Напоминание

Иностранный язык как аспект формирования межкультурной компетенции


Автор: Бельская Ираида Геннадьевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: Авиационно–транспортный колледж
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Иностранный язык как аспект формирования межкультурной компетенции
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Иностранный язык как аспект формирования межкультурной

компетенции

В век глобализации роль взаимодействия людей, взаимопроникновение культур

различных народов и государств возрастает значительно. Можно сказать, что многие

этносы в той или иной мере подвергаются влиянию культур других народов, особенно

ярко

это

наблюдается

в

государствах

развитой

демократии.

Новые

тенденции

взаимопроникновения культур приводят к развитию новых связей между различными

социальными

структурами,

между

различными

общественными

течениями

и

между

отдельными

людьми.

Как

следствие

этого

процесса,

возникла

потребность

в

формировании навыков межкультурного общения.

Хорошо

это

или

плохо,

но

реальность

такова,

что

процесс

глобализации

идет

быстрыми темпами. Эти процессы

привели к тому, что

представители различных

научных областей проявляют заинтересованность к изучению дальнейшего взаимного

влияния между разными культурами. Один из немногочисленных плюсов этого процесса

состоит в расширении и разнообразии контактов между представителями одной культуры

и

представителями

других

культур.

Межкультурная

коммуникация

это

совокупность

разнообразных

форм

отношений

и

общения

между

индивидами

и

группами,

принадлежащими к разным культурам.

Взаимодействие и двустороннее воздействие разных культур получило название

«межкультурной

коммуникации».

В

связи

с

тем,

что

процесс

межкультурной

коммуникации

это

особый

процесс,

которому

присуща

своя

специфика,

бывает

недостаточно только лишь знания иностранного языка при общении с представителями

иной культуры. Главная цель любого процесса общения –это желание быть понятным для

своего собеседника, донести до него информацию в более полной и достоверной форме,

при этом не попасть в зону конфликтов.

Готовность

вести

диалог

на

основе

знания

своей

и

чужой

культуры,

умение

ориентироваться во времени и пространстве собеседника, его социальном статусе, в

межкультурных

различиях,

вовлечение

различных

языковых

структур

-

все

это

предполагает,

необходимость

толерантного,

уважительного

отношения

к

ценностям,

традициям и обычаям представителя другой культуры. Взаимодействие этих навыков и

есть межкультурная компетенция.

«Межкультурная коммуникация» является уже привычной дисциплиной во многих

отечественных высших учебных заведениях. Это не просто дисциплина, которая введена

для

расширения

кругозора

студентов,

это

было

сделано

для

того,

чтобы

лучше

подготовить будущих специалистов к высокоэффективным межкультурным контактам в их

профессиональной деятельности. У обучающихся необходимо формировать толерантное,

уважительное

отношение

к

представителям

другой

культуры,

понимание

и

принятие

особенностей поведения и восприятия представителей другого этноса. Однако в рамках

среднего

образовательного

звена

такая

дисциплина

не

предусмотрено,

поэтому

формирование

межкультурной

компетенции

является

задачей

преподавателей

иностранного языка.

Одних лишь аудиторных занятий иностранного языка бывает не достаточно, чтобы

сформировать у обучающихся межкультурную компетенцию, способствующую успешной

межкультурной

коммуникации,.

Межкультурная

компетенция

формируется

на

уроках

иностранного

языка

в

основном

через

использование

аутентичных

тестов,

которые

содержат

лингвострановедческую

информацию.

И

хотя

данный

вид

деятельности

экономит время, но в действительности является скучной и низкоэффективной.

В этом случае на помощь приходит внеаудиторная работа. Постановка основных

целей

при

проведении

мероприятий

по

внеаудиторной

работе

представляет

собой

следующие моменты: углублять практические и знания и умения обучающихся; развивать

логическое

мышление;

развивать

интерес

к

иностранным

языкам;

воспитывать

коллективизм и организованность.

Данная деятельность расширяет сферу применения иностранного языка, позволяет

студентам увидеть широкие возможности, которые дает им изучение иностранного языка,

развивает особое эмоциональное состояние творчества, вызывает устойчивый интерес к

изучению языка, культуры, традиций и обычаев представителей данной культуры. Она

способствует

расширению культурологических

знаний студентов,

развивает

их

творческую сторону.

При выборе тематики внеаудиторного мероприятия следует учитывать возрастные,

индивидуальные

и

психологические

особенности

студентов,

их

интересы,

уровень

владения языком. Нужно эффективно использовать знания и умения, приобретённые на

аудиторных

занятиях. Внеаудиторная работа может иметь различные формы, например:

индивидуальные, групповые. Основным фактором использования таких форм является

количественный состав участников. Выделяют такие формы внеаудиторной работы как:

соревновательные,

средства

массовой

информации,

культурно-массовые,

политико-

массовые.

Формы внеаудиторной

работы,

которые

способствуют

наиболее

эффективному

формированию межкультурной компетенции, известны – это: просмотр и обсуждение

фильма или передачи на иностранном языке, неделя иностранных языков, вечера поэзии,

уроки-экскурсии, «интервью», «телемосты», различные праздники, которые отмечают в

странах носителей языка.

Различные

вечера,

дни

памяти

посвящённые

политическим,

общественным

деятелям, деятелям искусства, науки, поэтам, служат студентам помощью в становлении

нравственного или культурного эталона . Это люди, которые внесли вклад в развитие

мировой

культуры,

науки

и

искусства,

знания

которых

оказали

большое

влияние

на

развитие современного общества. Мероприятия, посвящённые знаковым людям эпохи

сформируют уважительное отношение к той стране, в которой они жили и трудились.

Просмотр

аутентичных

фильмов,

познавательных

видеороликов,

всевозможные

экскурсионные программы

вызывает огромный интерес у студентов любого уровня

подготовки. Они не только улучшают свои языковые навыки, но и проводят параллели и

сравнения разных культурных этносов. Обсуждение этих сюжетов является очень важной

составляющей

обучения

и

воспитания,

так

как

возможность,

с

помощью

наводящих

вопросов, подтолкнуть к обсуждению определенных тем очень ненавязчиво помогает

объяснить с какими культурными особенностями, традициями и обычаями это связано.

Студенты должны понимать, что порой то, что нам кажется странным, может

быть обычным и привычным для представителей другой культуры, другого народа. Тем

самым обучающиеся учатся понимать, что все люди разные и восприятие мира у всех

различно. Но эти различия не означают, что нужно враждебно относится к тем людям чье

мировоззрение

и чьи поступки отличаются от наших и

они зачастую

связаны с

этническими и культурными особенностями.

Для формирования навыков успешной межкультурной коммуникации все формы

внеаудиторной работы эффективны. Они способствуют в увлекательной форме вызвать

интерес и желание общаться с представителями других культур, развивают толерантное,

уважительное отношение, позволяют избежать национальных конфликтов.



В раздел образования