Напоминание

Филиал МБУДО ДШИ «Свирель» «ДШИ с.Кубанка» Оренбургской области Переволоцкого района


Автор: Шарафутдинов Виктор Исламутдинович
Должность: Преподаватель по классу духовых инструментов
Учебное заведение: Филиал МБУДО ДШИ «Свирель» «ДШИ с.Кубанка» Оренбургской области Переволоцкого района
Населённый пункт: Оренбургская область Переволоцкий район село Кубанка
Наименование материала: Методическая работа «Основы рациональной постановки исполнительского аппарата саксофониста»
Тема: Филиал МБУДО ДШИ «Свирель» «ДШИ с.Кубанка» Оренбургской области Переволоцкого района
Раздел: дополнительное образование





Назад




Филиал МБУДО ДШИ «Свирель» «ДШИ с.Кубанка»

Оренбургской области Переволоцкого района

Методическая работа «Основы

рациональной постановки исполнительского

аппарата саксофониста»

Преподаватель по классу духовых инструментов:

Шарафутдинов Виктор Исламутдинович.

с.Кубанка 2018 г.

Методический раздел.

Основы рациональной постановки исполнительского аппарата саксофониста.

Особенности общей постановки.

Начинать занятие на саксофоне необходимо с уяснения правил общей постановки (т.е.

положения головы, корпуса, ног, рук, и пальцев исполнителя).

Положения головы и корпуса

Корпус и голову следует держать ровно и прямо, без отклонений в стороны и наклонов

вперед и назад, независимо от того, занимается ли саксофонист стоя или сидя. Грудь

должна быть слегка приподнята, а плечи развернуты.Это придаст работе дыхательных

мышц большую свободу. Сохранить нужную осанку при игре в положении стоя помогает

устойчивая опора на ноги: их лучше раздвинуть на ширину ступни, носки несколько

развернуть, а левую ногу немного выдвинуть вперед. При игре сидя рекомендуется

садиться на половину стула, без опоры на его спинку. Категорически запрещается класть

ногу на ногу. В положении сидя целесообразно располагать альт- саксофон наискось по

туловищу, упирая нижний изгиб его трубки в правое бедро. Должное внимание нужно

уделить правильному расположению рук и пальцев, которые находятся в тесном игровом

контакте с механикой саксофона. Руки не следует прижимать к корпусу, а правый локоть

для удобства игры лучше отвести несколько назад, в сторону. Кисти рук в момент игры не

должны быть слишком прогнутыми и скованными, так как это может затруднить движение

пальцев. Пальцы рук размещаются на основных (перламутровых) клавишах, на

расстоянии примерно одного сантиметра от их поверхности. При этом пальцы

находятся( за исключением больших пальцев) в округлом, ненапряженном состоянии, а в

области сгиба первой и второй фаланг не должны быть прогнутыми. Касание клавиш

осуществляется подушечками пальцев без сильного давления. А подъем пальцев должен

происходить активно, без «задирания» их высоко над клапанами. Особого внимания

требует состояние мизинцев обеих рук, так как они не всегда имеют при игре опоры на

клавиши. Поэтому необходимо следить затем, чтобы мизинцы не вытягивались вверх или

не подворачивались под клапаны. Большой палец правой руки выдерживает немалое

весовое давление саксофона. Он должен располагаться под подставкой в месте нижней

границы ногтя и не заходить глубоко под нее .Большой палец левой руки находиться на

опоре рядом с клавишей октавного клапана при несколько прогнутом суставе второй

фаланги.

Положение саксофона.

В основе правильного расположения инструмента в руках саксофониста лежит ощущение

естественного удобства и игровой свободы. Рациональное размещение инструмента в

немалой степени зависит от правильной осанки саксофониста, а также от устойчивости

подвески саксофона при помощи специального ремешка, перекинутого через шею. Высота

и равновесие инструмента регулируется карабинчиком ремешка. Учащиеся, имеющие

небольшую массу тела и объем грудной клетки, могут воспользоваться «портупейным»

типом подвески, которая перекидывается через плечи, что позволяет снижать во время

игры мышечное напряжение и нагрузку на исполнительский аппарат.

Дыхание.

Большое значение на начальном этапе занятий на саксофоне имеет овладение учащимися

рациональным способом вдоха и выдоха во время игры. Процесс приспособления

дыхательной системы учащегося к условиям игры на саксофоне протекает, как правило, не

быстро, постепенно и в режиме увеличивающейся игровой нагрузки. Специфика

адаптации дыхании к игре связана с некоторыми отклонениями от норм обычного дыхания

человека, одной из важных особенностей которого является равномерное соотношение

(частота) дыхательных фраз.

