Напоминание

«Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность», 5 класс (в структуре ФГОС ООО)


Автор: Стаюнина Наталья Александровна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 41 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность», 5 класс (в структуре ФГОС ООО)
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

урока по теме: «Бактерии, их разнообразие, строение и

жизнедеятельность», 5 класс

(в структуре ФГОС ООО)

Разработка учителя биологии высшей

квалификационной категории

МАОУ СОШ № 41 города Тюмени

Стаюниной Натальи Александровны

2016 г.

СХЕМА ПЛАНА УРОКА

Урок входит в состав раздела «Бактерии».

Тема урока: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность ».

Класс: 5

Место проведения: кабинет биологии

Дидактические цели(для учителя): создание условий для усвоения знаний каждым

учащимся по теме урока.

Цель(для учащихся): обеспечение усвоения материала о бактериях.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с материалом о разнообразии, строении и

жизнедеятельности бактерий, сформировать представление об отличительных признаках

бактерий.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать

чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию

коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять

главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.

Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация таблицы ), словесный

(объяснение правил работы с информацией), работа с листами индивидуального контроля

знаний,

постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний

Оборудование для учителя: учебник

Оборудование для учащихся: индивидуальные рабочие листы, учебник.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение ключевых понятий: бактерии как царство живой

природы; самостоятельное формулирование цели, выделение отличительных признаков

бактерий, описание деталей строения и процессов жизнедеятельности бактерий.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и

обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре.

РегулятивныеУУД: умение давать самооценку своим действиям, соотнести известное с

тем, что еще не известно, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.

Описание хода урока

Название этапов урока, их

содержание

Конспект

1.Мотивирование

(самоопределение)

к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения

предполагает осознанное

вхождения учащегося в учебную

деятельность.

2.Актуализация знаний и

фиксирование

индивидуального затруднения,

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте

запишем домашнее задание.

Учитель: На уроках биологии мы говорим о том, жизнь

на нашей планете разнообразна. Все живые организмы

можно объединить в четыре царства. Назовите царства

живой природы.

Учащиеся называют царства: растения, животные,

грибы, бактерии.

Учитель: Сегодня мы начнем знакомиться с царствами

живой природы. А узнать, с каким царством живой

природы мы знакомимся сегодня я предлагаю в процессе

игры. Для этого нужен один доброволец.

Доброволец садиться на стул лицом к классу и спиной к

доске. На доске записывается тема урока. Учащиеся

называют различные подсказки, а доброволец должен

сформулировать и назвать тему урока.

выявление места и причины

затруднения.

3.Построение проекта выхода из

затруднения(цель и тема, способ,

план, средство)

4.Реализация построенного

проекта.

Учащиеся называют подсказки. Доброволец формулирует

тему урока: Бактерии, их разнообразие, строение и

жизнедеятельность.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что вы узнаете на

уроке, чему вы научитесь?

Учащиеся предполагают : кто такие бактерии, какие

бывают бактерии, какое они имеют строение, как

питаются, растут, размножаются бактерии.

Учитель: Ребята, что нам может помочь при изучении

бактерии, откуда вы можете получить знания о

бактериях?

Учащиеся предполагают: из учебника, из энциклопедий,

спросить у кого-либо, из интернета.

Учитель: Сегодня основным источником

информации для вас будет текст учебника( параграф

11), откройте его, пожалуйста.

Учащиеся открывают учебник.

Учитель: Работа с текстом( читаем текст параграфа по

цепочке, по одному предложению. Учитель

останавливает.

1.

Бактерии – относительно просто устроенные

микроскопические одноклеточные организмы.

Учитель:

О чем идет речь в этом фрагменте? ( ответ в одно, два

слова)

Учащиеся отвечают: о бактериях.

Учитель

:

Что говориться о бактериях? Поясните.

Учащиеся: Что они одноклеточные (состоят из одной

клетки)

Что они микроскопические( очень маленькие, можно

увидеть только под микроскопом)

Что они организмы(значит у них есть процессы

жизнедеятельности: они питаются, размножаются,

дышат и т.д.)

