Напоминание

"Изучение русских балетов на уроках музыкальной литературы"


Автор: Терещук Ирина Алексеевна
Должность: преподователь теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" №2 города Надым
Населённый пункт: Ямало–Ненецкий автономный округ г. Надым
Наименование материала: конспект
Тема: "Изучение русских балетов на уроках музыкальной литературы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад

Изучение русских балетов на уроках музыкальной литературы

Преподаватель: Терещук И.А.

Жанр балета на уроках музыкальной литературы в

музыкальных школах представлен тремя балетами П.И.

Чайковского, балетами русского периода И. Стравинского и

балетами С. Прокофьева. Учащиеся, как правило, любят эти темы.

Обсуждение сюжетов, основанных в большинстве балетов на

сказочных мотивах, радует детей. Праздничным событием

становится посещение театра учениками и их педагогом.

Балетное творчество П. Чайковского и А. Глазунова представляет

классический этап развития жанра.

Со

сцены

из

"Лебединого

озера",

"Спящей

красавицы",

"Щелкунчика"

ученики

могут

познакомиться

ещё

на

уроках

слушания музыки в младшей школе.

При

изучении

балетов

Чайковского

невозможно

обойти

молчанием деятельность М. Петипа - выдающегося хореографа, от

которого исходили идеи, сюжеты балетов. Путь к высотам жанра

был пройден композиторами вместе с этим балетмейстером. Их

творческое

содружество

отличалось

общностью

позиций

и

взглядов на балет, сходством художественных исканий.

В

сотрудничестве

Чайковского

и

Петипа

ведущую

роль

играл

балетмейстер. Ко времени встречи с Чайковским взгляды Петипа на

балетное искусство уже сформировались - он был на 21 год старше

композитора

и

сочинил

много

балетов.

Хореография

Петипа

основывается

на

стремлении

к

красоте,

изяществу,

вкусу,

гармоничности

линий.

Он

довёл

до

совершенства

классический

танец.

Творческое взаимопонимание Чайковского и Петипа более всего

ощутимо в "Спящей красавице" и "Щелкунчике". При сравнении

ремарок хореографа с соответствующими страницами партитуры

создаётся

впечатление,

что

Чайковскому

"тесно"

в

границах,

поставленных балетмейстером, не хватает сценического времени

для

музыкального

развития

тем.

Освобожденная

от

потактовой

опеки

хореографа,

музыка

преодолевает

статичность

сюжета

и

некоторую

условность

характеров

персонажей.

Балетное

творчество

Чайковского,

таким

образом,

открывает

новые

пути

взаимодействия

хореографического

и

музыкального

начал

в

балете, доказывает возможности более значительной роли музыки.

После

изучения

балетов

П.

Чайковского

логично

обратиться

к

творчеству А. Глазунова в этом жанре. Подступом к созданию трех

его

балетов

явилась

"Шопениана"

-

сюита

из

оркестрованных

Глазуновым четырех фортепианных миниатюр Ф. Шопена. Позже

М.

Фокин

создал

несколько

различных

вариантов

балетной

постановки.

Сюда

вошли

-

Полонез

А-

dur

и

Вальс

cis-

moll.

Хореограф остался очень доволен работой Глазунова, композитор

внёс что-то новое, сохранив дух шопеновской музыки.

В образе творчества Глазунова на уроках музыкальной литературы

трудно обойти вниманием балет "Раймонда". При его создании

сотрудничество

композитора

с

Петипа

было

тесным

и

плодотворным.

Премьера

спектакля

прошла

в

1898

году

с

большим

успехом.

Музыка

спектакля

нарядна,

празднична,

роскошна.

Абсолютная

законченность

номеров

местами

превращают

балет

в

костюмированный концерт.

Важнейшим

этапом

в

знакомстве

с

жанром

балета

станет

для

учащихся изучение творчестве И. Стравинского. Интерес и любовь к

балету складывались у композитора с детства. На примере трех

первых

балетов

Стравинского

отчетливо

прослеживаются

перемены,

происходившие

в

русском

балетном

искусстве

изучаемого периода. Если в "Жар- птице" молодой композитор во

всем

следует

советам

хореографа,

то

в

"Петрушке"

инициатива

создания спектакля во многом принадлежит музыканту.

