Напоминание

Воспитание музыкального чувства ритма у учащегося – баяниста


Автор: Алексеев Евгений Александрович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств "Радуга" Татарского района Новосибирской области
Населённый пункт: город Татарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Воспитание музыкального чувства ритма у учащегося – баяниста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств «Радуга»

Татарского района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Воспитание музыкального чувства

ритма у учащегося – баяниста»

Составитель:

преподаватель по классу баяна и гитары

Алексеев Евгений Александрович

г. Татарск, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним

из

направлений

работы

преподавателя

по

специальности

баян

является

развитие

слуховых

и

технических

навыков

учащихся.

Задача

педагога – научить ученика слушать и понимать музыку, давать знания,

позволяющие

профессионально

исполнять

музыкальное

произведение,

раскрыть его образное содержание. Одним из основополагающих элементов

музыки

является

ритм.

Музыкальный

ритм

ярко

специфичен.

Проблеме

музыкального

ритма

посвящено

много

работ

известных

музыковедов.

Продолжительность звука поддается относительной фиксации, измеряется

непосредственно

ритмическим

чувством.

Формирование

чувства

ритма

у

учащихся

одна

из

наиболее

важных

задач

музыкальной

педагогики.

Музыкально - ритмическое воспитание связано с реальными трудностями.

Функция ритма состоит в раскрытии образного содержания музыки, основа

ритма – двигательно - моторна. Ритм с одной стороны – соразмерность

временных величин, с другой - динамика. Статическая и динамическая точки

зрения дополняют друг друга. Целесообразно основополагающая цель: - в

работе

с

учащимися

учитывать

все

функции

ритма

для

эффективности

музыкально - ритмического воспитания. Понятие «способности» - понятие

динамическое. Неразвивающихся способностей не существует. Музыкально -

ритмическое

чувство

является

формирующейся,

развивающейся

способностью.

Целенаправленная

работа

педагога

будет

способствовать

успешному воспитанию музыкального чувства ритма каждого ученика.

ДВИГАТЕЛЬНО - МОТОРНАЯ ОСНОВА РИТМА

Ритм – временная организация музыки, последовательность длительностей

звуков;

понимается

как

равномерное

повторение

или

чередование

и

основанная на нем соразмерность временных величин.Чувство ритма состоит

из

таких

элементов:

-

темп

акцент

соотношение

длительностей

во

времени.

Восприятие

и

воспроизведение

темпа,

акцента,

временных

соотношений

длительностей

объединяются

в

музыкально

-

ритмическую

способность.

Для

развития

музыкально

ритмической

способности

необходимы умения и навыки. Важным является восприятие равномерной

последовательности

одинаковых

длительностей.

Освоение

учащимся

воспроизведения

мерной

пульсации

одинаковых

долей

способствует

развитию чувства темпа: способности придавать одну и ту же длительность

равным ритмическим единицам, умение ощущать музыку в размеренном,

ровном движении. Равномерные доли, музыкальный пульс, можно сравнить с

«шагами»,

которые

слышны

в

музыке.

Более

интенсивному

ощущению

пульсации

и

ее

осознанию

помогает

способ

записи

четвертными

длительностями. Такая фиксация закладывает основы будущей ритмической

записи.

На

первых

уроках

учащийся

знакомится

с

акцентом,

то

есть

выделением звука. В доинструментальный период формируется и чувство

соотношения

длительностей.

Исходное

соотношение

длительностей:

четвертные и восьмые, их сочетание в двухдольном размере. Выполнение

упражнений

(прохлопывая)

на

сочетании

четвертных

и

восьмых

длительностей, акцентируя четверть, поможет ученику осознать соотношение

длительностей. Осознание различных длительностей будет способствовать

грамотному воспроизведению простейшего музыкального материала.

Основой

успешного

развития

юного

музыканта

является

слуховой

контроль,

поэтому

все

обучение

должно

опираться

на

слуховые

представления

учащимся

ритмической

пульсации,

чувства

метра,

чередования

сильных

и

слабых

долей

в

двухдольном

и

трехдольном

размерах. Метр – ритмическая форма, служащая мерой, в соответствии с

которой музыкальное произведение делится кроме смыслового членения на

метрические единицы – такты, определяемые совокупностью обязательных

правил,

заданных

с

художественной

целью

и

осознаваемых

в

виду

нормативной теории.

Соблюдение этих правил отличает размеренную музыку от свободного

ритма. Единицей музыкального метра, такт, образуется чередованием разных

по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Структура такта

отражается

в

размере.

В

тактовом

метре

счет

ударов

непрерывен;

различаются

ударения

сильные,

относительно

сильные,

слабые.

Как

метрическая единица такт образуется закономерным образованием разных по

силе ударений, на самые сильные из которых приходится начало такта. Метр

основан

на

счете

долей

и

их

группировке,

указывает

нормативное

размещение

акцентов.

Сильные

доли

такта

следует

рассматривать

как

своеобразные точки опоры и их надо слегка акцентировать. Это способствует

четкому ритму, активации мышления исполнителя.