Что они просто устроены.

Учитель уточняет «относительно», что это значит?

Учащиеся: в сравнении с чем-то.

Учитель

:

С чем мы можем сравнить бактериальную

клетку?

Учащиеся отвечают : С растительной клеткой.

Учитель

:

Что для этого необходимо?

Учащиеся отвечают: узнать строение бактериальной

клетки и сравнить с растительной. Найти сходства и

отличия.

Учитель: Читаем дальше раздел «Строение

бактерий». Учащиеся читают текст и называют

сходства (есть оболочка, цитоплазма и ядерное

вещество) и отличия ( у бактерий нет ядра, пластид,

5.Первичное закрепление с

проговариванием во внешней

речи.

4.Реализация построенного

проекта.

5.Первичное закрепление с

проговариванием во внешней

речи.

4.Реализация построенного

проекта.

вакуолей с клеточным соком). Учитель задает

уточняющие вопросы.

Учитель: Мысленно составьте рассказ о бактериях.

(учащиеся выполняют).

Учитель: Давайте послушаем, какой рассказ у вас

получился. Выступает несколько желающих

учащихся.

Учитель: Продолжим знакомство с бактериями.

Читаем раздел « Питание бактерий».

Учитель:

О чем идет речь в этом фрагменте? ( ответ в одно, два

слова)

Учащиеся отвечают: о питании бактерий.

Учитель

:

Что говориться о питании бактерий?

Поясните.

Учащиеся: Что они питаются органическими

веществами, что некоторые могут сами создавать

органические вещества( цианобактерии), что есть

две группы: сапротрофы и паразиты.

Учитель просит пояснить каждый ответ.

Учитель

:

Давайте представим этот текст в виде

схемы.

Я буду записывать на доске, а вы будете мне

говорить, что записать.

Питание бактерий

Органические вещества

1.

Сами создают(автотрофы)

2.

Берут готовые (гетеротрофы)

1.

Сапротрофы (отмершие организмы)

2.

Паразиты (живые организмы)

Учитель

: Мысленно составьте рассказ о питании

бактерий, используя схему.

Учитель: Давайте послушаем, какой рассказ у вас

получился. Выступает несколько желающих

учащихся.

Учитель: Продолжим знакомство с бактериями.

Читаем раздел « Размножение бактерий».

Учитель:

О чем идет речь в этом фрагменте? ( ответ в одно, два

слова)

Учащиеся отвечают: о размножении бактерий.

Учитель

:

Что говориться о размножении бактерий?

Поясните.

6.Самостоятельная работа с

самопроверкой

7.Рефлексия учебной

деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется

новое содержание, изученное на

уроке. Организуется рефлексия

и самооценка учениками

собственной учебной

деятельности (цель обучения,

способы достижения цели,

результат)

Демонстрируются эффективные

способы самооценки и

самоконтроля учебной

деятельности.

Учащиеся отвечают:

Что бактерии размножаются делением на двое, что

происходит это в благоприятных условиях, что много

бактерий погибает от действия различных факторов.

Учитель задает уточняющие вопросы.

Учитель: Продолжим знакомство с бактериями.

Читаем раздел «Образование спор».

Учитель:

О чем идет речь в этом фрагменте? ( ответ в одно, два

слова)

Учащиеся отвечают: об образовании спор.

Учитель

:

Что говориться об образовании спор у

бактерий? Поясните.

Учащиеся отвечают.

Учитель задает уточняющие вопросы.

Учитель: Предлагает проверить усвоение материала

урока, выполнив следующее задание ( учащиеся

работают в парах)

Прочитай текст, вставив пропущенные слова.

Бактериальная клетка снаружи покрыта плотной

____________, под которой находится ____________ . В

цитоплазме расположено_____________ . Некоторые

бактерии в оболочке имеют один или несколько

_______________ . По питанию бактерии делят на три

группы _____________, _____________________ и

________________. При наступлении неблагоприятных

условий многие бактерии образуют _____________ .

Размножаются бактерии ______________ .

Литература:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа,

2014.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая

тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014г.



В раздел образования