Автор: Переплётчикова Анна Игоревна
Должность: студентка
Учебное заведение: СГСПУ (бывш. ПГСГА)
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Химия во внеурочной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное
ВВЕДЕНИЕ.
Одной из форм учебно – воспитательного процесса, составляющего часть воспитания,
является внеклассная работа по химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе
имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет
знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а,
следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает
индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них
самостоятельности.
Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во
взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность
ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
Опыты занимают неотъемлемую часть в обучении химии. Чем интереснее и занимательнее
опыты, тем больше вероятность того, что учащиеся заинтересуются химией.
Опыт 1.
Плавающий картофель
В литровую стеклянную банку до половины наливают воды и кладут клубень картофеля. Он
остается на дне. Добавляют насыщенный раствор хлорида натрия NaCl, и клубень всплывает.
Если долить чистой воды, то он снова опустится на дно. Обычно картофель в воде тонет, но
при добавлении насыщенного раствора хлорида натрия, плотность которого выше плотности
картофеля, клубень всплывает. При доливании чистой воды раствор разбавляют, плотность его
снова изменяется и клубень опускается на дно.
Опыт 2. Несгораемый платок.
Небольшой платочек погружают в раствор силиката натрия (смешивают силикатный клей с
водой в отношении 1:10), хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок
пинцетом, погружают в стакан с ацетоном (можно брать этиловый спирт, денатурат, бензин и
другие легко воспламеняющиеся жидкости), вынимают и тут же поджигают над пламенем
спиртовки или с помощью лучинки. Ацетон быстро сгорает, а платочек остается невредимым
(дело в том, что ацетон имеет настолько малую теплоту сгорания, что тепла едва хватает на то,
чтобы просушить платок, поэтому платочек можно просто слегка смочить водой). После опыта
платочек начисто отстирывают в теплой воде и его снова можно использовать по назначению.
Опыт 3. Рост кристаллов
В конической колбочке готовят при нагревании насыщенный раствор сульфата магния MgSO
4
.
Затем его медленно охлаждают (при медленном охлаждении образуются более крупные
кристаллы, при быстром – мелкие) и прибавляют несколько капель столярного клея. На
следующий день на дне колбочки появляются красивые крупные (до 1 см в поперечнике)
длиною до 10 см призмы сульфата магния. Надо поставить охлаждаться несколько колбочек, и
наиболее удачно образовавшиеся кристаллы продемонстрировать. Клей повышает вязкость
жидкости, что замедляет образование зародышей кристаллов. Берут чистую колбу с
пересыщенным раствором сульфата натрияNaSO
4
и опускают в нее кристалл сульфата натрия
величиной с горошину. В пересыщенном растворе внесенный кристаллик становится центром
кристаллизации, которая быстро охватывает весь находящийся в колбе раствор. Образование
друзы кристаллов идет при непосредственном участии воды. Состав кристаллов сульфата
натрия характеризуется формулойNa
2
SO
4
∙ 10H
2
O.
Если по окончании этого процесса перевернуть колбу, то кажется, что маленький кристаллик
«выпил» всю жидкость и превратился в плотный шар, который занял почти всю колбу.
Опыт 4. "Морское дно".
Среди всех химических опытов этот - один из моих самых любимых. Для его проведения
требуется не очень много реактивов да и почти не тратится время на различные
приготовления.
Итак, для проведения этого опыта вам необходим химический стакан примерно на 200мл.
Красивей всего этот опыт получается в более высоких стаканах. Налейте в стакан около 100мл
водного раствора метасиликата натрия (канцелярский, или силикатный клей) и добавьте около
60-70мл воды. Перемешайте. Теперь внесите в раствор кристаллики хлоридов различных
металлов, и сразу каждый из них пускает "отросточек": вверх начинает двигаться пузырёк,
оставляя за собой след, похожий на водоросль. Цвет водоросли зависит от того, хлорид какого
металла вы погрузили в раствор.
