Напоминание

«Деловая игра как метод обучения»


Автор: Подусенко Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Березнецовский детский сад общеразвивающего вида "Ромашка"
Населённый пункт: с. Березнецово, Московская область, городской округ Ступино
Наименование материала: статья
Тема: «Деловая игра как метод обучения»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

ТЕМА

«Деловая игра как метод обучения»

Выполнила: Подусенко Г.В.

Березнецово, 2018

План работы:

Введение………………………………………………………...…………..3

1.

Что такое деловая игра……………………………………………...5

2.

Деловая игра как метод исследования в психологии……………..7

3.

Деловая игра, как метод активного обучения. История деловых

игр.............................................................................................................................9

4.

Классификация деловых игр………………………………………11

5.

Структура деловой игры…………………………………………...13

6.

Методика разработки деловой игры………………………………15

7.

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным

обучением………………………………………………………………………..20

8.

Заключение…………………………………………………………22

9.

Литература………………………………………………………….24

2

Введение

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным

отношениям непосредственным образом касается и среднего специального

образования.

На

сегодняшний

день

средние

специальные

заведения

остаются

в

значительной

мере

консервативными

в

содержании

и

методах

обучения.

Доминирует

авторитарный

стиль

общения

педагогов

с

учащимися.

Естественно при таких обстоятельствах выполнение социального заказа на

«качественного»

специалиста

не

может

быть

«каче ственным».

Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а

тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо

меньше труда и времени, чем непрофессионал.

Основным в обучении такого специалиста является не овладение какой-

то

суммой

конкретных

знаний

и

навыков,

а

воспитание

культуры

профессионального мышления и профессиональной интуиции.

Но ничего не может быть «вложено» в голову ученика учителем.

Методика должна быть построена так, чтобы стимулировать учащихся

к активным собственным действиям, направленным на усвоение.

К

сожалению,

в

практике

преподавания

специальных

предметов

распространены установки на механические упражнения и заучивание.

Приблизить

обучение

к

профессиональной

деятельности

позволяют

активные

методы

обучения,

создающие

благоприятные

условия

для

развертывания творческого потенциала личности, способствующие развитию

познавательного интереса к предмету.

Поэтому

особое

внимание

следует

обратить

на

то,

чтобы

заинтересовать

учащихся

предметом,

научиться

выделять

в

предстоящей

работе главное, решать любые производственные проблемы.

3

Одной

из

наиболее

эффективных

форм

подготовки

специалистов

становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра

известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений

применять их на практике.

Игры

дают

возможность

моделировать

типичные

производственные

ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную

работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические

знания и собственный практический опыт.

Эта форма позволяет использовать самую древнюю форму обучения и

воспитания молодого поколения методом игры. Она позволяет соединить

знания

из

предпосылки

действий

в

сами

действия.

Деловые

игры,

разработанные

на

конкретных

ситуациях,

вводят

учащихся

в

сферу

производственной

деятельности,

вырабатывают

у

них

способность

к

критической

оценке

действующего

производства,

к

умению

находить

решение

по

его

совершенствованию

и

является

мощным

стимулом

активизации

самостоятельной

работы

учащихся

по

приобретению

профессиональных знаний и навыков. Приобретаемые в процессе деловой

игры

практические

навыки

позволяют

молодому

специалисту

избежать

ошибок,

которые

возможны

при

переходе

к

самостоятельной

трудовой

деятельности.

Исходя из вышесказанного видно, насколько актуальным в настоящее

время является развитие использования деловых игр в обучении.

Целью

написания

реферата

послужило

изучение

деловых

игр,

их

классификации, структуры, методики разработки и использовании в обучении

учащихся.

В процессе написания использовались учебные пособия, справочная

литература и т.д.

4

1.

Что такое деловая игра?

Деловая

игра

форма

воссоздания

предметного

и

социального

содержания

профессиональной

деятельности,

моделирования

систем

отношений, характерных для данного вида практики. [5]

Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая

игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность.

Это

позволяет

участникам

игры

экспериментировать,

проверять

разные

способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя

себе позволить.

Многие

учителя,

воспитатели

в

наше

время

ищут

разнообразные

формы проведения занятий, уроков, которые отличаются от стандартных.

Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не

может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен

принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного

процесса.

Педагогическая

деятельность

всегда

предполагает

творчество.

