Напоминание

"Ритмическая гимнастика как форма лечебной физической культуры и коррекции физических недостатков детей на занятиях хореографии"


Автор: Ермакова Юлия Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 8" им.А.А.Бабаджаняна
Населённый пункт: Россия, город Воронеж
Наименование материала: Научная работа
Тема: "Ритмическая гимнастика как форма лечебной физической культуры и коррекции физических недостатков детей на занятиях хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №8» ИМ. А.А. БАБАДЖАНЯНА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

НАУЧНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ФОРМА

ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КОРРЕКЦИИ

ФИЗИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ

ХОРЕОГРАФИИ»

по специальности

«Народное художественное творчество»

(специализация хореография)

Автор работы: преподаватель по классу хореографии

МБУДО ДШИ №8 им. А.А. Бабаджаняна

Ермакова Юлия Анатольевна

Воронеж – 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.5

1.1.

Характеристика средств физической реабилитации………………........7

1.2.

Физическая реабилитация при нарушениях осанки………………........10

1.3.

Методика лечебной физической культуры для детей……………….....14

ГЛАВА 2. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ФОРМА

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ

НЕДОСТАТКОВ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ..............16

2.1. Цели, задачи и средства ритмической гимнастики..................................18

2.2. Методические особенности и формы проведения занятия

ритмической гимнастики...........................................................................21

2.3. Диагностика и коррекция физических недостатков

детей на уроках хореографии при помощи коррекционной

гимнастики.................................................................................................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................37

2

ВВЕДЕНИЕ

В нашем обществе в последнее время возникают новые проблемы, о которых

нельзя не сказать. Проблемы касаются здоровья подрастающего поколения, а если

говорить точнее, то и будущего России. «В здоровом теле – здоровый дух». Эта

мудрость придумана не нами. Она прошла апробацию веками. В современном

обществе дети большую часть времени проводят

у телевизора, компьютера.

Малоподвижный

образ

жизни

влечет

за

собой

нарушения

осанки.

У

детей

развиваются такие болезни, как круглая спина, кругло-вогнутая спина, плоская

спина, лордотическая осанка, сколиоз и другие болезни.

По мнению кандидата педагогических наук, доцента В.Ю.Сосиной и врача

Э.М..Фабиан

перечисленные

нарушения

опорно-двигательного

аппарата

детей

ликвидируются

при

помощи

коррекционной

ритмической

гимнастики.

У

ритмической гимнастики в последние годы становится все больше поклонников

среди людей самого разного возраста. Особенно популярна она среди молодежи и

детей.

Привлекая

эмоциональностью

и

подобием

современного

танца,

ритмическая

гимнастика

позволяет

исключить

монотонность

в

исполнении

упражнений и в то же время способствует развитию физических возможностей

организма.

Благодаря

ритмической

гимнастике,

дети

избавляются

от

неуклюжести,

угловатости,

излишней

застенчивости,

исправляют

осанку,

укрепляют

мышцы.

К

тому

же

развитые

в

процессе

занятия

ритмической

гимнастикой двигательные навыки позволяют успешно овладеть другими видами

физических упражнений, в том числе прикладными. В связи с этим в курсовой

работе

предлагаются

методические

советы

и

рекомендации

по

проведению

ритмической

гимнастики

на

уроках

хореографии.

Приводятся

специальные

упражнения, способствующие воспитанию правильной осанки и исправлению ее

нарушений. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов в системе

растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного

аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Дефект осанки

3

может

стать

причиной

моральных

переживаний

ученика

и

отразится

на

его

успеваемости.

Сегодня каждому педагогу-хореографу важно владеть и применять на своих

занятиях

с

детьми

основы

коррекционной

ритмической

гимнастики.

Это

актуально

в

современной

жизни

подрастающего

поколения,

т.к.

результаты

многочисленных исследований подтверждают, что у коррекционной ритмической

гимнастики есть большие возможности для оздоровления детей.

Цель работы - пропаганда коррекционной ритмической гимнастики для

улучшения

состояния

здоровья

и

повышения

функциональных

возможностей

организма детей, а также диагностика и изучение способов коррекции физических

недостатков с помощью ритмической гимнастики.

Объект

исследования

-

ритмическая

гимнастика

в

хореографическом

воспитании детей.

Предмет

исследования

-

коррекция

физических

недостатков

на

уроках

хореографии.

В связи с поставленной целью мы определили задачи:

1. Изучить и проанализировать медицинские и искусствоведческие источники

по изучаемой проблеме.

2. Рассмотреть общие основы лечебной физической культуры.

3.

Обосновать

применение

лечебной

физкультуры

в

виде

ритмической

гимнастики на уроках хореографии для коррекции физических недостатков детей.

4.

Изучить

формы

ритмической

гимнастики

и

ее

содержание

для

исправления физических недостатков детей на уроках хореографии.

4

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Понятие

о

лечебной

физической

культуре

(ЛФК).

Это

научно-

практическая,

медико-педагогическая

дисциплина,

изучающая

теоретические

основы

и

методы

использования

средств

физической

культуры

для

лечения,

реабилитации и профилактики различных заболеваний. Особенность ЛФК по

сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что

она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения

– мощный стимулятор жизненных функций организма человека.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим средством, но и лечебно-

воспитательным

процессом.

Применение

ЛФК

воспитывает

у

больного

сознательное отношение и активное участие в лечебном и реабилитационном

процессах. В основе участия больного в лечении лежит обучение физическим

упражнениям. В этой связи лечебная физкультура является не только лечебным,

но и педагогическим процессом. Объектом воздействия ЛФК является больной со

всеми

особенностями

реактивности

и

функционального

состояния

организма.

Этим

определяется

различие

применяемых

средств,

методов

и

дозировок

в

практике ЛФК.

В основе ЛФК лежит использование биологической функции организма –

движения,

которое

является

основным

стимулятором

роста,

развития

и

формирования организма, стимулируя активную деятельность всех его систем,

способствует повышению общей работоспособности организма.

Учитывая

нейрогуморальный

характер

регуляции

функций

в

ответной

реакции

организма,

ЛФК

выступает

как

метод

общего

воздействия

на

весь

организм

больного.

Социальное

и

биологическое

в

ЛФК

рассматриваются

в

интегральном

единстве.

ЛФК

расширяет

непосредственную

связь

больного

с

природными факторами, способствуя его адаптации. Профилактические позиции

ЛФК определяются ее оздоровительным воздействием на больных. ЛФК может

5

быть

использована

как

метод

первичной

и

вторичной

профилактики

при

различных заболеваниях.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной

тренировки физическими упражнениями, который пронизывает весь ход лечения

и

реабилитации.

Различают общую

и специальную

дозированную

тренировку.

Общая тренировка применяется для оздоровления, укрепления и общего развития

организма,

при

этом

используются

общеукрепляющие

и

общеразвивающие

физические

упражнения.

Цель специальной тренировки – развитие функций и

восстановление органа, вовлеченного в патологический процесс. Применяются

специальные

упражнения,

которые

непосредственно

влияют

на

пораженную

систему,

больной

орган,

травматический

очаг

(дыхательные

упражнения

при

пневмонии, упражнения для разработки парализованных конечностей и т.д.).

Тонизирующее влияние физических упражнений заключается в стимуляции

интенсивности биологических процессов в организме и обусловлено тем, что

двигательная зона коры больших полушарий головного мозга, посылая импульсы

двигательному аппарату, одновременно возбуждает центры вегетативной нервной

системы.

Усиление

деятельности

желез

внутренней

секреции

улучшает

деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обмен веществ

и различные защитные реакции, в том числе и иммунобиологические.

Чередование

упражнений,

усиливающих

процессы

возбуждения

в

ЦНС

(упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием,

в

быстром

темпе),

с

упражнениями,

усиливающими

процессы

торможения

(дыхательные

упражнения,

упражнения

в

расслаблении

мышц),

способствует

восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.

Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под

влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы

регенерации

в

организме,

перестраивается

функциональное

состояние

вегетативных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-

двигательного аппарата. Систематическое выполнение физических упражнений

6

способствует

восстановлению

нарушенной

регуляции

трофики,

что

часто

наблюдается в процессе болезни.

Тонизирующее

влияние

и

трофическое

действие

физических

упражнений

используется в процессе лечения и реабилитации больных (4).

1.1.

Характеристика средств физической реабилитации.

В

процессе

лечения

и

реабилитации,

больных

действие

физических

упражнений

проявляется

в

формировании

компенсаций,

т.е.

временного

или

постоянного замещения нарушенных функций, когда изменяется или усиливается

функция

либо

поврежденного

органа,

либо

других

органов

и

систем.

Формирование компенсаций представляет собой биологическую закономерность.

При нарушении функции жизненно важного органа компенсаторные механизмы

включаются сразу.

Физические упражнения ускоряют формирование компенсаций и делают их

более

совершенными.

Они

способствуют

появлению

новых

моторно-

висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию. так, при нарушении

функции

дыхания

занятия

ЛФК

способствуют

выработке

и

закреплению

компенсаций за счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца,

совершенствования

вентиляции

и

кровообращения

в

легких,

увеличения

количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания

окислительных процессов в тканях.

Компенсации

подразделяются

на

временные

постоянные.

В

ременные

компенсации – это приспособление организма на какой-то небольшой период (во

время

болезни

или

в

период

выздоровления),

например,

усиление

диафрагмального дыхания при операции на грудной клетке.

Постоянные компенсации необходимы при безвозвратной утрате или резком

извращении функции.

Нормализация функций заключается в составлении функций как отдельного

поврежденного

органа,

так

и

всего

организма

под

влиянием

физических

упражнений. Для выполнения реабилитации недостаточно восстановить строение

7

поврежденного

органа,

необходимо

также

нормализовать

его

функции

и

восстановить правильную регуляцию всех процессов в организме. Физические

упражнения

помогают

восстановить

моторно-висцеральные

связи,

оказывает

нормализующее действие на регуляцию функций организма.

Систематическая физическая тренировка восстанавливает ведущее значение

моторики

в

регуляции

вегетативных

функций,

приводит

к

исчезновению

двигательных расстройств.

Средства,

формы,

содержание

метода

ЛФК.

В

ЛФК

для

лечения

заболеваний

и

повреждений

применяются

следующие

основные

средства:

физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные,

т.е. выполняемые мысленно, упражнения в посылке импульсов к сокращению

мышц), игры, естественные факторы (солнце, воздух, вода), лечебный массаж, а

также

дополнительные

средства:

трудотерапия

и

механотерапия.

Под

трудотерапией понимается восстановление нарушенных функций с помощью

специальных

подобранных

трудовых

процессов.

Существует

3

вида

трудотерапии:

общеукрепляющая,

восстановительная,

профессиональная.

Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного, создает

психологические

предпосылки

для

восстановления

трудоспособности;

восстановительная

направлена

на

профилактику

двигательных

расстройств

больного

и

восстановление

утраченных

функций;

профессиональная

восстанавливает

нарушенные

производственные

навыки,

проводится

на

заключительном этапе восстановительного лечения.

Гимнастические упражнения представляют собой специально подобранные

сочетания

естественных для человека движений, разделенных на составные

элементы. Применяя гимнастические упражнений, избирательно воздействуя на

отдельные

мышечные

группы

или

суставы,

можно

совершенствовать

общую

координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и

ловкость. Физические упражнения классифицируются по нескольким признакам:

по анатомическому – упражнения для мышц головы, шеи, туловища, плечевого

пояса, верхних конечностей, брюшного пресса и тазового дна, мышц нижних

8

конечностей;

по

признаку активности

активные

(выполняемые

самим

больным), пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилением

больного)

и

активно-пассивные

упражнения

(выполняемые

самим

больным

с

помощью инструктора ЛФК).(7)

По

принципу

использования

гимнастических

предметов

и

снарядов

гимнастические упражнения делятся на упражнения без предметов и снарядов;

упражнения

с

предметами

и

снарядами

(гимнастической

палкой,

резиновым,

теннисным и волейбольным мячом, набивным мячом, с булавами, гантелями,

эспандерами, скакалкой и др.); упражнения на снарядах (гимнастической стенкой,

наклонной

плоскости,

на

гимнастической

скамейке,

гимнастических

кольцах,

механотерапевтической аппаратуре, брусьях, перекладине, бревне, тренажерах и

т.д.).

Корригирующие

уменьшают

дефекты

осанки,

исправляют

деформации

отдельных частей тела, нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением

на наклонной плоскости, ношением корсета, массажа). К ним относят любые

движения,

выполняемые

из

определенного

исходного

п ол оже н и я,

обусловливающего строго локальное воздействие. При этом сочетаются силовые

напряжения

и

растягивание.

Например,

при

выраженном

грудном

кифозе

(сутулости)

корригирующее

воздействие

оказывают

физические

упражнения,

направленные на укрепление мышц спины, растягивание и расслабление грудных

мышц; при плоскостопии – укрепление мышц голени и стопы.

Упражнения

в

сопротивл ении применяются

в

восстановительном

тренировочном

периоде

лечебной

физической

культуры,

способствуют

укреплению

мышц,

повышают

их

эластичность,

оказывают

стимулирующее

влияние

на

сердечно-сосудистую

и

дыхательную

системы,

обмен

веществ.

Пассивные

упражнения

назначают для предупреждения тугоподвижности в

суставах

в случаях, когда больной не может выполнять эти движения. Они

стимулируют

возможность

активных

движений,

благодаря

рефлекторному

влиянию афферентной импульсации, возникающей в кожных покровах, мышцах,

суставах.

9

Гимнастические

упражнения

в

воде (в

бассейне)

находят

все

большее

применение в практике. Теплая вода также способствует расслаблению мышц,

размягчению мягких тканей, уменьшает спастичность, снижая тяжесть тела и

отдельных его частей, облегчая выполнение упражнений. Физические упражнения

в воде показаны при травмах опорно-двигательного аппарата, остеохондрозах,

спондилезах, нарушениях осанки и сколиозах, но особенно при параличах и

порезах. При поражении вестибулярного аппарата, ампутации нижней конечности

используют упражнения в равновесии.(3)

Таким

образом,

гимнастические

упражнения

совершенствуют

и

восстанавливают

силу,

быстроту

движений,

ловкость,

общую

координацию

движений.

Силовые

упражнения

и

упражнения

с

предметами

помогают

проводить реабилитацию опорно-двигательного аппарата.

1.2. Физическая реабилитация при нарушениях осанки.

Осанкой

принято

называть

привычное

положение

тела

непринужденно

стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и

форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая

во

многом

определяет

правильность

физиологических

изгибов

позвоночника.

Различают

четыре

физиологических

изгиба

позвоночника

в

сагиттальной

плоскости:

два

обращены

выпуклостью

кпереди

шейный

и поясничный

лордозы;

два

обращены

выпуклостью

кзади

грудной

и пояснично-

копчиковый

кифозы.

Благодаря

изгибам

позвоночный

столб

выполняет

рессорную

и

защитную

функции

спинного

и

головного

мозга,

внутренних

органов, увеличивается устойчивость и подвижность позвоночника.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла

наклона таза. При его увеличении позвоночный столб, неподвижно сочлененный с

тазом, наклоняется вперед, одновременно увеличивается поясничный лордоз и

грудной

кифоз

позвоночника,

компенсаторно

сохраняющие

вертикальное

10

положение тела. при уменьшении угла наклона таза соответственно уплощаются

физиологические изгибы позвоночника.

С

позиции

физиологических

закономерностей

осанка

ребенка

является

динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер,

легко

изменяясь

под

действием

позитивных

или

негативных

факторов.

Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной

системы

в

этом

возрасте

является

основой

неустойчивости

осанки.

Такая

неравномерность

развития

уменьшается

со

снижением

темпов

роста,

а

с

прекращением

роста

человека

стабилизируется.

Осанка

зависит

от

состояния

нервно-мышечного аппарата человека, психики и степени развития мышечного

корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному статическому

напряжению,

эластических

свойств

межпозвоночных

дисков,

хрящевых

и

соединительнотканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и

нижних конечностей. В различные возрастные периоды жизни ребенка осанка

имеет свои особенности.

Для

юношей

и

девушек

правильной

осанкой

является

вертикальное

расположение головы и туловища при выпрямленных ногах, плечи опущены,

лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична. Молочные железы у

девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном

уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке, у девушек

подчеркнут

лордоз,

у

юношей

кифоз.

Остистые

отростки

расположены

по

средней линии. Треугольники талии тоже хорошо выражены и симметричны. При

осмотре

сбоку

правильная

осанка

характеризуется

несколько

приподнятой

грудной

клеткой

и

подтянутым

животом,

выпрямленными

нижними

конечностями,

умеренно

выраженными

физиологическими

изгибами

позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и

середину стопы.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при

своевременно

начатых

оздоровительных

мероприятиях

не

прогрессирует

и

является обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки постепенно

11

может

привести

к

снижению

подвижности

грудной

клетки,

диафрагмы,

ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно

влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и

дыхательной

систем,

становится

спутником

многих

хронических

заболеваний

вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии

мышц и связочного аппарата ребенка.

Различают 3 степени нарушения осанки:

1

степень

характеризуется

небольшими

изменениями

осанки,

которые

устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения

осанки,

которые

устраняются

при

разгрузке

позвоночника

в

горизонтальном

положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

3 степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при

разгрузке позвоночника.

Профилактика

нарушений

осанки

процесс

длительный,

требующий

от

ребенка осознанного отношения и активного участия в данном процессе. Ему

необходимо

многократно

объяснять

(на

доступном

уровне,

с

учетом

психомоторного развития ребенка) и показывать, что такое правильная осанка и

что необходимо делать для ее поддержания. Профилактика нарушений осанки у

дошкольников

осуществляется

на

занятиях

по

физическому

воспитанию,

плаванию,

на

музыкальных

занятиях

и

т.д.,

у

школьников

на

занятиях

по

физической

культуре.

Большое

влияние

на

формирование

правильной

осанки

оказывают родители, с первых дней жизни выполняющие массаж и физические

упражнения в соответствии с возрастом ребенка, в старших возрастных периодах

осуществляющие контроль за навыками правильной осанки в быту и различных

видах деятельности и отдыха.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является

общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на

фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного

с учетом вида нарушений опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.

12

Устранение

нарушений

осанки

представляет

собой

необходимое

условие

для

первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней

внутренних органов.

На занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки, необходимо соблюдать

два

обязательных

организационно-методических

условия.

Первое

наличие

гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне),

что позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек

соприкосновения – затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и

ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая

проприоцептивное

мышечное

чувство,

которое

при

постоянном

выполнении

передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов

мышц.

Впоследствии

навык

правильной

осанки

закрепляется

не

только

в

статическом (исходном) положении, но и в ходьбе, при выполнении упражнений.

Второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы ребенок мог

видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной

осанки. дети школьного возраста мысленно описывают правильную осанку на

основе

представлений

о

героях

сказок,

животных,

постепенно

переходя

к

описанию собственной осанки, осанки друзей.

Физические упражнения – ведущее средство устранения нарушения осанки.

Физические

упражнения

подбираются

в

соответствии

с

видами

нарушения

осанки. Упражнения, обеспечивающие коррекцию нарушений осанки, называются

корригирующими

(специальными),

их

выполнение

приводит

к

устранению

дефекта.

Различают

симметричные

и

ассиметричные

корригирующие

упражнения.

При

дефектах

осанки

применяются

только

симметричные

упражнения.

Выполнение

данных

упражнений

способствует

срединному

положению линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной

плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и

левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и

напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение.

Упражнения выполняются лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц

13

спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Например: лежа на

спине, руки за голову, согнуть и подтянуть ноги к туловищу. Лежа на животе,

приподнять туловище, имитируя плавание брассом, ноги от пола не отрывать;

лежа

на

спине,

согнуть

ноги,

руки

вдоль

туловища,

руками

через

стороны

коснуться коленей, приподнимая туловище.

К специальным упражнениям при нарушении осанки относятся упражнения

для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц

передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении

физиологических изгибов).(4)

Таким образом, своевременная профилактика и осуществление контроля за

навыками

правильной

осанки

в

быту

является

необходимым

условием

оздоровления

детей.

Физические

упражнения,

особенно

с

хореографическим

направлением помогут устранить нарушения осанки.

1.3. Методика лечебной физической культуры для детей.

Для

решения

специальных

задач:

коррекции

деформаций

и

ликвидации

отставания

и

диспропорций

в

психомоторном

развитии,

используют

корригирующие

упражнения

с

учетом

их

биомеханических

особенностей

и

характера

дефекта.

Корригирующий

эффект

достигается

выбором

исходного

положения,

обеспечивающего

гиперкоррекцию

деформации,

направлением

мышечной

тяги

в

противоположную

деформации

сторону

и

исключением

условий, способствующих прогрессированию деформации.

Важным условием успеха коррекции является нормализация трофических

процессов в костной ткани, суставно-связочных образованиях и мышцах, т.е.

успешное решение задачи нормализации обмена веществ.

Исходные положения для коррекции деформаций позвоночника – лежа на

животе

с

валиком

под

грудью,

лежа

на

уменьшенной

опоре.

Для

коррекции

деформаций грудной клетки – лежа на спине и на боку.

Непосредственно

корригирующий

эффект

обеспечивают

специальные

упражнения, действующие на деформированный сегмент опорно-двигательного

14

аппарата.

Таковы

упражнения

для

прямых

и

косых

мышц

живота

при

деформациях грудной клетки, упражнения для пояснично-подвздошных мышц с

помощью

и

самостоятельные.

Сложнее

обеспечить

коррекцию

искривления

конечностей, так как большая часть деформаций происходит во фронтальной

плоскости,

а

тяга

мышц

осуществляется

преимущественно

в

сагиттальной.

Коррекция

в

этих

случаях

происходит

при

длительном

применении

гимнастических

упражнений

и

массажа

за

счет

устранения

разболтанности

суставов,

восстановления

структуры

и

эластичности

связочного

аппарата,

создания физиологических условий формирования костей. В тяжелых случаях

изменений шеечно-диафизарных углов бедра, саблевидной деформации бедра и

голени консервативные способы коррекции оказываются недостаточными, что

делает особо важной решение задачи предупреждения деформаций.

Восстановление

психомоторного

развития

ребенка

требует

от

врача

и

инструктора ЛФК скрупулезной и длительной работы. Исходя из анализа развития

ребенка, устанавливают, какие именно двигательные навыки нарушены и каковы

причины

нарушений

(атрофия

мышц,

отсутствие

двигательной

реакции,

дискоординация

и

т.д.).

С

помощью

гимнастических

упражнений

и

массажа

восстанавливается нормальная деятельность атрофированных мышц, повышается

их

тонус

и

силовая

выносливость.

Затем

применяются

упражнения

для

воссоздания

рефлекторного

двигательного

кольца

произвольного

движения:

пассивные

перемещения

соответствующих

сегментов

конечности.

При

этом

проприоцептивная импульсация обеспечивает необходимые нейрорефлекторные

условия

для

будущего

активного

движения.

При

правильной

методике

выполнения

упражнений

и

их

стереотипном

характере

через

3-4

занятия

возникает

активное

самостоятельное

движение.

