Автор: Писарева Любовь Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОО ДО ЦТР и ГО
Населённый пункт: г. Мыски
Наименование материала: мастер–класс
Тема: "Коллаж с использованием традиционной русской ткани"
Раздел: дополнительное образование
Мастер - класс
Тема: «Коллаж с использованием традиционной русской ткани»
Выполнила:
Педагог дополнительного
образования: Писарева Л.Ю.
Мыски 2018
Коллаж – это сочетание различных материалов (бумага, текстиль,
дерево, металл, стекло и т.д.), гармонично дополняющих друг друга, которые,
располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, образуют композиционное
единство, выражающее образную идею художественного произведения. Суть
коллажа состоит в наклеивании самых разных по цвету и фактуре кусочков
материала на определенную поверхность. «Коллаж» — это художественная
аппликация, происходит от французского слова, что означает «наклеивание».
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью,
акварелью и т. д. Надо отличать коллаж от близких по своей сути и технике,
но
всё
же
других
средств
изображения
—
аппликации,
инкрустации
и
родственной
техники ассамбляж,
в
котором
используются
разнообразные
предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости.
Коллаж
из
текстильных
материалов
—
один
из
в и д о в
профессиональной художественной деятельности в области ДПИ, конечный
продукт которой — художественное произведение, созданное из лоскутов
ткани
различной
конфигурации,
сшитых
между
собой,
клееных
или
пришитых
к
единой
основе
и
дополненных
вышивкой,
аппликацией
и
различной текстильной фурнитурой.
В последнее время техника выполнения коллажа из ткани становится
все популярней, так как привлекает своей оригинальностью, разнообразием
техник
и
доступностью
материалов,
несложными
приемами
выполнения.
Работы, выполненные в этой технике, часто используются дизайнерами в
современных интерьерах.
Главное в этом процессе — идея, но для этого нужно определиться,
какая тема вам близка, какая палитра красок должна подходить к ней. На
протяжении
всей
работы
необходимо
«держать»
образ,
идею
в
голове,
строить композицию в соответствии с выбранной темой и материалами, а
главное
в
работе
должно
быть
все
гармонично,
с
соблюдением
всех
принципов создания работы. Важно и то, что коллаж из ткани способствует
творческому самовыражению. Занимаясь творчеством, мы заставляем мозг
активно трудиться, гармонично развиваемся, успокаиваемся, учимся заново
радоваться и любить.
Для
создания
интересного,
и
особенно
пространственного
изображения нам послужит мешковина – это русская традиционная ткань.
Этот
материал
можно
назвать
одним
из
древнейших,
который
научился производить человек. Ткали его из грубых толстых волокон, что
позволяло
получать
устойчивую
к
износу
одежду.
Именно мешковина,
которую
сегодня
мы
привыкли
считать
тканью
технической,
составляла
основу одеяния не только простого люда, но и царей в средние века. В ту
эпоху подобный материал и изделия из него носили название власяница. И в
экспонатах современных музеев можно наблюдать соответствующий элемент
гардероба,
например,
царя
Иоанна
Грозного
или
изображение
Марии
Магдалины во власянице.
Сегодня она изменилась и внешне, и структурно. Власяница уже не
напоминает ту средневековую мешковину, а изготавливается из шерсти коз,
овец, и представляет собой тонкую, теплую рубаху. Сам же материал также
приобрел
изменения
в
ходе
его
«эволюции».
Например,
изначально
для
производства
мешковины
использовали
конопляное
волокно.
Холсты
из
конопляного сырья обладали особенно высокой прочностью. Отличала их и
характерная фактура. Такую ткань можно назвать действительно красивой,
однако
сегодня
мешковина
из
конопли
–
настоящая
редкость,
так
как
красивой ей быть не положено.
Согласно
определению
толкового
словаря
Даля,
она
представляет
собой грубый холст из вычески, то есть продуктов переработки растительных
волокон. И предназначена исключительно для изготовления мешков. Холсты
серого или коричневого цвета, различаются плотностью плетения. Менее
плотные
называются
редниной.
В
отличие
от
настоящей
мешковины,
изготовляемой из конопляного волокна, реднину производили из льняных и
пеньковых волокон.
Мешковина – крепкий, натуральный и недорогой материал находит
немало применений, в том числе и в модном дизайне. Эта проверенная
временем прочная и надежная ткань успешно конкурирует с современными
видами текстиля, и спрос на нее не уменьшается.
Не
мало
важным
дополнением
к
нашему
коллажу,
послужит
джинсовая ткань.
Деним, джинса, джинсовая ткань… Все это названия одного и того же
продукта.
Качество
и
уникальность
джинсовой
ткани
доказывалось
на
протяжении
многих
лет,
и
со
временем
ее
популярность
не
угасла.
На
настоящий момент деним является самым востребованным материалом, из
которого
шьются
различные
предметы
гардероба,
так
и
элементы
оформления жилья.
Создание коллажа основано на экспериментах в технике «Клееный
коллаж»,
с
использованием
русской
традиционной
ткани,
вместе
с
современным денимом.
