Напоминание

"Песочная терапия как метод коррекционного воздействия"


Автор: Юртыева Наталья Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №125
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Песочная терапия как метод коррекционного воздействия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 125» Выполнила: педагог-психолог 1 кв.категории Юртыева Н.С Оренбург, 2015 1

СОДЕРЖАНИЕ
Стр. Введение 3 Глава 1. История возникновения песочной терапии 1.1.Основные классические каноны работы с песком 1.2. Технологии работы с песочными картинами 1.3 Песочная терапия в работе с детьми 4 4 5 8 Заключение 9 Литература 11
ВВЕДЕНИЕ
2
Современные условия работы педагога-психолога предъявляют высокие требования к его профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности; качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми и подростками – все это требует внедрения в психолого- педагогическую работу эффективных, комплексных и в то же время простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и корректирующие функции, пригодна для работы с детьми и подростками, а также со взрослыми. В случаях, когда необходимо быстро получить представление о внутренней картине мира и месте в нем клиента, наиболее актуальных проблемах в отношениях с окружающими, обеспечить рефлексию – применение песочного материала представляется весьма эффективным. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» развивают личность психолога и клиента, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Глава 1. История возникновения песочной терапии
3
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. М. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она работала с двумя подносами, один из которых был наполнен песком, другой – водой. Детям также предлагались обычные формочки для игры в песочнице и коробки с миниатюрными игрушками. Ребенку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и назвала свою методику — техника «построения мира». Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Технология работы с песком была ей модифицирована в соответствии с теоретической базой. Сегодня «песочницу» активно используют в гештальт терапии, когнитивно- поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе, и конечно же, она может входить в инструментарий интегративной арт-терапии. Как уже говорилось, в качестве материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью клиентам предлагается создавать композиции в специальном подносе. После завершения работы с песком клиент дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения клиента, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т.д.), фиксирует композицию на фото или слайд пленку, подробно записывает рассказ клиента. 1.1.
Основные классические каноны работы с песком
Классические каноны предполагают использование деревянной песочницы 50х70 см. с высотой борта 8 см., однако можно задействовать и импровизированную – сделанную из пластикового лотка прямоугольной формы. Размещается песочница на невысоком столе. Ее внутренняя поверхность имеет синий цвет, символизирующий воду (стихию бессознательного), и наполнена песком на 1/3 высоты борта. Можно использовать как обычный речной песок, просеянный и прокаленный в целях дезинфекции, так и песок, который продается в зоомагазинах. В работе, как правило, применяются две песочницы – для сухого и мокрого песка. Традиционно «сухая» песочница рассматривается как 4
пространство социальных взаимоотношений клиента (картины на сухом песке – символическое отражение системы взаимоотношений человека с внешним миром); «мокрая» - пространство внутреннего мира. Песочницы дополняет набор разнообразных по форме, размеру и текстуре игрушек. Среди них обязательно должны быть фигурки людей разного пола, возраста, профессиональной принадлежности), животных (семьи животных), транспортных средств, растений и элементов ландшафта (деревья, кусты, всевозможные постройки, заборы). Для работы с песочными картинами понадобится небольшой набор игрушек, рассортированных по коробкам в соответствии с типом или расставленных так, чтобы клиент мог их видеть и свободно ими пользоваться. Как правило, работа над пе сочной картиной – п р о ц е с с индивидуальный, но возможен и семейный формат. Во втором случае использование метода направлено а то, чтобы семья (в разных вариантах своего состава), творчески взаимодействуя, выстроила символическую картину своего прошлого, настоящего и будущего, своих целей и ценностей. Совместная работа в песочнице позволяет не только получить некоторый срез текущей семейной ситуации, но и в ходе совместной рефлексии обозначить пути ее трансформации. При анализе семейных картин принципиально важно оценить характер взаимодействия членов семьи в ходе работы, целостность получившегося мира, его непротиворечивость, неконфликтность.
1.2. Технология работы с песочными картинами
Средняя продолжительность работы над песочной картиной вместе с ее обсуждением не должна превышать 40 минут. Технология работы состоит в следующем: педагог-психолог организует в кабинете безопасное и комфортное пространство, предоставляет клиенту песочницу, игрушки и небольшой объем воды. Никакой специальной инструкции нет – клиенту предлагается, воспользовавшись игрушками и водой, построить в песочнице все, что он захочет. Оговариваются лишь следующие правила работы:  песок из песочниц высыпать нельзя;  сухой и мокрый песок нельзя смешивать;  готовую картину разбирает только педагог-психолог после окончания сеанса. Педагог-психолог наблюдает за действиями клиента, занимая для этого удобное место. Если клиент приглашает его к диалогу, он может обсудить с 5