С

этого

момента

упражнение

выполняется с помощью, обеспечивающей сохранение траектории движения. По

мере

восстановления

отдельных

звеньев

будущего

двигательного

навыка

включают упражнения в их сочетаниях, затем стимуляцию целостного движения.

15

Повышение

неспецифической

сопротивляемости

детского

организма

достигается

за

счет

преимущественного

использования

общеразвивающих

упражнений и подвижных игр, а также закаливания.

Дозировка

физической

нагрузки

в

раннем

возрасте

обеспечивается

преимущественно за счет длительности занятий, учитывая экстенсивный характер

мышечных нагрузок. В периоде разгара занятия ЛФК продолжаются 10-12 мин.,

причем

около

60-70%

времени

занято

массажными

приемами.

В

периоде

репараций

длительность

специальных

занятий

от

13-15

мин.,

в

периоде

остаточных явлений – до 20 мин.(5)

Таким

образом,

методики

лечебной

физической

культуры

основаны

на

физических

упражнениях

и

массаже.

Общеразвивающие

упражнения

и

танцевальные

движения

являются

основой

ритмической

гимнастики,

которую

успешно можно применять для оздоровления детей.

ГЛАВА 2. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ФОРМА

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ

НЕДОСТАТКОВ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.

У

ритмической

гимнастики

в

последние

годы

становится

все

больше

поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно популярна она

среди молодежи и детей. Привлекая эмоциональностью и подобием современного

танца, ритмическая гимнастика позволяет исключить монотонность в исполнении

упражнений становится все больше поклонников среди людей самого разного

возраста.

Особенно

популярна

она

среди

молодежи

и

детей.

Привлекая

эмоциональностью

и

подобием

современного

танца,

ритмическая

гимнастика

позволяет исключить монотонность в исполнении упражнений и в то же время

способствует развитию физических возможностей организма.

2.1. Цели, задачи и средства ритмической гимнастики.

16

Ритмическая

гимнастика

как

разновидность

гимнастики

появилась

сравнительно недавно.

Задачи,

стоящие

перед

ритмической

гимнастикой,

определяют

содержание и направленность занятий с учащимися. К основным задачам

следует отнести:

- развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости,

ловкости;

- повышение работоспособности;

- повышение двигательной активности при дефиците времени, отводимого на

физкультурные мероприятия в режиме дня школьников;

- воспитание правильной осанки;

- улучшение психического состояния школьников;

- развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности;

- нормализация массы тела за счет активизации обменных процессов;

-

повышение

интереса

к

занятиям

физической

культурой

и

привитие

потребности систематически заниматься физкультурой и спортом, обогащение

знаний об активном отдыхе.

Средства, которыми располагает ритмическая гимнастика, не случайны. Они

складывались,

видоизменяясь

и

совершенствуясь

на

протяжении

не

одного

столетия. Лучшие специалисты на основе опыта различных гимнастических школ,

достижений

современных

танцев,

мюзик-холла

создали

упражнения,

активно

воздействующие на мышцы и суставы всего тела. Это всевозможные наклоны,

выпады,

махи

ногами,

скачки,

подскоки,

беговые

движения,

элементы

современных танцев.

Кроме того, ритмическая гимнастика позаимствовала некоторые простейшие

элементы

из

акробатики

(например,

перекаты,

кувырки,

стойки

на

лопатках,

полушпагаты и т.д.), художественной гимнастики (разновидности ходьбы и бега,

прыжки и др.), хореографии (положения тела, движения ногами, туловищем и

т.п.), гимнастики йогов (отдельные позы и положения тела), а также из других

видов физических упражнений.

17

Как

и

все

общеразвивающие

гимнастические

упражнения,

упражнения

ритмической гимнастики легко дозируются, целенаправленны по воздействию,

очень просты в исполнении и доступны в обучении.

Остановимся на некоторых отличительных чертах ритмической гимнастики,

позволивших

ей

встать

в

один

ряд

с

другими

испытанными

формами

оздоровительной физической культуры.

Во-первых, в ритмическую гимнастику обязательно включают объединенные

в серии различные виды бега, прыжков, подскоков, танцевальных элементов,

которые выполняются в быстром темпе. Такие включения значительно повышают

нагрузку и способствуют воспитанию выносливости. Повышению нагрузки и

интенсивности занятий, кроме того, способствует поточный метод выполнения

упражнений,

когда

упражнение

или

серия

их

следует

одно

за

другим

без

перерыва.

Во-вторых, упражнения ритмической гимнастики выполняются под музыку,

главное отличие которой – четкий ритм. Ярко выраженные акцентированные

звуки,

с

одной

стороны,

упрощают

выполнение

движений,

иногда

заменяя

принятый

в

гимнастике

счет

«раз»,

«два»,

«три»,

«четыре»,

а

с

другой

воспитывают

чувства

ритма,

музыкальность,

умение

согласовывать

свои

движения с музыкой. Выполнение упражнений под задорную музыку не позволяет

замечать утомление, превращая занятие в веселую игру.(8)

Таким образом, многие упражнения ритмической гимнастики, оставаясь, по

сути, гимнастическими упражнениями, имеют танцевальный характер. Танцуя,

дети одновременно и упражняются. Или упражняясь, танцуют. Оба эти понятия

здесь взаимосвязаны. Однако занятия ритмической гимнастикой не равнозначны

развлечению

на

дискотеке.

Они

призваны

развить

организм,

укрепить

его,

усовершенствовать, оздоровить. Причем добиться этого можно, удачно сочетая

общеизвестные гимнастические упражнения и простейшие элементы танца, бег и

прыжки.

18

2.2. Методические особенности и формы проведения занятия ритмической

гимнастики.

Отличительные

черты

ритмической

гимнастики

определили

и

некоторые

методические особенности проведения занятий со школьниками. Рассмотрим эти

особенности подробно.

Слово и показ. Особенностью проведения занятий ритмической гимнастикой

является

преимущественный

показ

упражнений

учителем

(преподавателем,

инструктором, физоргом). Таким образом, не тратиться дополнительное время на

объяснение и на разучивание упражнений. Это обстоятельство позволяет решить

сразу несколько проблем в проведении физкультурных мероприятий в режиме дня

школы.

Во-первых,

значительно

увеличить

двигательную

активность

учащихся

и

повысить

плотность

занятий

при

дефиците

времени,

отводимого

на

физкультурные мероприятия в школе.

Во-вторых, учесть психологические особенности детей, особенно младшего

возраста,

у

которых

вторая

сигнальная

система

пока

еще

не

приобрела

руководящей

роли

в

деятельности.

Иными

словами,

показанное

упражнение

воспринимается и запоминается детьми быстрее и легче, чем его длительное

объяснение.

Тем

более,

что

в

своей

познавательной

деятельности

младшие

школьники

опираются

на

восприятие

окружающих

предметов

в

целом,

не

углубляясь

в

детали.

В

этом

случае

принятое

в

гимнастике

расчлененное

объяснение (на счет раз – руки вперед, на счет два – …, и т.д.) только затрудняет

запоминание целого упражнения.

Главная цель преимущественного показа упражнений для учащихся средних

и

старших

классов

состоит

в

увеличении

физической

нагрузки,

уменьшении

интервалов отдыха, а также времени, затрачиваемого на объяснение упражнений.

Естественно,

речь

идет

об

очень

простых

упражнениях,

не

требующих

длительного разучивания.

Однако полностью исключать словесное объяснение при проведении занятий

ритмической

гимнастикой

не

рекомендуется.

Слова-указания,

слова-команды

19

должны сопровождать непрерывный показ, нацеливая на правильное выполнение

упражнений. Кроме того, в некоторых случаях во время выполнения упражнений

целесообразно и считать, голосом выделяя акцентированные музыкальные звуки.