Исполнительское дыхание, в отличие от нормального, включает две разные по времени

фазы: короткий, быстрый вдох через рот и продолжительный выдох с искусственной

задержкой дыхания и в условиях сопротивления трости. Продолжительность выдоха

зависит как от характера и строения музыкальных фраз, так и от игровых намерений

музыканта. Систематические занятия на саксофоне сопровождаются активной работой

дыхательных мышц (межреберных, грудных ,брюшного пресса и др.),увеличением объема

грудной клетки, легких и энергичным движением диафрагмы, как важной дыхательной

мышцы. Диафрагма- это куполообразная мышечная пластина, прикрепленная к нижним

ребрам грудной клетки и ограничивающая ее полость снизу. При вдохе в результате ее

смещения вниз (относительно естественного положения) повышается давление в

пространстве между легкими и грудной клеткой и как следствие этого заполнение легких

воздухом. Опускаясь вниз, диафрагма давит на органы брюшной полости, что влечет за

собой выпячивание брюшной стенки. Некоторые учащиеся, стараясь избежать этого

выпячивания, сильно напрягают брюшной пресс. Сковывая тем самым эластичную тягу

нижних ребер и диафрагмы, а значит и активность поступления воздуха в инструмент. В

исполнительской практике музыкантов, играющих на духовых инструментах, в том числе

и на саксофоне, применяются чаще всего два основных вида дыхания- диафрагмальное

(нижнее) и грудобрюшное (смешанное).Каждый из этих видов не только имеет

индивидуальное применение, но и взаимно дополняет друг друга. Иногда в определенных

игровых условиях возможно применение грудного (верхнего) вида дыхания.

Диафрагмальный вид дыхания характеризуется активным движением диафрагмы и

нижних ребер. Он применяется обычно при игре коротких музыкальных построений или в

тех случаях, когда саксофонист располагает для вдоха малым запасом времени. И

наоборот, когда времени, отводимого для вдоха, имеется достаточно, то прибегают к

глубокому виду дыхания- грудобрюшному, что позволяет без вынужденного

перенапряжения исполнять продолжительные музыкальные фразы. Производя вдох,

саксофонисту не следует набирать слишком большую порцию воздуха, чтобы не создавать

излишнего напряжения дыхательных мышц. Играть на саксофоне до максимального

расхода воздушного давления также не стоит. Необходимо следить и за тем, чтобы плечи

при вдохе не поднимались. Скорость вдоха должна соответствовать времени, отводимому

для смены дыхания: чем меньше пауза, тем быстрее производится вдох, и наоборот. При

отсутствии пауз берется очень быстро, без нарушения длительности извлекаемых звуков.

Выдыхаемый воздух должен поступать в инструмент достаточно полной, равномерной,

без толчков струей. Помимо умелого применения рационального типа дыхания, важным

для саксофониста является поддержание в режиме выдоха так называемой дыхательной

опоры- физического ощущения напряжения мышц. Зона опоры у каждого исполнителя

ощущается по- своему: в области живота или подложечной области, в боковых мышцах

или поясничной части т.д. Наиболее благоприятным условием для осуществления

свободного выдоха является опора на стенки брюшного пресса, которые обладают

большей силой, подвижностью и упругостью.

Овладение техникой профессионального дыхания предлагает соблюдение определенных

правил смены дыхания при игре на саксофоне. Вот основные из них:

-Смену дыхания целесообразно производить в том месте нотного текста, где наиболее

отчетливо выражена цезура.

-Лучше всего производить вдох во время пауз. Однако при наличии в музыке большого

числа пауз не следует брать дыхание на каждой из них.

-При отсутствии пауз в нотном тексте, необходимо использовать остановки на

относительно продолжительном звуке.

-При непрерывном движении мелодии, когда отсутствуют паузы и относительно

продолжительные звуки, найти цезуру для смены дыхания можно в следующих местах:

ритмического повторения, смены гармонических функций, контрастных динамических

оттенков и широко интервальных скачках .

-Не рекомендуется менять дыхание: при исполнении различных неаккордовых звуков

мелодии, перед задержанием и предъемом, перед проходящим и вспомогательным звуком,

после вводного тона.

