Напоминание

"Химия во внеурочной деятельности"


Автор: Переплётчикова Анна Игоревна
Должность: студентка
Учебное заведение: СГСПУ (бывш. ПГСГА)
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Химия во внеурочной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ВВЕДЕНИЕ.

Одной из форм учебно – воспитательного процесса, составляющего часть воспитания,

является внеклассная работа по химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе

имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет

знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а,

следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает

индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них

самостоятельности.

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во

взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность

ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Опыты занимают неотъемлемую часть в обучении химии. Чем интереснее и занимательнее

опыты, тем больше вероятность того, что учащиеся заинтересуются химией.

Опыт 1.

Плавающий картофель

В литровую стеклянную банку до половины наливают воды и кладут клубень картофеля. Он

остается на дне. Добавляют насыщенный раствор хлорида натрия NaCl, и клубень всплывает.

Если долить чистой воды, то он снова опустится на дно. Обычно картофель в воде тонет, но

при добавлении насыщенного раствора хлорида натрия, плотность которого выше плотности

картофеля, клубень всплывает. При доливании чистой воды раствор разбавляют, плотность его

снова изменяется и клубень опускается на дно.

Опыт 2. Несгораемый платок.

Небольшой платочек погружают в раствор силиката натрия (смешивают силикатный клей с

водой в отношении 1:10), хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок

пинцетом, погружают в стакан с ацетоном (можно брать этиловый спирт, денатурат, бензин и

другие легко воспламеняющиеся жидкости), вынимают и тут же поджигают над пламенем

спиртовки или с помощью лучинки. Ацетон быстро сгорает, а платочек остается невредимым

(дело в том, что ацетон имеет настолько малую теплоту сгорания, что тепла едва хватает на то,

чтобы просушить платок, поэтому платочек можно просто слегка смочить водой). После опыта

платочек начисто отстирывают в теплой воде и его снова можно использовать по назначению.

Опыт 3. Рост кристаллов

В конической колбочке готовят при нагревании насыщенный раствор сульфата магния MgSO

4

.

Затем его медленно охлаждают (при медленном охлаждении образуются более крупные

кристаллы, при быстром – мелкие) и прибавляют несколько капель столярного клея. На

следующий день на дне колбочки появляются красивые крупные (до 1 см в поперечнике)

длиною до 10 см призмы сульфата магния. Надо поставить охлаждаться несколько колбочек, и

наиболее удачно образовавшиеся кристаллы продемонстрировать. Клей повышает вязкость

жидкости, что замедляет образование зародышей кристаллов. Берут чистую колбу с

пересыщенным раствором сульфата натрияNaSO

4

и опускают в нее кристалл сульфата натрия

величиной с горошину. В пересыщенном растворе внесенный кристаллик становится центром

кристаллизации, которая быстро охватывает весь находящийся в колбе раствор. Образование

друзы кристаллов идет при непосредственном участии воды. Состав кристаллов сульфата

натрия характеризуется формулойNa

2

SO

4

∙ 10H

2

O.

Если по окончании этого процесса перевернуть колбу, то кажется, что маленький кристаллик

«выпил» всю жидкость и превратился в плотный шар, который занял почти всю колбу.

Опыт 4. "Морское дно".

Среди всех химических опытов этот - один из моих самых любимых. Для его проведения

требуется не очень много реактивов да и почти не тратится время на различные

приготовления.

Итак, для проведения этого опыта вам необходим химический стакан примерно на 200мл.

Красивей всего этот опыт получается в более высоких стаканах. Налейте в стакан около 100мл

водного раствора метасиликата натрия (канцелярский, или силикатный клей) и добавьте около

60-70мл воды. Перемешайте. Теперь внесите в раствор кристаллики хлоридов различных

металлов, и сразу каждый из них пускает "отросточек": вверх начинает двигаться пузырёк,

оставляя за собой след, похожий на водоросль. Цвет водоросли зависит от того, хлорид какого

металла вы погрузили в раствор.