Делать это рекомендуется при обучении новым упражнениям, а также при замене

одного музыкального произведения другим. Это позволит учащимся внимательно

слушать музыку и координировать свои движения в соответствии с ритмическим

рисунком музыкального произведения.

Простота и доступность упражнений. Поскольку упражнения ритмической

гимнастики

выполняются

чаще

всего

без

предварительного

разучивания,

одновременно с ведущим, они должны быть чрезвычайно просты, доступны и

удобны

в выполнении. Лучше всего, если упражнения в комплексе любого

назначения будут составляться на два или четыре счета.

Немаловажное

значение

имеет

преемственность

исходных

конечных

положений. То есть упражнения в комплексе подбираются так, чтобы исходные

положения идущих друг за другом упражнений были однотипны или конечное

положение

предыдущего

упражнения

являлось

исходным

положением

последующего.

Выбор простых, не обремененных деталями упражнений, необходим и в

связи с особенностями детской памяти. Младшие школьники пока еще не умеют

распределять свое внимание на отдельные составные части и детали изучаемого

объекта,

выделять

главное

и

второстепенное.

А

стараясь

«дословно»

воспроизвести показанное ведущим сложное упражнение, дети непременно будут

добросовестно ошибаться и не получат от выполняемого движения необходимую

пользу.

Для

учащихся

младших

классов

следует

исключить

длительные

монотонные упражнения и как можно шире использовать упражнения, различные

по характеру, темпу и интенсивности. Учащиеся средних и старших классов

должны нацеливать свое внимание на полезность того или иного упражнения, на

главную цель его (например, развитие силы или гибкости). Старшие школьники

могут и должны уметь импровизировать под музыку.

20

Следует отметить, что уже в младшем школьном возрасте есть благодатная

почва для развития логического мышления, которое затем совершенствуется в

среднем и старшем школьном возрасте. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, что

они

выполняют

не

просто

набор

упражнений

ритмической

гимнастики,

а

комплекс, в котором каждая группа мышц в определенное время должна получить

определенную

порцию

нагрузки.

Значит,

логично

подобранные

конкретные

упражнения,

последовательно

охватывающие

все

мышечные

группы,

будут

способствовать

сознательному

усвоению

двигательных

навыков,

развитию

и

укреплению логической и двигательной памяти, а также мышления.

Игра и творчество. У детей достаточно хорошее воображение. Во время игры,

рисования, лепки они придумывают или воспроизводят образы любимых героев,

дополняя их в соответствии со своей фантазией. При этом творчество детей

отличается индивидуальностью.

Творческое воображение школьников ярко проявляется и во время занятий

хореографией. При выполнении упражнений, особенно имитационного характера,

дети

создают

образы,

которым

стараются

подражать.

Внося

смысловые

дополнения

и

изменения

в

упражнения,

они

стремятся

разнообразить

их.

Малышам

интереснее

подражать

лягушке,

черепахе,

кошечке,

выгибающей

спинку, чем выполнять аналогичные движения, лишенные образа. Поэтому на

занятиях

с

младшими

школьниками

целесообразно

сообщать

названия

предлагаемых для разучивания упражнений, имитирующих движения животных ,

отдельные

виды

деятельности

человека

и

т.п.

Старшеклассникам

те

же

упражнения можно предлагать и не называя их.

Особенно

увлекательны

для

детей

комплексы

упражнений

ритмической

гимнастики, в которых образное выполнение движений органически сочетается с

музыкальным оформлением.

Игра,

подражание

вызывают

у

детей

положительные

эмоции,

повышают

интерес к занятиям.

Очень интересны и полезны для школьников упражнения-игры, выполняемые

в парах, особая ценность которых заключается в том, что в них присутствует

21

элемент соревновательности. Но не менее увлекательны и важны упражнения с

предметами.

Общеразвивающие

и

танцевальные

упражнения

с

традиционно

используемыми предметами (мячами, палками, скакалками и т.п.), включенные в

комплексы ритмической гимнастики, позволяют внести в занятия разнообразие,

элементы творчества и тем самым значительно повысить их эффективность. С

таким же успехом можно использовать и нетрадиционные предметы: полотенца,

надувные шарики и мячи, подушки или куски поролона, скалки для раскатывания

теста, лыжные палки небольших размеров, стулья, табуретки и т.п.

Строя тот или иной комплекс упражнений, необходимо учитывать, что, чем

выше эмоциональная насыщенность занятий, тем больше их моторная плотность.

Разучивание

упражнений.

Как

мы

уже

отмечали,

отличительной

особенностью ритмической гимнастики является поточный способ выполнения ее

упражнений, что позволяет значительно повысить интенсивность и моторную

плотность

занятий.

А

не

усложняет

ли

разучивание

упражнений

то,

что

выполняются они сразу за ведущим, так сказать, «с листа»? Нужно ли вообще

предварительное разучивание их с детьми?

Известно,

что

иногда

длительное

разучивание

упражнений

снижает

эффективность занятий и интерес к ним. Опыт показывает, что целесообразно в

связи с этим

в первый комплекс включать самые простые, известные детям

упражнения, делая акцент на правильном, с точки зрения техники, выполнения

движений. Это избавит учителя от дополнительных затрат времени на обучение.

Начинать обучение лучше всего с наиболее простых упражнений локального

воздействия.

Это,

в

частности,

движения

в

суставах

конечностей,

движения

головой, плечами, тазом. Такие упражнения требуют концентрации внимания

только на одной части тела, на одном-двух суставах, небольшой группе мышц, не

требуют высокого уровня координации движений и быстро запоминаются.

Постепенно

усложняя

комплекс,

можно

перейти

к

разучиванию

и

более

трудных упражнений регионального воздействия. К ним относятся упражнения,

вовлекающие

в

движение

несколько

суставов

или

частей

тела.

Например,

22

последовательные

и

поочередные

движения

конечностями,

одновременные

движения руками и туловищем.

Дальнейшее

усложнение

комплекса

предполагает

освоение

упражнений,

вовлекающих в работу мышцы всего тела, таких, как наклоны, выпады, махи

ногами

с

движением

рук

и

т.п.

В

последнюю

очередь

следует

разучивать

общеразвивающие упражнения для одной или нескольких частей тела в сочетании

с элементами танца, бегом и прыжками.

Частота смены комплексов зависит от быстроты их освоения и интереса к

ним

со

стороны

детей.

Как

только

хорошо

освоенный

комплекс

перестает

интересовать и выполняется неохотно, его пора заменить. Причем совершенно

необязательно

заменять

все

упражнения

на

новые.

Достаточно

поменять

или

усложнить

1

3

упражнения,

как

эти

комплексы

обновятся

и

вновь

станут

интересными.

Иногда

бывает

достаточно

к

старому

комплексу

упражнений

подобрать новое музыкальное сопровождение.

Нагрузка и музыкальное сопровождение. Как известно, величина нагрузки

определяется

многими

факторами,

в

частности

количеством

и

сложностью

упражнений

в

комплексе,

дозировкой,

темпом

и

амплитудой

их

выполнения,

продолжительностью и интенсивностью занятий, использованием предметов и

отягощений.

Все

это

в

полной

мере

относится

к

занятиям

ритмической

гимнастикой.

Начинать

занятия

всегда

необходимо

с

небольшой

дозировки

нагрузки,

выполнения упражнений в среднем темпе, с умеренной амплитудой.

Составляя

комплексы

упражнений,

и

выбирая

дозировку,

всегда

следует

помнить, что одним из мощных факторов усиления или ослабления нагрузки

является

темп

выполнения

движений.

В

ритмической

гимнастике

темп

выполнения упражнений определяется темпом музыкального сопровождения. От

правильного

подбора

музыкального

сопровождения

во

многом

зависит

успех

занятий ритмической гимнастикой. Музыка не может служить лишь в качестве

фона или музыкального оформления, она должна быть активным компонентом

движений, эмоциональным стимулом к ним. Музыкальные произведения должны

23

быть обязательно с ярко выраженным ритмом. Благодаря музыкальным средствам

ритм отмечается акцентами. В инструментальной музыке акценты, как правило,

выделяются

с

помощью

ударных

инструментов.

