Автор: Даудова Зарема Гаджимурзаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №26" Радость"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разботка
Тема: «Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды в ДОУ согласно ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
МДОАУ « Центр развития ребенка – детский сад № 26»
«Педагогическая ценность макета в организации предметно –
игровой среды в ДОУ согласно ФГОС ДО»
Воспитатель: Даудова З.Г.
Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей
предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Стимулирование положительной мотивации педагогов на использование
полученных знаний в практической деятельности.
2. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день
стоит особенно актуально. Это связано с введением нового Федерального
образовательного стандарта (ФГОС)
Как известно основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный
интерес к обновлению предметно- развивающей среды ДОУ.
Предметно развивающая среда, согласно новым требованиям, должна максимально
раскрыть образовательный и творческий потенциал каждого воспитанника, а так же
быть максимально доступной для каждого ребенка.
Создать такие условия мне помогают игры с макетами, они являются более высокой
степенью сюжетно ролевых игр, они востребованы дошкольниками и способствуют
развитию ребенка.
В детских садах нужен, прежде всего « универсальный макет, то есть тематически
многозначный( условно-обобщенный) маркер игрового пространства.
«Универсальный» макет -это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную
воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры,
очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется
«сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает»,
наполняется и дополняется разнообразным материалом в зависимости от игровых
замыслов детей.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
Макеты-модели
Макеты-карты
1. Макеты-модели:
Макет- модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней
устойчивыми сооружениями (дома, деревья, светофор), добавлением служат
тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события,
мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей -
семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж
(деревья, цветы)
Макеты-карты:
Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для
расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами –
маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются
дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными
объектами (дома, гаражи, бензоколонки и дополнением служат предметы,
обозначающие события – действия - это транспорт
Ландшафтный макет-карта - это плоскость с обозначенной цветом природной
территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет),
которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими
маркерами-деревьями, цветами, животными и т.д.
Принцип гендерного подхода к развитию среды позволил учесть интересы и
наклонности как мальчиков так и девочек. Мы внимательно относимся к мнению
детей относительно содержания предметной среды, так у нас появился Центр
Дорожной азбуки с макетом «Жилой квартал»:
На большой картонке наклеила перекресток с пешеходным переходом, установила
знаки и яркие светофоры, дополнила мелкими игрушками. Предложила детям
обыграть его, создавая проблемные ситуации: перейти на другую сторону дороги,
проехать к магазину, на заправку и т.д. В игровой форме закрепили умение
применять на практике правила дорожного движения. Данный макет пользуется
большей популярность у мальчиков.
Так же я сделала макет «Скотный двор». Играя с макетом дети расселяют животных в
домики, находят маму и малыша. Кормят их.
Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по
фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую
моторику рук.
В группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу,
связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их
индивидуально- стилевых особенностей в игре.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной
игры – режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с
персонажами- игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них,
выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере
способствует сюжетосложению- ребенок самостоятельно придумывает и комбинирует
разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь(то есть
играя ребенок комментирует свои действия, поступки), используя для этого
разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию. Для того, чтобы игра
получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер
пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой
для развертывание детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками,
может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и
объектов воображаемого мира.
В старшей группе я планирую сделать еще макеты «Аквариум» и «Наш детский сад»,
«Космодром».
Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять,
фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете
индивидуальные замыслы, способствуют развитию творческой инициативы. С
тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж без изменения, дети
играют только первое время. Затем замысел меняются, дополняются другими
предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты,
соединяя реальные и сказочные фантастические события. Например :
«Зоопарк» и «»Парк юрского периода»
«Город» и «Зоопарк»
« Дом» и « Путешествие по городу»
Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной
инициативы(то есть способности к творческому решению проблем, возникших при
осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно
объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор,
стремятся к взаимопониманию)-а это важные показатели интеллекта. Развитие
креативности и инициативы- необходимое условия формирования полноценной
личности.
В играх с макетами дети обозначают конкретную цель. У детей повышается
уровень любознательности и познавательного интереса.
Макет - это результат конструктивно - творческой деятельности и очень
привлекательное игровое пространство. Оно может быть напольным, настольным,
подиумным(на специальных подставках), настенным(объекты на переднем плане,
а изображение на заднем).
Макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с
мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма»,
способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог,
не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель
проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е.
воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с
ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень,
содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных
форм взросло-детской и свободной детской активности.
Развивающая функция РПП среды предполагает, что содержание среды каждой
деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого
и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка
Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском
саду и в группе в частности, необходимая, сложная, многоплановая и творческая
деятельность. Мы будем продолжать работать в этом направлении.