Напоминание

"Повышение мотивационной сферы для слабоуспевающих учащихся"


Автор: Вековищева Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31 им. В.В.Толкуновой
Населённый пункт: г. Белореченск, п.Родники, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение мотивационной сферы для слабоуспевающих учащихся"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образование Белореченский район п.Родники Краснодарского края муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой
«Повышение мотивационной

сферы для слабоуспевающих

учащихся».
учитель начальных классов МБОУ СОШ 31 им. В.В.Толкуновой Вековищева Ольга Михайловна

Повышение мотивационной сферы для слабоуспевающих учащихся.
Многолетний опыт показывает, что с детьми , которые быстро улавливают мысль учителя и ,в следствии чего, успешно овладевают знаниями, легко работать. Но в классе есть ученики с другими свойствами. Они с трудом запоминают, долго не усваивают новый материал и в результате появляется нежелание учиться. С этими детьми необходима кропотливая работа, настойчивая, но осторожная. Для себя определяю причины слабой успеваемости. 1. Низкий уровень умственного развития. Педагогическая запущенность. Частые заболевания, а значит и пропуски занятий. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. Проявляется: Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления. 2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться:  работать с текстом;  выделять главное;  не может организовать свое время . 3 Гиперактивность.  излишняя подвижность на уроках;  отвлекается;  неусидчивый; 4. Отсутствие познавательного интереса.  с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;  ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение. 5. Несформированность произвольной сферы. Ученик делает то, что ему нравится и нет желания выполнять учебные задачи 6. Негативное отношение к учебной деятельности. Возникает в результате: Неподготовленности к школе; Запугивание детей со стороны родителей школой и учителем, после домашних проступков. 7. Низкий познавательный интерес  необходима поддержка ;  Выявить, с какими видами деятельности он справится и создать условия для их проявления . 8.Низкий уровень логического мышления. Реализуя принцип доступности учебного материала, обеспечиваем наглядность в процессе обучения. 9. Низкий уровень работоспособности.
 Утомляемость  Медленный темп работы . 10.Направления умственных способностей. Гуманитарное. Точные науки. Причины выявлены и можно планировать работу со слабоуспевающими. Если не произойдёт повышения мотивационной сферы для слабоуспевающих, то никакой план не сработает положительно на ученика. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем- нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д. Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т.е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками. Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика. Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении.
Ориентируясь на вышесказанное я стараюсь создавать условия для слабых учеников, которые побуждали бы его к учебной деятельности. Важно ,чтобы ребёнок не боялся спрашивать и высказывать своё мнение, не опасался быть осмеянным. Можно не согласиться с ребёнком ,но нельзя не считаться с ним. Стараюсь активно вовлекать во внеурочную деятельность слабоуспевающих, в этой деятельности легче им себя проявить, нежели сразу на уроке при решении задачи. Это работа даёт больше шансов успешности проявить себя при одноклассниках. Затем уже я сама получаю предложения от таких учеников выступать на классных часах с интересной информацией ,которую они находят в разных источниках для заседания «Клуба любознательных». Обязательно в дневнике делаю ученику благодарственную запись по поводу его выступления. После чего их активность на уроках литературного чтения и окружающего мира заметно вырастает. На уроках русского языка и математики необходимо использовать занимательные задачи, упражнения, рассказы. А лучше подключить самого ученика к поиску такого материала из других информационных источников. Привлекая к сотрудничеству на уроке, заранее изучив представленный учеником материал, включая его работу на уроке в виде разминки ( устный опрос), обобщения темы, дополнения к изучаемому материалу. Предварительно обговариваем как лучше ему выступить перед классом. Поддержка и уважение со стороны учеников дадут положительный эффект успешности отстающему ученику. То, что сильные ученики предлагают мне свою помощь в организации уроков я привыкла. Но когда подходят слабые ученики и предлагают подготовить и провести словарный диктант, я понимаю, что работа ведётся в нужном направлении. И планируя свой очередной урок я нахожу время и место для желающего провести эту работу, проверка словарного диктанта тоже ляжет на плечи ученика, он это понимает и ответственно готовится к работе ( проверка ведётся под контролем учителя, но очень корректно). Поскольку такая практика стала привычной для класса, то никаких возмущений со стороны других учеников не наблюдается. Конечно без традиционных дополнительных занятий и индивидуальных карточек для слабых учеников не обходится. Слабоуспевающий ученик часто заслуживает в рабочих тетрадях при письме оценку «2».Но она ему ненавистна, раздражает его, усилия его снова напрасны. Чтобы избегать таких стрессов, я стараюсь заменять «2» словами «плохо», «старайся выполнять лучше», «будь внимательнее». Хорошо проявляют себя слабоуспевающие ученики, если работают в паре с более успешным учеником. На уроке окружающего мира по теме «Суровая Арктика» даю домашнее задание подготовить сообщения про животных и растительность Арктики, работая в парах или в группах. На перемене наблюдаю, что некоторые слабые ученики договариваются с сильными учениками о работе по домашнему заданию. Следующий урок превратился в научную мини-конференцию. Оценки были только положительные у всех выступающих. Слабоуспевающие ученики не только рассказывали подготовленный материал, отведённый для них в паре, но и высказывали своё мнение и отношение к проделанной работе по моей просьбе.
Если у ребят не получается хорошо успевать по математике и русскому языку. А получается на уроках технологии и изобразительного искусства. То незамедлительно направляю работу таким образом, что они становятся консультантами на этих уроках. Все остальные ученики могут обращаться к ним за помощью и с удовольствием обращаются, а консультанты старательно оказывают помощь. Так создаются благоприятные условия понимания ученика и уважения к ученику. Он чувствует себя полезным и значимым, с ним совещаются, разговаривают. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет доброжелательная атмосфера урока, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Из десятков отрицательных качеств ребёнка найти положительное хотя бы одно и развивать до благоприятного исхода в любой деятельности ученика.


В раздел образования