Напоминание

"Особенности организации сенсорно–познавательной деятельности и развивающих игр–занятий в группах раннего возраста."


Автор: Дергунова Татьяна Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д⁄с №93 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности организации сенсорно–познавательной деятельности и развивающих игр–занятий в группах раннего возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЦИИ СЕНСОРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР-ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия,

обеспечивающие

формирование

чувственного

опыта

и

совершенствование

ощущений и восприятия.

На этапе раннего детства сенсорное воспитание играет огромную роль.

Профессор

Н.М.

Щелованов

называл

ранний

возраст

«золотой

порой»

сенсорного воспитания.

На

первом

году

жизни

основная

задача

состоит

в

предоставлении

ребенку

достаточного

богатства

и

разнообразия

внешних

впечатлений,

развитии

внимания

к

свойствам

предметов.

Когда

у

малыша

начинают

формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще

одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к

форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое

приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для

малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить

одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей

ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет

с двух сторон, и тому подобное).

На

втором-третьем

году

жизни

задачи

сенсорного

воспитания

существенно

усложняются.

Хотя

ребенок

раннего

возраста

еще

не

готов

к

усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о

цвете,

форме,

величине

и

других

свойствах

предметов.

Важно,

чтобы

эти

представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка

следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью

цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают

его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат,

треугольник, овал, прямоугольник.

Ранний

этап

развития

ребенка

предполагает

формирование

широкой

ориентировки

в

предметном

окружении,

т.

е.

не

только

традиционное

ознакомление

с

цветом,

формой,

величиной

предметов,

но

и

совершенствование

звукового

анализа

речи,

формирование

музыкального

слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую

играют

эти

процессы

в

осуществлении

музыкальной,

изобразительной

деятельности,

речевого

общения,

простейших

трудовых

операций

(А.

В.

Запорожец, А. П. Усова).

Познание

свойств

и

качеств

предметов,

явлений,

овладение

обобщенными

знаниями

и

умениями,

связанными

с

ориентировкой

в

окружающем,

происходят

в

процессе

различных

видов

содержательной

деятельности (изначально – в процессе предметной деятельности). На этой

позиции

базируется

современная

система

сенсорного

развития

детей

в

отечественной

науке

(В.

Н.

Аванесова,

Л.

А.

Венгер,

А.

Н.

Лебедева,

Н.

Н.

Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

Для того чтобы ребенок начал усваивать сенсорные эталоны и способы

обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен.

Методика сенсорного воспитания в ДОУ предусматривает обучение детей

обследованию предметов, формирование преставлений о сенсорных эталонах.

Обследованием называют специально организованное восприятие предметов с

целью

использования

его

результатов

в

той

или

иной

содержательной

деятельности.

Обследование

-

это

основной

метод

сенсорного

воспитания

детей раннего возраста.

Обучение

обследованию

проводится

как

специально

организованное

восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно

знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же

предмет

обследуется

по-разному

в

зависимости

от

целей

обследования

и

самих обследуемых качеств.

Существуют общие правила для всех видов обследования: восприятие

целостного

облика

предмета;

мысленное

деление

на

основные

части

и

выявление их признаков (форма, величина, цвет и другие); пространственное

соотнесение частей друг с другом (справа, слева, над, сверху и так далее);

вычленение

мелких

деталей,

установление

их

пространственного

расположения

по

отношению

к

основным

частям;

повторное

целостное

восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными

способами

чувственного

познания,

которыми

они

смогут

пользоваться

в

самостоятельной деятельности. Педагог же в свою очередь должен создавать

условия, чтобы дети применяли полученные знания и умения для анализа

окружающей среды. В частности, детям раннего возраста можно предложить

игрушки,

развивающие

ощущения

и

восприятие.

Это

сборно-разборные

игрушки, вкладыши, а так же игрушки, изготовленные из разных материалов,

отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.

Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков,

требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем

похожи

и

не

похожи»

и

другие).

В

некоторых

играх

ребёнок

учится

группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном

коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной

формы

и

др.).

Дети

сравнивают

предметы,

обладающие

сходными

и

различными

признаками,

выделяют

существенные

из

них.

В

результате

появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения

существенных признаков, которые заключаются в речи.

При

проведении

каждого

занятия

основным

методом

является

непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при

этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на

этапе

становления

речевого

развития

сложно

одновременно

воспринимать

показ

предметов,

действий

с

ними

и

речевую

инструкцию,

то

объяснения

должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от

зрительного восприятия.

Важным

фактором

в

проведении

занятий

по

ознакомлению

детей

с

цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности,

предусматривающий постепенное усложнение заданий.

Принцип последовательности предполагает ознакомление детей вначале

с

вполне

осязаемыми

сенсорными

свойствами

-

величиной

и

формой

предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким

сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в

плане зрительного восприятия.

Первоначально

малышам

дают

задания

на

группировку

предметов.

Этому

посвящается

ряд

занятий

на

различном

материале

с

постепенным

нарастанием

этого

разнообразия.

Дети

группируют

предметы

по

величине,

потом по форме и, наконец, по цвету. На одном занятии дети группируют

предметы

круглой

и

квадратной

формы;

на

следующем

они

оперируют

с

предметами

круглой

и

овальной

формы,

но

при

этом

сохраняются

цвет,

величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает

на данном занятии единственно новым.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить

под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно

каждому

ребенку,

оказывая

по

мере

необходимости

дифференцированную

помощь. Далее при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком

педагог

дает

единичные

указания,

оказывает

периодическую

помощь

и

в

отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение.

