Автор: Черепанова Елена Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СШ №20" Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Лексика. Однозначные и многозначные слова" Раздел: полное образование
ЛЕКСИКА. МНОГОЗНАЧНЫЕ И ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.
Цели:
Образовательная:
дать определение понятий «лексика», «лексическое и
грамматическое значение слова», «многозначные и однозначные слова»;
научить различать лексическое и грамматическое значение слов,
Развивающая:
создать
условия
для
развития
логического
мышления
учащихся, монологической и диалогической речи, памяти и внимания.
Воспитательная:
способствовать
воспитанию
умения
выслушать
товарища, работать в сотрудничестве с другими членами коллектива, уважая
чужое мнение.
Формирование УУД:
Личностные
–
развивать способность увязать учебное содержание с
собственным
жизненным
опытом;
развивать
уважение
к
культурно-
историческим традициям своей страны.
Коммуникативные
–
развивать способности организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Регулятивные –
формировать умения понимать учебную задачу урока,
анализировать и осуществлять решение учебной задачи под руководством
учителя.
Познавательные
–
развивать
познавательную
активность;
уметь
выделять существенную информацию из текстов.
ХОД УРОКА
1.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ : чтение стихотворения.
Плим.
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол,
Шапка – это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
Скажите, пожалуйста, какая основная мысль данного стихотворения?
/сообщить о новом придуманном слове/
Как вы думаете, удалось мальчику придумать новое слово? Почему?
Какой вывод можем сделать? /каждое слово, помимо формы, должно
иметь значение, являющееся важнейшим признаком слова, без него слова
нет и не может быть/
Какая, по-вашему, тема сегодняшнего урока.
А цель какую поставите?
2.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
«Отгадай словечко»
Явление, которое вызывает сильное колебание земли (землетрясение)
Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротники (брошь)
Порядок букв, принятый в азбуке (алфавит)
Проезд внутрь строения ли за ограду, закрываемый широкими створками, а
также сами эти створки (ворота)
Вызывать звонком телефонного аппарата для разговора по телефону
(звонит)
Травянистое
дикорастущее
растение
с
продолговатыми
листьями
кислого вкуса (щавель)
У ДОСКИ
Расставьте ударение, дайте лексическое значение слов
Т о рты, стол я р, св ё кла, догов о р, сантим е тр,
укра и нский, кварт а л, цем е нт, шоф ё ры, жалюз и .
Прочитайте текст. Чему он учит?
Употреблять слова, не зная их точного значения, так же опасно, как
произносить слова, значение которых не понимаешь вовсе: можно попасть в
сложное или даже глупое положение, когда тебя поймут не совсем верно или
не
поймут
вовсе.
Чтобы
узнать
точное
значение
слова
и
правильно
употреблять его, надо обратиться к ?
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
Выберите правильное значение:
Какой участок – землистый или земельный (относящийся к земле)
Ученик понятный (доступный пониманию) или понятливый ( быстро и
легко понимающий, усваивающий что-либо)
Местность
песочная
(о
тесте
и
изделиях
из
него)
или
песчаная
(состоящий из песка)
Мебель добрая или добротная (качественная)
Какой вывод можем сделать из данного задания?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ
1вар-т записывают слова первого столбика
2вар-т записывают слова второго столбика
Об и жал малыша – об е жал школу
Х и трая лиса – тёмные л е са
Пос и деть за столом – пос е деть от горя
речь разв и вается– флаг разв е вается
Знания какого раздела русского языка вы использовали? О чём это говорит?
Наш язык богат и выразителен, благодаря тому что слова могут иметь
не одно лексическое значение, а несколько. Как, вы думаете, называются
такие слова? Ответ найдёте на страницах учебника. Чтение параграфа.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Есть у меня еще и такие вопросы:
Какой иглой не сошьёшь рубахи? (листья сосны, шпиль здания)
Какой рукав нельзя пришить? ( ответвление от главного русла реки)
ВОЛШЕБНИКИ
Составьте словосочетания, раскрывая значение слова
Хвост… (собаки, платья, самолёта, поезда, очереди)
Лист (бумаги, похвальный, железа) Какой вывод сделаем? /многозначные
слова имеют несколько значений, близких друг другу.
3.
РЕФЛЕКСИЯ
Какую цель ставили?
Чего добились?
Как называется раздел русского языка, который изучает значение слова?
Какие бывают по значению слова?
Важно ли иметь богатую речь? Конечно, вы правы. Именно об этом говорит и
Д.С. Лихачёв: « Важнейший способ узнать человека - прислушаться к тому,
как он говорит… Язык человека- это его мировоззрение и поведение, как
говорит, так, следовательно и думает».
И
я
желаю
Вам
стать
интеллектуально
развитыми
людьми,
обладающими
хорошим
словарным
запасом.
А
для
этого
его
необходимо развивать. Чем вы и займётесь дома. Запишите домашнее
задание.
4.
Д/Р на выбор: 1. составить кроссворд из 10 слов;
2. составить 6 вопросов к классу по изученной теме;