Левая

клавиатура

баяна

предназначена

для

исполнения

аккомпанемента,

который соответствует метроритмическому фону. Педагогу следует обращать

внимание на расположение в нотной записи аккордов, которые приходятся на

слабую долю такта. В работе над аккомпанементом нужно учить ученика

рассчитывать силу нажатия клавиш. Не рекомендуется высоко поднимать

пальцы, так как, отбрасывая пальцы во время игры труднее рассчитать силу

нажатия клавиш. При исполнении аккордов применяется способ неполного

нажатия кнопок. Изложение аккомпанемента четвертными длительностями

является отправной точкой для восприятия, осознания и слушания разных

длительностей

в

мелодии

произведения.

Аккомпанемент

как

бы

фон,

с

которым

соотносится

разнообразный

ритмический

рисунок

в

мелодии.

Педагог

отмечает

организующую

метроритмическую

функцию

аккомпанемента,

который

как

бы

отсчитывает

доли.

У

начинающих

баянистов можно наблюдать недостатки в исполнении аккордов левой руки,

например, в акцентировании аккордов. Причиной акцентирования аккордов

может быть непонимание значения сильных долей такта. Сильные доли – это

тот

пульс

произведения,

который

исполнитель

должен

всегда

ощущать.

Важно

на

начальном

этапе

обучения

вырабатывать

навык

равномерного,

четкого исполнения аккомпанемента. Целесообразно на всех уроках вести

счет только педагогу. Считать следует негромко, можно выделять при этом

сильные доли. Не нужно заставлять ученика считать вслух, так как во время

счета

он

будет

плохо

слышать

себя.

Не

рекомендуется

заменять

счет

отстукиванием сильных долей такта ногой учащимся во время исполнения.

Во - первых, стук ногой вызывает неприятные ощущения у слушателя, во –

вторых,

даже

самые

незначительные

движения

ноги

во

время

игры

отражаются

на

плавности

движения

меха.

Внимание

педагога

постоянно

должно

быть

направлено

на

развитие

слухового

контроля,

ритмическую

устойчивость ученика. Навык организованной и устойчивой ритмической

пульсации

можно

развить

при

систематической

работе

на

простом

инструктивном материале: гаммах, арпеджио, аккордах. В последовательной

работе над техническим материалом педагогу следует нацеливать внимание и

слух

учащегося

на

ровность

движения

звуков,

на

их

ритмическую

устойчивость. Двигательно - моторной аппарат должен стать опорой для

развития

чувства

ритма.

Следует

учитывать

и

влияние

впечатлений

на

нервные центры, вызываемые движениями пальцев. Эффективность развитие

чувства ритма зависит от музыкально - исполнительской моторики. Хорошая

техника

игры

на

инструменте

будет

опорой

для

развития

музыкального

чувства ритма. Только хорошо налаженная, достаточно прочная музыкально -

исполнительская моторика игры на инструменте может служить эффективной

опорой для развития чувства ритма.

РИТМ, КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКИ

Ритм, как выразительное средство отражает эмоциональное содержание

музыки.

Образные

представления

и

переживания,

восприимчивость

музыкальных произведений способствует развитию чувства ритма. Активное

восприятие

музыки

происходит

в

различных

видах

музыкальной

деятельности.

На

начальном

этапе

обучения

ученика

важным

является

непосредственное исполнение музыки педагогам. Конкретный игровой показ

педагога

влияет

на

музыкально

-

ритмическое

восприятие

учащегося.

Начинающий

музыкант

должен

постоянно

слушать

музыкув

хорошем

исполнении. Эстетическое восприятие музыки учащимся различных форм и

жанров

играют

неоценимую

роль

в

эго

музыкально

-ритмическом

воспитании. В своей работе педагогу целесообразно прилагать усилия, чтобы

ученик

слушал

больше

музыкального

материала,

побуждать

ученика

посещать

концерты.

Профессиональное

исполнение

музыкальных

произведений различных стилей усиливает воздействие на восприимчивость

музыкальных чувств.

Осознание

содержания

музыки

происходит

в

ходе

собственного

исполнения,

когда

стимулируются

активные

формы

переживания.

Чем

больше произведений различных жанров освоено учащимся - музыкантом,

воспроизведены

в

результате

деятельности,

требующей

умственного

напряжения,

тем

эффективнее

процесс

развития

ритмического

чувства.

Важно, воспитывая учащегося на художественном материале, ярко, образно,

всесторонне раскрывать содержание произведения. Проникнуть в характер

музыки исполнителю поможет правильное понимание обозначений нотного

материала.

Музыкальный

образ

включает

в

себя

метроритмическую

пульсацию, не находясь в механической зависимости от нее. Подобно тому,

как

внутри

одного

такта

есть

«тяжелые»

(опорные)

и

«легкие»

(неопорные)доли, так и в группах тактов, где образуются мотивы, фразы,

могут различаться «тяжелые» (опорные) и «легкие» (неопорные) такты. Но

любой структурный элемент должен звучать и восприниматься как нечто

целое, не распадаясь на отдельные, не связанные между собой такты. При

разборе произведения следует отталкиваться, прежде всего, от логического

развития

внутри

фраз.

