Напоминание

"Патриотическое самосознание, как высокий уровень развития коллективной идентичности, коммуникативный потенциал коллективного общения"


Автор: Сикиринова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель МсСВУ
Учебное заведение: Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Московское суворовское военное училище
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое самосознание, как высокий уровень развития коллективной идентичности, коммуникативный потенциал коллективного общения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Патриотическое самосознание, как высокий уровень развития

коллективной идентичности, коммуникативный потенциал

коллективного общения

Патриотизм состоит не в пышных возгласах и

общих местах, но в горячем чувстве любви к Родине,

которое умеет высказываться без восклицаний

и обнаруживается не в одном восторге от

хорошего, но и в болезненной враждебности к

дурному, неизбежно бывающему во всякой земле,

следовательно, во всяком отечестве.

В.Г. Белинский

Проблема

патриотического

воспитания

и

гражданского

становления

подрастающего

поколения

сегодня

одна

из

актуальных

задач

государства

и

общества.

В

Национальной

доктрине

образования

в

Российской

Федерации

определена не только государственная политика в области образования, но и дан

социальный

заказ

государства

на

воспитание

человека

с

активной

жизненной

позицией,

трудолюбивого

и

высоконравственного,

патриота

своей

Родины,

уважающего

права

и

свободы

личности,

традиции

и

культуру

других

народов,

проявляющего

национальную

и

религиозную

терпимость.

Изменения

военно-

политической

обстановки

в

мире

требуют

укрепления

экономической

мощи

Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы

патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите

Родины.

Обществу

нужны

здоровые,

мужественные,

смелые,

инициативные,

дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы работать и учиться на его

благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится

воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотическое

воспитание

многоплановая,

систематическая,

целенаправленная

и

скоординированная

деятельность

государственных

органов,

общественных объединений и организаций по формированию у подрастающего

поколения высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к

своему

Отечеству.

Именно

оно

является

составной

частью

воспитательного

процесса

в

современных

российских

образовательных

учреждениях.

Только

на

основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется

любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и

независимость,

сохранение

материальных

и

духовных

ценностей

общества,

развивается достоинство личности.

Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений

между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены

дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного

процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в

коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и

общего

дела

как

принципа

воспитания

особенно

велика.

Подчинение

личных

интересов

общественным,

товарищеское

сотрудничество,

готовность

к

взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического

самосознания.

Подлинный

патриотизм,

если

это

необходимо,

мобилизует

все

основные

факторы

групповой

сплоченности:

единство

базовых

ценностей

и

ориентаций

множества

людей,

ясность

и

определенность

коллективной

цели,

кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.

О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи

неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному

собранию

РФ.

Нормативно-правовые

аспекты

патриотического

воспитания

определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции

РФ,

федеральных

законах,

постановлениях

Правительства

РФ,

федеральных

программах.

Патриотизм

понимается

как

одна

из

наиболее

значимых,

непреходящих

ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является

важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной

позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм

олицетворяет

уважение

к

своему

Отечеству,

сопричастность

с

его

историей,

культурой,

достижениями

и

ценностями

народа.

Сегодня

патриотизм

все

чаще

понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и

духовно-нравственный,

идеологический,

культурно-исторический,

военно-

исторический и другие компоненты.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих

ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является

важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной

позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества, олицетворяет

уважение

к

своему

Отечеству,

сопричастность

с

его

историей,

культурой,

достижениями и ценностями народа. Сегодня патриотизм все чаще понимается как

важнейшая

ценность,

интегрирующая

не

только

социальный,

но

и

духовно-

нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно-исторический и

другие компоненты.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование

системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и

укрепления

государства.

Проблема

соотношения

патриотического,

духовно-

нравственного и гражданского воспитания актуальна для нашего общества. В основу

нашего подхода в работе по патриотическому воспитанию положено определение

воспитания, как профессиональной педагогической деятельности, направленной на

создание условий для мотивационно-ценностного развития человека. К системе

патриотического

воспитания

отнесены

формирование

и

развитие

социально

значимых

ценностей,

гражданственности

и

патриотизма

в

образовательных

учреждениях всех типов и видов; массовая патриотическая работа, организуемая и

осуществляемая

государственными

структурами,

общественными

движениями

и

организациями;

деятельность

средств

массовой

информации,

научных

и

других

организаций,

творческих

союзов,

направленная

на

освещение

проблем

патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и

защитника

Отечества.