Развитие дыхания может осуществляться двумя способами: без инструмента и в процессе

игры на нем. Первый способ имеет вспомогательный, тренировочный характер, и суть

его изложена в подготовительном уроке .Второй способ связан с игрой продолжительных

звуков, специальных мелодических упражнений, гамм, арпеджированных аккордов,

этюдов, а так же- с исполнением медленной, кантиленой музыки.

Звукоизвлечение.

Извлечение звука на саксофоне происходит в результате непосредственного

взаимодействия дыхания, губ, языка, пальцев и слуха исполнителя с инструментом.

Особую функцию берет на себя язык, поскольку регулирует поддачу воздуха в зазор

между мундштуком и тростью. Одновременно с этим он создает условия для

осуществления атаки звука- начальной стадии звукоизвлечения. Характер атаки звука во

многом зависит от: степени выдоха, скорости движения и контакта языка с тростью, его

формы и положения в ротовой полости перед начальным моментом звукоизвлечения.

Несогласованность действий языка с воздушным потоком и работой трости

незамедлительно приводит к плохойатакировке, к различным срывам и «киксам», к

снижению качества звукоизвлечения. Атака является важнейшим выразительным

средством и по существу определяет индивидуальную исполнительскую манеру

«произнесения» звука на саксофоне. При звукоизвлечении используются три основных

вида атаки: твердая, мягкая и вспомогательная. Работа над атакировкой начинается с

освоения твердой атаки, которая является основой техники выполнения всех других ее

видов. При извлечении звука твердой атакой у саксофониста должно возникнуть

ощущение быстрого, энергичного отталкивания передней части языка от площадки трости

вниз и чуть назад. Момент атакировки станет четким, если саксофонист сможет

сымитировать фонетически ясное произнесение слога «ту» «та»

При мягкой атаке язык отводится от вибрирующей части трости более смягченным,

плавным движением, чем при твердой атакировке. Поэтому и посыл воздушной струи в

мундштук становится спокойным, ненапористым. Артикуляционный аппарат (язык,губы,

ротовая полость и гортань) «настраивается» в это время на мысленное произнесение слога

«ду» или «да».

Вспомогательный способ атаки осуществляется саксофонистом в целом в режиме твердой

атаки. Однако в этом случае язык действует несколько необычно: он соприкасается задней

спинкой с небом. Артикулируется же исходный звук с помощью слога «ку» Выбор слогов

зависит от того, какой характер звука нужно получить. При этом следующая за согласной

буквой будет для всех способов атаки одинаковой: «а» -для нижнего регистра: «у»-для

среднего: «и»-для верхнего.

Амбушюр.

При игре на саксофоне наиболее тонкие и сложные действия выполняют губы, которые

должны быть хорошо сформированными и натренированными.Совокупность губных и

лицевых мышц, участвующих в звукоизвлечении, и их характерное положение вокруг

мундштука с тростью образуют особый физиологический комплекс-амбушюр. (от

французского слова –приставлять ко рту). Формирование амбушюра и развитие его

техники- это процесс длительный и сложный, связанный с поиском наиболее

рациональных способов индивидуальной адаптации губ к игре. Одним из первых условий

правильного формирования амбушюра является определение удобного расположения

мундштука с тростью во рту. Оно зависит от конструктивных особенностей и размеров

самого мундштука, от строения челюстей, зубов, формы и толщины губ, эластичности

отдельных мышц лица саксофониста и т.п.

Оптимальным является угол наклона мундштука по отношению к корпусу саксофониста,

составляющий 60 градусов или немногим больше. Такой угол наклона обеспечивает

наиболее ровную линию прикуса верхней и нижней челюстей. Увеличение угла наклона

путем подъема инструмента вверх приводит, как правило.к резкому, подверженному срыву,

звуку. В этом случае происходит излишнее ослабление давления нижней губы на трость.

Если же слишком опустить инструмент, то угол наклона мундштука уменьшится, а

давление нижней губы на трость усилится. В следствии этого звук становится блеклым,

«зажатым». Другое важное условие организации амбушюра- нахождение центра

положения мундштука. Для этого следует правильно отрегулировать длину ремешка,

сконцентрировав вес саксофона именно на нем, а не на нижней губе. Подмундштучная

трубка с насаженным на нее мундштуком должна быть хорошо зафиксирована с помощью

крепежного винта так, чтобы шток (стержень) октавного клапана находился посередине ее

дужки. Такая фиксация мундштука с подмундштучной трубкой положительным образом

скажется на взаиморасположении саксофона и корпуса, головы, а значит и нижней

челюсти саксофониста. Необходимо учитывать также глубину захвата губами мундштука,

средняя величина которой должна составлять (от края мундштука) примерно1-1,5см.).

