"Песочная терапия как метод коррекционного воздействия"
Автор: Юртыева Наталья Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ детский сад №125 Населённый пункт: Оренбург Наименование материала: Педагогический опыт Тема: "Песочная терапия как метод коррекционного воздействия" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию детей № 125»
Выполнила: педагог-психолог 1 кв.категории
Юртыева Н.С
Оренбург, 2015
1
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
3
Глава 1. История возникновения песочной терапии
1.1.Основные классические каноны работы с песком
1.2. Технологии работы с песочными картинами
1.3 Песочная терапия в работе с детьми
4
4
5
8
Заключение
9
Литература
11
ВВЕДЕНИЕ
2
Современные
условия
работы
педагога-психолога
предъявляют
высокие
требования
к
его
профессионализму.
Изменения
в
системе
образования
–
принятие
новых
стандартов,
определяющих
результаты
обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере
развития личности; качественные изменения, происходящие с сегодняшними
детьми
и
подростками
–
все
это
требует
внедрения
в
психолого-
педагогическую работу эффективных, комплексных и в то же время простых
в использовании методик.
Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе
диагностические и корректирующие функции, пригодна для работы с детьми
и подростками, а также со взрослыми. В случаях, когда необходимо быстро
получить представление о внутренней картине мира и месте в нем клиента,
наиболее актуальных проблемах в отношениях с окружающими, обеспечить
рефлексию
–
применение
песочного
материала
представляется
весьма
эффективным.
Кроме
того,
работа
с
песком,
моделирование
«миров»
развивают
личность психолога и клиента, создают невидимый мост между ребенком и
взрослым, сближают родителей и детей.
Глава 1. История возникновения песочной терапии
3
Игра с песком как консультативная методика была описана английским
педиатром
Маргарет
Ловенфельд
в
1939
году. М. Ловенфельд придавала
большое
значение
тактильному
контакту
ребенка
с
песком
и
водой,
дополнявшему
проективную
игру
с
различными
предметами
и
куклами.
Она работала с двумя подносами, один из которых был наполнен песком,
другой – водой. Детям также предлагались обычные формочки для игры в
песочнице и коробки с миниатюрными игрушками. Ребенку предоставлялась
возможность
свободно
играть
с
песком,
водой
и
фигурками.
Дети
называли
этот
процесс
«строить
мир».
М.
Ловенфельд
так
и
назвала свою методику — техника «построения мира».
Формированием
концепции
“песочной
терапии”
(или
“sand-play”)
занимались,
в
основном,
представители
юнгианской
школы.
Например,
швейцарский
аналитик
Дора
Калфф. Технология
работы
с
песком
была
ей
модифицирована
в
соответствии
с
теоретической
базой.
Сегодня
«песочницу»
активно
используют
в
гештальт
терапии,
когнитивно-
поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе, и конечно же,
она может входить в инструментарий интегративной арт-терапии.
Как уже говорилось, в качестве материалов используется песок, вода и
миниатюрные
фигурки.
С
их
помощью
клиентам
предлагается
создавать
композиции в специальном подносе. После завершения работы с песком
клиент дает название своему творению и рассказывает о нем психологу.
Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения
клиента, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и
т.д.), фиксирует композицию на фото или слайд пленку, подробно записывает
рассказ клиента.
1.1. Основные классические каноны работы с песком
Классические каноны предполагают использование деревянной песочницы
50х70
см.
с
высотой
борта
8
см.,
однако
можно
задействовать
и
импровизированную
–
сделанную
из
пластикового
лотка
прямоугольной
формы.
Размещается
песочница
на
невысоком
столе.
Ее
внутренняя
поверхность
имеет
синий
цвет,
символизирующий
воду
(стихию
бессознательного),
и
наполнена
песком
на
1/3
высоты
борта.
Можно
использовать как обычный речной песок, просеянный и прокаленный в целях
дезинфекции, так и песок, который продается в зоомагазинах.
В работе, как правило, применяются две песочницы – для сухого и
мокрого
песка.
Традиционно
«сухая»
песочница
рассматривается
как
4
пространство
социальных
взаимоотношений
клиента
(картины
на
сухом
песке
–
символическое
отражение
системы
взаимоотношений
человека
с
внешним миром); «мокрая» - пространство внутреннего мира.
Песочницы
дополняет
набор
разнообразных
по
форме,
размеру
и
текстуре
игрушек.