Важнейшим

качеством

гражданина-патриота

названа

способность успешно выполнять, гражданские обязанности в мирное и военное

время.

Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений

между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены

дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного

процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в

коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и

общего

дела,

как

принципа

воспитания

особенно

велика.

Подчинение

личных

интересов

общественным,

товарищеское

сотрудничество,

готовность

к

взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического

самосознания.

Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы

групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества

людей,

ясность

и

определенность

коллективной

цели,

кооперативную

взаимозависимость

всех,

кто

эту

цель

разделяет.

Предпосылкой

и

результатом

патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение

личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с

общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. Как особый тип

самоопределения

личности

патриотизм

противостоит

негативизму,

действиям

и

поступкам,

намеренно

противоположным

требованиям

и

ожиданиям

других

индивидов или социальных групп.

Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития

коллективной идентичности – отождествления себя и своих отличительных черт с

большими

общностями

людей

и

культурно-политическим

единствами

(народом,

страной,

государством).

Любая

идентичность

важна

потому,

что

определяет

поведение человека.

Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное поведение

огромных масс людей, лишенное какого-либо корыстного интереса. Патриотическое

самосознание

заключает

в

себе

также

огромный

коммуникативный

потенциал

коллективного общения, восприятия больших масс людей, практически никак не

связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива. Соответственно и

патриотическое

воспитание

не

может

обойтись

без

так

называемых

коллективообразующих эффектов совместной деятельности – отношений дружбы и

товарищества, трансляции при помощи этих отношений своей активности другому,

идеальной представленности человека или группы людей в другом человеке или

другой группе.

Для успешного патриотического воспитания значение целенаправленного

воздействия воспитательной системы на социальную среду определяется тем, какой

уровень

общественного

коллективизма,

группового

развития

это

воздействие

обеспечивает.

Успешность

формирования

детских

и

молодежных

коллективов

определяет

эффективность

практик

конкретных

воспитательных

систем,

но

не

системы патриотического воспитания на государственном уровне. Как первооснова

этого воспитания коллективизм не имеет большего значения без духовно-этической

мотивации коллективных действий и поступков. Патриотические мотивы имеют

особую

побудительную

силу

исключительно

под

влиянием

соотнесения,

отождествления

себя

с

идеальным,

культовым

образом

человече ской

коллективности, все внешние характеристики которой «переплавлены» сознанием

человека и выступают уже как его субъективные качества («любовь к Родине»,

«преданность Отчизне», «служение Отечеству»).

Целенаправленное использование этих эффектов может обеспечить только

устойчивая,

целостная

и

способная

к

постоянной

социально-психологической

саморегуляции

воспитательная

система.

Такую

систему

нельзя

создать

в

административном порядке, по единой унифицированной модели образовательного

учреждения; она не идентична и системе воспитательной работы – совокупности

воспитательных

мероприятий.

Для

патриотического

воспитания

общественный

характер

воспитательной

системы,

соединение

в

ней

не

абстрактных

ролей,

а

конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто

важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Без этого

условия

невозможно

естественное

и

необходимое

для

патриотического

самосознания сочетание коллективизма с коллективистским самоопределением и

мотивированной

коллективистской

идентификацией

личности.

Вместе

с

тем

понятно, что патриотическое воспитание не может быть сведено к преобразованию

социальной среды, внесению в нее начал коллективистского самоопределения и

коллективной идентичности.

Успешность формирования детских и молодежных коллективов определяет

эффективность

практик

конкретных

воспитательных

систем,

но

не

системы

патриотического воспитания на государственном уровне. Как первооснова этого

воспитания

коллективизм

не

имеет

большего

значения

без

духовно-этической

мотивации коллективных действий и поступков. Патриотические мотивы имеют

особую

побудительную

силу

исключительно

под

влиянием

соотнесения,

отождествления

себя

с

идеальным,

культовым

образом

человече ской

коллективности, все внешние характеристики которой «переплавлены» сознанием

человека и выступают уже как его субъективные качества («любовь к Родине»,

«преданность

Отчизне»,

«служение

Отечеству»).

