Напоминание

"Виды методических материалов. Основные требования к ним"


Автор: Миргородец Наталья Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБОУ "Ачинский торгово-экономический техникум"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Виды методических материалов. Основные требования к ним"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ. ОСНОВНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ К НИМ
Миргородец Н.П., преподаватель Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский торгово-экономический техникум», г. Ачинск.
Методические указания для студентов
Методические указания разрабатываются для студентов как инструктивные материалы (руководства) по выполнению лабораторных работ, практических занятий, курсовому и дипломному проектированию. В этом качестве они реализуют функцию управления познавательной деятельностью студентов, так как организуют в строгой логической последовательности предстоящие студентам мыслительные операции и практические действия. Методические указания составляются так, чтобы избавить преподавателя от мелочной опеки и высвободить время на руководство наиболее сложными исполнительскими действиями обучаемых. При разработке методических указаний должен соблюдаться принцип самостоятельности и управляемости самостоятельной работой. Следуя этому принципу, необходимо в указания включать только самую необходимую основополагающую информацию, чтобы студент учился работать с книгой, справочниками, документами и т.п. Авторы методических указаний нередко допускают ошибки, давая в содержании пересказ учебной информации, которую можно найти в учебнике. При необходимости повторения учебного материала перед выполнением практической работы или включения этой информации в текст пояснительной записки (например, при выполнении курсового или дипломного проекта) следует давать ссылку на источник с указанием рубрики, где отыскать нужные сведения (можно указать и страницы текста, но это необязательно). Допускается информационный метод изложения отдельных вопросов, которые отсутствуют в учебниках и учебных пособиях. Достаточно распространенная ошибка, когда методические указания составляются так, что они не оставляют студенту возможности для вдумчивой самостоятельной работы, а направляют его только на механическое исполнение действий. Такие указания и рекомендации не могут способствовать эффективной подготовке будущего специалиста. Следует заметить, что принцип самостоятельности содержит в себе в качестве исходного - принцип сознательности и активности обучения. Текст указаний следует писать в краткой лаконичной форме. Удобные формы: алгоритм, обучающие программы. Требования к языку примерно такие же, как и при составлении методических разработок, исключая с п е ц и ф и к у и з л о ж е н и я и т е р м и н о л о г и ю , ориентированные на преподавателя. Содержание должно быть технически грамотным, включать необходимый иллюстрационный материал, поясняющий текст и предоставлять студенту
возможности для обдумывания, анализа и выполнения самостоятельных действий. Во введении к методическим указаниям указывается назначение и содержание практических упражнений, контрольных вопросов, заданий для самостоятельного выполнения и наиболее рациональные формы работы с конкретным учебным материалом.
Методические указания и контрольная работа для

студентов заочной формы обучения и экстерната

Общие положения

Ц е л ь

м е т о д и ч е с к и х

у к а з а н и й :
реализация федеральных государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности при заочной форме обучения по конкретной учебной дисциплине в условиях действия федерального го сударственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, оказание помощи студентам заочной формы обучения в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала. В методических указаниях должны быть изложены рациональные методы самостоятельного изучения учебных дисциплин, обращено внимание на наиболее сложные темы программы, даны разъяснения по выполнению контрольных работ.
Примерная структура методических указаний:
1. Введение. 2. Примерная программа учебной дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы, методическими указаниями по изучению каждой темы программы и вопросы для самоконтроля. 3. Задания для контрольных работ. 4. Примерный перечень лабораторных и практических работ. 5. Перечень рекомендуемой литературы для изучения. Объем методических указаний устанавливается в зависимости от характера учебной дисциплины и количества часов, отведенных на ее изучение.
Примерное содержание разделов методических указаний

Введение.
Основной задачей раздела «Введение» является ознакомление студентов с целью и порядком изучения данной учебной дисциплины, с особенностями самостоятельной работы студентов над учебным материалом. В данном разделе
рекомендуется изложить:
- значение изучения учебной дисциплины при подготовке специалиста; - минимум знаний, умений и навыков, приобретаемый в результате изучения дисциплины в соответствии с федеральными государственными требованиями;
- взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана; - особенности изучения данной учебной дисциплины: количество контрольных и лабораторных работ, практических занятий, курсовых проектов, экзаменов по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом.
Примерная программа учебной дисциплины с перечнем

рекомендуемой литературы, методическими указаниями по

каждой теме программы и вопросы для самоконтроля
В методические указания
включается рабочая программа изучаемой