Эмоциональность

восприятия

у

детей

усиливается,

когда

предметы,

игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает,

лает, из кирпичиков строят ворота, мостик. Интерес к занятию создается также

в тех случаях, когда воспитатель использует прием неожиданного появления

игрушек, всевозможные элементы сюрпризности.

Игру и обучение надо сочетать так, чтобы не мешало, а помогало

другому. Решающая роль в этом принадлежит эмоциональности поведения

воспитателя и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям.

Когда он что-либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это

бодро,

весело,

ласково

и

тем

вызывает

ответные

положительные

эмоции,

желание заниматься. Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя

интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса

животных, если они встречаются в тексте.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием

может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые

дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет

индивидуальные

задания

с

периодической

помощью

педагога.

Они

могут

допускать

ошибки,

исправлять

их

либо

самостоятельно,

либо

при

вопросе

воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии

взрослого,

когда

тот

отбирает

неправильно

размещенные

предметы

и

предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети

проявляют

большую

активность,

производя

многократные

сравнения,

сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям

требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей,

находящихся

на

таком

уровне

выполнения

задания,

материал

занятий

оказывается

завышенным.

Надо

знать

причину

их

отставания

(дети

могли

болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно

проследить успехи детей от занятия к занятию.

Немаловажную

роль

в

сенсорном

воспитании

играет

планомерность

обучения

детей.

Только

при

правильном

планировании

процесса

обучения

можно

успешно

реализовать

программу

всестороннего

развития

личности

ребенка. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой,

цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Сенсорное

воспитание

планируется

в

тесной

взаимосвязи

со

всеми

остальными разделами работы.

Существенным

фактором

в

планировании

и

методике

проведения

занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях

с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время

самостоятельной деятельности и т. д.

Важным

принципом

организации

процесса

обучения

является

систематичность. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится

с детьми 1 г. - 1 г. 3 мес. 1-2 раза в неделю, с детьми постарше - 1 раз в 2

недели.

Число

участвующих

в

занятиях

с

сенсорными

материалами

может

быть

различным и зависит от целей от 3-4 до 6-8. Наблюдение за окружающим,

экскурсии, где ведущая деятельность — зрительное и слуховое восприятие,

допустимо проводить со всей возрастной группой.

Занятия,

где

предполагается

обследовательская

и

предметная

деятельность,

эффективны

с

небольшим

числом

участников

(6—8

человек).

Желательно, чтобы уровень развития детей, объединённых в одну подгруппу,

был примерно одинаковым. Детей с замедленным темпом развития и вновь

поступивших привлекают к занятиям с меньшим числом участников.

Целесообразно

с

отдельными

детьми

некоторое

время

проводить

индивидуальные

занятия,

которые

послужат

началу

формирования

необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять

определённые действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.

У

детей

раннего

возраста

способность

сосредоточиться,

внимательно

слушать

только

начинает

еще

формироваться.

В

силу

свойственной

детям

подвижности им трудно длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь,

всякое однообразие их утомляет. С этим необходимо считаться.

Таким образом, встает вопрос о длительности занятий. Она зависит от

характера

детской

активности

на

занятии

и

от

эмоционального

состояния

детей. Если по ходу занятия они имеют возможность подвигаться, например

встать со стульчика и принести воспитательнице требуемый предмет, занятие

может,

не

утомляя

детей,

продолжаться

8-10

мин.

Чтение

стихотворения

с

показом игрушек, картинок требует от детей относительной неподвижности.

Поэтому они быстро отвлекаются, перестают слушать и смотреть на то, что им

показывают. Слушание текста и попутное рассматривание игрушек, картинок

длится несколько минут, после чего меняется характер деятельности детей: они

играют

с

игрушками,

которые

им

показывали,

или

воспроизводят

игровые

движения, выполняемые воспитательницей при чтении текста. В данном случае

смена

деятельности

предупреждает

утомление,

и

в

то

же

время

решается

задача учить слушать и понимать художественный текст, так как тематически

обе части занятия связаны: дети видят игрушки, слушают о них и действуют с

ними.

Большая заинтересованность детей содержанием занятия, возникающие

эмоции,

которые

в

этом

возрасте

выражаются

обычно

открыто,

непосредственно,

вызывают

иногда

необходимость

продлить

занятие

на

некоторое время. Если воспитатель замечает появление у детей признаков

утомления занятие следует закончить.

Особого

внимания

требует

вопрос

о

повторности

занятий:

период

раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к

к а ж д о м у

в о з р а с т н о м у

м и к р о п е р и од у

н е о б х од и м о

п о д х о д и т ь

дифференцированно.

Занятие

на

повторение

не

должно

быть

полностью

идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий

может

привести

к

механическому,

ситуативному

запоминанию,

а

не

к

поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Во время игр и занятий надлежит заботиться о хорошем эмоциональном

самочувствии

ребёнка.

Воспитатель

привлекает

внимание

к

предметам

и

действиям с ними с помощью разнообразных приёмов, поддерживает интерес

к

занятию.

Положительные

эмоции

активизируют

процессы

восприятия,

повышают

их

продуктивность,

улучшают

запоминание,

совершенствуют

умения,

позволяют

получить

удовольствие

от

выполненного

действия.

Не

следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом

случае

у

ребёнка

может

возникнуть

негативное

отношение

к

поручениям

воспитателя и к игровому материалу.

Таким

образом,

методика

работы

с

детьми

раннего

возраста

-

это

поэтапный

процесс,

который

включает

в

себя

тематическое

планирование,

систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом

сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования,

применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от

обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.



В раздел образования