Важное
место
здесь
занимает
ритмическая
организация
целого,
большая эмоциональная сила, логическая цепочка от большой формы к малой
форме.
Это
касается
и
цвета. Гармоничность
нашей
композиции
будет
строиться
на
родственных
цветах
ткани,
которые
постепенно
светлеют,
создавая определенный контраст с холодным, синим фоном.
Ц е л ь ю данного
мастер-класса
является
передача
опыта
работы
создания
текстильного
коллажа
с
использованием
традиционной
русской
ткани на основе денима.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Познакомить
педагогов
с
одним
из
способов
работы
в
технике
«Коллаж»;
2. Дать определение «Клееный коллаж»;
3. Освоить «коллаж», как метод работы в текстильных материалах;
4. Грамотно
сформировать
профессиональное
декоративно–
композиционное мышление;
5. Научить последовательно и аккуратно вести работу при изготовлении
текстильной композиции;
6. Показать
роль
колорита
в
текстильном
коллаже,
настроение,
мироощущение;
7. Организовать
самостоятельную
творческую
деятельность
группы
педагогов.
Материально-техническое обеспечение мастер-класса:
картон;
ткань (мешковина);
ткань (джинсовая);
ножницы;
клей (карандаш);
образец для работы.
Рис. 1
План работы:
1. Организационная часть.
2. Приветствие. Вступительное слово.
3. Озвучивание темы, задачи.
4. Порядок выполнения работы.
5. Подведение итогов.
Ход проведения:
Коллаж
в
данном
случае
выступает,
как
само стоятельное
художественное
произведение.
Он мобильный
и
является
относительно
простым техническим приёмом для создания художественного произведения.
Коллажи из текстильных материалов можно (условно) разделить на
несколько групп:
1. «Абстрактный коллаж из текстильных материалов» – коллаж с
декоративной,
неизобразительной
композицией,
выполненный
на
основе
лоскутного шитья с аппликативными элементами, дополненный различными
синтетическими материалами, шнурами, тесьмами и фурнитурой.
2. «Фигуративный коллаж из текстильных материлов» — произведение
имеющее
сюжет
и
персонажей,
выполненное
из
различных
по
цвету
и
фактуре тканей.
3. «Коллаж из «текстильных изделий» — такое произведение создаётся
с
использованием
«готового
платья».
Сшитые
персонажи
таких
панно
«одеты» в настоящую одежду. Дети «носят» свои свитера и брюки. Взрослые
— одеты по моде прошлых лет.
4.
«Коллажный
композиционный
приём»
—
в
текстиле
коллажное
решение
композиции
и
абстрактный
рисунок
особенно
ярко
выражен
в
орнаментальных
тканях
начала
ХХ
века.
Печать
по
ткани
имитировала
текстильный коллаж.
Наше произведение отнесем к фигуративному коллажу, который имеет
сюжет и персонаж.
Практическая часть:
Итак, приступим к работе над коллажем.
1.
Для
начала
подготовим
основу,
на
которой
будет
располагаться
композиция. Основа – картон, обтянутый джинсовой тканью с помощью клея
– карандаша. Ткань можно брать не цельную, а отдельными лоскутками. (Рис.
2)
Рис. 2
2.
Для
работы
нам
понадобятся
заготовки
листьев,
вырезанных
из
мешковины и джинсовой ткани. (Рис. 3)
Рис. 3
3. В первую очередь вырезаем листья из джинсовой ткани одинаковой
величины
и
раскладываем
их
по
кругу
в
замкнутую
композицию.
Приклеиваем к основе. (Рис. 4)
Рис. 4
4.
Далее,
вырезаем
листья
из
мешковины
разного
размера
и
выкладываем их по кругу, соблюдая тональность (от темного к светлому).
Каждый лист приклеиваем к основе. (Рис. 5), (Рис. 6), (Рис. 7)
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
5. Последний круг листьев, замыкает композицию – это мешковина
белого цвета. По желанию, можно выложить листья так, чтобы создавалась
иллюзия тональной перспективы. (Рис. 8)
Рис. 8
6.
Затем
переходим
к
композиционному
центру.
Композиционным
центром
у
нас
будет
птичка.
Форма
птички
может
быть
лаконичной
и
простой, но узнаваемой. Приклеиваем ее по центру. (Рис. 9)
Рис. 9
6. Далее оформляем птичку мелкими деталями, используя бахрому от
мешковины. Бахрома – это хороший способ дополнить изображение тонкими
линиями,
создавая
дополнительный
рисующий
и
декорирующий
элемент
художественного
произведения,
без
применения
графического
материала.
(Рис. 10)
Рис. 10
Работа
завершена.
Созданный
своими
руками
такой
текстильный
коллаж, поможет заметно украсить ваш интерьер. Во всём мире дизайнеры
интерьера больше склоняются к тому, что сделать оригинальным декор лучше
всего
своими
руками.
При
этом
совсем
необязательно
покупать
дорогостоящие детали, а можно взять лишь то, что лежит дома.