Основной опорой мундштука служат верхние зубы, находящиеся во время игры на его

срезе, который, в свою очередь, плотно окружается мякотью верхней губы. Ее усилия

направлены как напреграждение утечки струи воздуха, посылаемой саксофонистом в

инструмент, так и на обеспечение равномерного мышечного давления вокруг мундштука.

Не рекомендуется подворачивать верхнюю губу под зубы, а также растягивать ее. Для

правильного положения нижней губы характерно следующее. Мундштук берется в рот

таким образом, чтобы он был расположен на середине нижней губы. Последняя, слегка

прикрывая своей красной каймой нижние зубы. Но не прижимаясь сильно к зубной дуге,

должна быть равномерно собрана центру в упругую мышечную «подушку» . Это

необходимо для того, чтобы в процессе контакта нижней губы с вибрирующей тростью

создавалось необходимое мышечное напряжение, регулирующее давление (прижим)

колеблющейся части трости. Вместе с тем, следует несколько расслабить нижнюю

челюсть и опустить ее вниз, чтобы создать режим свободного взаимодействия мышечного

кольца амбушюра с тростью. Такое положение нижней челюсти придает подбородку

гладкую, округлую форму.

Неправильное положение нижней губы проявляется в том, что в момент атаки звука

саксофонист либо слишком натягивает губу на зубы, либо выпячивает ее чрезмерно

наружу, или же пытается излишне растянуть губы «в улыбке», отчего увеличивается

давление зубов на нижнюю губу, и она лишается необходимой гибкости и эластичности.

Также не следует слишком расслаблять мышцы амбушюра, используя при этом еще и так

называемый поддув в щеки и под губы. Внутренние стенки полости рта должны

находиться в естественном состоянии и не раздуваться.

Губное давление является необходимой предпосылкой к правильной постановке

саксофонного амбушюра. Если нижние зубы начинают травмировать нижнюю губу, то это

признак появления « зубного давления» . В таком случае нужно дать амбушюру отдохнуть,

прервав на некоторое время занятия на инструменте. Округлая форма амбушюра говорит о

том, что созданы нормальные условия для равномерно направленного давления губных

мышц к центру мундштука. В процессе игровых действий такая форма амбушюра

сохраняется за счет уравновешенного внутреннего напряжения мышц губ, изменяется

( уменьшается или увеличивается) только масса губной «подушки» и степень прижима к

трости.

Аппликатура.

Игра на саксофоне требует согласованности работы губ, языка, дыхания с целесообразным

движением пальцев, овладение которым займет у саксофониста достаточно много

времени. Для развития свободных, без лишнего напряжения движений пальцев

необходимо освоение специальных упражнений, гамм, арпеджио, этюдов. В основе

работы над ними лежит повторяющийся цикл движений в медленном темпе, т.е.

постоянный и упорный тренаж. Количество таких повторений каждый саксофонист

должен устанавливать сам, исходя из своих природных двигательно-моторных

возможностей. Со временем , в процессе продолжительной технической тренировки,

движения пальцев приобретут необходимую стереотипную устойчивость, точную

ориентировку на клапанах и самое важное, беглость-умение свободно играть в более

быстром темпе различные, даже очень трудные пассажи. Освоение исполнительской

техники сводится, по сути, к приобретению соответствующих игровых навыков и в

частности, аппликатурного автоматизма. Чем больше навыков будет освоено

саксофонистом, чем многообразнее будет их арсенал, тем выше будет уровень

саксофонной техники, тем шире диапазон ее использования в различных игровых

ситуациях. При игре на саксофоне активно применяются два вида аппликатуры- основная

и вспомогательная. Основная аппликатура строится на использовании наиболее удобных,

логичных и экономных движений пальцев саксофониста.

Интонация.