Подсчитывая

количество

акцентированных звуков в единицу времени, можно определить темп музыки, от

которого зависит скорость выполнения упражнений.

При

выборе

темпа

и

ритма

музыкального

сопровождения

обязательно

учитывают характер упражнений, их специфику. Положительные эмоции музыка

вызывает лишь тогда, когда она понятна. Для школьников лучше всего выбирать

веселые, жизнерадостные мелодии.

Для

учащихся

младших

классов

можно

использовать

музыку

из

мультфильмов, детские песни, польки, галопы. Для старшеклассников – музыку в

стиле

диско,

рок-н-ролла,

брейк-данса,

песни

зарубежных

композиторов.

В

подборе музыкальных произведений для занятий ритмической гимнастикой в

школе оказать помощь могут сами ребята.

Во время занятий, прежде всего, должен быть обеспечен постоянный доступ

свежего воздуха к месту их проведения. Это не только гигиеническая норма, но и

одно из важнейших правил соблюдения их оздоровительной направленности.

Необходимо чтобы класс для занятий был хорошо проветрен и вентилировался в

процессе обучения. Упражнения комплекса, выполняемые в исходных положениях

сидя, лежа, стоя на коленях, предполагают наличие специальных ковриков, на

которых можно свободно расположиться.

На занятии хореографии упражнения ритмической гимнастики могут иметь

самое

различное

назначение.

Их

можно

использовать

как

подготовительные

упражнения для развития физических качеств или в виде специальной разминки.

Интересны и полезны для школьников различные задания на согласование

упражнений ритмической гимнастики с музыкой, которые способствуют развитию

физических

качеств

и

музыкальных

способностей

одновременно.

Каждый

комплекс должен начинаться с небольшой разминки, состоящей из простейших

упражнений на осанку, подготовительных упражнений для овладения движениями

основной части комплекса. Упражнения в комплексе должны охватывать все части

24

тела,

все

мышечные

группы.

Особое

внимание

надо

уделять

упражнениям,

укрепляющим мышцы спины и улучшающим осанку. Каждое упражнение должно

преследовать определенную цель – развивать, укреплять, совершенствовать. В

основной части комплекса должны последовательно решаться задачи, стоящие на

данном

занятии.

Нагрузка

в

комплексе

должна

повышаться

и

понижаться

постепенно. После каждого нарастания нагрузки должен следовать ее спад, т.е.

количество пиков и спадов должно быть одинаковым. Наивысший пик нагрузки

приходится на серию беговых и прыжковых упражнений. Снижение нагрузки

возможно

за

счет

упражнений

на

дыхание

и

расслабление,

а

также

общеразвивающих упражнений, выполняемых в медленном темпе. Содержанием

заключительной

части

комплекса

являются

общеразвивающие

упражнения

и

танцевальные

движения,

выполняемые

в

медленном

темпе,

упражнения

на

дыхание и расслабление.

Комплексы упражнений ритмической гимнастики можно выполнять группой

или

самостоятельно.

В

хореографическом

коллективе

приемлемы

групповые

занятия. В них ведущую роль выполняет педагог хореографии, показывающий

упражнения

в

определенной

последовательности.

Групповые

занятия

ритмической гимнастикой мобилизуют на выполнение упражнений в полную

силу, заставляют проявлять большие старания и настойчивости в преодолении

трудностей. К тому же во время их проведения воспитываются коллективизм,

чувство товарищества.

Варьируя содержание, длительность и интенсивность упражнений, можно

добиваться от их применения различного эффекта. Если, например, использовать

преимущественно общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные

группы, и специальные упражнения для формирования осанки в среднем темпе с

небольшой

дозировкой

в

течение

30

минут,

то

занятия

будут

носить

оздоровительный

характер.

Если

упражнения

выполняются

с

целью

развития

физических качеств и имеют достаточные для этого длительность, интенсивность

и дозировку, значит, они имеют специально тренировочную направленность.

25

Во время групповых занятий необходимо так организовать учащихся, чтобы

иметь возможность контролировать их и своевременно регулировать нагрузку.

Поэтому наиболее удачным считается фронтальный способ обучения, при котором

комплекс упражнений одновременно выполняют все учащиеся. Педагог может

следить сразу за действиями всех детей. Это их организует и дисциплинирует.

Фронтальный

способ

обеспечивает

большую

плотность

урока

и

возможность

многократного повторения упражнений.

Индивидуальные

или

самостоятельные

занятия

ритмической

гимнастикой

проводятся

чаще

всего

дома

и

требуют

от

учащихся

большой

воли,

дисциплинированности.

Дети

должны

привыкнуть

регулярно,

выполнять

комплекс ритмической гимнастики.

Педагог

хореографии

должен

знать

и

уметь

использовать

наиболее

рациональные формы проведения занятий по ритмической гимнастике в детском

хореографической коллективе. (6)

Таким образом, показ упражнений, простота и доступность упражнений, игра

и

творчество,

образная

музыка,

групповые

и

индивидуальные

занятия

вот

необходимые

составляющие

формы

проведения

ритмической

гимнастики

в

арсенале

средств

работы

педагога

хореографии

в

детском

хореографическом

коллективе.

2.3. Диагностика и коррекция физических недостатков на уроках

хореографии при помощи коррекционной гимнастики.

Умение

и

неумение

правильно

держать

свое

тело

влияет

не

только

на

внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье.

Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и системе растущего

организма,

особенно

сказывается

на

функциях

костно-мышечного

аппарата,

сердечно-сосудистой, и дыхательной и неровной систем. Дефект осанки может

стать

причиной

моральных

переживаний

ученика

и

отразиться

на

его

успеваемости.

26

Нарушения

осанки

бывают

функциональными

и

фиксированными.

При

функциональном нарушении ребенок может принять положение по заданию, при

фиксированном – нет. Функциональные нарушения чаще всего возникают из-за

слабого развития мышц спины и живота.

К

факторам,

провоцирующим

нарушение

осанки,

можно

отнести

асимметричные

положения

тела,

при

которых

мышцы

одной

половины

оказываются

длительное

время

растянутыми,

а

другой

сокращенными.

Со

временем такое положение закрепляется, становится привычным, формируется

тот или иной тип порочной осанки.

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки

– физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты

рекомендуют

упражнения

ритмической

гимнастики.

Главная

причина

такого

предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно

влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья.

Дети

с

большим

удовольствием

занимаются

веселыми

упражнениями,

чем

упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую

гимнастику

следует

рассматривать

и

как

важнейшее

средство

обязательного

комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с нарушениями

осанки.

При

стойких

нарушениях

осанки

занятия

с

детьми

следует

проводить

в

специальных

группах

корригирующей

гимнастики.

Методика

составления

комплексов

упражнений

корригирующей

ритмической

гимнастики

аналогична

методике

построения

комплексов

ритмической

гимнастики

для

занятий

хореографией.

Каждый такой комплекс должен состоять из 3 частей:

1.

Подготовительная

часть

включает

несложные

общеразвивающие

и

корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки.

Темп

выполнения

медленный,

умеренный

и

средний.

Оптимальная

дозировка упражнений – 6-8 повторений.

27

2.

Основная часть насыщена корригирующими упражнениями, большинство

из которых выполняется в положении лежа на спине, на боку и на животе.

В

этих

положениях

легче

следить

за

положением

тела,

мышцы

не

испытывают

длительной

нагрузки.

Темп

выполнения

медленный,

умеренный

и

средний.

Дозировка

зависит

от

самочувствия

детей,

их

физической

подготовленности.

Упражнения

повторяют

8-16

раз,

обязательно в обе стороны.

3.