Вот некоторые цвета:

CoCl

2

*6H

2

O - сначала розовые, потом синие;

NiCl

2

*6H

2

O - зелёные;

FeCl

3

*6H

2

O - буро-коричневые;

MnCl

2

*4H

2

O - телесного цвета;

FeSO

4

*7H

2

O - чёрно-зелёного;

Появление цветных водорослей объясняется тем, что растворение кристалликов в воде

сопровождается реакцией двойного обмена соли и силиката и появлением на кристаллике

осадка силиката в виде плёнки. Принцип появления водорослей очень интересен: осадок

имеет свойство пропускать воду только к кристаллику. После этого растворение кристаллика

происходит в своеобразном мешочке с полупроникающими стенками. Стенки этого мешочка

под давлением жидкости разрываются и создаётся новая плёнка-осадок. Кристаллик будто

превращается в кустик.

Опыт 5.

Выделение кофеина из чая

Эксперимент основан на способности кофеина, подобно иоду, подвергаться возгонке. Для

проведения опыта необходимы две столовые ложки листового чая. Чай перетирают в ступке до

мелкого порошка, затем переносят в сухую фарфоровую выпаривательную чашку, которая

сверху накрывается большой стеклянной воронкой, причем края воронки должны выдаваться

за края чашки примерно на 1 см. После этого нагревают чашку над пламенем горелки. Кофеин

сублимируется и вновь конденсируется на воронке в виде белых кристаллов.

Опыт 6. Удивительные «чернила»

В химический стакан наливают 30-50 мл воды, добавляют несколько капель раствора йода в

иодиде калия и 1-2 мл разбавленной соляной кислоты HCl. Прибавляют около 0,5 мл раствора

крахмала. Жидкость моментально окрасится в синий цвет (образуется комплексное

соединение крахмала с йодом). Если стакан нагреть, жидкость обесцвечивается, а при

охлаждении снова окрасится (комплексное соединение крахмала с йодом восстанавливается).

Опыт 7. Синее вырывающееся пламя.

Дома очень легко можно получить "белый порох". Горит он очень хорошо. Его производство в

больших количествах совсем не дорогое.

Оборудование: сахарный песок, нитрат калия (калийная селитра KNO

3

), ступка для

растирания, спички, железный лист.

Возьмите немного сахарного песка (сахарозы). Разотрите в кофемолке или в ступке до

порошка. Добавьте такое-же количество нитрата калия (калийной селитры), который продается

в магазинах для садоводов. Смешайте все и положите щепотку на железный лист. При

поджигании смеси будет выделятся много дыма и со звуком будет вырывается красивое

фиолетовое пламя.

Заключение

В школьной программе нет более интересного предмета, чем химия. Но для того чтобы дети

не боялись этой сложной науки, учитель должен уделять в своей работе достаточное времени

занимательным опытам и необычным экспериментам. Именно практически навыки, которые

формируются в ходе такой работы, и помогут стимулировать интерес к предмету.

Список литературы:

1. Журнал «Химия и жизнь XXIвек» №9 1999г. (раздел «Школьный клуб»);

2. Журнал «Химия в школе» №6ноябрь-декабрь 1976г.

3. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. М.:

Просвещение, 1980. 127 с.

4. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. М.:

Просвещение, 1978. 176 с.

5. Занимательные опыты по химии / Сост. М.И. Шкурко. Минск: Народная асвета, 1968. 63 с.

6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по

химии. М.: Дрофа, 2002. 432 с.

7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные

опыты / Пер. с нем., 2-е изд. Л.: Химия, 1985. 336 с.

8. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1978. 208 с.

9. Василега М.Д. Цікава хімія. К.: Рад. шк., 1980. 159 с.

10. Рюмин В.В. Занимательная химия. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. Ростов-на-

Дону: ЗАО "Книга", 2005. 400 с.



В раздел образования