см;
- в центре большого круга располагаем шарик из синтепона или ваты –это головка
куклы, к нему можно на красную нитку привязать колокольчик, шарик
оборачиваем тканью, расправляем складочки, перевязываем красной нитью
(обороты ниткой вокруг ткани должны быть четные, а вот узелки, закрепляющие
навивки – нечетные);
- полученную головку с юбочкой помещаем в круг среднего диаметра,
перематываем ниткой, а затем в круг меньшего диаметра, завязываем голову
красной нитью, получилась шея;
- берем белую ткань, кладем на стол, находим центр, стараемся совместить
макушку куклы с этим центром, присборяем белую ткань вокруг шеи куклы,
заматываем красной нитью;
- приступаем к созданию рук - расправляем противоположные уголки - ручки,
подгибаем срезы, затем складываем «оригами», завязываем на запястьях
красную нить;
- формируем рубашку кукле: подворачиваем края ткани так, чтобы не торчали
срезы, аккуратно присборяем ткань на талии , обматываем нитью, завязываем
поясок (яркая тесьма,ленточка, скрученные шерстяные нитки);
- навязываем кукле очелье (обрезок каймы ткани, подходящая тесьма), очелье -
не простой элемент, а оберег - защита от дурных мыслей, считалось , что если
человек не носил очелье, то ангел не мог сесть к нему на правое плечо и
нашептать добрые мысли;
- из ткани вырезаем треугольник – платочек для куклы, завязываем под
подбородком ( если это юная девочка), сзади или под ручками.
Куколка «Колокольчик» готова!
- Посмотрите, какие разные куклы у Вас получились! Вы, ее создатели, вложили в
нее частицу своей души и любви. Поэтому , когда таких куколок вы будете делать
с детьми, объясните им, что надо иметь доброе сердце и хорошее настроение.
Наше занятие и мастер-класс подошли к концу. Спасибо за сотрудничество. До
свидания, до новых встреч, дорогие коллеги.