Среди

различных

активных

методов,

которые

используются

в

учебной

практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует

мыслительную

деятельность

старших

школьников,

развивает

творческие

способности будущих учителей.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные

ситуации:

игра

представляет

участнику

возможность

побывать

в

роли

экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр

значительно

укрепляет

связь

(ученик-учитель),

раскрывает

творческий

потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что

в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией,

она побуждает участников к творческому процессу.

Образовательная

функция

деловой

игры

очень

значима,

поскольку

деловая

игра

позволяет

задать

в

обучении

предметный

и

социальный

5

контексты

будущей

профессиональной

деятельности

и

тем

самым

смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением

условие формирования личности специалиста.

В

деловой

игре

«обучение

участников

происходит

в

процессе

совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в

соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не

просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом

— общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе

реальной изучаемой деятельности. Деловая игра — это не просто совместное

обучение,

это

обучение

совместной

деятельности,

умениям

и

навыкам

сотрудничества».

В последнее время деловые и имитационные игры находят все более

широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и

политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании,

городском планировании, истории. Имитационные игры используются для

подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения

задач

исследования,

прогноза,

апробирования

намечаемых

нововведений.

Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между

специалистами разных областей, как особый язык будущего.

Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является

термин «имитационная игра», или «игровая имитация», хотя единого мнения

по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина

«имитационная игра» связано с выделением существенных характеристик

этого метода. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная

модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников

игры.

Они

берут

на

себя

роли

административных

работников

или

политических

деятелей

и

разыгрывают

заданную

хозяйственную,

управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания

игры.

Традиционно

также

подчеркивание

того

факта,

что

деловые

или

6

имитационные

игры

являются

«серьезными»

играми

для

взрослых,

а

не

развлечением, не отдыхом и т.п.

2.

Деловая игра как метод исследования в психологии.

Для психологического исследования оказывается крайне важным тот

факт,

что

в

деловых

или

имитационных

играх

воспроизводится

некая

экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее

существенных

компонентах.

Игра

(определенный

класс

деловых

игр)

воспроизводит

взятые

из

действительности

ситуации,

что

позволяет

исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным.

Деловые игры задействуют личность участников. Наличие личностной

вовлеченности

участников

в

разыгрываемые

ситуации,

выраженность

и

глубина

переживаний

в

ходе

имитаций

являются

ярким

эмпирическим

фактом. Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или

имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность,

эмоциональная

напряженность,

указывается

на

повышение

мотивации

обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.

Деловые

игры

представляют

собой

искусственные

ситуации

со

специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно

ставят

в

неожиданные

положения,

«загружают»

решением

конфликтов,

проблем

и

т.п.

Следствия

условности

игровых

ситуаций

является

ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов,

отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни.

Психологическим

следствием

данных

и

ряда

других

особенностей

игры

является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль

личности за своим поведением.

Сравнивая

имитационную

игру

с

другими

методами

исследования

личности, следует отметить, что деловые игры обладают рядом преимуществ

как

по

сравнению

с

лабораторными

методами,

так

и

с

исследованием

личности в естественных условиях.

7

Имитационная игра предоставляет возможность наблюдать актуальные

проявления

личности,

ее

сиюминутную

жизнь,

а

не

ограничиваться

результатами ретроспективного характера.

Игровые

ситуации

воспринимаются

участниками

не

как

особые

экспериментальные ситуации, а как продолжение их обычной жизни, как

реальные жизненные ситуации.

Можно

выделить

следующие

приемы

и

подходы

к

использованию

деловой игры в психологическом исследовании:

[8].

1) Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исход

которых

известен;

в

имитациях

принимают

участие

разные

группы

испытуемых,

подобранные

на

основе

предварительно

выявленных

психологических

качеств

к

черт;

исследуется

роль

тех

или

иных

психологических переменных в формировании реального решения.

2)

Игра

используется

как

модель

возможных

в

будущем

ситуаций,

событий; в имитациях принимают участие психологически разные группы

испытуемых;

группы

подбираются

на

основе

данных

тестирования;

исследуется

роль

личностных

факторов

в

формировании

конкретных

решений,

прогнозируется

возможный

исход

моделируемых

событий

в

действительности.

3) Логика самого метода наталкивает исследователей на такой подход,

когда изучение личности осуществляется в ходе ее направленного изменения,

воздействия на нее в ходе имитационной игры.