Среди
них
обязательно
должны
быть
фигурки
людей
разного
пола,
возраста,
профессиональной
принадлежности),
животных
(семьи животных), транспортных средств, растений и элементов ландшафта
(деревья, кусты, всевозможные постройки, заборы). Для работы с песочными
картинами понадобится небольшой набор игрушек, рассортированных по
коробкам в соответствии с типом или расставленных так, чтобы клиент мог
их видеть и свободно ими пользоваться.
Как
правило,
работа
над
пе сочной
картиной
–
п р о ц е с с
индивидуальный,
но
возможен
и
семейный
формат.
Во
втором
случае
использование метода направлено а то, чтобы семья (в разных вариантах
своего
состава),
творчески
взаимодействуя,
выстроила
символическую
картину своего прошлого, настоящего и будущего, своих целей и ценностей.
Совместная работа в песочнице позволяет не только получить некоторый срез
текущей семейной ситуации, но и в ходе совместной рефлексии обозначить
пути ее трансформации. При анализе семейных картин принципиально важно
оценить характер взаимодействия членов семьи в ходе работы, целостность
получившегося мира, его непротиворечивость, неконфликтность.
1.2. Технология работы с песочными картинами
Средняя продолжительность работы над песочной картиной вместе с ее
обсуждением не должна превышать 40 минут. Технология работы состоит в
следующем:
педагог-психолог
организует
в
кабинете
безопасное
и
комфортное
пространство,
предоставляет
клиенту
песочницу,
игрушки
и
небольшой объем воды. Никакой специальной инструкции нет – клиенту
предлагается, воспользовавшись игрушками и водой, построить в песочнице
все, что он захочет. Оговариваются лишь следующие правила работы:
песок из песочниц высыпать нельзя;
сухой и мокрый песок нельзя смешивать;
готовую картину разбирает только педагог-психолог после окончания
сеанса.
Педагог-психолог наблюдает за действиями клиента, занимая для этого
удобное место. Если клиент приглашает его к диалогу, он может обсудить с
5
ним выбор игрушек, их символическое значение и правила работы с песком.
Для
полной,
качественной
интерпретации
важно
фиксировать
детали
процесса изготовления песочной картины: невербальные проявления клиента
(выражения
лица,
жесты,
поза,
эмоции),
последовательность
работы,
особенности поведения при выборе игрушек.
При описании картины мира на песке и ее интерпретации пристального
внимания заслуживают следующие аспекты:
1.
общая композиция песочницы и первое эмоциональное впечатление,
которое
она
производит,- именно
первое
впечатление
служит
ярким показателем того, насколько гармоничен внутренний мир
ребенка или пространство его социальных отношений.
2.
Количество
использованных
в
работе
фигурок, наполненность
песочницы элементами.
3.
Находятся ли фигурки на поверхности песка или погружены в него,
что говорит о разной степени осознанности тех или иных состояний
психики.
4.
Геометрическое
размещение
фигурок в
песке,
показывающее,
насколько
близко
расположены
элементы
психиче ского
пространства.
5.
Основной
цвет
использованных
фигурок, позволяющий
сделать
вывод об эмоциональном состоянии автора песочной картины.
6.
Расположении
элементов
в
пространстве
песочницы, песочница
рассматривается с позиции ребенка, который ее строил, именно
относительно его положения определяются вверх-вниз и право-лево
получившейся картины.
Вертикальное зонирование песочницы
Разум и мысли
Эмоции и чувства
Действия
Социальные нормы
Сознание
Бессознательное
6
В е рх н я я
ч а с т ь
с и м в о л и з и р у е т
м е н т а л ь н ы е
п р о ц е с с ы .
О чем человек думает, фантазирует, планирует, вспоминает.
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы — то,
что человек переживает, чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.
Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступков
ч е л о в е к а
—
т о ,
ч т о
о н
с д е л а л ,
ч т о
д е л а е т ,
ч т о
хочет сделать. Это земля, почва под ногами.
Как
видим,
интерпретация
символического
значения
многозначная
и
многоуровневая, поэтому психолог ищет тот смысл, который более всего
с о о т в е т с т в у е т
с о с т о я н и ю
к л и е н т а
и
и д е е
к а р т и н ы .
Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице
может
дать
важную
информацию
об
особенностях
клиента.
Для
этого
необходимо ответить на вопрос: какие части песочницы наиболее заполнены,
а какие оказались пустыми? Если наблюдается определенная дисгармония в
заполнении
песочницы
фигурками,
психолог
может
определить
для
себя
наиболее общие задачи консультирования.
Горизонтальное зонирование песочницы
Прошлое
Настоящее
Будущее
«Женская»
часть.
