Напоминание

«Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды в ДОУ согласно ФГОС ДО»


Автор: Даудова Зарема Гаджимурзаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №26" Радость"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разботка
Тема: «Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды в ДОУ согласно ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОАУ « Центр развития ребенка – детский сад № 26»

«Педагогическая ценность макета в организации предметно –

игровой среды в ДОУ согласно ФГОС ДО»

Воспитатель: Даудова З.Г.

Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей

предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

1. Стимулирование положительной мотивации педагогов на использование

полученных знаний в практической деятельности.

2. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день

стоит особенно актуально. Это связано с введением нового Федерального

образовательного стандарта (ФГОС)

Как известно основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом

деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный

интерес к обновлению предметно- развивающей среды ДОУ.

Предметно развивающая среда, согласно новым требованиям, должна максимально

раскрыть образовательный и творческий потенциал каждого воспитанника, а так же

быть максимально доступной для каждого ребенка.

Создать такие условия мне помогают игры с макетами, они являются более высокой

степенью сюжетно ролевых игр, они востребованы дошкольниками и способствуют

развитию ребенка.

В детских садах нужен, прежде всего « универсальный макет, то есть тематически

многозначный( условно-обобщенный) маркер игрового пространства.

«Универсальный» макет -это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную

воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры,

очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется

«сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает»,

наполняется и дополняется разнообразным материалом в зависимости от игровых

замыслов детей.

«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

Макеты-модели

Макеты-карты

1. Макеты-модели:

Макет- модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней

устойчивыми сооружениями (дома, деревья, светофор), добавлением служат

тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события,

мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей -

семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж

(деревья, цветы)

Макеты-карты:

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для

расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами –

маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются

дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными

объектами (дома, гаражи, бензоколонки и дополнением служат предметы,

обозначающие события – действия - это транспорт

Ландшафтный макет-карта - это плоскость с обозначенной цветом природной

территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет),

которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими

маркерами-деревьями, цветами, животными и т.д.

Принцип гендерного подхода к развитию среды позволил учесть интересы и

наклонности как мальчиков так и девочек. Мы внимательно относимся к мнению

детей относительно содержания предметной среды, так у нас появился Центр

Дорожной азбуки с макетом «Жилой квартал»:

На большой картонке наклеила перекресток с пешеходным переходом, установила

знаки и яркие светофоры, дополнила мелкими игрушками. Предложила детям

обыграть его, создавая проблемные ситуации: перейти на другую сторону дороги,

проехать к магазину, на заправку и т.д. В игровой форме закрепили умение

применять на практике правила дорожного движения. Данный макет пользуется

большей популярность у мальчиков.

Так же я сделала макет «Скотный двор». Играя с макетом дети расселяют животных в

домики, находят маму и малыша. Кормят их.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по

фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую

моторику рук.

В группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу,

связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их

индивидуально- стилевых особенностей в игре.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной

игры – режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с

персонажами- игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них,

выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере

способствует сюжетосложению- ребенок самостоятельно придумывает и комбинирует

разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь(то есть

играя ребенок комментирует свои действия, поступки), используя для этого

разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию. Для того, чтобы игра

получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер

пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой

для развертывание детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками,

может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и

объектов воображаемого мира.

В старшей группе я планирую сделать еще макеты «Аквариум» и «Наш детский сад»,

«Космодром».

Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять,

фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете

индивидуальные замыслы, способствуют развитию творческой инициативы. С

тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж без изменения, дети

играют только первое время. Затем замысел меняются, дополняются другими

предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты,

соединяя реальные и сказочные фантастические события. Например :

«Зоопарк» и «»Парк юрского периода»

«Город» и «Зоопарк»

« Дом» и « Путешествие по городу»

Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной

инициативы(то есть способности к творческому решению проблем, возникших при

осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно

объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор,

стремятся к взаимопониманию)-а это важные показатели интеллекта. Развитие

креативности и инициативы- необходимое условия формирования полноценной

личности.

В играх с макетами дети обозначают конкретную цель. У детей повышается

уровень любознательности и познавательного интереса.

Макет - это результат конструктивно - творческой деятельности и очень

привлекательное игровое пространство. Оно может быть напольным, настольным,

подиумным(на специальных подставках), настенным(объекты на переднем плане,

а изображение на заднем).

Макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с

мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма»,

способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог,

не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель

проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е.

воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с

ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень,

содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных

форм взросло-детской и свободной детской активности.

Развивающая функция РПП среды предполагает, что содержание среды каждой

деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого

и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка

Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском

саду и в группе в частности, необходимая, сложная, многоплановая и творческая

деятельность. Мы будем продолжать работать в этом направлении.



В раздел образования