Заключительная

часть

строится

из

упражнений

на

расслабление,

выполняемых в положениях лежа на спине, дыхательных и специальных

упражнений на ощущение правильной осанки.

Выполняя

упражнения,

дети

должны

дышать

через

нос,

не

задерживая

дыхания. Формированию правильной осанки способствуют также упражнения с

предметами,

с

помощью

которых

можно

усилить

эффект

воздействия

на

отдельные мышечные группы. Детей с нарушениями осанки необходимо научить

искусству расслабления. С этой целью в группах до начала занятий и в конце их

полезно

проводить

упражнения

на

расслабление

с

элементами

аутотренинга,

который

помогает

сконцентрировать

внимание

на

выработке

стереотипа

правильной осанки.

Определяя

ребенка

в

группу

корригирующей

ритмической

гимнастики,

педагог-хореограф и врач должны провести беседу с родителями, которым нужно

знать, что в целях профилактики и исправления нарушений осанки спать ребенку

лучше на животе или спине, на плоской подушке. Вместо портфеля лучше носить

ранец. За письменным столом надо сидеть так, чтобы спина опиралась о спинку

стула. Напоминать сгорбившемуся ребенку о необходимости удерживать тело в

правильном положении лучше не окриком, а легким прикосновением руки или

спокойным, ровным голосом.

Младшим

школьникам

рекомендуются

домашние

занятия

под

контролем

родителей. Дома занятия проходят интереснее, если с ребенком гимнастическую

разминку выполняет кто-нибудь из взрослых.

28

Круглая спина – тип порочной осанки со следующими признаками: голова

наклонена вперед, плечи свисают вперед, лопатки торчат, спина дугообразная,

живот выпячен, ягодицы плоские, ноги слегка согнуты в коленях. Все это связано

со

слабостью

мышечного

корсета,

которая

приводит

к

увеличению

изгиба

в

грудном отделе позвоночника и сглаживанию шейных и поясничных лордозов.

При круглой спине грудная клетка впалая, недоразвитая. Это отражается на

дыхании, функции сердца затруднены, поэтому у детей могут быть головные боли,

малокровие,

потеря

аппетита,

нарушения

сердечной

деятельности,

ухудшение

зрения.

Упражнения ритмической гимнастики для такой осанки нужно составлять

так, чтобы растянуть мышцы брюшного пресса и грудные, а мышцы спины

укрепить. Необходимо уделить внимание упражнениям, связанным с выгибанием

туловища

в

грудном

отделе

позвоночника.

Например,

упражнение

«лодочка».

Лежа на животе, выпрямить ноги, и вытянуть руки вперед. Затем приподнять

грудь и ноги, сильно прогнувшись в грудном отделе позвоночника. Напрягая

мышцы, зафиксировать данное положение, затем расслабиться и опуститься на

пол.(2)

Кругло-вогнутая спина похожа на круглую. Но таз при кругло-вогнутой спине

резко наклонен вперед, а ягодицы выпячены назад. Мышцы брюшного пресса

растянуты,

что

обусловливает

отвисание

живота

и

приводит

к

опущению

внутренних органов. Мышцы ягодиц, задней поверхности бедер и грудные также

растянуты. Мышцы передней поверхности бедер из-за неправильной статики – в

стадии

условного

укорочения.

Изгибы

в

грудном

и

поясничном

отделах

позвоночника увеличены. Грудная клетка впалая, талия несколько укорочена. Все

это

неблагоприятно

влияет

на

деятельность

органов

дыхания,

сердечно-

сосудистой

системы

и

желудочно-кишечного

тракта.

Наиболее

выгодными

являются

положения,

при

которых

возможна

максимальная

разгрузка

позвоночного столба по оси и исключается натяжение мышц, обусловливающих

угол наклона таза. К таким положениям относятся положения, лежа на спине,

животе, упор на коленях.

29

Кругло-вогнутую

спину

нужно

исправлять

с

помощью

упражнений,

укрепляющих следующие мышечные группы: грудные, брюшного пресса, задней

поверхности бедер, ягодичные. Особое внимание следует уделять дыхательным

упражнениям.

Например,

лежа

на

спине,

вытянуть

ноги

вперед,

корпус

удерживается прямо, руки вдоль корпуса. Выполняется наклон корпуса вперед,

взявшись руками за стопы, притянуть грудь к коленями, выпрямляя позвоночник.

Зафиксировать положение в течение нескольких секунд, затем медленно поднять

корпус и расслабить мышцы спины и ног. (15)

Сколиотическая осанка возникает при асимметричном положении плечевого

пояса

и

таза,

разной

длине

ног

и

косом

положении

таза.

Для

этой

осанки

характерны незначительные отклонения позвоночника вправо или влево от его

срединной оси, исчезающие при напряжении мышц спины. На стороне вогнутости

позвоночника надплечья и лопатки опущены, а расстояние между линией талии и

опущенной рукой увеличено – увеличен так называемый «треугольник талии». На

противоположной стороне контуры этого треугольника сглажены. Мышцы спины

и

живота

ослаблены.

При

сколиотической

осанке,

в

отличие

от

сколиоза

(истинного

искривления

позвоночника),

ребенок

напряжением

мышц

может

выпрямить

позвоночник

полностью.

Но

если

вовремя

не

принять

мер

для

исправления этой осанки, могут возникнуть изменения в межпозвоночных дисках

и костной ткани, характерные для сколиоза.

Избавиться от сколиотической осанки, как и от начинающегося, можно лишь

созданием хорошего мышечного корсета, благодаря которому позвоночник будет

прочно удерживаться мышцами в правильном положении. Поэтому очень полезны

разнообразные симметричные упражнения.

В

профилактике

и

лечении

сколиотической

осанки

и

сколиоза

большое

значение имеет рабочая поза. Кроме того, ребенок должен правильно носить

различные предметы, т.е. попеременно перекладывать их из одной руки в другую.

Школьникам младших классов рекомендуется носить учебники в ранце, который

обеспечивает равномерную нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

30

Для

воспитания

правильной

осанки

немаловажное

значение

имеет

использование зеркала. Ученик подходит к зеркалу и видит свое положение в фас,

затем в профиль в привычной позе. Педагог указывает на недостатки осанки,

разъясняет и показывает как можно их исправить. Ученик по памяти (мышечно-

суставное чувство) принимает правильную осанку и запоминает. (13)

Лордотическая осанка характерна усилением поясничного лордоза. Таз при

этом наклонен вперед, живо выпячен. Это способствует опущению внутренних

органов и нередко сопровождается расстройством их деятельности. Отмечается

также условное укорочение мышц спины в поясничном отделе позвоночника и

пояснично-подвздошных. Мышцы животы, ягодиц и задней поверхности бедер

растянуты. Все перечисленные группы мышц и связочный аппарат ослаблены. В

связи

с

этим

у

детей

снижена

работоспособность,

они

быстро

утомляются.

Нарушения в деятельности внутренних органов приводят к тому, что организм

становится предрасположенным к целому ряду заболеваний.

При

лордотической

осанке

следует

избегать

упражнений,

вызывающих

резкий наклон назад в поясничном отделе позвоночника, и упражнений, в которых

таз

фиксирован.

Показаны

упражнения,

повышающие

тонус

и

силу

мышц

брюшного пресса, спины и ягодичных мышц.

Для

тренировки

силы

и

выносливости

мышц

наиболее

целесообразны

упражнения, выполняемые из исходных положений лежа на спине, животе и на

боку.

В

этих

положениях

мышцы

освобождаются

от

нагрузки,

связанной

с

удержанием тела.

Кроме специальных положений ритмической гимнастики, исправляющих эту

осанку, необходимо для закрепления полученного навыка постоянно выполнять

упражнения на ощущение правильной осанки.

Каждый

хореограф

хочет

заниматься

со

способными,

гармонично

сложенными детьми, имеющими красивые «податливые» ноги. Но достаточно

часто встречаются дети, которые имеют так называемую иксообразную форму.