дисциплины.
Разделы (темы) программы объединяются в учебные задания с соответствующей нумерацией, при этом следует методически правильно распределить материал между заданиями. Число учебных заданий рекомендуется определять, исходя из количества часов, выделенных на изучение конкретной учебной дисциплины: до 35 часов - два, три задания; до 70 часов - три, четыре задания; до 120 часов - четыре, пять заданий; более 120 часов пять и более заданий. Методические указания не должны подменять учебники, являться их конспектами или содержать излишне усложненный и второстепенный материал. Методические указания по изучению дисциплины целесообразно давать к
каждой

теме

программы
по основным и наиболее сложным вопросам, учитывая особенности учебной дисциплины. Они должны быть написаны точным, ясным и доступным для понимания языком. В методических указаниях
рекомендуется кратко изложить:
- значение основных вопросов темы для изучения учебного материала данной дисциплины и их взаимосвязь с ранее изученным материалом в этой или смежной учебной дисциплине; - дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно - технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе; - рациональные методы решения типовых примеров и задач, выполнения упражнений с учетом использования в них элементов проблемного обучения; - цели проведения лабораторных работ и практических занятий по соответствующим темам. Рекомендации по проведению лабораторных работ и практических занятий, порядок оформления преподаватель издает отдельно и выдает студентам перед проведением занятий. При составлении вопросов для самоконтроля необходимо учитывать следующее:
- целью вопросов для самоконтроля должны быть активизация процессов усвоения и закрепления знаний, умений и навыков; - вопросы должны быть направлены на развитие самостоятельного мышления студентов с использованием элементов проблемного обучения и тестового контроля; - вопросы не должны носить обобщающий характер, а касаться конкретного материала и следовать сразу за методическими указаниями по изучению каждой темы.
Задания для контрольных работ
Содержание контрольных работ должно охватывать основной материал соответствующих учебных заданий. При определении содержания заданий на контрольные работы необходимо учитывать: - контрольные задания должны состоять из контрольных вопросов, задач, примеров, графических работ и т.п. - контрольные вопросы должны носить обобщающий характер, ориентировать студента на четкий ответ как результат анализа изучаемого материала; - вопросы должны способствовать развитию профессионального интереса и творческого мышления (могут быть составлены в форме проблемных ситуаций); - при постановке вопросов желательно исключить возможность переписывания материала учебника; - контрольные задачи, примеры, расчеты, упражнения по степени сложности должны отвечать уровню типовых задач, приведенных в соответствующих разделах методических указаний, а также должны быть тщательно проверены и предварительно решены автором и рецензентами методических указаний; - варианты контрольной работы по одному и тому же учебному заданию должны быть равноценны по объему и сложности, и их следует разрабатывать по многовариантной системе (в зависимости от объема дисциплины), но не менее, чем в 10 вариантах.
Примерный перечень лабораторных работ и практических

занятий
Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий имеет рекомендательный характер. Проведение практических занятий и лабораторных работ предусматривает целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений по программе учебной дисциплины.
В зависимости от профиля подготовки выпускников и материально - технического обеспечения учебного заведения возможны изменения и замена отдельных практических занятий и лабораторных работ.
Перечень рекомендуемой литературы
Перечень рекомендуемой литературы по учебной дисциплине при необходимости может быть подразделен на основную и дополнительную. В перечень
основной

литературы
включаются учебники и учебные пособия, предусмотренные учебной программой с учетом последних изданий. Перечень
дополнительной

литературы,
кроме учебников и учебных пособий, состоит из печатных изданий, отражающих современный уровень развития соответствующих отраслей науки и техники, в том числе периодических изданий, их авторов (фамилия, инициалы), место и год издания.
Сборники дидактических материалов
Большой объём методической работы преподавателей ссузов связан с разработкой средств и контроля. В педагогической и методической литературе эти средства делятся на две большие группы: средства на бумажном носителе и технические средства. Средства на бумажном носителе могут быть сосредоточены в сборниках дидактических материалов по различным выдам учебной деятельности. Общие требования к материалам, включаемым в сборники: • соответствие дидактических материалов требованиям федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемым к содержанию и уровню подготовки выпускников, действующей учебной программе; • охват основных тем учебной программы; • системность (дидактические материалы должны охватывать все виды учебной деятельности студентов на различных этапах обучения); • обеспечение междисциплинарных связей; • обеспечение реализации воспитательных и развивающих целей учебного процесса; • качественное оформление материалов. В сборники могут быть включены: • инструкционные и инструкционно - технологические карты; • карточки-задания для закрепления знаний и самостоятельной работы; • перечни контрольных вопросов по темам и разделам дисциплины; • упражнения, задачи, кроссворды; • тесты, карточки для программированного контроля знаний; • печатный раздаточный материал в виде схем, таблиц, диаграмм для выполнения работы на уроке, наглядных пособий;
• п а м я т к и д л я с т у д е н т о в п о в ы п о л н е н и ю о т д е л ь н ы х видов учебной деятельно сти (например: памятка студенту п о организации рейтингового контроля); • варианты заданий для письменных работ; • сценарии ролевых и деловых игр, исходные материалы для выдачи студентам при проведении игр; производственные ситуации и т.п. Перечисленные средства обучения при необходимости могут тиражироваться и использоваться на уроках в качестве раздаточного материала. При объяснении удобно демонстрировать задания в виде заранее подготовленного слайда. Содержание некоторых средств и контроля на бумажном носителе и основные требования к ним рассмотрены ниже.
Инструкционные карты
обычно содержат руководства по выполнению работ на лабораторном оборудовании, выполнению упражнений на тренажёрах и предназначены для изучения отдельных приёмов, операций. В них также приводятся рекомендации (инструкции) по организации рабочего места, безопасности труда.
Инструкционно

