Напоминание

"Наш город"


Автор: Петкун Наталья Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ - "ЦРР Д/С "Дельфин"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абаза
Наименование материала: методическая разработка конспекта НОД
Тема: "Наш город"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Пояснительная записка.
Занятие разработано в соответствии с ФГОС, с планом логопедической работы. Подгрупповое занятие рассчитано для детей 6-7 лет, имеющих II-III уровень ОНР. Состоит из нескольких этапов. Эти этапы взаимосвязаны. Время между этапами распределено. Задействованы слуховые, тактильные, зрительные анализаторы. Применение информационно- коммуникационных технологий способствует лучшему усвоению учебной информации. Используются доступные, точные формулировки, которые понятны детям.
Тема:
«Наш город». Цель: создание условий для формирования лексико-грамматических категорий, развития связной речи; внедрение информационно - коммуникативных технологий в практику работы по коррекции речи. Задачи:  Образовательные: создать условия для закрепления и систематизации знаний у детей о родном городе, познакомства с гербом города.  Коррекционно-развивающие: создать условия для:  развития диалогической, монологической речи, активизации словаря по данной теме;  формирования навыка словоизменения, словообразования;  формирования умения согласовывать существительные с прилагательным.  развития памяти, внимания, воображения, координации движений в пространстве;  Воспитательные: создать условия для доброжелательного общения между сверстниками и воспитания чувства любви к родному городу. Материалы к занятию: План района города, герб, фотографии, кукла – Незнайка, мультимедиа, мяч
Ход занятия.