Символизирует
прошлое,
взаимоотношения
со
значимыми женщинами, матерью, связь с домом.
Левая часть — это то, что человек уже имеет, на что может опираться.
Левая
часть
также
может
символизировать
внутренний
мир
человека;
отражать его глубинные личностные процессы.
Настоящее.
Центральная
часть
символизирует
актуальные
в
данный
момент процессы человека. Это то, о чем он думает, к чему стремится, что
является
для
него
значимым.
Особенно
это
касается
фигурки,
которая
поставлена в центр картины. Нередко она символизирует «Я» клиента, тот
образ,
с
которым
он
себя
бессознательно
ассоциирует
в
данный
момент.
« Мужс ка я »
ч а с т ь .
С и м вол и з и руе т
буд у щ е е .
С о ц и а л ь н ы е
процессы. Взаимоотношения в социуме — детский сад, школа, институт,
работа.
Может
отражать
взаимоотношения
с
партнером
по
браку.
Также
символизирует
планы
на
будущее,
тревоги,
связанные
с
будущим.
Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом.
Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.
7
2.3. Песочная терапия в работе с детьми
В
процессе
песочной
терапии
могут
корректироваться
некоторые
неадаптивные
установки
и
иррациональные
представления.
Один
из
основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на
том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося
символическим
выражением
его
способности
и
права
строить
свою
жизнь и свой мир собственными руками.
Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с
песком:
1.Хаос.
Эта
стадия
отражает
эмоциональное
смятение
и
хаос,
доминирующие в жизни ребенка. Происходит постепенное от реагирование
болезненного
эмоционального
состояния
и
освобождение
от
него.
Многократное
символическое
повторение
психотравмирующей
ситуации
позволяет изменить к ней отношение. Эта стадия может продолжаться от
одного до нескольких занятий.
2.Борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия,
тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По завершении этой
стадии появляются первые признаки уравновешенности (например, герой,
который побеждает «силы мрака»).
3.Га р м о н и я .
Ж и з н ь
в о з в р а щ а е т с я
в
н о р м а л ь н о е
р у с л о .
Восстанавливается порядок и равновесие.
В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и
активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого
ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с
древних
времен.
Податливость
песка
будит
желание
создать
из
него
миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель,
следуя законам Бытия: один жизненный сюжет сменяет другой, все приходит
и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, —
просто
старое
превращается
в
нечто
иное,
новое.
При
многократном
переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного рав-
новесия.
Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма
деятельности. Что же происходит с ним, когда он играет в песок? Ребенок
8
часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на
помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,
создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от
напряжения.
А
самое
главное,
ребенок
«приобретает
бесценный
опыт
символического
разрешения
множества
жизненных
ситуаций,
ведь
в
настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде "концентрата"
попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке
ребенком
может
и
не
осознаваться).
Некоторое
время
оно
активно
ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И
наступает
момент
(срок
для
каждого
индивидуален),
когда
мы
можем
заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но
он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом
осуществляется
"круговорот
переносов
в
природе"»
(Т.
Д.
Зинкевич-
Евстигнеева).
Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще
вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Наблюдения
психологов
показывают
также,
что
именно
первые
совместные игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать
родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что
их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со
сверстниками: это может стать поводом для размышлений о собственной
системе воспитания.
Перенос
традиционных
педагогических
занятий
в
песочницу
дает
больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные
формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то
новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в
песочнице
мощно
развивается
«тактильная»
чув-
ствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются
все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а
также речь и моторика.
В - ч е т в е р т ы х , совершенствуется
развитие
предметно-игровой
деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой
игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок,
как
и
вода,
способен
«заземлять»
отрицательную
энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
9
Недаром у некоторых народов перед храмом стоят чаши с песком и водой,
чтобы
человек
перед
тем,
как
общаться
с
высшими
силами,
очистился
духовно и телесно.
Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа
начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь с землей,
приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и с
самим собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная
игротерапия.» - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,
1998.-50 с.
2.
Киселева М. В. «Арт-терапия в практической психологии и социальной
работе.» — Речь, 2007. — 336 с,
3.
Кожушко Н.Ю. «Диагностика и коррекция снижения обучаемости у
детей» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.-128с.
4.
Сакович Н. А. « Технология игры в песок. Игры на мосту.» — СПб.:
Речь, 2006. — 176 с.
5.
«Справочник педагога-психолога» детский сад – Москва 07, 2012
6.
Эль Г. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия» —
СПб.: Речь, 2010 г. -
208
10
11