Автор: Стаюнина Наталья Александровна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 41 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность», 5 класс (в структуре ФГОС ООО)
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
урока по теме: «Бактерии, их разнообразие, строение и
жизнедеятельность», 5 класс
(в структуре ФГОС ООО)
Разработка учителя биологии высшей
квалификационной категории
МАОУ СОШ № 41 города Тюмени
Стаюниной Натальи Александровны
2016 г.
СХЕМА ПЛАНА УРОКА
Урок входит в состав раздела «Бактерии».
Тема урока: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность ».
Класс: 5
Место проведения: кабинет биологии
Дидактические цели(для учителя): создание условий для усвоения знаний каждым
учащимся по теме урока.
Цель(для учащихся): обеспечение усвоения материала о бактериях.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом о разнообразии, строении и
жизнедеятельности бактерий, сформировать представление об отличительных признаках
бактерий.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать
чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию
коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять
главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация таблицы ), словесный
(объяснение правил работы с информацией), работа с листами индивидуального контроля
знаний,
постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Оборудование для учителя: учебник
Оборудование для учащихся: индивидуальные рабочие листы, учебник.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение ключевых понятий: бактерии как царство живой
природы; самостоятельное формулирование цели, выделение отличительных признаков
бактерий, описание деталей строения и процессов жизнедеятельности бактерий.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре.
РегулятивныеУУД: умение давать самооценку своим действиям, соотнести известное с
тем, что еще не известно, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Описание хода урока
Название этапов урока, их
содержание
Конспект
1.Мотивирование
(самоопределение)
к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения
предполагает осознанное
вхождения учащегося в учебную
деятельность.
2.Актуализация знаний и
фиксирование
индивидуального затруднения,
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте
запишем домашнее задание.
Учитель: На уроках биологии мы говорим о том, жизнь
на нашей планете разнообразна. Все живые организмы
можно объединить в четыре царства. Назовите царства
живой природы.
Учащиеся называют царства: растения, животные,
грибы, бактерии.
Учитель: Сегодня мы начнем знакомиться с царствами
живой природы. А узнать, с каким царством живой
природы мы знакомимся сегодня я предлагаю в процессе
игры. Для этого нужен один доброволец.
Доброволец садиться на стул лицом к классу и спиной к
доске. На доске записывается тема урока. Учащиеся
называют различные подсказки, а доброволец должен
сформулировать и назвать тему урока.
выявление места и причины
затруднения.
3.Построение проекта выхода из
затруднения(цель и тема, способ,
план, средство)
4.Реализация построенного
проекта.
Учащиеся называют подсказки. Доброволец формулирует
тему урока: Бактерии, их разнообразие, строение и
жизнедеятельность.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что вы узнаете на
уроке, чему вы научитесь?
Учащиеся предполагают : кто такие бактерии, какие
бывают бактерии, какое они имеют строение, как
питаются, растут, размножаются бактерии.
Учитель: Ребята, что нам может помочь при изучении
бактерии, откуда вы можете получить знания о
бактериях?
Учащиеся предполагают: из учебника, из энциклопедий,
спросить у кого-либо, из интернета.
Учитель: Сегодня основным источником
информации для вас будет текст учебника( параграф
11), откройте его, пожалуйста.
Учащиеся открывают учебник.
Учитель: Работа с текстом( читаем текст параграфа по
цепочке, по одному предложению. Учитель
останавливает.
1.
Бактерии – относительно просто устроенные
микроскопические одноклеточные организмы.
Учитель:
О чем идет речь в этом фрагменте? ( ответ в одно, два
слова)
Учащиеся отвечают: о бактериях.
Учитель
:
Что говориться о бактериях? Поясните.
Учащиеся: Что они одноклеточные (состоят из одной
клетки)
Что они микроскопические( очень маленькие, можно
увидеть только под микроскопом)
Что они организмы(значит у них есть процессы
жизнедеятельности: они питаются, размножаются,
дышат и т.д.)
Что они просто устроены.