Иксообразность

ног

бывает

разного

строения:

малой

и

большой,

с

недостаточно

выворотным

пахом.

Иксообразность

ног

характеризуется

31

расстоянием

между

внутренними

щиколотками

голеностопных

суставов

при

сомкнутых коленях. Чтобы стабилизировать коленные суставы иксообразных ног

нужно укрепить внутренний мышечно-связочный аппарат бедра и голени. Работа

над стабилизацией колена может вестись тогда, когда ученики владеют мышцами

тела и ног в достаточной степени. Ученики должны знать, как напрягать мышцу

бедра, как стоять в позициях ног, разворачивая икроножные мышцы наружу,

оттягивая в сторону мышцы бедра. (17)

При иксообразных ногах выполняются упражнения на растяжение связок в

тазобедренном

суставе.

Упражнения

выполняются

с

чуть

расслабленными

коленями. Например, упражнение «циркуль»: лежа на спине при вытянутых ногах

и руках вдоль тела, легко раскрываются ноги в стороны. Колени чуть присогнуты

и

максимально

отведены

в

стороны.

Затем

возвращаем

ноги

в

исходное

положение,

сосредотачиваясь

на

сопротивлении

стоп

и

голеней.

Данное

упражнение позволит добиться положительных результатов. (18)

У детей с О-образными ногами в процессе роста ноги могут выравниваться в

результате тренировок. Все упражнения должны быть направлены на сближение

ног. Полезны упражнения на растяжение внутренних связок коленей, укрепление

мышц бедра, ягодичных мышц. Одним из эффективных упражнений является

упражнение, при котором при раскрывании ног как можно дольше удерживаются

стянутыми бедра и колени. При возвращении первыми соединяются колени при

помощи внутренних мышц. (19)

При

плоскостопии

необходимо

укреплять

рессорную

функцию

мышечно-

связочного аппарата стоп для чего применяются следующие упражнения: ходы на

полупальцах, пятках, на наружных краях стоп, а также круговое движение стоп

лежа или сидя на полу. Для укрепления мышц, связок стопы и пальцев применяют

катание

деревянного

шара

или

скалки

с

целью

развития

продольного

и

поперечного сводов, а также собирание мелких предметов пальцами стопы. (10)

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное

исследование

позволяет

сделать

вывод,

что

специальные

научные

исследования

и

многочисленные

клинические

наблюдения

с

убедительностью показывают высокую эффективность ритмической гимнастики в

оздоровлении детей.

Укрепляется

здоровье,

повышается

работоспособность,

воспитывается

и

формируется

правильная

осанка,

улучшается

психическое

состояние

ребенка,

развивается чувство ритма, музыкальности, пластичности, нормализуется масса

тела

за

счет

активизации

обменных

процессов.

Развиваются

двигательные

качества:

сила,

выносливость,

быстрота,

гибкость,

ловкость,

профилактика

и

коррекция

различных

деформаций

тела,

повышается

интерес

к

спорту,

прививается потребность в систематических занятиях хореографией.

Необходимость систематической мышечной деятельности для человека давно

теоретически обоснована и практически доказана.

Гимнастические

упражнения

совершенствуют

и

восстанавливают

силу,

быстроту движений, общую координацию. Силовые упражнения и упражнения с

предметами помогают проводить реабилитацию опорно-двигательного аппарата.

С помощью общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на

укрепление мышц, можно препятствовать прогрессированию заболеваний.

Современная

профилактика

и

осуществление

контроля

за

навыками

правильной осанки в быту является необходимым условием оздоровления детей.

Физические упражнения, особенно с хореографическим направлением помогают

устранить

нарушения

осанки.

Ритмическая

гимнастика

является

хорошей

методикой восстановительной и оздоровительной терапии.

Методики

лечебной

физической

культуры

основаны

на

физических

упражнениях

и

массаже.

Общеразвивающие

упражнения

и

танцевальные

движения

являются

основой

ритмической

гимнастики,

которую

необходимо

применять для оздоровления детей.

Отличительные

черты

ритмической

гимнастики

определили

и

некоторые

особенности проведения занятий. Показ упражнений, простота и доступность

33

упражнений, игра и творчество, образная музыка, индивидуальные и групповые

занятия

вот

необходимые

составляющие

форм

проведения

ритмической

гимнастики

в

арсенале

средств

работы

педагога

хореографии

в

детском

хореографическом коллективе.

В последние годы проблема здоровья, а особенно здоровья подрастающего

поколения

требует

все

большего

внимания.

В

общественной

жизни

на

современном

этапе

развития

человеческой

цивилизации

жизнь

требует

неотложного

решения

благородной

задачи

найти

пути

для

укрепления

и

восстановления здоровья детей. Эта проблема касается не только одного человека,

а всего сообщества в целом. Коррекционная ритмическая гимнастика является

одним из средств решения этой проблемы, так как не ограничивается узкими

рамками восстановление отдельных функций организма, а предполагает комплекс

мер, которые обязан применять преподаватель хореографии на своих уроках.

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

О.А.Богданова,

Ю.Б.Кузьмина,

«Ритмическая

гимнастика»,

С.П.,

2000г.,

с.17-20, 50-55, 120-121.

2.

Т.Васильева, «Балетная осанка», М., 1989г., с.70-72.

3.

Б.И.Загорский, И.Г.Залетаев, В.П.Мигиянова, «Физическая культура», М.,

с.213-215, 218.

4.

А.С.Каптелина,

И.П.Лебедева,

«Лечебная

физкультура

в

системе

медицинской реабилитации», М., 1995г., с.376-377.

5.

Н.А.Касьен, «Боль в спине», М., Физкультура и спорт, 1991г., с.13, 19-23.

6.

П.К.Петров, «Методика преподавания гимнастики в школе», М., 2000г., с.80-

83, 85-86, 93.

7.

С.Н.Попов, «Физическая реабилитация», Ростов-на-Дону, 1999г., с.30-49,

203-213.

8.

Ю.А.Собиров, «Спортивная гимнастика», М., 1981г., с.105-106.

9.

В.Ю.Сосина, Э.М.Фабион, «Ритмическая гимнастика», Киев, 1990г., с.13-15,

17-24, 26-27, 60-61, 166-170, 184, 198, 210, 222.

10.

Журнал «Балет» № 2, 1984г., Статья. И.Баднин Что надо знать о стопе с.47.

11.

Журнал «Балет» № 2, 1983г., Статья. Советы специалиста с. 44-45.

12.

Журнал «Балет» № 2, 1988г., Статья И.Баднин Изменения стопы у артистов

балета.с.62-63.

13.

Журнал «Балет» № 4, 1983г., Статья. М.Цыкунов Самомассаж для артистов

балета с.60-62.

14.

Журнал

«Балет»

4,

1985г.,

Статья.

В.Назаров

Биомеханическая

стимуляция мышечной деятельности с.56-58.

15.

К.Куппер.

Аэробика

для

хорошего

самочувствия.

М.

«Физкультура

и

спорт»,1987. с.192.

16.

Журнал

«Балет»

6,

1988г.,

Статья

К.Чеботаревская

Спорт

или

искусство? с.49-53.

17.

Т.С.Лисицкая Ритмическая гимнастика.М. «Физкультура и спорт», 1985 с.96

35

18.

Журнал «Балет» № 5, 1986г., Статья. Р.Куирк Как лечить коленный сустав

с.57.

19.

Журнал «Балет» № 3, 1989г., Статья Д.Рейнеке Как укрепить лодыжку

с.62,63

20.

В.А.Лукьянов Ритмическая гимнастика. Физическая культура в школе.1985.

с.17-18.

21.В.В.Михайлов.

Интенсивность

мышечной

нагрузки

на

занятиях

ритмич е ской

гимнастикой.

Теория

и

практика

ф и з и ч е с ко й

культуры.1986.с.35-38.

36



В раздел образования