ним выбор игрушек, их символическое значение и правила работы с песком. Для полной, качественной интерпретации важно фиксировать детали процесса изготовления песочной картины: невербальные проявления клиента (выражения лица, жесты, поза, эмоции), последовательность работы, особенности поведения при выборе игрушек. При описании картины мира на песке и ее интерпретации пристального внимания заслуживают следующие аспекты: 1. общая композиция песочницы и первое эмоциональное впечатление, которое она производит,- именно первое впечатление служит ярким показателем того, насколько гармоничен внутренний мир ребенка или пространство его социальных отношений. 2. Количество использованных в работе фигурок, наполненность песочницы элементами. 3. Находятся ли фигурки на поверхности песка или погружены в него, что говорит о разной степени осознанности тех или иных состояний психики. 4. Геометрическое размещение фигурок в песке, показывающее, насколько близко расположены элементы психиче ского пространства. 5. Основной цвет использованных фигурок, позволяющий сделать вывод об эмоциональном состоянии автора песочной картины. 6. Расположении элементов в пространстве песочницы, песочница рассматривается с позиции ребенка, который ее строил, именно относительно его положения определяются вверх-вниз и право-лево получившейся картины. Вертикальное зонирование песочницы Разум и мысли Эмоции и чувства Действия Социальные нормы Сознание Бессознательное 6
 В е рх н я я ч а с т ь с и м в о л и з и р у е т м е н т а л ь н ы е п р о ц е с с ы . О чем человек думает, фантазирует, планирует, вспоминает.  Центральная часть символизирует эмоциональные процессы — то, что человек переживает, чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.  Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступков ч е л о в е к а — т о , ч т о о н с д е л а л , ч т о д е л а е т , ч т о хочет сделать. Это земля, почва под ногами. Как видим, интерпретация символического значения многозначная и многоуровневая, поэтому психолог ищет тот смысл, который более всего с о о т в е т с т в у е т с о с т о я н и ю к л и е н т а и и д е е к а р т и н ы . Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице может дать важную информацию об особенностях клиента. Для этого необходимо ответить на вопрос: какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми? Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования. Горизонтальное зонирование песочницы Прошлое Настоящее Будущее «Женская» часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом. Левая часть — это то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. Это то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует «Я» клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент. « Мужс ка я » ч а с т ь . С и м вол и з и руе т буд у щ е е . С о ц и а л ь н ы е процессы. Взаимоотношения в социуме — детский сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим. Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного. 7
2.3.
Песочная терапия в работе с детьми
В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки и иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь и свой мир собственными руками. Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком: 1.Хаос. Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Происходит постепенное от реагирование болезненного эмоционального состояния и освобождение от него. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить к ней отношение. Эта стадия может продолжаться от одного до нескольких занятий. 2.Борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравновешенности (например, герой, который побеждает «силы мрака»). 3.Га р м о н и я . Ж и з н ь в о з в р а щ а е т с я в н о р м а л ь н о е р у с л о . Восстанавливается порядок и равновесие. В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель, следуя законам Бытия: один жизненный сюжет сменяет другой, все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного рав- новесия. Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Что же происходит с ним, когда он играет в песок? Ребенок 8
часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное, ребенок «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке ребенком может и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом осуществляется "круговорот переносов в природе"» (Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева). Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками: это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых,
существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых,
в песочнице мощно развивается «тактильная» чув- ствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих,
в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В - ч е т в е р т ы х ,
совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых,
песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. 9
Недаром у некоторых народов перед храмом стоят чаши с песком и водой, чтобы человек перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно. Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и с самим собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия.» - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с. 2. Киселева М. В. «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе.» — Речь, 2007. — 336 с, 3. Кожушко Н.Ю. «Диагностика и коррекция снижения обучаемости у детей» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.-128с. 4. Сакович Н. А. « Технология игры в песок. Игры на мосту.» — СПб.: Речь, 2006. — 176 с. 5. «Справочник педагога-психолога» детский сад – Москва 07, 2012 6. Эль Г. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия» — СПб.: Речь, 2010 г. - 208 10
11


В раздел образования