Автор: Мякишева Анна Сергеевна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с - "Сказка" Населённый пункт: ЯНАО, г.Губкинский Наименование материала: проект Тема: "В детский сад с радостью" Раздел: дошкольное образование
«В детский сад с радостью»
Автор-составитель:
педагог- психолог
Мякишева Анна Сергеевна
г. Губкинский , 2015 г.
В детский сад с радостью.
Актуальность
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить
множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка
одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без
специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти
трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для
него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен
приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые
должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые
воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Организация: Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад «Сказка».
Адрес: ЯНАО г. Губкинский, мкр.4, дом 24.
Автор проекта: Мякишева А.С.
Руководитель проекта: Кадочникова О.В.
Вид, тип проекта: игровой.
Цель:
Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению
посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи:
1)
Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2)
Обучить родителей практическим приемам воспитания детей.
3)
Способствовать психо-эмоциональному развитию каждого ребенка.
Сроки проведения: в течении года.
Участники проекта – дети, педагоги, родители.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического
процесса в повседневной жизни).
Ожидаемые результаты.
После
реализации
данного
проекта
в
образовательном
учреждении
ожидаются следующие результаты:
1) Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2) Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3) Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и
родителями.
4) Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения
детей.
5) Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в
вопросах адаптации детей к детскому саду.
Этапы реализации проекта
№
п/
п
Форма проведения
Мероприятия
Сроки
1 этап
1.
Изучение литературы по вопросу
адаптации детей раннего дошкольного
возраста
Сентябрь
2.
Составление перспективного плана работы
с участниками проекта.
Сентябрь
3.
Планирование работы с детьми в период
адаптации
Сентябрь
2 этап
Работа с педагогами МДОУ
1.
Консультация
«Психологические особенности детей
раннего возраста»
Сентябрь
2.
Консультация
«Сотрудничество с родителями»
Сентябрь
3.
Консультация
«Своевременное выявление семей,
находящихся в трудной жизненной
ситуации»
Сентябрь
4.
Семинар – практикум «Как помочь ребенку в период адаптации»
Октябрь
5.
Анкетирование
Предоставление родителям анкет для
заполнения
Сентябрь–
октябрь
6.
ПМПк
«Уровень адаптации ребенка к условиям
Ноябрь
МДОУ»
Работа с родителями
1
Встреча
«Давайте познакомимся»
Сентябрь
2
Родительское
собрание
«Большие проблемы маленьких детей»
Октябрь
3
Беседа
Встречи с родителями
В
т е ч е н и и
года
4
Консультация
«Особенности Вашего ребенка»
Сентябрь
5
Консультация
Индивидуальная работа по воспитанию и
развитию детей
Сентябрь
6
Анкетирование
Предоставление родителям анкет для
заполнения
Сентябрь
7
Родительское
собрание
Итоги адаптации
Ноябрь
Работа с детьми раннего возраста
1
Анализ
документации
Знакомство с ребенком
Сентябрь
2
Наблюдение
Осуществление систематического
контроля за эмоциональным состоянием
ребенка, его взаимодействием со
сверстниками и взрослыми
Сентябрь-
октябрь
3
Игры и игровые
упражнения
Проведение работы с детьми
С ентябрь
–
май
4
Анализ
Анализ степени адаптации и уровня
адаптированности детей
Ноябрь
5
Игротерапия
Индивидуальная работа с детьми с
тяжелой степенью адаптации к МДОУ
Сентябрь
ноябрь
3 этап Итоговый
1.
Разработка картотеки игр на формирование
положительной адаптации к детскому саду
Ноябрь-май
Вывод:
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети
переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста
ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию
и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоцио-
нальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и
успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно
быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными,
эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым
сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и
«догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с
дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами,
объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих
играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают
внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
В перспективе:
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной
адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может
продолжаться на протяжении всего года обучения). Рекомендуется проводить
занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного
года, поэтому дальнейшим развитием данного проекта, планируется
написание программы поддержки детей раннего дошкольного возраста.
Литература:
1. Н.Е.Веракса Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы».
2. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для
воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. -
М.: Педобщество, 2003, 240с.
5. Корнеева Е.Н.Вы и ваш ребенок 100 ответов на родительское
«почему»?- ООО Издательство «мир и образование», 2012.
6. Алексеева Е.Е. «Что сделать, если ребенок…..» Психологическая
помощь семье с детьми от 1 до7 лет- С-П «Речь»,2012г.
7. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль2000
8. Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ
«Учитель»Воронеж2006
9. Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000
10. Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. Ярославль2000