4)

Ряд

исследований

посвящен

валидизации

метода

имитационной

игры,

сравнению

результатов

данного

метода

с

другими

методами

и

с

поведением в реальной жизни.

В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как

аналог

реального

поведения

и,

таким

образом,

позволяет

проверить

валидность других «вербальных» тестов.

5)

В

последние

годы

появились

работы,

посвященные

деловым

и

имитационным

играм

в

советской

психология.

Деловые

игры

в

них

8

выступают прежде всего как метод исследования целостной деятельности.

Предметом

анализа

является

моделируемая

сложноорганизованная

и

многоуровневая деятельность человека.

4. Деловая игра как метод активного обучения.

История деловых

игр.

Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и

взрослых

стала

использоваться

достаточно

давно

и

довольно

стихийно.

Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18

веках

военная

игра.

«Первое

упоминание

деловой

игры

значилось

как

“военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке

“военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание

молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из

прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров».

По

оценкам

экспертов

метод

деловых

игр

применительно

к

производственно-хозяйственной

деятельности

был

впервые

применен

в

нашей стране. В этом смысле «первые игры были ориентированы не на

учебные

цели,

а

создавались

как

средство

подготовки

реальных

управленческих решений».

Первая деловая игра («Перестройка производства в связи с резким

изменением производственной программы») была проведена в 1932 году в

Ленинградском

инженерно-экономическом

институте

и

была

названа

ее

а вт о р ом

М а р и е й

М и р о н о в н о й

Б и р н ш т е й н

о р г а н и з а ц и о н н о -

производственным

испытанием.

В

игре

участвовали

как

студенты,

так

и

руководители предприятий.

Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались «для

отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства,

систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций

в аварийных ситуациях» и т.п.

Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х

годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные

9

причины такой приостановки традиции. С одной стороны, ссылаются на

военное

время,

нехватку

ресурсов,

с

другой

стороны,

фиксируют,

что

«свободные

высказывания

участников,

множество

вариантов

решения

проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности

опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации».

Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной

пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное

обеспечение»,

состоявшаяся

в

1975

в

Звенигороде,

под

Москвой,

по

инициативе

Центрального

экономического

института

АН

СССР

и

экономического

факультета

МГУ.

Эта

школа

сыграла

важную

роль

в

советском «игростроении»… С момента Звенигородкой встречи советские

деловые

игры

стали

развиваться

весьма

интенсивно.

К

ядру

стали

присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений.

Стали

появляться

не

только

все

новые

и

новые

деловые

игры,

но

и

теоретические

работы.

Возникли

имитационные

игры

не

только

на

экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские,

архитектурные.

[9].

Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода

активного

обучения,

когда

разработкой

и

внедрением

игр

занимались

энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться.

Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация деловой игры,

«…когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного

хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе», а, с

другой

стороны,

их

профессионализация,

«когда

стали

развиваться

разнообразные игровые культуры обучения руководителей».

10

5.

Классификация деловых игр.

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие

типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из

них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в

игре

и

каковы

цели

участников,

различают

деловые

игры

учебные,

исследовательские, управленческие, аттестационные».

Принципиально

зафиксировать,

что

данная

типология

«вписывает»

деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее

возможности

не

только

как

метода

обучения,

но

и

как

метода

оценки,

изучения, управления.

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии

типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время

проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых

игр Л.В. Ежовой:

[9].

1. «По времени проведения:

· без ограничения времени; с ограничением времени;игры, проходящие

в реальное время; игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности:

· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; оценка

того кто как работал, отсутствует.

2. По конечному результату:

· жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график),

существуют

жесткие

правила;

свободные,

открытые

игры

заранее

известного

ответа

нет,

правила

изобретаются

для

каждой

игры

свои,

участники работают над решением неструктурированной задачи.

3. По конечной цели:

11

· обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление

навыков

участников;

констатирующие

конкурсы

профессионально

мастерства; поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их

решения

К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается

задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не

удается

избежать

некоторых

неточностей

(например,

пункт

5,

согласно

которому

салонная

игра,

ролевая

игра

это

виды

деловых

игр).

Эти

погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других

типологиях.