Вот некоторые цвета:
CoCl
2
*6H
2
O - сначала розовые, потом синие;
NiCl
2
*6H
2
O - зелёные;
FeCl
3
*6H
2
O - буро-коричневые;
MnCl
2
*4H
2
O - телесного цвета;
FeSO
4
*7H
2
O - чёрно-зелёного;
Появление цветных водорослей объясняется тем, что растворение кристалликов в воде
сопровождается реакцией двойного обмена соли и силиката и появлением на кристаллике
осадка силиката в виде плёнки. Принцип появления водорослей очень интересен: осадок
имеет свойство пропускать воду только к кристаллику. После этого растворение кристаллика
происходит в своеобразном мешочке с полупроникающими стенками. Стенки этого мешочка
под давлением жидкости разрываются и создаётся новая плёнка-осадок. Кристаллик будто
превращается в кустик.
Опыт 5.
Выделение кофеина из чая
Эксперимент основан на способности кофеина, подобно иоду, подвергаться возгонке. Для
проведения опыта необходимы две столовые ложки листового чая. Чай перетирают в ступке до
мелкого порошка, затем переносят в сухую фарфоровую выпаривательную чашку, которая
сверху накрывается большой стеклянной воронкой, причем края воронки должны выдаваться
за края чашки примерно на 1 см. После этого нагревают чашку над пламенем горелки. Кофеин
сублимируется и вновь конденсируется на воронке в виде белых кристаллов.
Опыт 6. Удивительные «чернила»
В химический стакан наливают 30-50 мл воды, добавляют несколько капель раствора йода в
иодиде калия и 1-2 мл разбавленной соляной кислоты HCl. Прибавляют около 0,5 мл раствора
крахмала. Жидкость моментально окрасится в синий цвет (образуется комплексное
соединение крахмала с йодом). Если стакан нагреть, жидкость обесцвечивается, а при
охлаждении снова окрасится (комплексное соединение крахмала с йодом восстанавливается).
Опыт 7. Синее вырывающееся пламя.
Дома очень легко можно получить "белый порох". Горит он очень хорошо. Его производство в
больших количествах совсем не дорогое.
Оборудование: сахарный песок, нитрат калия (калийная селитра KNO
3
), ступка для
растирания, спички, железный лист.
Возьмите немного сахарного песка (сахарозы). Разотрите в кофемолке или в ступке до
порошка. Добавьте такое-же количество нитрата калия (калийной селитры), который продается
в магазинах для садоводов. Смешайте все и положите щепотку на железный лист. При
поджигании смеси будет выделятся много дыма и со звуком будет вырывается красивое
фиолетовое пламя.
Заключение
В школьной программе нет более интересного предмета, чем химия. Но для того чтобы дети
не боялись этой сложной науки, учитель должен уделять в своей работе достаточное времени
занимательным опытам и необычным экспериментам. Именно практически навыки, которые
формируются в ходе такой работы, и помогут стимулировать интерес к предмету.
Список литературы:
1. Журнал «Химия и жизнь XXIвек» №9 1999г. (раздел «Школьный клуб»);
2. Журнал «Химия в школе» №6ноябрь-декабрь 1976г.
3. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. М.:
Просвещение, 1980. 127 с.
4. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. М.:
Просвещение, 1978. 176 с.
5. Занимательные опыты по химии / Сост. М.И. Шкурко. Минск: Народная асвета, 1968. 63 с.
6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по
химии. М.: Дрофа, 2002. 432 с.
7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные
опыты / Пер. с нем., 2-е изд. Л.: Химия, 1985. 336 с.
8. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1978. 208 с.
9. Василега М.Д. Цікава хімія. К.: Рад. шк., 1980. 159 с.
10. Рюмин В.В. Занимательная химия. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. Ростов-на-
Дону: ЗАО "Книга", 2005. 400 с.