Автор: Терещук Ирина Алексеевна
Должность: преподователь теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" №2 города Надым
Населённый пункт: Ямало–Ненецкий автономный округ г. Надым
Наименование материала: конспект
Тема: "Изучение русских балетов на уроках музыкальной литературы"
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад
Изучение русских балетов на уроках музыкальной литературы
Преподаватель: Терещук И.А.
Жанр балета на уроках музыкальной литературы в
музыкальных школах представлен тремя балетами П.И.
Чайковского, балетами русского периода И. Стравинского и
балетами С. Прокофьева. Учащиеся, как правило, любят эти темы.
Обсуждение сюжетов, основанных в большинстве балетов на
сказочных мотивах, радует детей. Праздничным событием
становится посещение театра учениками и их педагогом.
Балетное творчество П. Чайковского и А. Глазунова представляет
классический этап развития жанра.
Со
сцены
из
"Лебединого
озера",
"Спящей
красавицы",
"Щелкунчика"
ученики
могут
познакомиться
ещё
на
уроках
слушания музыки в младшей школе.
При
изучении
балетов
Чайковского
невозможно
обойти
молчанием деятельность М. Петипа - выдающегося хореографа, от
которого исходили идеи, сюжеты балетов. Путь к высотам жанра
был пройден композиторами вместе с этим балетмейстером. Их
творческое
содружество
отличалось
общностью
позиций
и
взглядов на балет, сходством художественных исканий.
В
сотрудничестве
Чайковского
и
Петипа
ведущую
роль
играл
балетмейстер. Ко времени встречи с Чайковским взгляды Петипа на
балетное искусство уже сформировались - он был на 21 год старше
композитора
и
сочинил
много
балетов.
Хореография
Петипа
основывается
на
стремлении
к
красоте,
изяществу,
вкусу,
гармоничности
линий.
Он
довёл
до
совершенства
классический
танец.
Творческое взаимопонимание Чайковского и Петипа более всего
ощутимо в "Спящей красавице" и "Щелкунчике". При сравнении
ремарок хореографа с соответствующими страницами партитуры
создаётся
впечатление,
что
Чайковскому
"тесно"
в
границах,
поставленных балетмейстером, не хватает сценического времени
для
музыкального
развития
тем.
Освобожденная
от
потактовой
опеки
хореографа,
музыка
преодолевает
статичность
сюжета
и
некоторую
условность
характеров
персонажей.
Балетное
творчество
Чайковского,
таким
образом,
открывает
новые
пути
взаимодействия
хореографического
и
музыкального
начал
в
балете, доказывает возможности более значительной роли музыки.
После
изучения
балетов
П.
Чайковского
логично
обратиться
к
творчеству А. Глазунова в этом жанре. Подступом к созданию трех
его
балетов
явилась
"Шопениана"
-
сюита
из
оркестрованных
Глазуновым четырех фортепианных миниатюр Ф. Шопена. Позже
М.
Фокин
создал
несколько
различных
вариантов
балетной
постановки.
Сюда
вошли
-
Полонез
А-
dur
и
Вальс
cis-
moll.
Хореограф остался очень доволен работой Глазунова, композитор
внёс что-то новое, сохранив дух шопеновской музыки.
В образе творчества Глазунова на уроках музыкальной литературы
трудно обойти вниманием балет "Раймонда". При его создании
сотрудничество
композитора
с
Петипа
было
тесным
и
плодотворным.
Премьера
спектакля
прошла
в
1898
году
с
большим
успехом.
Музыка
спектакля
нарядна,
празднична,
роскошна.
Абсолютная
законченность
номеров
местами
превращают
балет
в
костюмированный концерт.
Важнейшим
этапом
в
знакомстве
с
жанром
балета
станет
для
учащихся изучение творчестве И. Стравинского. Интерес и любовь к
балету складывались у композитора с детства. На примере трех
первых
балетов
Стравинского
отчетливо
прослеживаются
перемены,
происходившие
в
русском
балетном
искусстве
изучаемого периода. Если в "Жар- птице" молодой композитор во
всем
следует
советам
хореографа,
то
в
"Петрушке"
инициатива
создания спектакля во многом принадлежит музыканту.