Умение

разделить

мелодию

на

составные

части:

мотивы,

фразы,

имеет

большое

практическое

значение.

Фразировка

художественно

смысловое

разграничение,

отчетливое

выделение

музыкальных фраз при исполнении музыкального произведения. Фразировка

определяется

логикой

музыкальной

мысли.

В

работе

над

музыкальным

произведением педагогу следует уделять внимание способу ведения меха.

Важно, чтобы смена меха не нарушала плавное звучание мелодии, Грамотное

произнесение

музыкальной

речи

баянистом

зависит

от

определения

естественного для каждой музыкальной мысли момента смены движения

меха,

как

фактора

расчленения.

Уже

в

самом

начале

работы

над

произведением нужно установить моменты смены направления меха, внося

необходимые поправки по мере разучивания. Особое внимание уделяется

фразам неравным по объему.

Огромное художественное значение, как сильное выразительное средство,

имеет пауза. Пауза – длящийся определенное время перерыв в звучании

одного или нескольких голосов музыкального произведения; несет функции

расчленения

музыкальной

ткани.

Пауза

выполняет

выразительно

-

смысловую функцию. Именно это ощущение важно воспитывать у учащихся.

Для создания музыкального образа важна способность, ощущать музыку в

размеренном

движении.

Верно

определить

темп,

различные

логические

изменения не легко для исполнителя. Иногда небольшое отклонение в ту или

иную сторону создает ощущение нервозности, неустойчивости, суетливости

или

наоборот,

затянутости,

вялости.

Выбор

скорости

движения

и

его

изменений

зависит

от

вкуса,

чувства

меры

исполнителя,

а

также

от

вдумчивого

анализа

произведения.

В

практической

работе

баяниста

установление темпа, овладение им часто является последним этапом в работе

над музыкальным произведением. Прежде всего, это относится к пьесам

быстрого

темпа.

Нередко

у

начинающих

баянистов

можно

наблюдать

неустойчивость темпа. В процессе игры это проявляется в неестественном

ускорении или в замедлении, особенно к концу произведения. Причины этого

различны.

Иногда

этому

способствует

волнение

исполнителя.

Часто

ускорение

темпа

получается

при

игре

крещендо,

а

замедление

-

при

диминуендо. Необходимо научить учащегося не допускать неестественных

изменений

темпа,

«

держать

»

его,

контролируя

свою

игру

четким

исполнением аккомпанемента. При работе над быстрым произведением очень

полезно проигрывать пьесу в сдержанном темпе. Работа над произведением с

различной

скоростью

поможет

ученику

выработать

устойчивость

темпа.

Работа

над

произведением

только

в

одном

темпе

приводит

к

тому,

что

движения

пальцев,

которые

естественно

начинают

становиться

автоматическими,

перестают

поддаваться

осознанному

контролю.

А

это

является главной причиной того, что баянист теряет способность управлять

темпом. Педагог должен неустанно добиваться того, чтобы учащийся умел

слушать себя и подчинять свою игру слуху.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание

музыкально

-

ритмического

чувства

учащегося

это

формирование

навыков

и

умений,

необходимых

для

восприятия

музыкального искусства. Важными являются:

умение слушать и понимать музыку;

развитие

навыков

исполнительства,

то

есть

совершенствование

двигательно

-

моторного

аппарата,

контролируемого

активным

музыкальным слухом.

Главное в работе педагога – развитие у учащегося слухового воображения,

сосредоточенности, внимания. Основным моментом обучения должно стать

воспитание

активного

музыкального

слуха.

В

учебном

процессе

важно

уравновесить

технический

и

художественный

материал,

найти

разумную

последовательность работы над техникой, не отделяя ее от музыки, следует

помнить о подчиненной роли техники, когда технический материал призван

помогать

в

работе

над

музыкальным

произведением.

Целенаправленная

деятельность

педагога

должна

способствовать

развитию

способности

учащегося

понимать

музыку.

Ее

активное

восприятие,

ясное

мысленное

представление

формируется

в

результате

восприимчивости

музыкальных

явлений.

В

процессе

обучения

у

учащегося

воспитывается

тонкий

музыкальный вкус, необходимый для того, чтобы художественно правдиво

ощущать ритмическую организацию звуков музыкального искусства.

Используемая литература

1.

А. Басурманов «Трёхгодичный курс обучения игре на баяне» М., 1971

2.

Г.В. Келдыш «Музыкальный энциклопедический словарь» М., 1990

3.

А. Сохор «Музыка, как вид искусства» М., 1970

4.

А. Судариков «Основы начального обучения игре на баяне» часть 1 М.,

1978, часть 2 М., 1972

5.

Р. Фрид «Выразительные средства музыки» Л., 1960



В раздел образования