В каждом балете устанавливаются свои взаимоотношения между

в и д а м и

и с к у с с т в а .

О б р а щ а я

в н и м а н и е

у ч е н и к о в

н а

изобразительность

в

музыке,

педагог

облегчит

её

восприятие.

Приведём пример возможного рассказа о музыке "Жар- птицы".

Вступление рисует безмолвие и мрак замка Кощея Бессмертного.

Декорации

А.

Головина

изображают

сад,

сплетенный

из

самых

фантастических растений, замок невиданной архитектуры - все в

мрачных тонах с таинственно светящимся золотом. Музыка звучит

"в унисон" со сценическим оформлением.

Хореографические

образы

Фокина

органично

сливаются

с

музыкальными. В основе партии Жар - птицы лежит классический

танец.

Из музыки балета автор составил три сюиты. Все они отличаются

более

высокой,

в

сравнении

с

балетом,

обобщенностью

музыкального материала.

Замысел "Петрушки" принадлежит Стравинскому, он уже придумал

и название балета.

Разные

эпизоды

"Петрушки"

демонстрируют

различное

соотношение музыкального и сценического начал - их взаимное

отдаление или приближение.

В

п а н т о м и м н ы х

с ц е н а х

( " У

П е т р у ш к и " ,

с м е р т ь

"Петрушки"),напротив, музыка детально иллюстрирует движение,

жест, позу, следуя за развитием событий.

Посмотрев балет, прослушав его музыку, учащиеся выясняют, что

"Петрушка"

основан

на

контрасте

танца

и

пантомимы,

противоположности

обобщенного

и

конкретного

в

музыке

и

хореографии.

Перед

просмотром

балета

можно

обсудить

с

учащимися эскизы декораций и костюмов знаменитого русского

художника Александра Бенуа.

Музыка

первой

сцены

обобщенно

радостна,

празднична,

"нарядна".

Музыкальная

составляющая

выражает

общее

настроение толпы.

В следующем эпизоде представлен совершенно иной тип сочетания

музыки

и

движения.

Однако

и

здесь

музыка

рисует

облик

фокусника,

владельца

театрика.

Его

игру

фокусника

изображает

соло флейты.

Последний номер первой картины, "Русская", снова возвращает

музыку в русло чистоты музыкального, симфонического развития.

По

замыслу

Фокина

здесь

в

миниатюре

должна

отразиться

вся

драма

Петрушки

-

ссора

с

Арапом,

драка,

попытки

Балерины

помирить их.

Вторая картина балета - образец детального соединения музыки,

хореографии

и

сценической

живописи.

Известно,

что

Фокин

приступил к репетициям, когда либретто было готово, а работа над

музыкой близилась к концу.

Итак, весь балет строится на резком противопоставлении массовых

сцен и эпизодов, связанных с Петрушкой.

Если

фокинский

"Петрушка"

дожил

до

наших

дней,

то

первая

постановка "Весны священной"после скандальной премьеры более

никогда

не

возобновлялась

и

её

хореографии

остается

лишь

строить

догадки.

Создавая

"Весну

священную",

композитор

сознательно

не

желал

больше

сотрудничать

с

М.

Фокиным.

А

постановку осуществил Нижинский.

С балетным творчеством С. Прокофьевым учащиеся знакомятся, как

правило, на примере "Золушки" и "Ромео и Джульетты". Изучение

"Ромео

и

Джульетты"

входит

в

учебные

программы

по

музыкальной литературе. Были две редакции: Р.Захаров, потом Л.

Лавровский.

Первая

редакция

1934-1935

г.

поставлена

в

Брно.

Вторая

редакция

Лавровского,

усилилась

масштабностью.

Благополучный финал был заменён на трагический. Именно в этом

балет получил широкую известность.

Изучая балет, необходимо рассказывать ученикам о сценических

судьбах спектаклей, знакомить их с разными трактовками образов

знаменитыми

танцовщиками,

а

также

показывать

различное

художественное оформление спектаклей.



В раздел образования