В каждом балете устанавливаются свои взаимоотношения между
в и д а м и
и с к у с с т в а .
О б р а щ а я
в н и м а н и е
у ч е н и к о в
н а
изобразительность
в
музыке,
педагог
облегчит
её
восприятие.
Приведём пример возможного рассказа о музыке "Жар- птицы".
Вступление рисует безмолвие и мрак замка Кощея Бессмертного.
Декорации
А.
Головина
изображают
сад,
сплетенный
из
самых
фантастических растений, замок невиданной архитектуры - все в
мрачных тонах с таинственно светящимся золотом. Музыка звучит
"в унисон" со сценическим оформлением.
Хореографические
образы
Фокина
органично
сливаются
с
музыкальными. В основе партии Жар - птицы лежит классический
танец.
Из музыки балета автор составил три сюиты. Все они отличаются
более
высокой,
в
сравнении
с
балетом,
обобщенностью
музыкального материала.
Замысел "Петрушки" принадлежит Стравинскому, он уже придумал
и название балета.
Разные
эпизоды
"Петрушки"
демонстрируют
различное
соотношение музыкального и сценического начал - их взаимное
отдаление или приближение.
В
п а н т о м и м н ы х
с ц е н а х
( " У
П е т р у ш к и " ,
с м е р т ь
"Петрушки"),напротив, музыка детально иллюстрирует движение,
жест, позу, следуя за развитием событий.
Посмотрев балет, прослушав его музыку, учащиеся выясняют, что
"Петрушка"
основан
на
контрасте
танца
и
пантомимы,
противоположности
обобщенного
и
конкретного
в
музыке
и
хореографии.
Перед
просмотром
балета
можно
обсудить
с
учащимися эскизы декораций и костюмов знаменитого русского
художника Александра Бенуа.
Музыка
первой
сцены
обобщенно
радостна,
празднична,
"нарядна".
Музыкальная
составляющая
выражает
общее
настроение толпы.
В следующем эпизоде представлен совершенно иной тип сочетания
музыки
и
движения.
Однако
и
здесь
музыка
рисует
облик
фокусника,
владельца
театрика.
Его
игру
фокусника
изображает
соло флейты.
Последний номер первой картины, "Русская", снова возвращает
музыку в русло чистоты музыкального, симфонического развития.
По
замыслу
Фокина
здесь
в
миниатюре
должна
отразиться
вся
драма
Петрушки
-
ссора
с
Арапом,
драка,
попытки
Балерины
помирить их.
Вторая картина балета - образец детального соединения музыки,
хореографии
и
сценической
живописи.
Известно,
что
Фокин
приступил к репетициям, когда либретто было готово, а работа над
музыкой близилась к концу.
Итак, весь балет строится на резком противопоставлении массовых
сцен и эпизодов, связанных с Петрушкой.
Если
фокинский
"Петрушка"
дожил
до
наших
дней,
то
первая
постановка "Весны священной"после скандальной премьеры более
никогда
не
возобновлялась
и
её
хореографии
остается
лишь
строить
догадки.
Создавая
"Весну
священную",
композитор
сознательно
не
желал
больше
сотрудничать
с
М.
Фокиным.
А
постановку осуществил Нижинский.
С балетным творчеством С. Прокофьевым учащиеся знакомятся, как
правило, на примере "Золушки" и "Ромео и Джульетты". Изучение
"Ромео
и
Джульетты"
входит
в
учебные
программы
по
музыкальной литературе. Были две редакции: Р.Захаров, потом Л.
Лавровский.
Первая
редакция
1934-1935
г.
поставлена
в
Брно.
Вторая
редакция
Лавровского,
усилилась
масштабностью.
Благополучный финал был заменён на трагический. Именно в этом
балет получил широкую известность.
Изучая балет, необходимо рассказывать ученикам о сценических
судьбах спектаклей, знакомить их с разными трактовками образов
знаменитыми
танцовщиками,
а
также
показывать
различное
художественное оформление спектаклей.