Напоминание

«Развитие художественно–образовательного мышления учащихся младших классов в процессе работы над пьесами старинных танцевальных жанров»


Автор: Кузьмина Раиса Николаевна
Должность: преподаватель по классу "Фортепиано"
Учебное заведение: "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Холмск, Сахалинской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: «Развитие художественно–образовательного мышления учащихся младших классов в процессе работы над пьесами старинных танцевальных жанров»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

муниципального образования «Холмский городской округ»

Конспект урока

Тема: «Развитие художественно-образовательного мышления

учащихся младших классов

в процессе работы над пьесами старинных танцевальных жанров»

Разработчик: Кузьмина Р. Н.,

преподаватель по классу «Фортепиано»

Холмск, 2018

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

На

тему:

«Развитие

художественно-образовательного

мышления

учащихся младших классов в процессе работы над пьесами старинных

танцевальных жанров»

Предмет:

Фортепиано

Класс:

2 класс

Репертуарный план:

Г.Ф. Гендель «Ригодон» G-dur

Л. Моцарт «Менуэт» e-moll

Используемые образовательные системы:

- технология развивающего обучения;

- личностно-ориентированные технологии;

- технологии сотрудничества.

Тип урока:

Комплексное применение знаний, умений и навыков учащихся.

Применение знаний на практике.

Форма урока:

Индивидуальная.

Оборудование урока:

- фортепиано;

- план урока;

- ноты;

- фото (изобразительный ряд).

Цель урока:

Раскрыть методы и принципы работы над пьесами старинных танцевальных

жанров.

Задачи:

Обучающие:

- закрепление знаний, умений, навыков на данном этапе обучения;

- продолжение работы над рациональными приемами игры на фортепиано;

Развивающие:

- активизирование творческого отношения учащегося к работе;

-

развитие

музыкального

и

художественного

мышления,

творческой

активности;

Воспитательные:

- воспитание творческого отношения к работе над старинными танцами;

- воспитание устойчивого интереса к занятиям;

- укрепление связей учащихся с педагогом;

- формирование художественно-эстетического вкуса.

Методы и приемы реализации поставленных задач:

- словесный (объяснение, беседа);

- практический (игра на инструменте, решение художественных задач);

- репродуктивный (воспроизведение выученного текста).

Ожидаемый результат:

По мере овладения различными частными трудностями наше внимание

должно переместиться на вопросы, связанные с целостностью исполнения,

выявлением

общего

исполнительского

замысла,

то

есть

на

содержание

завершающего этапа работы.

На

этом

этапе

в

наибольшей

степени

сказывается

художественная

индивидуальность музыканта.

План урока:

1. Организационный момент – сообщение темы, цели и задач урока

2. Основная часть

3. Практическая часть урока – исполнение пьесы, разбор формы, отработка

эпизодов с различными элементами трудностей.

4. Подведение итогов урока

Ход урока:

1. Организационный момент – сообщение темы, цели и задач урока.

2. Основная часть

Танец известен в истории человечества с незапамятных времен. Он

тесно связан с жизнью народа, с его бытом, его характером. Первые танцы

описывали

форму

круга.

Такие

хороводные

танцы,

известные

со

времен

античности, продолжали жить в танцевальном фольклоре Средневековья.

Эпоха

Возрождения

была

благоприятным

временем

для

рассвета

искусства танца. У многих народных танцев появились придворные «тезки».

Но попадая в дворцовые залы, они приобретали подчеркнутую сдержанность,

вежливость, замедленность. Во многом это объяснялось сложным покроем

тяжелых

нарядов

знати.

«Низкий»

(то

есть

без

прыжков)

бассдансы

итальянского происхождения господствовали до XVI века, после чего тон в

танцевальной моде стали задавать французы.

Первые сохранившиеся записи танцевальной музыки пришли к нам из

позднего

Средневековья.

В

эпоху

Возрождения

рукописные

сборники

популярных танцевальных мелодий предназначались не только для пения, но

и для исполнения на самых разных инструментах – лютне, органе, шалмее.

Нередко эти мелодии играли небольшие инструментальные ансамбли.

С XV

века

появляются

ранние

образцы

клавирной

литературы,

поначалу заимствованные из лютневого песенно-танцевального репертуара.

Необычайно

распространены

были

сюиты

из

пьес-танцев,

которые

использовались

либо

для

сопровождения

на

танцевальных

вечерах,

либо

просто для прослушивания. Принцип сюиты был воспринят в начале XVIII

века

композиторами

эпохи

барокко,

начинавшими

создавать

собственно

фортепианный репертуар.

У авторов венского классицизма пьесы в танцевальных жанрах явно

отодвигаются на периферию творчества. Романтики отчасти возвращаются с

непосредственности бытовых танцев. Для этих композиторов обращение к

танцевальному

фольклору

своего

народа

связано

с

идеей

независимости

Родины и в политическом, и в культурном смысле, и с представлением о

самобытности ее национальных традиций.

И сегодня мы поговорим о двух старинных танцах.

Много

столетий

подряд

самым

распространенным

танцем

на

территории Франции был бранль. Танцующие в игровой форме повторяли

движения простого люда, занятого трудом – прачек, булочниц, башмачников.