В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют

и такие признаки как:

– степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);

наличие

или

отсутствие

конфликта

в

сценарии

(деловые

игры

в

кооперативных

ситуациях,

конфликтных

ситуациях

с

не строгим

соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);

– уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение

и

постановку

проблем,

требующих

разрешения

при

анализе

конкретной

игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов

в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных

вопросов»; степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без

домашней подготовки); длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся

несколько минут, игры длящиеся несколько дней) и т.п.;

– характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой,

игра-тренаж);

характер

игрового

процесса:

игры

с

взаимодействием

участников и без взаимодействия;

– способ передачи и обработки информации (с применением текстов,

ЭВМ

и

т.п.);

динамика

моделируемых

процессов

(игры

с

ограниченным

числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся);

12

– тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры

тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»;

«игры

функциональные,

в

которых

имитируется

реализация

отдельных

функций или процедур управления»; «игры комплексные, моделирующие

управление определенным объектом или процессом в целом».

6.

Структура деловой игры.

Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой

игры и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления

о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при

разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического

опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные

компоненты у других авторов. Основой разработки деловой игры является

создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически

накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры (см.

табл2.2.1).

Таблица 2.2.1 Структурная схема целевой игры (по Айламазьяну)

[2].

Игровая модель

Методическ

ое

игровые цели

роли и

функции

игроков

сценарий

игры

правила

игры

Техническ

ое

обеспечени

е

педагогическ

ие цели

предмет

игры

модель

взаимодейств

ия играющих

система

оценивания

обеспечен

ие

Имитационная модель

Рассмотрим каждый элемент этой структуры.

Имитационная

модель

отражает

выбранный

фрагмент

реальной

действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом

имитации,

задавая

предметный

контекст

профессиональной

деятельности

специалиста

в

учебном

процессе.

Игровая

модель

является

фактически

13

способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает

социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Педагогические цели: [2]

дидактические:

з а к р е п л е н и е

с и с т е м ы

з н а н и й

в

о б л а с т и

конструирования ДИ; выработка системных умений по конструированию и

методиче скому

описанию

игры;

обмен

опытом

создания

ДИ;

совершенствование

навыков

принятия

коллективных

решений;

развитие

коммуникативных умений разного рода.

воспитательные:

порождение

творческого

мышления;

выработка

установки на практическое использование ДИ: воспитание индивидуального

стиля

поведения

в

процессе

взаимодействия

с

людьми;

преодоление

психологического барьера по отношению к формам и методам активного

обучения.

Предмет

игры

это

предмет

деятельности

участников

игры,

в

специфической

форме

замещающей

предмет

реальной

профессиональной

деятельности.

Сценарий — это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят

отражение

принципы

проблемности,

двуплановости,

совме стной

деятельности.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную

картину»

того

фрагмента

профессиональной

деятельности,

который

моделируется в игре.

Правила игры — отражают характеристики реальных процессов и

явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При

этом в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в

игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль

качества

принимаемых

решений

с

позиций

норм

и

требований

профессиональной

деятельности,

а

с

другой

спо собствовать

развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания

14

выполняет

функции

не

только

контроля,

но

и

с а м о ко н т р ол я

профессиональной

деятельности,

обеспечивает

формирование

игровой,

познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.

7.

Методика разработки деловой игры

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются

также

определение

темы

и

целей.

Так,

например,

в

теме

могут

быть

отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и

условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько

принципиальных вопросов:

1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты?

(Примеры

учебных

целей:

показать,

как

следует

привлечь

к

выполнению

конкретной

задачи

целый

комплекс

инструментов

(рекламу,

прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и

др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном

виде производственной деятельности и др.).

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её

ставит перед собой руководитель игры) и цели действий её участников,

которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

В настоящее время выделяют следующие принципы конструирования

деловой игры:

[16].

В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются

следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного

моделирования

конкретных

условий

и

динамики

производства;

принцип

15

игрового

моделирования

содержания

и

форм

профессиональной

деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического

общения;

принцип

двуплановости;

принцип

проблемности

содержания

имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и

игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга,

что и определяет структуру деловой игры.

Необходимо помнить, что залогом успеха игры является правильный

выбор темы, определение проблемы и ее причинности, формирование служб,

команд, выбор оппонентов с учетом индивидуальных способностей учащихся

и микроклимата в группе, четкая разработка задания для самостоятельных

заданий. Создание атмосферы соревнования обеспечивает творческий подход

учащихся к решению поставленных задач.