В

построении

гражданского

образования

одним

из

ведущих

подходов

признан

компетентностный

подход.

Патриотическая

компетентность

личности

предполагает

наличие

ряда

сформированных

компетенций.

Термин

компетенции

(ключевые

компетенции)

относительно недавно появился в отечественной педагогической науке и остается во

многом спорным. Компетенция – это некий комплекс, связывающий воедино знания,

умения и действия, т.е. способность мобилизовать знания/умения в конкретной

ситуации.

Компетентным

является

тот,

чья

деятельность,

поведение

адекватны

появляющимся проблемам. Таким образом, компетенция – это нечто иное, чем

просто знания и умения, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях.

Компетенция – это способность установить и реализовать связь между «знанием-

умением»

и

ситуацией.

Главное

в

компетенции

не

«знать»

или

«уметь»,

а

мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент. Необходимым

условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по

решению ситуаций того или иного вида.

Мировой образовательный опыт показывает нам, какие именно компетенции

хотело бы видеть сформированными у выпускника МсСВУ современное общество.

Политические

и

социальные

компетенции

(способность

брать

на

себя

ответственность,

участвовать

в

совместном

принятии

решений,

регулировать

конфликты

ненасильственным

путём,

участвовать

в

функционировании

и

в

улучшении демократических институтов).

1.

Компетенции,

касающиеся

жизни

в

многокультурном

обществе

(понимание

различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков

и религий).

2. Коммуникативные компетенции (владение устным и письменным общением, в

том числе несколькими иностранными языками).

3. Компетенции, связанные с возникновением общества информации (владение

новыми

информационно-коммуникативными

технологиями,

понимание

их

применения,

их

силы

и

слабости,

способность

критического

отношения

к

распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе).

4.

Когнитивные

компетенции

(готовность

учиться

всю

жизнь

как

основа

непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной

жизни). Первые две из перечисленных групп компетенций могут быть объединены в

группу

гражданских

компетенций.

Таким

образом,

формируя

систему

патриотического воспитания, необходимо учитывать «обратные связи» между этой

системой и обществом самоутверждении и самосовершенствовании.

Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный,

нравственно

обусловленный

процесс

подготовки

подрастающего

поколения

к

функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к

инициативному

труду,

участию

в

управлении

социально

ценными

делами,

к

реализации

прав

и

обязанностей,

а

также

укрепления

ответственности

за

свой

политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих

способностей в целях достижения жизненного успеха. Патриотическое воспитание

способствует

становлению

и

развитию

личности,

обладающей

качествами

гражданина и патриота своей страны.

Особо

хочется

подчеркнуть,

что

в

основе

воспитания,

а

тем

более

патриотического,

лежит

прежде

всего

воспитание

чувств.

Хотелось

бы

особо

заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над

тем,

что

источником

чувства

является

пережитая

эмоция.

Поэтому

фактором

развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация,

когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив,

который

должен

стать

для

ребенка

второй

семьей;

за

совместный

успех

и

достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо

особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея

средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие

результаты.

Породим

лодырей,

невежд

и

наркоманов,

значит,

своими

руками

погубим

наше

государство,

свое

будущее.

Воспитаем

патриотов,

деловых

и

здоровых

людей,

значит,

можно

быть

уверенным

в

развитии

и

становлении

стабильного

общества.

В

этом

заключается

государственный

подход

каждого

педагога в деле воспитания молодежи.

Литература:

1.

Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-пресс,

2002.

2.

Андреев С.А. Компетентностная парадигма в образовании: опыт

философско- методологического анализа // Педагогика, 2005, № 4.

3.

Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция

гражданского образования и воспитания в общеобразовательных

учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №

4. - с. 17-23

4.

Вяземский Е.Е. Основные подходы к повышению квалификации

педагогов для организации и проведения воспитательной работы по развитию

патриотизма // Новые методы подготовки кадров для организации и

проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с

использованием компьютерных технологий в воинских коллективах,

учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. -М., 2007.

5.

Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция,

программа, организационно-методические основы. Пособие для педагогов,

руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с

молодежью, М.: АПК и ПРО, 2001.

6.

Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм

и структура управления / Под общей редакции А.Н. Вырщикова, Волгоград:

Издатель, 2002.



В раздел образования