Напоминание

"Консультация для педагогов "Работа с родителями в ДОУ"


Автор: Пичугина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 13 Общеразвивающего вида
Населённый пункт: город Россошь, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Консультация для педагогов "Работа с родителями в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13

общеразвивающего вида города Россошь

Россошанского муниципального района Воронежской области

Консультация для педагогов

«Работа с родителями в ДОУ»

Воспитатель: Пичугина О. В.

Группа № 12

2016

Консультация для педагогов "Работа с родителями в ДОУ"
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями всегда и во все времена остается актуальной. Общение с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на повышение педагогической культуры родителей. Практика показывает, что родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов – помочь родителям в воспитании детей.
Работа педагога с родителями в ДОУ.

Формы общения педагога с родителями ДОУ.
Педагоги детских садов – профессионалы и готовы оказать помощь в воспитании детей. Важно знать запросы родителей, ориентироваться на потребности семьи.

Существуют традиционные и не традиционные формы общения педагогов и родителей. Их суть - донести до родителей знания. Традиционные делятся на коллективные (общие и групповые родительские собрания), индивидуальные (педагогические беседы, консультации, целью которых является – обмен мнениями по тому или иному вопросу, в результате родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника) и наглядно-информационные (знакомство родителей с условиями, задачами, методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье). Нетрадиционные – это развлекательные программы, игры направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Основная форма работы с коллективом родителей —
групповое

родительское

собрание,
которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика
педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители. Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, видеоматериалом, экскурсией по детскому саду.
Консультации для родителей.
Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми На групповые консультации мы приглашаем родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию и .т.д. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещаем родителей. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе воспитателя, так и по просьбе самих родителей.
Посещение семей.
Важным и обязательным звеном в работе с родителями является
посещение семьи
. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы. Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.

Наглядное информирование семьи
– это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!»), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям. 
Информационно-аналитическое информирование.
Из сравнительно
новых

форм

сотрудничества
детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ. Так же
информационно-аналитическое

направление
направлено на выявление интересов, запросов родителей.
Анкета
, как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители сообщают о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится. 
Досуговое

направление

работы

с

родителями.(нетрадиционные

формы

взаимодействия)
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом, например, совместные досуги, праздники; 
Познавательное направление работы с родителями.
В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей). 
Наглядно-информационное направление включает в себя:
 - родительские уголки,  - папки – передвижки;  - семейный и групповые альбомы;  - библиотека – передвижка,  - фотовыставки;  - семейный вернисаж; В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через
родительские уголки
, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами. По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
Наглядно–информационное направление
дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное
посещение детского сада
родителями.
Дни открытых дверей
— не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить. Внимание родителей обращаем на то, как в группе осуществляется забота о здоровье детей: - в группе проветрено; - воспитатель следит за осанкой; - активизирует их подвижность; - предупреждает утомляемость; - показ занятий, прогулки; - показ режимных моментов; - самостоятельная деятельность детей. После просмотра воспитатели проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как
проекты
. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им
научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.


В раздел образования