Саксофон- это инструмент с относительной фиксированной настройкой звукоряда, которая

находится в прямой зависимости от его конструкции. Даже на самых совершенных

моделях саксофонов имеются отдельные интонационные недостатки. Клапанная механика

саксофона создает всего лишь акустические условия для относительной фиксации высоты

извлекаемых звуков. Поэтому саксофонисту необходимо хорошо знать фальшивые или

сомнительные по интонации звуки своего инструмента для того чтобы быть готовым к

сглаживанию интонационных дефектов во время игры. Следует иметь в виду, что после

извлечения нескольких звуков корпус духовых инструментов, в том числе и саксофона,

начинает нагреваться. Это ведет к некоторому завышению общего строя инструмента. На

интонационные отклонения также оказывает влияние динамика: при ее усилении во время

исполнения высота звука понижается, а при ее ослаблении- повышается. С учетом этого

необходимо постоянно осуществлять корректировку звуковысотного строя с помощью

слуха, губ и дыхания. Особенно важно для саксофониста как можно раньше научиться

настраивать свой инструмент перед игрой с фортепиано, в составе ансамбля, оркестра.

Для этого саксофон сначала необходимо привести в «рабочее» температурное состояние,

т.е. предварительно разыграться на нем. Затем – отрегулировать высоту общего строя

путем выдвижения (для понижения интонации) или задвижения (для ее повышения)

мундштука на подмундштучной трубке. При этом следует обращать внимание на упругие

качества трости: очень легкая трость дает некоторое занижение звука, а более тяжелая-

повышение. Существуют следующие способы корректировки звуковысотного строя:

дополнительное открывание клапанов, находящихся рядом с используемой аппликатурой,

позволяет повысить высоту тона и, наоборот, дополнительное закрывание- понизить. Но

даже самая тщательная общая настройка инструмента не обеспечит устойчивой высоты

звуков, если саксофонист не научиться внимательно, вслушиваться в свою игру и не

выработает умение постоянно контролировать ее. Для свободного гибкого

звукоизвлечения и правильной корректировки интонации саксофонисту необходимо

регулярно заниматься развитием своего музыкального слуха.

Практический раздел.

Подготовительные дыхательные упражнения.

Выработке элементарных навыков исполнительского дыхания помогает, как показывает

практика, тренировка на основе специальных упражнений, выполняемых без игры на

инструменте. Они представляют собой вспомогательный комплекс «дыхательной

гимнастики», состоящей из системы вдохов и выдохов, задержек дыхания. Такая

гимнастика благотворно влияет на работу дыхательной мускулатуры, «оперативную»

перестройку обыденного дыхания на исполнительское, на организацию техники

рационального вдоха и выдоха. « Дыхательная гимнастика» должна осуществляться

регулярно, в течение 10- 15 минут понесколько раз в день. Составляющие ее упражнения

просты и доступны в освоении и в выполнении. Темп упражнений должен быть

небыстрым с тем, чтобы облегчить закрепление (автоматизацию) движений дыхательных

мышц. Ниже предлагаются упражнения, окажутся полезными для начинающих

саксофонистов.

Упражнение1. одно из наиболее эффективных, оно формирует так называемое « полное

дыхание». Лежа на спине, нужно положить ладонь одной руки на грудь, ладонь другой- на

нижнюю часть живота. Затем сделать глубокий вдох так, чтобы передние и боковые

стенки живота выпятились вперед и в стороны, поднимая одновременно вашу ладонь. При

этом грудная клетка, контролируемая другой рукой, живота- мягким и свободным.

Упражнение 2.

Способствует повышению силы и эластичности межреберных мышц. Исходное

положение-стоя. Корпус прямой, плечи развернуты, руки не напряжены. Приставив к

губам или поместив в рот мундштук (без трости), следует взять полное дыхание. Затем,

посылая воздух в мундштук, стараться удерживать грудь во вдыхательном положении.

Вначале нужно выдыхать через узкую щель губ, а когда начнет сужаться грудная клетка-

через широкую щель. В целях усложнения тренировки можно посылать воздушную струю

в мундштук энергичными толчками с произношением слога «тфу». После каждого слога

необходимо делать небольшую паузу, при этом грудную клетку стараться удерживать во

вдыхательном положении. Упражнение повторять без перерыва 5-8 раз.

Упражнение 3.

Полезно для тренировки диафрагмы и мышц брюшного пресса. Исходное положение,

стоя, ноги на ширине плеч. Приседая, нужно сделать полный глубокий вдох. Задержав

дыхание на выдохе, следует встать и слегка наклониться вперед, упираясь руками в

верхнюю часть бедер. В таком положении нужно энергично втянуть, а потом расслабить

переднюю стенку живота.

Упражнение 4.