В

каждой

провинции

возникли

свои

разновидности

бранля:

в

западном

Провансе – паспье, в приальпийском Провансе – гавот, в центре Франции –

менуэт, на юго-востоке Франции в старину существовала своя разновидность

бранля – ригодон. Слово «ригодон» производно от итальянского «rigodone» и

французского «rigoler» - слов, которые означали «танцевать».

Ригодон плясали на народных сельских праздниках. При дворе этот

танец появился в конце XVII века, обретя подобающую придворным вкусам

размеренность

и

торжественность.

В

профессиональной

музыке

ригодон

всегда имеет типичную форму – два – три – четыре повторяющихся раздела

неравных по количеству тактов, в размере 2/2 или 2/4, 4/4. К концу XVIII века

ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных

танцев. Танцмейстеры охотно включали ригодон в «бальное» меню, что бы

освежить несколько наскучивший ряд церемониальных танцев.

3. Практическая часть урока – исполнение пьесы, разбор формы, отработка

эпизодов с различными элементами трудностей.

Сейчас в исполнении Ярослава, ученика 2 класса, прозвучит «Ригодон»

G-dur Г.Ф. Генделя.

В процессе работы над этим произведением, чтобы ученику наиболее

ярко представлялась картина этого танца, мы знакомимся с костюмами эпохи

Средних веков, в интернете просматриваем видео танца.

В образном плане учащийся представляет себе кавалера и барышню,

танцующую на балу. В роли барышни – мелодия в правой руке, кавалер –

сопровождение левой руки.

Форма пьесы простая, двухчастная.

- Ярослав, что ты можешь сказать о характере произведения?...

Верно,

напевный,

чинный

по

характеру

этот

танец

труден

своей

фразировкой. Его мелодия образована из повторения ритмически однородных

групп – две восьмые и четверть. Если перевести это на «язык» танца – то

можно представить себе два маленьких шага и присест. В музыкальном

отношении

в

этом

и

состоит

сложность.

Что

бы

фраза

не

делилась

на

отдельные

мотивчики

(на

слоги),

а

объединилось

в

одно

целое,

«устремление» в них надо сделать к более долгому звуку, приходящему на

сильные доли такта.

(Играем мелодию в правой отдельно).

Конечно же, кавалер (мелодия в левой руке) требует к себе внимания.

Сопровождение представляет собой чередование четвертных нот, исполняем

н а non

Legato

(изображая

степенный

шаг).

Играем

мягким

кистевым

движением, глубоко погружаясь в клавиши.

А теперь перейдем ко второму танцу.

На всех сельских праздниках в провинции Пуату (историческая область

за западе Франции) крестьяне непременно исполняли свою любимую пляску

с

пением:

пары

делали

маленькие

шаги,

плавно

приседали,

легко

подпрыгивали, пристукивая деревянным сабо. Так ее и сейчас танцуют в тех

местах.

Жители Пуату очень бы удивились, узнай они о блестящем будущем

незамысловатого танца, на два века ставшего «королем танцев» и «танцем

королей». О нем написаны сотни трактатов на всех европейских языках.

Танцмейстеры придумали для него бесконечное количество фигур.

Уже

в XVII веке менуэт, название которого напоминало о маленьких

(тепи) шажках крестьянской пляски, с триумфом завоевало всю Европу – от

Англии до России. Сохранив грацию и изящество прежнего сельского танца,

менуэт

приобрел

светский

ло ск

и

церемонно сть

г а л а н т н о го

аристократического

стиля.

Состоявший

из

бесконечно

разнообразных

поклонов и реверансов, менуэт похож на танцевальный диалог-ухаживание:

кавалер был образцом галантной почтительности и преклонения перед дамой,

дама же демонстрировала идеальную красоту, изысканность манер и тонкий

вкус.

Движениям

менуэта

обучались

годами.

Не

каждый

мог

решиться

исполнить

менуэт

на

придворном

балу

под

придирчивыми

взглядами

окружающих.

Танцевальное

мастерство

ценилось

очень

высоко.

Как

говорили в XVII веке «кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо».

Менуэт был образцом для других танцев и в музыкальном языке, и в

музыкальной форме: умеренно оживленное трехдольное движение с четко

акцентированной

сильной

долей

и

ритмическими

«приседаниями»

в

каденциях ясная структура из двух – трех частей.

В исполнении Сидорова Антона прозвучит «менуэт» e-moll Л.

Моцарта.

Следует работа аналогичная предыдущей пьесе.

4. Подведение итогов урока

- С пьесами какого жанра и эпохи мы сегодня с вами познакомились?

- Чему мы с вами учились при исполнении пьесы?

В

процессе

обучения

фортепианному

мастерству

о своение

танцевальных жанров имеет особое значение. В образном содержании танцев

наиболее ярко и доходчиво преломляются национальный колорит, вкусы и

эстетические нормы эпохи. Обращение к танцевальной музыке позволяет с

самого раннего этапа обучения знакомить маленьких пианистов с историей

музыкального искусства.

Кроме того, в клавирной музыке накоплен богатейший «танцевальный»

материал,

где

во

всем

разнообразии

представлены

стилистические

особенности музыкального языка. Знакомство с танцами разных эпох дает

возможность

ставить

и

решать

конкретные

исполнительские

задачи,

касающиеся

характера

туше,

артикуляции,

педализации

и

других

особенностей того или иного музыкального стиля.



В раздел образования