Подготовку игры нельзя ограничить учебной литературой. Желательны

посещения производства, встречи и беседы с «коллегами» по должности,

изучение действующего оборудования и технологического процесса и их

недостатков, организация работы по сбору и анализу технико-экономических

данных.

Успех игры зависит от ряда факторов: организационных, методических,

психологических,

технических

и

других.

Из

обширного

круга

вопросов,

влияющих на качество и результат игры, следует выделить следующие:

[16]

·Правильный

выбор

темы

с

учетом

ее

актуально сти,

дискуссионных возможностей в рамках той цели, которую ставит

преподаватель;

подбор

участников,

распределение

их

на

подгруппы,

отделы,

должности

с

учетом

знаний

учащихся,

микроклимата в учебной группе;

·Построение

структурно-логической

схемы

игры,

четкая

разработка заданий каждой службе, отделу, подгруппе; глубокое

изучение

учащимися

материалов

разрабатываемой

темы,

отработка различных вариантов решений службами, отделами,

16

подгруппами,

оформление

технической

и

технологической

документации;

·Подготовка сценария игры с учетом «запасных», усложненных

ситуаций. Занятие по отработке игры (руководитель не открывает

на нем до конца свои задания – экспромты); отработка каждой

службой

(назначенной

группой)

выступлений,

внесения

корректив в структурно-логическую схему игры, режиссура игры;

·Проведение

деловой

игры

с

предварительным

решением

организационных и методических моментов; разбор результатов

игры, ее оценка.

Необходимо

отметить,

что

проведению

деловой

игры

должна

предшествовать

серьезная

работа

по

углублению

знаний

учащихся

по

производственным,

технологическим

и

экономическим

вопросам.

Использование на занятиях конкретных производственных данных; уроки на

производстве;

продуманная

организация

производственной

практики;

организация

практических

конференций;

работы

кружков

технического

творчества; привлечение учащихся к рационализаторской работе, проведение

предметных недель, встречи с передовиками и специалистами производства,

выпускниками колледжа – применение всех этих форм и методов обучения

подготавливает учащихся к деловой игре.

ТЕМА

ИГРЫ.

При

ее

выборе

необходимо

учитывать

возможности

учащихся группы, их способности, уровень и глубину знаний, трудолюбие,

активность.

Тема

должна

быть

актуальна

и

проблемна,

иметь

варианты

решений.

СОСТАВ ИГРАЮЩИХ. При подготовке игры преподаватель учитывает

не только уровень знаний учащихся, но и психологический климат в группе,

продумывает

возможность

создания

равных

по

знаниям,

активности,

трудолюбию подгрупп, служб и т.д. Не следует отбирать преимущественно

сильных учащихся, отстраняя слабо подготовленных. Всем должна найтись

«должность», место в службе. Это имеет большое воспитательное значение.

17

Иногда самим учащимся предоставляется возможность самим распределять

роли. В этом случае преподаватель тактично вносит поправки, если его не

удовлетворяет

качественный

состав

группы.

При

формировании

служб,

назначении

оппонентов

учитываются

взаимоотношения

учащихся,

их

психологическая совместимость – это обеспечивает высокое качество игры,

дух соревнования.

Подбор учащихся на должности осуществляется с учетом их знаний,

организаторских возможностей, личностных качеств.

РАЗРАБОТКА И ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ. Когда тема определена, глубоко

изучена

и

выявлены

ее

дискуссионные

возможности,

руководитель

игры

производит

примерную

«наметку»

служб,

должностей,

объема

решаемых

задач и хода игры, т.е. выстраивает структурно – логическую схему. В ней

определены порядок выполнения работ на всех этапах, источники (отделы

службы)

для

сбора

информации,

произведена

систематизация

работы

учащихся над своими заданиями.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП

ИГРЫ.

Когда

определена

тема,

разработаны

задания,

оформлены

службы,

подгруппы,

оппоненты,

должности, наступает рабочий период. При подборе и обработке материалов

по действующему производственному процессу руководитель ставит задачу

выверить

основные

данные

производства.