I.
1.  Орг.момент. Психогимнастика. Выражение психоэмоцианального и психофизического состояния. (Дети стоят в кругу)  Передайте состояние ребенка, заблудившегося на улице города.  Придумайте действия к заданным ситуациям: «через дорогу переходит старушка, дворник подметает улицу» 2. «Запомните и повторите» Улица, центр, площадь, клумба, светофор Улица, центр, площадь, клумба, дорога, светофор. -Какое слово добавилось? (дорога). 3.Тема нашего занятия: «Наш город». (Дети садятся на стулья) 4.-Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? (Есть города, которым 300 лет, 400 лет и более) Сколько лет нашему городу? (Нашему городу 50 лет) (Логопед включает мультимедиа со слайдами города) -Наш горд молодой. -Как называется наш город? (Абаза) -В какой республике находится город Абаза? (В Хакасии) (слайд)
-Как называется столица нашей республики? (Абакан) (слайд) -В какой стране мы живем? (В России) (слайд) -Как называется столица России? (Москва) (слайд) -Ребята, а вы любите свой город? -Чем он вам нравится? (слайд природы) Логопед: В ладонях гор, Как в чаше расписной, Уютно город расположен, Красивый красотой земной, Руками жителей ухожен.
-
В нашем городе деревья (какие?) (зеленые, старые, молодые, красивые, лиственные, хвойные..) -В нашем городе дома (какие?) (большие, прочные, одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, деревянные…) -В нашем городе дворы (какие?) (зеленые, чистые, тихие, шумные, уютные..) -В нашем городе улицы (какие?) (длинные, широкие, короткие, нарядные, прямые, оживленные, зеленые чистые…) -Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам, видите знакомые места. Какие улицы вы знаете? (Набережная, Кулакова, Школьная…) - Назовите свой домашний адрес. -Как называется главная улица города Абазы? (Ленина). Логопед выводит на мультимедиа слайды с изображением улиц города. (дети говорят названия улиц).
II. (
Стук в дверь, появляется кукла-Незнайка с письмом в руках. -Ребята, я приехал в ваш прекрасный город и заблудился, помогите мне найти дорогу по этому плану). Незнайка показывает план района улицы Ленина. Логопед: Ребята, поможем Незнайке? (Дети обсуждают, как правильно пройти по намеченному маршруту). -Это детский сад, а это знаки – где и в каком порядке мы остановимся. Когда найдем знак- подсказку, мы его забираем с собой. (Действие происходит в группе. Столы расставлены так же, как расположены на плане-схеме остановки, всего их 5. На каждом столе на подставке стоит по одной фотографии. На первом столе фотография с изображением школы, на втором - здание рудоуправления, на третьем - Дворец культуры, на четвертом фотография спорткомплекса, на пятом столе фотография парка отдыха. Кроме того, на каждом столе лежит по одному знаку – это составные части эмблемы города). Мы выходим из детского сада. Идем прямо. -Что изображено на фотографии? (Школа). - Какая это школа? -Сколько школ в нашем городе? (Четыре школы. № 49, № 53 школы – это одни из первых школ Абазы). -Давайте проследуем дальше. Знак-картинку заберем с собой. -Что это за задание?
Дети: это рудоуправление – красивое многоэтажное здание. Здесь работают специалисты: главные механики, гл. экономисты, гл. бухгалтера - разрабатывают планы, как добывать руду). -Какое главное производство города? (Шахта, где добывают руду). -Кто работает на шахте? - Какое здание находится напротив рудоуправления? (Напротив рудоуправления находится Дом Культуры). -Что такое фасад? (Передняя сторона здания). -Что украшает фасад здания? (Фасад здания украшают колонны и статуи рабочих-шахтёров. Этому зданию исполнилось 44 года, недавно его отремонтировали). -Кто из вас посещал Дворец Культуры? -Чем занимаются во Дворце Культуры? (Работают кружки: вокальные, танцевальные, проводят концерты, торжественные собрания). 4) Ребята, посмотрите по плану, куда поворачивает дорога? (Направо). -Мы с улицы Ленина повернули на Парковую. Подходим к какому зданию? (Спорткомплекс). -Как называется спорткомплекс? («Горняк»). -Посмотрите, как красиво украшено это здание. Перед входом расположены скульптуры спортсменов. -Кто из вас бывал в спорткомплексе? -Какие секции работают? (Тренажеры, хоккейная, лыжная, волейбольная, есть настольный теннис, плавание). -Каким видом спорта вы бы хотели заниматься? 5) Физкультминутка. (Имитация движений) Мы летим с горы на санках, Быстро мчимся на коньках, А теперь хоккейной клюшкой, Забиваем гол - вот так! На лыжню охотно встали, Друг за другом побежали. Как в бассейн мы зайдем, Плавать и нырять начнем! 6) Продолжаем наше путешествие. Мы подходим к… (аттракциону). -Какие аттракционы вы знаете? - Вот ребята вы и помогли Незнайке, а теперь он хочет с вами поиграть. Дети стоят в кругу, проводится игра с мячом: «Назови ласково». город – городок, городишко магазин – магазинчик фонарь – фонарик улица – улочка двор – дворик дом - домик, домишко фонтан – фонтанчик дом – домик квартира – квартирка красивый – красивенький кирпич – кирпичик окно – окошечко
светлый – светленький уютный – уютненький зеленый – зелененький тихий - тихонький Игра: «Один - много». дом – дома кирпич - кирпичи квартира – квартиры дача – дачи стена – стены комната – комнаты улица – улицы дом – дома город – города площадка – площадки площадь – площади кафе – кафе магазин – магазины тротуар - тротуары Без чего не бывает городов? (без домов, улиц, магазинов, дворов). Без чего не бывает улиц? (без домов, магазинов, дворов, детских площадок). (Незнайка благодарит детей за помощь, а дети Незнайку за игру.)
III.
Ребята, посмотрите по плану мы прошли все остановки и собрали знаки-подсказки. -Сколько знаков-символов? (5). Давайте соберем знаки в единое целое. Что у нас получилось? (Герб). Герб – это эмблема города. Эмблема – условное изображение. Кто является основной фигурой герба нашего города? (Медведь). По-хакаски «Аба» - медведь – слово, составляющее первозвучность слова «Абаза». «За» - завод, т.е. медвежий завод, о чём говорит медведь в рабочем фартуке с молотком. Сапоги – обувь рабочего. Правой лапой медведь держит копейный наконечник, сделанный из руды. -Что обозначает чёрный цвет? (Чёрный цвет – символ богатства, мудрости). -Что обозначает зелёный цвет? (Поле щита зелёное – цвет высокогорной тайги, а солнце показывает Абазу как самый южный город Сибири). -Чем окружён солнечный круг? (Окружён орнаментом из пяти лепестков цветка жарка, символизирующего красоту природы Хакасии). - Что обозначает красный цвет? (Символ красоты, мужества, стойкости. Золото – символ благополучия, уверенности, богатства). Логопед: Есть еще таежные массивы. Есть еще чудесные места. Абаза, жемчужина России, Вечна ли вся это красота? -Ребята, вечна ли красота нашего города, улиц, домов, парков? Почему? -Как можно сохранить красоту нашего города? Игра: «Скажи наоборот». шумный – тихий молодой – старый современный - старинный узкая – широкая внимательный – невнимательный безлюдный – многолюдный грязный - чистый
А сейчас закройте глаза, представьте, каким вы хотите видеть город через сто лет?
IV.
Звучит музыка. Дети рассказывают о том, каким представляют свой город через 100 лет.
V.
Итог. О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось? Ребята, мне тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались, хочу вручить вам подарки, посмотрите, что изображено на картинке? Это герб города, вы его возьмите домой и расскажите о нем своим близким.


В раздел образования