-

технологические

карты
содержат руководства по выполнению учебно-производственных работ законченного характера и предназначены для формирования умений и навыков. Такие карты используются при проведении лабораторных работ, производственной практики и позволяют быстро отработать определённую последовательность технологических действий. В картах должен быть дан перечень используемого оборудования, материалов, инструментов. В описании деятельности следует подробно изложить, какие операции и в какой последовательности должен выполнять студент для получения необходимого результата. В содержании инструкционных и инструкционно технологических карт должна быть вся необходимая информация, обеспечивающая правильность выполнения действий. Вместе с тем, карты следует составлять в лаконичной форме, с использованием схем, рисунков, соблюдением норм русского языка, технически грамотно. Структура их должна быть простой и чёткой. В конце могут быть приведены контрольные вопросы или задания. Карты для выдачи студентам должны быть удобны в работе.
Контрольные вопросы
используются при всех видах контроля
(входном,

текущем,

рубежном,

итоговом).
Целесообразно составлять перечни контрольных вопросов по всем темам учебной дисциплины. Контроль усвоения знаний, умений обучаемых проводится с целью установления соответствия достигнутых результатов требованиям ФГОС СПО. Поэтому и вопросы следует составлять в расчете на разные уровни усвоения материала, чтобы использовать их на различных этапах изучения дисциплин. Например, при закреплении нового материала на уроке могут использоваться вопросы, ориентированные на
1


уровень

усвоения
знаний - уровень знакомства
(узнавание, различение и

соотнесение
учебной информации); при текущем контроле - на
I
и
II уровни

усвоения
знаний
(II

уровень

-

это

буквальное
и л и
реконструктивное

воспроизведение
информации) и т.д. К формулировкам вопросов предъявляются следующие требования: • вопросы должны быть чёткими, ясными по смыслу, краткими по форме; • вопросы должны предполагать строго определенный ответ, т.е. должны пониматься обучаемыми однозначно и не допускать «двусмысленности»; • не должно быть вопросов, предполагающих односложные ответы; • не следует формулировать вопросы с подсказкой ответа; • не следует формулировать вопросы так, как они изложены в учебной программе или учебнике. Вопросы должны способствовать развитию мышления и носить проблемный характер. Контрольные вопросы могут использоваться в различных формах: они могут предъявляться на отдельных карточках, включаться в проверочные и контрольные работы, экзаменационные билеты и т.д. Вопросы, составленные по теме или разделу учебной дисциплины и рассчитанные на разные уровни усвоения, представляют собой единый комплекс. Такой комплекс позволяет определить качество знаний, умений студентов, их соответствие требованиям ФГОС СПО и выявлять динамику развития мышления обучаемых. Тесты для контроля знаний представляют собой совокупность стандартизированных знаний возрастающей сложности. Тесты, благодаря наличию эталона ответа, позволяют объективно и с высокой степенью достоверности определять уровень знаний и умений обучаемых. Учитывая, что развитие обучаемого в процессе учебной деятельности можно охарактеризовать четырьмя последовательными уровнями усвоения (В.В. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии) - тесты также следует разрабатывать в расчёте на проверку знаний и умений определённого уровня. В соответствии с этим различают: • тесты первого уровня (задания закрытой формы с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на установление соответствия); • тесты второго уровня (задания открытой формы - на дополнение: тесты- подстановки, конструктивные тесты); • тесты третьего уровня (задания на установление правильной последовательности действий, операций в каком-либо процессе или виде деятельности). Кроссворды, составленные по учебному материалу, позволяют разнообразить формы работы со студентами при проверке усвоения специальной терминологии. Они могут использоваться для проверки усвоения терминов и их определений по окончании учебной темы, раздела или всей дисциплины перед итоговым контролем. Преподаватель выписывает точные формулировки определений (эталоны) к терминам и разрабатывает композицию кроссворда, в клетки которого студенты должны будут затем вписать
определяемые слова. В кроссвордах, предназначенных для учебных целей, не обязательно соблюдать симметрию формы. Не следует составлять большие кроссворды, которые могут потребовать достаточно большого времени на заполнение. Разработка кроссвордов может быть задана и студентам. Преподаватель составляет полный список терминов по всем темам учебной дисциплины и готовит списки терминов по вариантам, которые размешаются на отдельных карточках. К этим терминам студенты должны написать определения. При проверке выполненной работы оценивается точность формулировок, если необходимо, преподаватель уточняет их, и соответственно оценка снижается. В сборник включаются: • варианты незаполненных кроссвордов с проставленными номерами начала слов для последующего копирования сеток и выдачи студентам; • эталоны заполнения сеток кроссвордов и определений к терминам; • списки терминов по темам дисциплины; • варианты заданий (карточек с терминами) для студентов. Работа с кроссвордами заставляет студентов много раз обращаться к специальной литературе и может быть использована как во время урока, так и задана на дом. Целесообразно проводить и взаимопроверки составленных кроссвордов, в процессе которых студенты должны оценивать правильность написания терминов или определений к ним. Выполняя работу с кроссвордами, студенты учатся работать с книгой и выбирать наиболее подходящие (краткие и точные) формулировки к терминам или давать их самостоятельно, параллельно осуществляется повторение и закрепление учебного материала, осваивается правильность написания терминов и определений к ним, поэтому такая работа важна.
Учебные и учебно-методические пособия