Усложненный тип тренировки полного дыхания, которая способствует нахождению зоны

дыхательной опоры. Его следует делать также в положении лежа на спине. Дляего

выполнения нужно использовать мешочек весом до 2 кг. И размером приблизительно 50

на 20 см. Мешочек укладывается на нижнюю часть живота. Делая глубокий вдох носом и

разводя приэтом руки в стороны ладонями кверху, следует движением передней стенки

живота поднять мешочек с песком как можно выше. Далее на медленном выдохе нужно

как можно дольше задержать мешочек мышцами в приподнятом положении и делать

медленный выдох через рот.

Упражнение5.

Еще один вариант упражнение на полное дыхание. Оно выполняется в положении

стоя.При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы брюшного

пресса напрягаются, живот подтягивается. Выдыхать следует ровной концентрированной

струей через узкую щель губ. Можно представить, что вы как бы дуете на горящую свечу,

стараясь погасить огонь. Работу межреберных мышц полезно контролировать ладонями

рук. Дыхательные упражнения можно включать в утреннюю физическую зарядку.

Хорошее влияние на развитие дыхательной мускулатуры оказывает и занятие такими

видами спорта, как бег, лыжи, плаванье. При плавании, как известно, производиться

быстрый и глубокий вдох и относительно продолжительный выдох в воду, что во многом

схоже с осуществлением вдоха и выдоха при игре на саксофоне.

Подготовительные аппликатурные упражнения.

Успешность формирование начальных навыков во многом будет зависеть от правильной

постановки пальцев на клапанах саксофона. Приступая к извлечению первых звуков и

одновременному закреплению их аппликатуры, целесообразно заниматься

подготовительными. Так называемыми беззвучными (без игры) клапанными

упражнениями. Эта несложная тренировка в основе, которой лежит осознанная установка

на автоматизацию конкретного двигательного навыка, будет способствовать начальному

развитию:

-внутреннего слуха, необходимого для предслышания аппликатурного движения.

-точного киниститического ощущения пальцами расстояния между клапанами и рычагами

инструмента

--устойчивости и взаимосвязанности движений.

Беззвучная клапанная тренировка в первую очередь связана с приспособлением пальцев к

игре сообразно их индивидуальному физическому строению(длине, ширине, толщине

пальцев и кистей), она дает возможность саксофонисту сосредоточить внимание на

каждом конкретном аппликатурном действии пальцев, их координации необходимой

коррекции. В процессе тренировки появляется возможность исправить недостатки в

постановке пальцев, снять с ним возникшие при игре внутренние напряжения и зажимы.

Работать над упражнениями лучше перед началом занятий на саксофоне, ежедневно по 10-

15 минут. В основе тренировки лежит многократное повторение движений пальцев. Очень

важно при тренировке следить не только за размещением пальцев на клапанах, но и за

характером их движений: пальцы должны быть легкими и упругими, без каких- либо

прогибов в фалангах; особенно это касается средних пальцев (на второй или третьей

клапанах).Подушечки пальцев не должны нажимать на клавиши. Большой палец левой

руки находиться в устойчивом контакте с расположенной на тыльной стороне саксофона

опорой (клавишей). При работе над упражнениями можно использовать метроном с целью

более точной и уверенной организации движений пальцев.

Список литературы.

Учебная литература.

-А.Ривчун.150 упражнений для саксофона. «Музыка». М.2011 г.

-Хрестоматия для саксофона .Составитель М.Шапошникова. «Музыка». М.2007г.

-К.Паскаль. Вступление (саксофон-альт и фортепиано).

-С.Петель.15 соло для саксофона- альта и фортепиано.

-А.Ривчун. Школа игры на саксофоне. «Музыка». М.2001г.

-Л. Михайлов. Школа игры на саксофоне «Музыка».М.1990г.

-В.Иванов . Школа академической игры на саксофоне. «Брасс коллегиум». М. 2003 г.

-Шапошников М. Гаммы, этюды, упражнения.1-3 годы обучения.- М.1986г.

Методическая литература.

-Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации).

Минск . 1984г.

-Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб.тр. Вып.103.

М.1990г. 144 стр.

-Федотов . А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.1975г.

-Усов. Ю. А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах.М.1986г.

191 стр.

-Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта- исполнителя. Теоретические

проблемы.М.1989г.176 стр.

-Комплексный подход к проблемам музыкального образования.Сб.М.1986г.

-Диков . Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.1956 г. 101 стр.

-Зис. А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика) Киев. 1986

111стр.

-Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона – альта: Пьесы и ансамбли. 4,5

год обучения-М.1986г.

-Списак. М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр1.Краков1970г.



В раздел образования