Когда

учащиеся

полностью

овладеют

действующим

процессом,

необходимо

направить

их

усилие

на

более

глубокое

знакомство

с

литературой

и

передовым

опытом

по

интересующему вопросу.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ. Сценарий строится в зависимости от ее формы. Но

какой бы она не была по форме, необходимо выступление должностных лиц,

их оппонентов подать таким образом, чтобы игра набрала темп, шла по

восходящей

линии.

Преподаватель

распределяет

очередность

сильных

и

слабых вариантов, предусматривает возможность контрвопросов, их место в

игре. Следует помнить, что сильное решение должно следовать за слабым. В

18

противном

случае

другой

вариант

не

прозвучит,

и

дискуссия

может

закончиться.

ОТРАБОТКА

ИГРЫ.

Учащихся

необходимо

научить

искусству

общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке

игры

знакомство

с

ее

ходом,

опробование

выступлений,

обучению

учащегося общению с партнером, культуре речи.

Проведение игры предусматривается в учебном кабинете. Столы, за

которыми располагаются службы, руководитель игры обеспечивает счетной

техникой, справочниками и т.д.

Столы

обозначаются

соответствующими

табличками

с

названием

служб.

В

качестве

ведущего

выступает

сам

руководитель

или

хорошо

подготовленный учащийся.

На расчетном этапе учащиеся уясняют и решают конкретные проблемы

и задачи, поставленные перед каждым по данной должности, и принимают

свое основательное решение. Для этого они проводят необходимые расчеты,

используя

нужные

нормативы,

анализируют

литературные

источники,

оформляют итоги работы.

На

заключительном

этапе

каждый

участник

деловой

игры

в

дискуссионной форме защищает свои решения перед другими. При этом

преподаватель

должен

четко

оценивать

качество

выполнения

задания,

аргументированность предлагаемых решений и ответов оппонентов, а также

другие показатели.

Каждый

учащийся

может

продемонстрировать

не

только

свою

подготовку, но и проявить организаторские способности, умение находить

альтернативные решения производственно – хозяйственных задач.

В заключении арбитры с участием преподавателя подводят итоги игры:

анализируется

активность

работы

отдельных

участников,

качество

составленной документации, правильность выполнения расчетов. По сумме

набранных баллов определяется победитель деловой игры.

19

8.

Преимущества

деловых

игр

по

сравнению

с

традиционным

обучением.

Специфика

обучающих

возможностей

деловой

игры

как

метода

активного

обучения

в

сравнении

с

традиционными

играми

состоит

в

следующем:

[1]

1)

«В

игре

воссоздаются

основные

закономерности

движения

профессиональной

деятельности

и

профессионального

мышления

на

материале

динамически

порождаемых

и

разрешаемых

совместными

усилиями участников учебных ситуаций».

Иными

словами,

«процесс

обучения

максимально

приближен

к

реальной

практической

деятельности

руководителей

и

специалистов.

Это

достигается

путем

использования

в

деловых

играх

моделей

реальных

социально-экономических отношений».

2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально

организованную деятельность по операционализации теоретических знаний,

переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах

обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и

способности

осуществить

требуемое

преобразование,

в

деловой

игре

приобретает

статус

метода…

Происходит

не

механическое

накопление

информации,

а

деятельностное

распредмечивание

какой-то

сферы

человеческой реальности».

Указанные

выше

и

многие

иные

особенности

деловых

игр

обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами

обучения.

В

общем

виде

этот

образовательный

ресурс

деловых

игр

усматривается

в

том,

что

в

них

моделируется

более

адекватный

для

формирования личности специалиста предметный и социальный контекст.

Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

Игра

позволяет

радикально

сократить

время

накопления

профессионального опыта;

20

– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать

разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.

– В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего

применения,

не

абстрактно,

а

в

реальном

для

участника

процессе

информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития

сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной

ситуации»;

– Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное

представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;

Деловая

игра

позволяет

приобрести

социальный

опыт

(коммуникации, принятия решений и т.п.)

21

9.

Заключение

В дидактике в последние годы требование активного усвоения знаний

учащимися,

выдвинутое

еще

прогрессивными

дидактами

прошлого,

получило

научное

обоснование,

приобретя

характер

закона

развития

активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности.

Реализация

этого

закона

требует

разработки

и

новых

активных

методов

обучения. Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов

становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра

известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений

применять их на практике.

Игры

дают

возможность

моделировать

типичные

производственные

ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную

работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические

знания и собственный практический опыт.