Учебное

пособие
— учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания. Примечание. Издание - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически оформленный, имеющий выходные данные. Учебное пособие представляет собой книгу, написанную в соответствии с требованиями современной дидактики. Это масштабная работа, в которой могут полностью раскрываться все вопросы программы учебной дисциплины или излагаться научная информация по наиболее специфической части дисциплины. Учебное пособие служит для закрепления и углубления теоретического материала, усвоенного обучающимися при работе с учебником, а также приобретения практических умений и навыков на основе этого теоретического материала.
К учебным пособиям относятся сборники упражнений и задач, руководства по выполнению практических и лабораторных работ, курсовому и дипломному проектированию, различные практикумы, хрестоматии. В учебном пособии может также содержаться методический, справочный или вспомогательный информационный материал, необходимый студентам при выполнении перечисленных видов работ, подготовке к семинарским занятиям. Изложение учебного материала должно быть доступным для самостоятельной работы студентов. Объем пособия должен быть соизмерен с ролью и местом учебной дисциплины в учебном плане и соответствовать времени, отводимому на её изучение. При разработке учебных пособий следует учитывать междисциплинарные связи и опираться на них : а при изложении наиболее важных и трудных вопросов следует пользоваться различными способами эмоционального воздействия на студентов - образными и яркими примерами из истории науки и техники, реальной жизни, сравнениями и т.д.
Учебно-методическое
п о с о б и е - у ч е б н о е издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания. Учебно-методическое пособие должно содействовать внедрению в учебный процесс передовых методов обучения, созданию условий для развития самостоятельности и инициативы студентов в учебных занятиях. При написании пособий, рассчитанных на использование при обучении, следует обеспечивать: • соответствие содержания требованиям ФГОС СПО, предъявляемым к содержанию и уровню подготовки выпускников по действующей учебной программе; • соответствие излагаемого материала современному уровню науки и техники в данной области; • краткость и чёткость формулировки основных положений, определений; выводов и т.п.; • умелое выделение главных вопросов учебной дисциплины; • грамотное применение научно-технической терминологии; правильность приведённых расчётов, единиц измерения, требований ФГОС, нормативов; освещение вопросов охраны труда, охраны окружающей среды, применения ресурсосберегающих технологий; наличие заданий, вопросов для самоконтроля и повторения, типовых расчетов, примеров и задач с раскрытием принципов и методов их решений, справочного аппарата, рекомендаций по дополнительной литературе.

Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. 2. Галеева Н. Сам себе учитель / Н. Галеева. – Москва, 2013. – 134 с. 3. Развитие универсальных учебных действий / под. ред. С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной. – Москва, 2013. – 226 с. 4. Петерсон Л.Г Мотивация и самоопределение в учебной деятельности / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. – Москва: АПК и ППРО, Институт системно-деятельностной педагогики, 2011. – 64 с.


В раздел образования