Учитель уточняет «относительно», что это значит?
Учащиеся: в сравнении с чем-то.
Учитель
:
С чем мы можем сравнить бактериальную
клетку?
Учащиеся отвечают : С растительной клеткой.
Учитель
:
Что для этого необходимо?
Учащиеся отвечают: узнать строение бактериальной
клетки и сравнить с растительной. Найти сходства и
отличия.
Учитель: Читаем дальше раздел «Строение
бактерий». Учащиеся читают текст и называют
сходства (есть оболочка, цитоплазма и ядерное
вещество) и отличия ( у бактерий нет ядра, пластид,
5.Первичное закрепление с
проговариванием во внешней
речи.
4.Реализация построенного
проекта.
5.Первичное закрепление с
проговариванием во внешней
речи.
4.Реализация построенного
проекта.
вакуолей с клеточным соком). Учитель задает
уточняющие вопросы.
Учитель: Мысленно составьте рассказ о бактериях.
(учащиеся выполняют).
Учитель: Давайте послушаем, какой рассказ у вас
получился. Выступает несколько желающих
учащихся.
Учитель: Продолжим знакомство с бактериями.
Читаем раздел « Питание бактерий».
Учитель:
О чем идет речь в этом фрагменте? ( ответ в одно, два
слова)
Учащиеся отвечают: о питании бактерий.
Учитель
:
Что говориться о питании бактерий?
Поясните.
Учащиеся: Что они питаются органическими
веществами, что некоторые могут сами создавать
органические вещества( цианобактерии), что есть
две группы: сапротрофы и паразиты.
Учитель просит пояснить каждый ответ.
Учитель
:
Давайте представим этот текст в виде
схемы.
Я буду записывать на доске, а вы будете мне
говорить, что записать.
Питание бактерий
Органические вещества
1.
Сами создают(автотрофы)
2.
Берут готовые (гетеротрофы)
1.
Сапротрофы (отмершие организмы)
2.
Паразиты (живые организмы)
Учитель
: Мысленно составьте рассказ о питании
бактерий, используя схему.
Учитель: Давайте послушаем, какой рассказ у вас
получился. Выступает несколько желающих
учащихся.
Учитель: Продолжим знакомство с бактериями.
Читаем раздел « Размножение бактерий».
Учитель:
О чем идет речь в этом фрагменте? ( ответ в одно, два
слова)
Учащиеся отвечают: о размножении бактерий.
Учитель
:
Что говориться о размножении бактерий?
Поясните.
6.Самостоятельная работа с
самопроверкой
7.Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется
новое содержание, изученное на
уроке. Организуется рефлексия
и самооценка учениками
собственной учебной
деятельности (цель обучения,
способы достижения цели,
результат)
Демонстрируются эффективные
способы самооценки и
самоконтроля учебной
деятельности.
Учащиеся отвечают:
Что бактерии размножаются делением на двое, что
происходит это в благоприятных условиях, что много
бактерий погибает от действия различных факторов.
Учитель задает уточняющие вопросы.
Учитель: Продолжим знакомство с бактериями.
Читаем раздел «Образование спор».
Учитель:
О чем идет речь в этом фрагменте? ( ответ в одно, два
слова)
Учащиеся отвечают: об образовании спор.
Учитель
:
Что говориться об образовании спор у
бактерий? Поясните.
Учащиеся отвечают.
Учитель задает уточняющие вопросы.
Учитель: Предлагает проверить усвоение материала
урока, выполнив следующее задание ( учащиеся
работают в парах)
Прочитай текст, вставив пропущенные слова.
Бактериальная клетка снаружи покрыта плотной
____________, под которой находится ____________ . В
цитоплазме расположено_____________ . Некоторые
бактерии в оболочке имеют один или несколько
_______________ . По питанию бактерии делят на три
группы _____________, _____________________ и
________________. При наступлении неблагоприятных
условий многие бактерии образуют _____________ .
Размножаются бактерии ______________ .
Литература:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа,
2014.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая
тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014г.