Образовательная

функция

деловой

игры

очень

значима,

поскольку

деловая

игра

позволяет

задать

в

обучении

предметный

и

социальный

контексты

будущей

профессиональной

деятельности

и

тем

самым

смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением

условия формирования личности специалиста.

Широко

распространенные

в

настоящее

время

деловые

игры

оказываются неудовлетворительными именно с точки зрения целей и задач

профессионального

обучения.

В

общем

виде

каждая

деловая

игра

предполагает

две

основных

образующих

своей

организации:

а)

модель

имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в среде

или

объекте,

происходящих

под

влиянием

тех

или

иных

действий

или

решений

участников

игры;

б)

систему

предлагаемых

игроку

решений

и

действий, вызывающих изменения в среде, результаты которых определяются

по модели. Принципы построения модели и законы имитируемых процессов

о с т а ют с я

с к р ы т ы м и

от

и г р а ю щ и х .

И сход я

и з

и м е ю щ е г о с я

профессионального

опыта,

игроки

принимают

решения

в

виде

обратной

22

связи получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут

в

условиях

конкуренции

или

кооперации

с

другими

участниками

анализировать и оценивать свои действия только по результатам. За счет

имитации в игре особенностей профессиональной сферы деятельности или

ее частных ситуации участники имеют возможность сравнивать и критически

оценивать эффективность уже имеющихся у них способов деятельности, но н

больше.

Фактически

в

традиционных

деловых

играх

расширяется

ранее

сформированная профессиональная ориентировка, но не создаются условия

для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий для

осуществления

рефлексивного

сознательного

отношения

к

собственным

действиям

определяется

тем,

что

в

таких

формах

организации

игрового

обучения не делается специального акцента на необходимости возникновения

у учащихся игрового отношения к игровой деятельности. Говорится, что при

этом игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша — ради выигрыша.

Игроки, стараясь обыграть друг друга, отвлекаются от целей обучения. Это

опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцировать

возникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре цели

обучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать

игровую

деятельность

как

основной

механизм,

обеспечивающий

эффективность обучения. Вместе с тем следует отметить, что современные

деловые игры, несмотря на недостатки, все-таки дают обучающий эффект

благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения

и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры.

Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски

относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько

организованна

будет

эта

сторона

игрового

процесса,

и

определит

меру

эффективно сти

формирования

ре флексивно-мыслительного

и

исследовательского

отношения

к

действительной

профессиональной

деятельности.

10. Список использованной литературы

23

1.

Айламазьян А.М. «Актуальные методы воспитания и обучения: деловая

игра», уч. пособ. д. студ., МГУ-89.

2.

Активные методы обучения и контроля знаний учащихся по предмету

«Бухгалтерский учет», Минск,1993 г.

3.

Атаманова

Р.И.,

Толстой

Л.Н.

Деловая

игра:

сущность,

методика

конструирования и проведения

4.

Вербитский А.А., Борисова Н.В. «Методологические рекомендации по

проведению деловых игр», М.,90.

5.

Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному

творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.—

125 с.

6.

Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. — М.: Знание, 1989.— 208 с.

7.

Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение

деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.—

Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.

8.

Д.В. Дорошев - ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – С. 50-51

9.

Ежова

Л.В.

Постановка

и

решение

управленческих

задач

на

промышленных предприятиях методом деловых игр

10.Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск:

Наука. Сибирское отделение, 1989.— 272 с.

11.Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных

руководителей). — М.: Экономика, 1989.— 175 с.

12.Крюков М.М., Крюкова Л.И. «Принципы отражения экономической

действительности в деловых играх», М.,88.

13.Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства

и педагогического творчества: В 3ч. Ч. 2 Диагностика педагогического

творчества. – Мн.: Ред. Жур. «Адукацыя и выхаванне»,1996. – 96 с.

14.Кухарев

Н.В.,

Решетько

В.С.

Стимулирование

педагогического

творчества. – Мн.: Ред. Жур. «Адукацыя и выхаванне»,1997.- 144 с.

24

15.Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение:

Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.

16.Психология.

Словарь

/

Под

общ.

ред.

А.В.

Петровского,

М.Г.

Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990.— 494 с.

17.Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.—

М.: Высш. шк., 1991.—176 с.

18.Третьяков В. «Деловая игра как средство творения образа», Almamater

№3 — 91.

25



В раздел образования